Отношение общества к заповедным территориям




Введение

Решение экологических проблем любого масштаба требует перестройки господствующего ныне антропоцентрического типа экологического сознания людей на экоцентрический. Как это ни парадоксально, но в современном общественном сознании экологический кризис мыслится как нечто внешнее по отношению к человеку. Показательно, что в "стратегии сохранения природы" Международного союза охраны природы проблема воспитания людей находится на последнем месте.

Между тем действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном итоге определяется поведением людей, которые взаимодействуют с ней, их отношением к природе. Более конструктивной представляется иная позиция, утверждающая, что экологический кризис - это в значительной степени философско-идеологический, и в первую очередь, мировоззренческий кризис. Поэтому решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время типа экологического сознания.

 

 

Общественное экологическое сознание

Экологическое сознание - это сознание, имеющее свою специфику, направленность, связанную со своеобразием отражения мира природы и конструктивно-творческим его преобразованием; это высший уровень психического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексия места и роли человека в биологическом, физическом и химическом мире, а также саморегуляция данного отражения.

К основным свойствам или признакам экологического сознания относятся:

· социальный характер экологического сознания, что обусловлено принятыми в данном обществе нормами, ценностями, сформировавшимися традициями;

· опосредованность символами, знаками, в том числе вербальными средствами восприятия человеком мира природы;

· саморефлексивность;

· внутренний диалогизм и др.

Выделяют два типа экологического сознания:

· Антропоцентрическое экологическое сознание - это особая форма отражения природных объектов и явлений действительности, их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразующую деятельность человека, для которой характерно выраженное противопоставление человека и природы, где высшей ценностью является сам человек, использующий природу для удовлетворения своих потребностей и не распространяющий на взаимодействие с ней этические нормы и правила.

Многими современными учеными, занимающихся проблемами социальной экологии, считают некорректным употребление данного термина «антропоцентрическое экологическое сознание», так как данный тип экологического сознания, по своей сути, является антиэкологическим.

· Экоцентрическое экологическое сознание - это особая форма отражения природных объектов и явлений действительности и их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразующую деятельность человека, для которого характерно наделение природы субъектными свойствами, в результате чего сама природа признается как ценность, отношения с ней строятся на принципах равноправия в силу доминирования непрагматической мотивации и распространения на мир природы этических норм и правил.

 

 

Отношение общества к заповедным территориям

В условиях господства антропоцентрического эколо­гического сознания, природоохранная деятельность специальных государственных служб часто протекает в контексте сопротивле­ния населения. Учеными было выявлено: чем дальше живут люди от территории заповедника, тем позитивнее у них отношение к этому заповеднику. С необходимостью организации заповед­ника согласна лишь половина населения, проживающего на его территории, и практически все жители других районов. Введение строгого заповедного режима поддерживает только треть мест­ных жителей. Основной причиной негативного отношения к за­поведнику является лишение населения возможности прагматического использования данной природной территории. Отмечается, что субъективное отношение к заповеднику связа­но с уровнем информированности людей о его целях и задачах, а также с возрастом жителей: организацию заповедника поддер­живает практически вся молодежь, до 80% людей среднего воз­раста и менее 50% людей пожилого возраста. Население, в большинстве, негативно относится к созданию заповедников, так как на его территории запрещен запреты на сбор ягод, грибов, рыбную ловлю, сенокошение, пастьбу скота, сбор валежа на дро­ва. По их мнению такая форма природоиспользования не является губительной для заповедника.

По данным исследований природа воспринимается мужским населением прежде всего как источник материальных благ. В определенной степени — как объект красоты и изучения, и в минимальной— как объект охраны. Прослеживается низкий уровень готовности в той или иной мере поддерживать природоохранную деятельность заповедника, принимать в ней какое-либо участие.

Отношение к природе у женщин имеет совершенно другую структуру, которая является вполне благоприятной с природоохранной точки зрения. Для женщин природа — это прежде всего источник красоты. Восприятие природы с прагматической точки зрения выражено в наименьшей степени, в наибольшей – как объекта охраны и заботы.

Для различных категорий взрослого населения характерно пре­обладание эстетического восприятия природы. При этом восприя­тие природы как объекта охраны и заботы выражено сильнее, чем у жителей больших городов, никак не связанных с деятельностью заповедников. В наименьшей степени у населения представлено отношение к природе как к объекту изучения.

Прагматическое отношение к природе (как к источнику мате­риальной пользы) у мужчин выражено сильнее, чем у женщин, и у пожилых людей — сильнее, чем у молодежи.

Отношение взрослого населения к природоохранной деятель­ности заповедников в целом носит позитивный характер. Эмоци­онально положительное восприятие заповедников намного превосходит эмоционально отрицательное. Население проявляет значительный интерес к информации об охраняемых природных территориях, готово в определенной степени оказывать содействие в природоохранной деятельности.

Осведомленность населения о заповедниках, их функциях и значении остается недостаточной. Однако, более высокий уровень информированности людей сам по себе не гарантирует усиление позитивного отношения к заповедникам.

Отношение молодежи к природоохранной деятельности запо­ведников более позитивно, чем отношение людей зрелого и особенно пожилого возраста, отношение женщин — более позитивно, чем мужчин.

В отношении школьников к природе по сравнению со взрос­лыми более выражено восприятие природы как объекта охраны и заботы, которое часто является преобладающим. Это отличает школьников из населенных пунктов, в которых сотрудниками заповедников ведется эколого-просветительская работа. Их от­ношение к природе носит менее прагматический и более приро­доохранный характер по сравнению со сверстниками из городов европейской части России.

Отношение к заповедникам школьников всех возрастов носит ярко выраженный позитивный характер. Наиболее позитивное от­ношение к деятельности охраняемых природных территорий отме­чается у учащихся среднего школьного возраста (до 14—15 лет). Отношение к заповедникам учащихся старшего школьного возрас­та имеет более низкие показатели. Девочки относятся к заповед­никам более позитивно, чем мальчики.

Школьные учителя представляют собой наиболее экологичес­ки активную категорию населения. Однако их информированность о деятельности заповедников недостаточна.

Результаты исследования показывают, что эколого-просвети­тельская работа, проводимая сотрудниками охраняемых природ­ных территорий, может оказывать значительное влияние на экологическое сознание местного населения.

Эффект коррекции отношения к природе и к заповедникам может быть достигнут путем разработки и реализации комплекса эколого-просветительских программ, направленных на работу с различными категориями населения. Прежде всего, целесообраз­но создать такие программы для работы с людьми пожилого возра­ста и школьниками старших классов. Особую задачу представляет эколого-просветительская работа с мужской частью взрослого на­селения. Разрабатывая такие программы, необходимо опираться на психологические особенности соответствующих социально-возра­стных групп.

Проблема заключается в том, что традиционно в эколого-просветительской работе основное внимание уделяется школьникам, причем преимущественно учащимся среднего школьного возрас­та. С одной стороны, эта сфера эколого-просветительской работы имеет более развитую методическую базу, а с другой – психологические особенности детей данного возраста делают эту работу педагогически более легкой и эффективной. Если рабо­та со школьниками может и должна осуществляться в тесном контакте с учителями, то работа со взрослым населением полностью ложится на плечи сотрудников заповедников и национальных парков.

 

 

Заключение

 

В общественном экологическом сознании преобладают антропоцентрические экологические представления, а возможности удовлетворения потребности в непосредственном общении с природой связываются преимущественно с экспансивно-присваивающими формами поведения. Полученные учеными, а также целый ряд других исследований свидетельствуют о том, что как на уровне общественного, так и индивидуального сознания преобладают антропоцентристские установки. Это связанно с тем (и это особенно характерно для нашей страны), что новая экологическая этика, экологическая психология и экологическая педагогика только начинают пробивать себе дорогу. Существующая до сих пор система экологического воспитания и образования подрастающего поколения, несмотря на декларирование высоких гуманных ценностей, тем не менее в основе своей строилась на антропоцентристской парадигме. Поэтому в настоящее время особенно остро стоит проблема построения принципиально иной системы образования подрастающего поколения, которая в полной мере учитывала бы достижения современной экологической философии, экологической этики, экологической психологии и педагогики.

Примеры такого рода уже имеются в отечественной психолого-педагогической науке. Так, А.Г. Козлова в своей работе акцентирует внимание на формировании у учащихся планетарного сознания. В практике лицея эколого-информационных технологий в г. Иркутске в качестве ноосферного образования ставится проблема формирования такого рода планетарного сознания, которое включает в себя развитие у учащихся научного, феноменологического, экологического, гуманистического и глобального сознания. В частности, в качестве специфической цели и особой стратегии построения учебно-воспитательного процесса выделяется формирование у школьников экологического сознания, предполагающего понимание органического единства мира и невозможности совершения действий в одном элементе системы без последствий для остальных.

Таким образом, в современном образовательном процессе предпринимаются достаточно плодотворные, на наш взгляд, попытки реализации в педагогическом процессе философских и психологических достижений в сфере развития экологического сознания на рубеже XX и XXI столетий.

 

Список литературы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: