Уфимский район и город Уфа




Башкироязычная эпитафия города Уфы (фото №48). Материал гипсобетон, письмо арабское.

Транскрипция: «Глсби hалэиа алм ужhэ бу кбрдэ Мхмдкрим мрза бн Салх Биглуф. Скилир бадиалг униг снэ минг 843 уфат».

Звучание на башкирском: «Голсабый hэлэя элем вэжиhэ. Был кэберзэ Мохэмэткэрим-мырза ибн Салих Биглуфтыкылыр. Сукелер бадиалык сэнэ менг 843 уафат».

Перевод на русский: «Выдающегося младенца (этот) знак достоинства. В этой могиле Мухамедкарим-мирза сын Салихов (по фамилии) Бигловы. Причина (дата) его смерти в году тысяча 843-ем».

Русскоязычная эпитафия города Уфы (фото №49). Материал гипсобетон, письмо кириллица.

Транскрипция: «И дети мя Иоан и скончалося житие 1862 году… в 18 день жития …6 месяц и …дней. Иоан 9-ый представился апреля 23 дня 1865 года жития его 30 днеиа».

Примечание: Возможно это более поздний поминальный памятник над могилами ранее умерших детей, которых обоих звали Иоанами, установленный родителями.

Примечание: Данные по истории города представляем в виде таблицы о количестве населения города.

Численность населения
                   
  ↗5600 ↗9200 ↗16 500 ↘12 900 ↗16 500 ↗20 100 ↗23 200 ↗27 000 ↗49 275
                   
↗100 700 ↘99 900 ↗112 700 ↘92 800 ↘85 300 ↗98 537 ↗123 446 ↗250 011 ↗264 800 ↗265 000
                   
↗546 878 ↗610 000 ↗704 000 ↗733 800 ↗770 905 ↗844 000 ↗924 000 →924 000 ↗969 289 ↗1 023 000
                   
↗1 040 000 ↗1 043 000 ↗1 092 000 ↘1 082 052 ↗1 088 000 ↗1 097 000 →1 097 000 ↘1 096 000 ↘1 092 000 →1 092 000
                   
↗1 094 000 ↘1 082 000 ↗1 084 000 ↗1 088 900 ↗1 091 200 ↘1 088 800 ↘1 042 437 ↗1 043 306 ↘1 040 623 ↘1 036 026
                   
↘1 029 616 ↘1 022 575 ↘1 021 458 ↗1 024 842 ↗1 062 319 ↗1 065 602 ↗1 072 291 ↗1 077 719 ↗1 096 702 ↗1 105 667
                   
↗1 110 976 ↗1 115 560 ↗1 120 547              

 

Учалинский район

Первая эпитафия из могильника Кугарсен Куз (фото №50). Материал камень, письмо хазарское.

Транскрипция: «80 зил».

Звучание на башкирском: «80(-нсе hижри) йыл».

Перевод на русский: «80-ый год хиджра (соответствует 699 году после рождества Хритово)».

Вторая эпитафия из могильника Кугарсен Куз (фото №51, автор фото А.Мухаметов). Материал камень, письмо кхароштхи.

Транскрипция: «Чачадhа рада. Райhа накhа – Лауга пака».

Глоссарий на башкирском языке: «Шэшэдэ (алтмыш) рэдэ (йыл). Ра(б)и нэгу (тынгла) – Аулуг пак (ул)».

Перевод на русский язык: «Шестдесять лет (от рода ему). Услышь Всевышняя – (Этот) Великий безгрешен».

Первая эпитафия села Науруз (фото №52, автор фото А.Мухаметов). Материал камень, письмо калмыцкое (уйгурское).

Транскрипция: «Аулуг».

Глоссарий: «Улуг».

Перевод: «Великий».

Примечание: Деревня Наурузово к V ревизии состояла из 26 дворов с 149 жителями. В середине XIX в. в ней показано 59 домов и 309 человек. 513 жителей в 102 дворах было в 1920 г.

Эпитафия села Аушкуль (фото №53, автор фото А.Мухаметов). Материал камень, письмо арабское.

Транскрипция: «Туфи ших Гиса бн Шихалла бн Гбибалла бн Арсул уфат 1339 hжрнчи 24 …. млди 1921снтдэ аиул 29».

Глоссарий: «Туфи шэйех Гайса ибн Шэйхулла ибн Хэбибулла ибн Расул уафат (булды) 1339 hижриинсе 24…милэд (буйынса) 1924 (-нсе) сэнэлэ июл(денг) 29(-нсы коно)».

Перевод: «Похоронен шейх Гайса сын Шайхуллы сына Хабибуллы сына Расула умер по хиджре 24 дня…месяца 1339 года, (или) 29 дня июля месяца 1924-го года после рождества Христова».

Примечание: Данная эпитафия примечательна тем, что дает возможность восстанавливать родословную Расулевых. Это могила представителя рода Расулевых, Гайсы - шейха тариката Накшбандия. К Этому роду принадлежал также и шейх Зайнулла Расулев. Зайнулла́ Расу́лев (Зайнулла бин Хабибулла бин Расуль, также Зайнулла-ишан; башк. Зәйнулла Рәсүлев; 1833—1917) — российский религиозный деятель, ишан. Родился 25 марта 1833 года в деревне Шарипово Оренбургской губернии (ныне Учалинского района Башкортостана) в семье муллы. Происходил из башкирского рода Кувакан. Учился в медресе в родной деревне, затем в других деревнях; окончательное духовное образование получил в медресе города Троицка (ныне в Челябинской области). С 1858 года — имам-хатыб в деревне Аккужа Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии (ныне также в Учалинском районе Башкортостана). Будучи шакирдом, стал интересоваться суфизмом. В 1859 году посвящён в члены суфийского ордена Накшбандийа. Метод мистического познания истины (тарик) совершенствовал в Стамбуле в 1869—1870 годах, где учился у шейха Ахмеда Зияуддина Гюмюшханеви; у него же получил разрешение (иджаза) преподавать учение суфия Накшбандийа. Совершил хадж. По возвращении на родину ввел ряд новшеств в практику суфизма среди местных мусульман: громкий зикр (многократное упоминание имени Аллаха), празднование Маулид ан-Наби (дня рождения пророка Мухаммада), ношение чёток и т. д. Преследовался властями за распространение идей суфизма. Официальные представители ислама — муллы-ортодоксы и кадимисты — обвинили его в ереси и враждебной деятельности против властей. По их доносу Расулев был арестован и в январе 1873 года сослан в политическую ссылку, которую отбывал поочерёдно в Златоусте (ныне в Челябинской области) в течение восьми месяцев, Никольске Вологодской губернии (1873—1876) и в Костроме (1876—1881). В 1881 году вернулся из ссылки и возобновил религиозную деятельность в деревне Аккужа. Повторно совершил хадж. С 1884 года — имам мечети в городе Троицке (ныне Челябинской области), при которой основал медресе «Расулия», одно из первых новометодных учебных заведений Южного Урала. Имел много учеников и последователей, стал одним из самых влиятельных мусульманских деятелей в России. Его называли также «духовным королём своего народа». Умер 2 февраля 1917 года. Покоится на старинном мусульманском кладбище г. Троицка Челябинской области. В народной памяти башкир сохранилось множество легенд о чудесах и случаях исцеления больных, совершённых Зайнуллой Расулевым. Сын — Габдрахман Расулев, также стал известным башкирским религиозным деятелем.

По истории самого села известно следующее: Основана в 1824 башкирами д.Мулдакаево Кара- и Бара-Табынской вол. Троицкого уезда на собств. землях под назв. Байрамгулово (по имени первопоселенца помощника старшины Байрамгула Габдулзалилева). Второе назв. происходит от гидронима (Әүешкүл, баш., букв. — кривое озеро). В 1866 в 47 дворах проживало 312 человек. Занимались скот-вом, земледелием. В кон. 19 в. отмечена водяная мельница. В 1900 зафиксирована мечеть. С нач. 20-х гг. совр. название.

Эпитафия села Кутуево (фото №54). Материал камень, письмо уйгурское.

Транскрипция: «Збган».

Глоссарий: «Забиган».

Перевод: «Забиган (антропоним)».

Примечание: «Башкирская энциклопедия» по истории деревни дает такие сведения – «Основана башкирами Кара‑Табынской вол. Верхнеуральского уезда на собств. землях, известна с 1786 (по др. данным, с 1740). Названа по имени первопоселенца, известен его сын Биктимир Кутуев. В 1795 в 8 дворах проживало 68 чел., в 1866 в 35 дворах — 177 человек. Занимались скот‑вом, земледелием. Была мечеть. В 1900 зафиксирована также водяная мельница».

Эпитафия села Кулушево (фото №55). Материал камень, письмо руны.

Транскрипция: «Кдм».

Глоссарий на башкирском языке: «Кадим».

Перевод на русский язык: «Кадим (антропоним)».

Примечание: Деревня Кулушево — самое большое поселение кара-табынцев в Верхнеуральском уезде. В 1795 г. в 30 дворах насчитывалось 120 мужчин и 118 женщин. По X ревизии на каждый из 52 домов приходилось в среднем по 7,7 жителя. В 1920 г. в 116 дворах проживало 547 человек. В 1846 г. на 33 двора (278 человек) приходилась 441 лошадь, 299 коров, 205 овец, 25 коз. Все дворы засевали 216 пудов озимого и 1904 пуда ярового хлеба.

Эпитафия-памятник, предположительно Бату-хану, с горы Ауш (фото№60). Материал камень, яшма.

Примечание: На фото №57 дается портрет Бату-хана, выполненный средневековыми китайскими художниками.

Примечание: Схожесть каменного барельефа с портретом Бату-хана еще не о чем не говорит, нужно будет как ни будь съездить на Ауш-тау и посмотреть обратную сторону барельефа, может там имеются тексты? Вот тогда гипотеза эта будет либо подтверждена, либо опровергнута.

Федоровский район

Эпитафия села Ишмухаметово (фото №58). Материал гипсобетон, письмо арабское.

Транскрипция: «Ла алh ала алh Мхмд рсулалh. hза мркд ал мрхум Зкир hибт аугли. Аллаh…март».

Звучание на башкирском: «Ла Аллаh ала Аллаh, Мохэмэт Рэсулаллаh. hэзэ мэркэд мэрхум Зэкир hибэт ауглыныкы. Аллаh…март».

Перевод на русский: «Нет Бога кроме Бога и Мухамед посланник Бога. Эта могила принадлежит покойному Закиру сыну Хибатова. Бог…март».

Примечание: По дошедшим до нас архивным источникам известно, что в 1834 г. в деревне Ишмухаметово было 27 дворов с населением 169 человек. Через 25 лет 238 человек проживало в 40 дворах. В 1920 г. на каждый из 60 дворов приходилось по 5 человек. В 1842 г. на 169 человек было засеяно озимого хлеба 264, ярового - 824 пуда. На них же приходилось лошадей 182, крупного рогатого скота - 340, овец - 158, коз - 5 голов. На всю деревню - 5 ульев.

Хайбуллинский район

Эпитафия села Утарбаево (фото №59). Материал камень, письмо арабское.

Транскрипция: «1896 ил 18-нчи абрил Гимран хтни…. Глкмар аф(ат) Тамга».

Перевод на русский язык: «1896 год, 18-го апреля. Жена Гимрана…Гулликэмэр ушла в мир иной. Тамга».

Примечание: В 1859 году в деревне насчитывалось 35 дворов и 320 жителей. В книге «Списки населенных мест. Оренбургская губерния. 1866 г.» имеется запись: Орский уезд, 2-й стан, № 765 деревня Утарбаева, башкирская, расположена у р. Сакмара, между правой стороной старо-линейного тракта и левой почтового тракта из г. Орска в г. Верхнеуральск. Расстояние от уездного города 128 верст, от становой квартиры 80 верст, число дворов 38, число жителей: мужчин 109, женщин 98. С 1897 года в деревне работало медресе. В 1917 году деревня состояла из 81 двора и 500 жителей, в 1940 году проживало всего 145 человек. С 1963 года деревня прекратила свое существование.

Эпитафия села Байгускарово (фото №60). Материал камень, письмо глаголица-хазарика-уйгурика.

Транскрипция: «81 зил Маггул»

Звучание на башкирском: «81(-нсе hижри) йыл. Маггул (исемле кеше)».

Перевод на русский: «81-ый год хиджра (соответствует 700 году после рождества Христова). Маггул».

Примечание: В книге «Списки населенных мест. Оренбургская губерния. 1866.» имеется запись: Орский уезд, 2-й стан, № 774 деревня Байгучкарова (Дергамыш, Байкачкарова), башкирская, расположена у р. Дергамыш, между правой стороной старо-линейного тракта и левой почтового тракта из г. Орска в г. Верхнеуральск. Расстояние от уездного города 152 версты, от становой квартиры 52 версты, число дворов 48, число жителей: мужчин 116, женщин 120. В деревне имеется мечеть.

Чекмагушевский район

Эпитафия села Старо-Калмачево (фото №61). Материал камень, письмо руника.

Транскрипция: «Мркд зhр сз. А са мазйд. Мыкдс см дм мэкдм садк дм дг дс. Рдэ сйшт двй рз зрнт.Зкт зкр шрдэ мэгкл. Мклн нгазат ччм бкэ. Л ачд hм лтбр рмл Рйп эп. Кмрh скс лкрз апдс hсэп аср. Дмэ бэсп эз зрт дткэп л Блэрэ кэгэн «Тамга». Тршн рс крдн Скд хдд».

Перевод на русский язык: «Могила испускающая божественный свет. Около тридцати лет от роду ему. Почтительные потомки будут читать древние писания со мной вместе. Подчинение молящегося обеспечит ему подчинение детей. Условие чистоты - нахождение в здравом рассудке. Все оставленное в (бренном) миру, ничтожно перед оком вечности. Из потомков шадов и Византийских илтабаров Ражап опат. По свидетельству его товарища он умер в первом столетии. Высушив слезы, исполнив надлежащий обряд, из кладбища ушел наместник кагана в Биляре «Тамга». Теску букв проверил Сагит хаттад».

Примечание: Эпитафиальная надпись датирована 100-ым годом хиджры, или 714 годом после рождества Христова. Из современных архивных источников известно, что деревня Старокалмашево при одноименной речке упоминается с таким же названием в закладной кабале ясачного крестьянина Ф.Г. Черемного за 1709 г., когда он занимал 3 руб. у башкира этого поселения Усмана Янурусова. С 30-х гг. XVIII в. деревня становится этнически смешанной. По записям башкир Дуванейской волости от 1730 и 1739 гг. были припущены в деревню мишари. С 1784 г. по припуску живут здесь и тептяри. С самого начала XIX в. известны здесь и государственные крестьяне из татар. Статистические данные за 1795 г. и других лет ставят под сомнение наличие договорных записей 1730 и 1739 гг. о припуске мишарей. Они могли быть приняты в общину аула только после 1795 г. В 1834 г. на 154 башкир засеяли 56 пудов озимого и 728 пудов ярового хлеба. Посадили 24 пуда картофеля. У них было 10 ульев. 8 мишарей засеяли 40 пудов озимого и 72 пуда ярового хлеба. Деревня имела мечеть, 2 мельницы.

Эпитафия села Тайнишево (фото №62). Материал камень, письмо арабское. Прорисовка М.Биишева.

Транскрипция: «1827 ауктбр Атрг мла бн Гбдалла мла Сгдатдин(уф)».

Звучание на башкирском: «1827 октябрь. Атраг мулла ибн Габдулла мулла Сагадатдинов».

Перевод на русский: «Октябрь 1827 года. Атраг-мулла сын Габдулла-муллы Сагадатдинова».

Примечание: Известно о деревне и следующее.

В 1795 г. здесь взято на учет 80 башкир, 12 тептярей, 23 мишаря. 127 башкир, 46 мишарей зафиксировали в 1834 г. По X ревизии вотчинников и припущенников было 373 человека. В 1870 г. их стало 422 человека, причем не совсем верно все названы башкирами. А вот в 1920 г. 1004 человека правильно определены как башкиры и тептяри. Деревню называли Старотайняшево, хотя Новой еще не было (лишь в 1925 г. ее взяли на учет 10-дворной). Башкиры Тайняшево на 127 человек в 1843 г. засеяли 336 пудов озимого и 576 пудов ярового хлеба. 46 мишарей засеяли 224 пуда озимого и 208 пудов ярового хлеба. В деревне было 2 мельницы. Пчеловоды имели 164 улья и 3 борти. Была мечеть. Еще в 1870 г. здесь было 20 лавок, по пятницам проводили базар. В 1909 г. в Тайняшевском министерском училище обучалось 30 учащихся.

Чишминский район

Эпитафия села Средне Хозятово (фото №63). Материал камень, письмо арабское. Фото А.Мухаметова.

Транскрипция: «Басмаллh Алрахман алрахим Ла Алh Ала Алh Мхмд рсул Алh. 811-нчи сндэ …».

Звучание на башкирском: «Бисмаллаh алрахман алрахим. Ла Аллаh ала Аллаh Мохэмэт Рэсулаллаh. 811-нсе сэнэлэ …».

Перевод на русский: «Именем Господа милостивого и милосердного. Нет Бога кроме Бога. Мухаммед посланник (Его). В 811 году (хиджры, соответствует1408 году после рождества Христова) …».

Примечание: Уфимские статисты привели цифры страхового (земского) отдела на 1900 год – в Верхне-Хасятово было 55 дворов (возможно, здесь учли вотчинников и припущенников вместе, то есть Средне и Верхне-Хозятово), а в Нижне-Хасятово было 57 дворов. А в 1906 году был издан официальный список населённых мест Уфимской губернии и в Абраевской волости (выделилась из Караякуповской и Сафаровской волостей) Уфимского уезда отмечены при реке Дёме деревни Верхне-Хазетова (28 дворов, 79 мужчин и 73 женщины) и Нижне-Хазетова (63 двора, 176 мужчин и 163 женщины, мечеть, хлебозапасный магазин, бакалейная лавка). А при озере Хазет и просёлочной дороге лежала деревня Средне-Хазетова, состоявшая из 29 дворов с населением в 98 мужчин и 82 женщины. В деревне имелся молитвенный дом, скорее всего, мечеть без минарета. Летом 1912 года в Уфимской губернии состоялась сельскохозяйственная (подворная) перепись, материалы которой позволяют подробно изучить жизнь в Среднем Хасятово (башкиры-вотчинники). В деревне насчитывалось 36 дворов, проживало 236 человек (144 мужчины и 92 женщины). На всех приходилось по-прежнему 44 ревизских души X-й ревизии 1859 года, по которым начислялись налоги. Но землю «средние» хозятовцы поделили на 68 «земельных мужских душ» или развёрсточных единиц, как выражались в те далёкие времена. Всего в Средне-Хозятово в 1912 году было 1264 дес. земли (усадьба – 11 дес., пашня – 362, выгон – 190, сенокос – 557, лес – 80, неудобья – 64 дес.). Пахотные земли составляли всего 28,6% общей площади, «средние» хозятовцы имели вдоволь покосов, выгона для скота, даже лес (кустарник) числился за ними. В Средне-Хозятово в 1912 году пять домохозяев (так именовали тогда главу семейства) арендовали 32,5 дес. Большинство у крестьян-соседей, но один брал в аренду 8 дес. в каком то близлежащем помещичьем имении. С другой стороны 19 среднехозятовцев сами отдавали ненужную им землю в аренду (33,08 дес.). С учётом аренды из 36 семей в Средне-Хозятово в девяти имелось свыше 40 дес. земли на двор, в 11 – от 30 до 40 дес., в трёх – по 20 – 30 дес., в 12-ти – по 15 – 20 дес. и лишь единственный сельчанин пользовался от 10 до 15 дес. «Нормой» того времени, при которой крестьянская семья могла благополучно существовать, считались 15 дес. на двор. Средне-Хозятово в начале XX века – многоземельная башкирская деревня. Среднехозятовцы в 1912 году держали много скота – 183 лошади, 236 голов крупного рогатого скота (в том числе бык, 99 коров и нетелей), 324 овцы и 33 козы. Трое домохозяев были безлошадные, семеро держали по одной рабочей лошади[127], десять – по две, четверо – по три, двенадцать башкир владели в Средне-Хозятово по 4 и более рабочих лошади. Также трое селян обходились без коров, в 11 дворах было по одной корове, в 10 – по две, в 12 семьях – по три и более коров. Традиции башкирского скотоводства у башкир-вотчинников в благодатной дёмской пойме оставались крепкими. Но главной отраслью в хозяйстве было уже землепашество. В 1912 году в Средне-Хозятово общая площадь посевов составляла 249,74 дес. Первое место занимала «матушка-рожь» (единственная озимая зерновая культура) – 90,5 дес., под самую дорогую пшеничку отвели 87,5 дес. Кроме того высевали полбу (пшеница-двузернянка, 25,5 дес.), овёс (18,25), любимое в народной кухне просо (16,25), немного гречи (0,5) и льна (1,24 дес.). Нет сведений о пчеловодстве, ульев не было, в 14 хозяйствах занимались различными промыслами. Итого, из 36 семей в Средне-Хозятово в 1912 году лишь в одной ничего не сеяли, в шести засевали до 2 дес., в десяти – от 2 до 4 дес. В этих хозяйствах своего хлеба или не хватало на весь год (до 2 дес. посева) или хватало «впритык», на продажу почти ничего не оставалось. Но в четырёх дворах площадь посевов составляла от 4 до 6 дес., в девяти – от 6 до 10 дес. и шестеро среднехозятовцев сеяли свыше 10 дес. на двор[128]. Без учёта прочих доходов, 19 из 36 семейств в Средне-Хозятово в 1912 году – это состоятельные середняки и сельские предприниматели-фермеры («кулаки» в позднейшей советской терминологии). Маленькое Средне-Хозятово в начале XX века – крепкая, зажиточная, процветающая башкирская деревня. И причин этому было несколько. Сыграли свою роль трудолюбие и смекалка сельчан, благодатные дёмские чернозёмы и заливные луга, кроме того средне-хозятовские башкиры придерживались весьма высокой агротехники. В 1912 году озимый хлеб (рожь) – самая надёжная засухоустойчивая культура – занимал 36,2% посевных площадей, постепенно утверждалось трёхполье, позволявшее восстанавливать плодородие почвы. Примитивного экстенсивного землепашества – «пшеница по пшенице» – как на юге, здесь не было.

Эпитафия села Калмаш (фото №64). Материал гипсобетон, письмо арабское.

Транскрипция: «Бсмалh алрахман алрахим …шhуал аиндэ бн Мифтахатдин Муксин (аугли)…».

Звучание на башкирском: «Бисмаллаh ал рахман ал рахим…шэууэл айында мин Мифтахетдин Муксин улы…».

Перевод на русский: «Именем Господа милостивого и милосердого…месяца шавваль я Мифтахетдин сын Муксинов…».

Примечание: Калмашева, Чишминская волость в 1926 году, а ранее Сафаровская волость Уфимского уезда, в ЦГИА есть переписи 1926 и 1917 года по этому селению. Есть и метрические книги за вторую половину 19-го века с незначительными пропусками.

Шаранский район

Эпитафия место расположения которой не зафиксировано (фото №65). Материал гипсобетон, письмо арабское.

Транскрипция: «1818. Зулкиджинг 18 гунндэ…».

Звучание на башкирском: «1818. Золхизэ (айынынг) 18(нсе) конендэ…».

Перевод на русский: «1818 (-ый год). В 18 день месяца Зульхиджа…».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: