Зианчуринский район(фото №26, 27, 28)




 

Зилаирский район

Эпитафия села Сабырово (фото №29). Материал гипсобетон, письмо арабское. Фото А.Ишимгулова.

Транскрипция: «Ал мрхум ал фкир Хбибаллаh бн Арслан уфат 1822нчи …».

Звучание на башкирском: «әл мәрхүм әл фәҡир, Хәбибулла бине Арслан вафат 1822 йылда...»

Перевод на русский: «Покойник факир Хабибулла сын Арсланов умер в 1822 году…».

Примечание: По материалам V ревизии 1795 года деревня Сабырово состояла из 46 дворов и более 200 жителей. В 1816 году в деревне насчитывалось 57 дворов и 459 жителей. В книге «Списки населенных мест. Оренбургская губерния. 1866.» имеется запись: Орский уезд, 2-й стан, № 787 дер. Сабырова (Сабирова, Куирбаева), башк., расположена у р. Сакмара, между правой стороной старо-линейного тракта и левой почтового тракта из г. Орска в г. Верхнеуральск. Расстояние от уездного города 140 верст, от становой квартиры 98 верст, число дворов 52, число жителей: муж. 154, жен. 147. В деревне была мечеть.

Эпитафия села Кадиршах (фото №30). Материал камень, письмо кхароштхи.

Транскрипция:

Звучание на башкирском:

Перевод на русский:

Примечание: По российским архивам известна с 1795 (по др. данным, с 1786). Фиксировалась также под назв. К(Н)адыршино. В 1866 в 52 дворах проживало 272 человека. Занимались скот‑вом, земледелием. Была мечеть. В 1900 зафиксирована также школа.

Эпитафия села Кашкарово (фото №32). Материал камень, письмо арабское.

Транскрипция: «1005 мтуфи Хсн».

Звучание на башкирском: «1005(-нсе сэнэдэ) мэтуфи Хэсэн».

Перевод на русский: «В 1005 году хиджры пропал без вести Хасан». 1005 год хиджры соответствует 1624 году по миляду.

Примечание: Население деревни Кашкарово в 1900 — 160 чел.; 1920 — 348; 1939 — 227; 1959 — 239; 1989 — 389; 2002 — 413; 2010 — 416 человек. По российским архивам известна с 1834 (по др. данным, с 1816). Названо по имени сотника Кашкара Махмутова. В 1866 в 43 дворах проживало 248 человек. Была мечеть.

Эпитафия села Юлдыбаево (фото №32). Материал камень, письмо хазарское.

Транскрипция: «Кршh».

Звучание на башкирском: «Коръэн укыусы».

Перевод на русский: «Чтец писания».

Примечание: В 1816 г. д. Юлдыбаево состояла из 43 дворов, где проживало 314 человек – 183 мужчины и 131 женщина. По данным Х ревизии 1859 г., в деревне Юлдыбаево 4-го Башкирского кантона в 69 дворах проживали 232 чел.м.п. и 218 чел.ж.п. В 1841 г. в д. Юлдыбаева Мишар-Татлыбаевской тюбы Тангаурской волости 8-го юрта 9-го кантона проживало 828 чел. (по VIII ревизии 1834 г.). По сведениям 1866 года, в д. Юлдыбаево (Кабарбаш) Орского уезда 2-го стана при р. Сакмара в 80 дворах проживало башкир 260 чел. м.п., 255 чел. ж.п. В деревне имелась мечеть. [14]. В 1901 г. в д. Юлдыбаево Тангауровской волости имелось 79 дворов, с 448 жителями обоего пола. В деревне имелись деревянная мечеть и медресе [17, С.76.]. Известно, что в 1875 г. в медресе д. Юлдыбаево обучались 130 мальчиков. В 1911 г. в его учебную программу вводятся точные науки.

 

Ишимбайский район

Эпитафия села Гумерово (фото №33 и 34).

Транскрипция:

Звучание на башкирском:

Перевод на русский:

Примечание: Гумерово (Бузя) по V ревизии состояла из 11 домов с 74 жителями. 1816 г. показал 87 человек при 11 дворах. 1834 год - 149 жителей в 23 дворах. IX ревизия 1850 г. отметила 257 жителей в 26 домах. К 1920 г. население Гумерово выросло до 658 человек. домов было 135.

Калтасинский район

Эпитафия села Надеждино (фото №35). Материал гипсобетон, письмо кириллица. Фото Н.Кирсановой.

Татьяна Кирсанова пишет о содержании данной эпитафии так –«Под..................яг(т)имъ погребено тело раба Божи(i)я АЛЕКСЪЯ ФАТЪЕВИЧА ПЛЕСЦОВА скону 1901». Запись в метрической книге с.Надеждино:"28 октября 1901 года скончался и 30 октября похоронен на Надеждинском кладбище бирский мещанин Алексей Фаддеевич Плесцов 54 лет, умер от рака в желудке. В целом обнаружилась такая картина - благодаря тому, что в Надеждино была земская больница "7-го участка" и квалифицированный медицинский персонал, похоже, что там лечилось и много приезжих. Много зарегистрировано умерших не из Надеждино, которых по обычаю отпевали в Надеждинской церкви и хоронили на Надеждинском кладбище.

 

Караидельский район

Эпитафия села Якупово (фото №36). Материал гипсобетон, письмо хазарское.

Транскрипция: «180 зил».

Звучание на башкирском: «180 йыл».

Перевод на русский: «180 год (хиджра)».

Примечание: По архивным данным известно, в 1795 г. в 18 дворах взято на учет 80, в 1816 г. — 160, в 1834 г. - 237, в 1859 г. - 340, в 1870 г. - 393, в 1896 г. - 548, в 1920 г. - 650 башкир. В 1834 г. на 237 башкир было засеяно 30 четвертей озимого и 75 четвертей ярового хлеба, т.е. по 3,5 пуда на человека. Деревня имела 120 лошадей, 110 голов рогатого скота, 120 овец и 40 коз. В деревне было 15 ульев, 10 бортей. Занимались лесными промыслами. При мечети действовала начальная духовная школа.

Первая эпитафия села Туюшево-Якупово (фото №37). Материал камень, арабское письмо.

Транскрипция: «1801нчи ил гинуар аиннг…».

Звучание на башкирском: «1801-нсе йыл гинуар айынынг…».

Перевод на русский: «В 1801 году января месяца…».

Вторая эпитафия села Туюшево-Якупово (фото№38). Материал камень, письмо арабское.

Транскрипция: «Ла алh ала алh Мхмд рсулалh…Сгаддтуллин …1785нчи ил …».

Звучание на башкирском: «Ла Аллаh ала Аллаh, Мохэмэт Рэсулаллаh…Сагидатуллин…1785-нсе йыл…».

Перевод на русский: «Нет Бога кроме Бога и Мухамед посланник Бога…Сагадатуллин…1785-ый год…».

Примечание: Известно по российским документам, что в 1795 г. взята на учет 13-дворной с 33 мужчинами и 32 женщинами. В 1834 г. здесь было 95, в 1859 г. - 80, в 1870 г. - 95, в 1896 г. - 75, в 1920 г. - 141 человек. В 1842 г. на 95 башкир было засеяно лишь 48 пудов озимого и 96 пудов ярового хлеба. Тогда же на 15 дворов приходилось 16 лошадей, 18 коров, 22 овцы и 12 коз. Было 3 улья и 2 борти. Была и мечеть.

Кармаскалинский район

Эпитафия села Бузовъязы (фото№39, автор Ф.Адаменко). Материал гипсобетон, письмо арабское.

Транскрипция:

"Иа уакфакибри

Мтфкр ламри

Баламси гсрмшли

фда гмр мтли

hза трбт

Мхмдшаh

бн (Абрhм?)

.......

1898 нчи (ил)".

Звучание на башкирском языке:

«Йэ вакыйф акибри

Мэтэфкир лэмари

Балямиси кисермешле

Фида гумер мэйетле

hза торбэт

Мохэмэтшаh

Ибн (Ибраhим

…………

1898-нсе йыл».

Перевод на русский язык:

«Вот остановка высокомерности

Напоминание проходящим по жизни.

Ощущения испытуемые всеми

Итог жизни не бывает без смерти.

Эта могила

Мухаметшаха

Сына (Ибрагима)

……………….

В 1898-ом году».

Примечание: в 1795 году в деревне было 152 мужчины и 170 женщин при 60 домах, то в 1859 г. — 749 мужчин и 741 женщина при 212 дворах. 1295 мужчин, 1206 женщин и 460 домов насчитывалось в 1902 г. 3748 человек, в т. ч. 1769 мужчин и 1979 женщин, а также 657 дворов показала перепись 1920 г.

Кугарчинский район

Эпитафия деревни Суюшево (фото №40, автор Г.Юмагужина).

Транскрипция: «…хзрт…дултшh…38 иашндэ. Тамга. 1915-нчи илдэ».

Звучание на башкирском: «…Хэзрэт …Дэулэтшэ…38 йэшендэ. Тамга. 1915-нсе йылда».

Перевод на русский:...хазрат (его преосвященство) …Давлетша… в 38 году от роду. Тамга. в 1915-ом году».

Примечание: В 1795 г. в д. Суюшево было 11 дворов с населением в 70 человек. В середине прошлого века в 30 дворах проживало 200 человек, в 1920 г. на каждый из 60 дворов приходилось по 5 человек. В 40-х годах прошлого века на каждого из 170 человек засе­вали только по полпуда ярового хлеба.

Эпитафия сырта Накас у села Санъяп (фото №41). Материал камень, письмо руны.

Транскрипция: «Дбг ччдм, бат(д)м. Яза…».

Звучание на башкирском языке: «Табыг сэстем, бетенем. Яза…».

Перевод на русский язык: «Слезное горе просеял я, написал. Кара…».

Примечание: Краевед А.Асфандиаров пишет – «Деревня Санзяпово вступила в XIX в. с 10 дворами и населением в 71 человек (д. 146, 406). X ревизия показала 59 дворов с 400 жителями. В 1920 г. количество дворов достигло 100, а число жителей увеличилось на 56 человек».

Куюргазинский район

Эпитафия села Якупово (фото №42, автор К.Сулейманов). Материал гипсобетон, письмо арабское.

Транскрипция: «Ахтр баки уалаh 1883нчи ил…нг 23нчи гунндэ уфат Мрт хджи Ахмд бн Мратшаh аугли ….бн …Гфаралла...»

Звучание на башкирском: «Эхтэр баки Валлаhи! 1883-нсе йыл…(айы)нынг 23-нсе кунндэ Вафат Марат хаджи Ахмат ибн Моратшаh улы….».

Перевод на русский язык: «Начертанное звездами вечно, Ей Богу! 1883-ий год …месяца 23-его дня умер Марат-хаджи Ахмат ибн Муратшахов сын…».

Примечание: Куюргазинский краевед А.Халилов пишет – «о происхождении названии села существует такое предание: «Когда то у поселения не было название, сказали просто Кышлак или ызма(из слов изба). Заинтересованные выращивали зерновых, многие беи, аксакалы, собравшись, решили перейти на оседлость. А чии именем назвать село? Посоветовавшись, решили устроить скачки. Чей конь придет первым, именем того хозяина и называли село. Конь муллы Мурзабая Якупова победил в скачках, и селу дали имя в честь отца Мурзабая Якуп». По документам ревизии1816 года, в 32 домах села жили 166 мужчин и 165 женщин.

Эпитафия села Ямансары (фото №43). Материал гипсобетон, письмо арабское. Фото С.Ярмуллина.

Транскрипция:

«Абугшман Хмди

Астдикэ

Гбдлман хзрат

Хужи Ахмд баса у идна

Мсжтхнакд гшик

Ауктбрдэ уфат

Бки иазага брли

Бр ни гкарн гасал

Траг Афлатун аугли».

Перевод на русский язык:

«Родившему горечь (и) достойному похвалы

Нашему учителю

Габдельман хазрет

Хужи Ахмат(ов) закончил свой долг

Кельям дервишей и мечетям влюбленный

В октябре умер

До вечных мук

Не производящий ничего грешник.

Буквы вырезал Афлатунов сын».

Примечание: В 1795 г. в деревне проживало 232 человека, в 1859 г. — 400, в 1920 г. — 561 житель. В 1842 г. на 264 человека было засеяно 944 пуда хлеба.

Эпитафия села Урге-Баба (фото №44, автор Р.Ильясов). Материал гипсобетон, письмо арабское.

Транскрипция: «…1607нчи ил, 4нчи маи….Мхмд…ин Мхмд …аугли 54 иашндэ…».

Глоссарий на современном башкирском языке: «..1607-нсе йыл, 4-нсе май. Мохэмэт…ин Мохэмэт…улы…54 йэшендэ…».

Перевод на русский язык: «…1607 год, 4 мая. Мухаммед(д)ин Мухаммед(фалан)ов сын. В 54 года от роду…».

Примечание: Основано в середине 18 в. башкирами Кипчакской вол. Ногайской дороги на вотчинных землях башкир Бурзянской вол. той же дороги по договору о припуске под названием Бабаларово. В 1795 как Бабаларово зафиксированы Верхнее и Нижнее Бабаларово (нас. учтено вместе: в 29 дворах 239 чел.), в 1866 в В.Б. в 42 дворах проживал 241 человек. Занимались скотоводством, земледелием. Была мечеть.

Салаватский район

Эпитафия села Аркаулово (фото №45). Материал камень, письмо уйгурское.

Транскрипция: «Нртдин уалтг Гифзахв».

Звучание на башкирском: «Нуритдин вэлэде Гифзахов».

Перевод на русский: «Нуратдин сын Кифзахов».

Примечание: Аркаулово или В ревизиях XVIII в. и переписях XIX в.: д. Мунаево. В 1795 г. в ней в 15 дворах было 101 человек, в 1834 г. в 28 дворах: 316 человек. В 1920 г. она же была учтена 44-дворной с 228 жителями, стоявшей в 1 версте от центра Мурзаларской волости д. Аркаул. Последняя состояла из 134 дворов с 710 башкирами и русскими. Затем оба селения слились в одно под названием Аркаул. В 1842 г. на 361 башкира было засеяно 91 четверть озимого и 421 четверть ярового хлеба. Ими было посажено 4 четверти картофеля. В деревне была мечеть. В Мунаево в 1877 г. была открыта русско-башкирская школа. Школа (начальная, затем при советской власти — семилетняя, с 1937 г. — средняя) имеет свои давние и славные традиции. В 1908—1909 учебном году в Аркаульской христианской духовной школе обучалось 13 мальчиков и 9 девочек.

Нуримановский район

Эпитафия села Старо-Исаевой (фото №46). Материал камень, письмо арабское.

Транскрипция: «Трих мнгда скз иуз дэ алтнчи илда залхджа аиннг игрме бишнчи кунндэ Жфрилнин бн …уфат булди. Асламгул Мhдиар аугли…».

Звучание на башкирском: «Тарих менг дэ hигез йоз зэ алтынсы йылда Золхизэ айынынг егерме бишенсе конендэ Яфаруллин ибн…уафат булды. Исламгол Мэhэдиэр улы…».

Перевод на русский: «В тысяча восемьсот шестом году истории в 25-ый день месяца Зульхиджа умер Яфаруллин сын….Исламгул Магдиаров сын …(написал это)…».

Примечание: В деревне насчитывалось в 1795 г. 60, в 1816 г. — 125, в 1834 г. - 186, в 1859 г. - 324, в 1895 г. - 616, в 1920 г. - 937 башкир-вотчинников, т.е. владельцев вотчинных земель Булекей-Кудейской волости. В начале XX в. образовалась д. Новоисаево: в 1920 г. там в 40 дворах проживало 193 башкира.

Жители села занимались земледелием (в 1834 г. на 186 человек засеяли 296 пудов озимого и 522 пуда ярового хлеба), животноводством (тогда же на 34 двора имели 128 лошадей, 63 коровы, 278 овец, 17 коз) и пчеловодством (имели 50 ульев и 17 бортей). У прихожан была мечеть, а у имущих — 3 мельницы.

Стерлибашевский район

Эпитафия села Стерлибашево (фото №47). Материал гипсобетон, письмо арабское. Фото В.Усманова.

Транскрипция: «Гфи балмут у агза. hдэ эт-трбэт элмбракт ал ших ал фазл ал камл Мхмдхрас хлифт ал ших Гбидаллаh бн Мхмдниазкули ал нкшбанди бн ал ших Нгматаллаh ал Астарлибаши алмтуфи ал снт ал мсихт 1871 ниабр 30. Рхмталлаh уасгт у табаллаh шраhм жгл ал жнт мшуаhм 62 иашндэ».

Звучание на башкирском: «Гафи балмавет вэ агза. hыза торбэт мобэрэк шэйех фазли камил Мохэмэтхаррас хэлифэте шэйхе Гэбидулла ибн Мохэмэтниазкули аль накшбанди ибн шэйех Нигматулла ал Стэрлебаши мотэваффи сэнэт эл мэсихэт 1871 ноябрь 30. Рэхмэталлаh вэ асгэт вэ табаллаh шраhм жэгел мэшэвэhем 62 йэшендэ».

Перевод на русский: «Неожиданный скорбь по этим частям тела. Эта могила принадлежит прекрасному и превосходному и совершенному шейху эпохи защиты Мухаммеда Габидулле сыну Мохэмэтниазкул ал накшбанби сына шейха Нигматуллы ал Старлибаши. Погребен в году по летосчислению от миссии в 1871 году 30 ноября. Прости господи…ему 62 года от роду».

Примечание: В 1859 г. там насчитывалось в 125 дворах 360 мужчин и 307 женщин. Все припущенники. Перепись 1920 г. показала две деревни Стерлибашево - 1-я и 2-я, где жили башкиры и татары в количестве 1181 мужчины и 1438 женщин. Насчитывался 491 двор. Жители д. Стерлибашево занимались земледелием, животноводством, торговлей, промыслами. 92 башкирами-стерлибашевцами из юрты № 419-го башкирского кантона в 1843 г. было засеяно 69 четвертей (552 пуда) озимого и 1 четверть (8 пудов) ярового хлеба. На душу приходилось по 6 пудов хлеба. 337 татар, временно причисленных в юрту № 23 7-го башкирского кантона, засеяли 520 пудов озимого и 3712 пудов ярового хлеба, т.е. на душу - по 12,6 пуда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: