Организационная схема государственного унитарного предприятия основанного на праве оперативного управления (казенное предприятие).




Особенности работы унитарных предприятий

В Гражданском Кодексе Республики Беларусь даётся следующее понятие унитарного предприятия: «Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является не делимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (ч.1 п.1 ст.113 ГК)».

Унитарные предприятия представляют собой коммерческую организацию с одним участником, т.е. являются «компаниями одного лица». Следует также отметить, что действующие нормы права ограничивают деятельность унитарных предприятий в отдельных сферах предпринимательской деятельности, например, унитарное предприятие не может выступать в качестве доверительного управляющего (п. 1, ст. 898 ГК). Рассмотрим схему государственного или частного унитарного предприятия основанного на правах хозяйственного ведения (рис.8).

Организационная схема государственного и частного унитарного предприятия основанного на правах хозяйственного ведения.


Рис.8

Учредительным документом ЧУП является устав, утверждаемый собственником имущества либо уполномоченным им органом. Сведения, составляющие содержание устава, определены нормами п. 2ст. 48, ч. 2 п. 1 ст. 113 ГК. Управление в частном унитарном предприятии носит единоличный характер.

 

Уставный фонд унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, к моменту государственной регистрации должен быть сформирован полностью. Права унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения в отношении закрепленного за ним имущества, вытекают из содержания права хозяйственного ведения, предусмотренного нормами ст. 276 ГК.

Собственник имущества в данном случае имеет право:

· Принимать решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятия;

· Определять предмет и цель деятельности предприятия;

· Назначать на должность руководителя предприятия;

· Осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества;

· Получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении созданного им предприятия.

Частное унитарное предприятие не вправе распоряжаться (продавать, сдавать в аренду, в залог и т.д.) принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом без согласия собственника. Сделки, совершаемые с остальным имуществом, такого согласия не требуют, за исключением случаев, установленных нормами действующего права и собственником имущества. Право собственности на имущество, приобретенное на имущество, принадлежит учредителю этого ЧУП (п. 2ст. 210 ГК). Следует отметить, что нормы ГК представляют унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, право создавать с согласия собственника имущества дочерние предприятия и передавать им часть имущества. У дочернего предприятия возникает так называемое вторичное право хозяйственного ведения, содержание которого определяется рамками первичного права хозяйственного ведения, содержание которого определяется рамками первичного права хозяйственного ведения и полномочиями, предоставленными «материнскими» предприятием.

Казенное предприятие создается по решению Правительства Республики Беларусь на базе имущества, находящегося в республиканской собственности. Фирменное наименование казенного предприятия должно обязательно содержать указание на то, что оно является казенным. Организация казенного предприятия представлена в схеме (рис.9).

 

Организационная схема государственного унитарного предприятия основанного на праве оперативного управления (казенное предприятие).

Рис.9

Вместе с тем, нормы ч. 9 ст. 113 ГК называют случаи, когда возможно возникновение долевой собственности на имущество унитарного предприятия (раздел имущества, находящегося в совместности супругов, а так же перехода права собственности на имущество унитарного предприятия в порядке наследования, правопреемства либо иными не противоречащими законодательству способами к двум и более лицам) и определяет варианты разрешения такой ситуации.

 

Таких вариантов четыре:

· Реорганизация унитарного предприятия путем разделения (выделения) либо преобразования в хозяйственное товарищество или общество, а также в производственный кооператив в порядке, установленном законодательством и соглашением сторон;

· Продажа предприятия в целом как имущественного комплекса лицу, не являющемуся участником долевой собственности на имущество унитарного предприятия;

· Переход имущества унитарного предприятия в собственность одной организации со статусом юридического лица или физического лица (совместную собственность супругов) с выплатой другим лицам компенсации соответственно их доле в общей собственности, определенной по правилам, установленным для имущества, в отношении которого долевая собственность допускается;

· Ликвидация унитарного предприятия в порядке, установленном нормами права, если реорганизация или переход имущества в собственность одного лица противоречат нормам права, либо невозможны по иным причинам.

Перечень этих случаев свидетельствует о том, что к таковым не относятся действия субъектов права, совершаемые исключительно с целью установления долевой собственности на имущество унитарного предприятия. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника имущества. В сокращенном наименовании унитарных предприятий, имущество которых находится в государственной собственности, независимо от характера деятельности указываются только слова «государственное предприятие», частных унитарных предприятий – «частное предприятие», а также специальное наименование.

Местонахождением частного унитарного предприятия может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица – собственника имущества частного унитарного предприятия при условии, что данное помещение принадлежит ему на праве собственности либо он там постоянно проживает. В обоих случаях требуется согласие всех совершеннолетних членов семьи. При этом с собственника жилого помещения взимается плата за коммунальные услуги и иные платежи, связанные с эксплуатацией такого помещения, в порядке, определенном Советом Министров. Осуществление производственной деятельности (выполнение работ, оказание услуг) в жилом помещении, являющемся местонахождением частного унитарного предприятия, не допускается без перевода этого помещения в нежилое в порядке, определенном нормами права.

Унитарное предприятие может быть реорганизовано и ликвидировано в порядке, установленном законодательством.

Унитарное предприятие подлежит реорганизации или ликвидации в случае, если право собственности на его имущество в результате раздела имущества, находящегося в совместной собственности супругов, в порядке наследования, правопреемства либо иным не противоречащими законодательству способами перейдет к двум или более лицам. Реорганизация предприятия в таких случаях может быть осуществлена либо путем разделения предприятия с тем, чтобы имущество предприятий, образованных в результате реорганизации, не находилось в собственности двух или более лиц, либо путем преобразования в хозяйственное товарищество или общество в порядке, установленном законодательством и соглашением сторон, либо путем выплаты соответствующей компенсации одним из собственников имущества другим собственникам их доли в общей собственности. Но если реорганизация или переход имущества в собственность одного лица будет противоречить законодательству либо окажется невозможным по другим причинам, унитарное предприятие подлежит ликвидации.

Унитарные предприятия могут быть реорганизованы и ликвидированы по общим правилам о реорганизации и ликвидации юридических лиц. Однако казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано, то по решению Правительства Республики Беларусь.

Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, т.е. предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении, чем предприятие, основанное на праве оперативного управления. Учредители унитарных предприятии, основанных на праве хозяйственного ведения, не отвечают по обязательствам предприятия, за исключением случаев, когда в банкротстве предприятия виноват сам учредитель. При несостоятельности казенных предприятий Правительство Республики Беларусь несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого предприятия при недостаточности его имущества. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, в принципе не может быть банкротом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: