Тема: Кость как орган.
Время выполнения 2 ч.
Уважаемый студент!
Вы изучили на теоретических занятиях строение костной ткани. Знаете основные клетки костной ткани и их функции, виды костной ткани, а также особенности строения костного вещества.
Вам предлагается самостоятельно изучить тему: «Кость как орган».
Цели Вашей самостоятельной работы:
Выполнив эту работу, вы будете иметь более углубленное представление о составе, строении и классификации костей, особенностях их роста.
Алгоритм выполнения самостоятельной работы:
Для овладения знаниями необходимо:
• изучить материал учебника:
- Анатомия человека: учебник для медицинских училищ и коледжей/ З.Г.Брыксина, М.Р. Сапин, С.В.Чава– М.: ГЭОТАР-Медиа,2016. – 424 с.:ил. Стр. 45-49
- Анатомия человека: атлас: учебное пособие для медицинских училищ и коледжей/ М.Р.Сапин, З.Г.Брыксина, С.В.Чава – М.: ГЭОТАР-Медиа,2015. – 376 с.:ил. Стр. 22- 25
- Анатомия и физиология человека: учеб. Для студ. Учреждений среднего профессионального образования/ И.В.Гайворонский, Г.И.Ничепорук, А.И.Гайворонский. – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.-496 с. Стр. 40-48.
• ответить на контрольные вопросы
• заполнить схемы и таблицы
• зарисовать схемы строения различных структур
N.В! При возникновении трудностей в выполнении работы Вы можете получить консультацию и рекомендации у преподавателя анатомии.
Задания для самостоятельной работы:
1. Начертите и заполните схему, отражающую процентное соотношение веществ, составляющих свежую кость.
Состав кости
= 28% =22% =50%
=12% =16%
2. Уточните, какие свойства кости придают органические и неорганические вещества в ее составе.
|
3. Укажите, что является структурно-функциональной единицей кости.
4. Зарисуйте схему строения остеона на разрезе (см. рисунок).
Сделайте пометки на рисунке: 1 - пластинки остеона; 2 - остеоциты; 3 - центральный или гаверсов канал.
5. Напишите, каков диаметр центрального канала и что в нем
располагается.
6. Объясните, какое костное вещество состоит из остеонов.
7. Дайте определение понятию надкостница (периост) и эндост.
8. Поясните, с помощью какой структуры надкостница соединена с костью.
9. Перечислите слои надкостницы.
10. Заполните таблицу, классифицирующую кости по виду.
Вид кости | Примеры соответствующих видов костей | Строение |
Трубчатые – образуют скелет конечностей | ||
Губчатые (короткие) | ||
Плоские (широкие) – ограничивают полости | ||
Смешанные – имеют сложную форму | ||
Воздухоносные – околоносовые пазухи |
11. Зарисуйте схему строения трубчатой кости. Сделайте пометки на рисунке:
1- компактное вещество
2- слой наружных окружающих пластинок
3 - слой внутренних окружающих пластинок;
4- остеоны;
5 – надкостница;
6 – костно-мозговая полость
7 – костные перекладины губчатого вещества кости;
8 – костные клетки (остеоциты)
9 – кровеносные сосуды и нервные волокна.
12. Зарисуйте схему строения трубчатой кости, укажите ее части, отмеченные цифрами
13. Назовите, из какой ткани происходит развитие костей.
14. Перечислите стадии развития костей.
15. Поясните, когда начинается и завершается процесс окостенения.
16. Как происходит рост кости в длину и в ширину?
|
При оценке Вашей работы внимание будет обращаться на:
1) точность, краткость и лаконичность ответов;
2) аккуратность копирования рисунков и схем;
3) полноту заполнения таблиц и схем.
Желаю успехов!