Введение
Решение экологических проблем любого масштаба требует перестройки господствующего ныне антропоцентрического типа экологического сознания людей на экоцентрический. Как это ни парадоксально, но в современном общественном сознании экологический кризис мыслится как нечто внешнее по отношению к человеку. Показательно, что в "стратегии сохранения природы" Международного союза охраны природы проблема воспитания людей находится на последнем месте.
Между тем действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном итоге определяется поведением людей, которые взаимодействуют с ней, их отношением к природе. Более конструктивной представляется иная позиция, утверждающая, что экологический кризис - это в значительной степени философско-идеологический, и в первую очередь, мировоззренческий кризис. Поэтому решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время типа экологического сознания.
Общественное экологическое сознание
Экологическое сознание - это сознание, имеющее свою специфику, направленность, связанную со своеобразием отражения мира природы и конструктивно-творческим его преобразованием; это высший уровень психического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексия места и роли человека в биологическом, физическом и химическом мире, а также саморегуляция данного отражения.
К основным свойствам или признакам экологического сознания относятся:
· социальный характер экологического сознания, что обусловлено принятыми в данном обществе нормами, ценностями, сформировавшимися традициями;
|
· опосредованность символами, знаками, в том числе вербальными средствами восприятия человеком мира природы;
· саморефлексивность;
· внутренний диалогизм и др.
Выделяют два типа экологического сознания:
· Антропоцентрическое экологическое сознание - это особая форма отражения природных объектов и явлений действительности, их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразующую деятельность человека, для которой характерно выраженное противопоставление человека и природы, где высшей ценностью является сам человек, использующий природу для удовлетворения своих потребностей и не распространяющий на взаимодействие с ней этические нормы и правила.
Многими современными учеными, занимающихся проблемами социальной экологии, считают некорректным употребление данного термина «антропоцентрическое экологическое сознание», так как данный тип экологического сознания, по своей сути, является антиэкологическим.
· Экоцентрическое экологическое сознание - это особая форма отражения природных объектов и явлений действительности и их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразующую деятельность человека, для которого характерно наделение природы субъектными свойствами, в результате чего сама природа признается как ценность, отношения с ней строятся на принципах равноправия в силу доминирования непрагматической мотивации и распространения на мир природы этических норм и правил.
Отношение общества к заповедным территориям
В условиях господства антропоцентрического экологического сознания, природоохранная деятельность специальных государственных служб часто протекает в контексте сопротивления населения. Учеными было выявлено: чем дальше живут люди от территории заповедника, тем позитивнее у них отношение к этому заповеднику. С необходимостью организации заповедника согласна лишь половина населения, проживающего на его территории, и практически все жители других районов. Введение строгого заповедного режима поддерживает только треть местных жителей. Основной причиной негативного отношения к заповеднику является лишение населения возможности прагматического использования данной природной территории. Отмечается, что субъективное отношение к заповеднику связано с уровнем информированности людей о его целях и задачах, а также с возрастом жителей: организацию заповедника поддерживает практически вся молодежь, до 80% людей среднего возраста и менее 50% людей пожилого возраста. Население, в большинстве, негативно относится к созданию заповедников, так как на его территории запрещен запреты на сбор ягод, грибов, рыбную ловлю, сенокошение, пастьбу скота, сбор валежа на дрова. По их мнению такая форма природоиспользования не является губительной для заповедника.
|
По данным исследований природа воспринимается мужским населением прежде всего как источник материальных благ. В определенной степени — как объект красоты и изучения, и в минимальной— как объект охраны. Прослеживается низкий уровень готовности в той или иной мере поддерживать природоохранную деятельность заповедника, принимать в ней какое-либо участие.
|
Отношение к природе у женщин имеет совершенно другую структуру, которая является вполне благоприятной с природоохранной точки зрения. Для женщин природа — это прежде всего источник красоты. Восприятие природы с прагматической точки зрения выражено в наименьшей степени, в наибольшей – как объекта охраны и заботы.
Для различных категорий взрослого населения характерно преобладание эстетического восприятия природы. При этом восприятие природы как объекта охраны и заботы выражено сильнее, чем у жителей больших городов, никак не связанных с деятельностью заповедников. В наименьшей степени у населения представлено отношение к природе как к объекту изучения.
Прагматическое отношение к природе (как к источнику материальной пользы) у мужчин выражено сильнее, чем у женщин, и у пожилых людей — сильнее, чем у молодежи.
Отношение взрослого населения к природоохранной деятельности заповедников в целом носит позитивный характер. Эмоционально положительное восприятие заповедников намного превосходит эмоционально отрицательное. Население проявляет значительный интерес к информации об охраняемых природных территориях, готово в определенной степени оказывать содействие в природоохранной деятельности.
Осведомленность населения о заповедниках, их функциях и значении остается недостаточной. Однако, более высокий уровень информированности людей сам по себе не гарантирует усиление позитивного отношения к заповедникам.
Отношение молодежи к природоохранной деятельности заповедников более позитивно, чем отношение людей зрелого и особенно пожилого возраста, отношение женщин — более позитивно, чем мужчин.
В отношении школьников к природе по сравнению со взрослыми более выражено восприятие природы как объекта охраны и заботы, которое часто является преобладающим. Это отличает школьников из населенных пунктов, в которых сотрудниками заповедников ведется эколого-просветительская работа. Их отношение к природе носит менее прагматический и более природоохранный характер по сравнению со сверстниками из городов европейской части России.
Отношение к заповедникам школьников всех возрастов носит ярко выраженный позитивный характер. Наиболее позитивное отношение к деятельности охраняемых природных территорий отмечается у учащихся среднего школьного возраста (до 14—15 лет). Отношение к заповедникам учащихся старшего школьного возраста имеет более низкие показатели. Девочки относятся к заповедникам более позитивно, чем мальчики.
Школьные учителя представляют собой наиболее экологически активную категорию населения. Однако их информированность о деятельности заповедников недостаточна.
Результаты исследования показывают, что эколого-просветительская работа, проводимая сотрудниками охраняемых природных территорий, может оказывать значительное влияние на экологическое сознание местного населения.
Эффект коррекции отношения к природе и к заповедникам может быть достигнут путем разработки и реализации комплекса эколого-просветительских программ, направленных на работу с различными категориями населения. Прежде всего, целесообразно создать такие программы для работы с людьми пожилого возраста и школьниками старших классов. Особую задачу представляет эколого-просветительская работа с мужской частью взрослого населения. Разрабатывая такие программы, необходимо опираться на психологические особенности соответствующих социально-возрастных групп.
Проблема заключается в том, что традиционно в эколого-просветительской работе основное внимание уделяется школьникам, причем преимущественно учащимся среднего школьного возраста. С одной стороны, эта сфера эколого-просветительской работы имеет более развитую методическую базу, а с другой – психологические особенности детей данного возраста делают эту работу педагогически более легкой и эффективной. Если работа со школьниками может и должна осуществляться в тесном контакте с учителями, то работа со взрослым населением полностью ложится на плечи сотрудников заповедников и национальных парков.
Заключение
В общественном экологическом сознании преобладают антропоцентрические экологические представления, а возможности удовлетворения потребности в непосредственном общении с природой связываются преимущественно с экспансивно-присваивающими формами поведения. Полученные учеными, а также целый ряд других исследований свидетельствуют о том, что как на уровне общественного, так и индивидуального сознания преобладают антропоцентристские установки. Это связанно с тем (и это особенно характерно для нашей страны), что новая экологическая этика, экологическая психология и экологическая педагогика только начинают пробивать себе дорогу. Существующая до сих пор система экологического воспитания и образования подрастающего поколения, несмотря на декларирование высоких гуманных ценностей, тем не менее в основе своей строилась на антропоцентристской парадигме. Поэтому в настоящее время особенно остро стоит проблема построения принципиально иной системы образования подрастающего поколения, которая в полной мере учитывала бы достижения современной экологической философии, экологической этики, экологической психологии и педагогики.
Примеры такого рода уже имеются в отечественной психолого-педагогической науке. Так, А.Г. Козлова в своей работе акцентирует внимание на формировании у учащихся планетарного сознания. В практике лицея эколого-информационных технологий в г. Иркутске в качестве ноосферного образования ставится проблема формирования такого рода планетарного сознания, которое включает в себя развитие у учащихся научного, феноменологического, экологического, гуманистического и глобального сознания. В частности, в качестве специфической цели и особой стратегии построения учебно-воспитательного процесса выделяется формирование у школьников экологического сознания, предполагающего понимание органического единства мира и невозможности совершения действий в одном элементе системы без последствий для остальных.
Таким образом, в современном образовательном процессе предпринимаются достаточно плодотворные, на наш взгляд, попытки реализации в педагогическом процессе философских и психологических достижений в сфере развития экологического сознания на рубеже XX и XXI столетий.
Список литературы