Карл Брюллов. Портрет княгини Елизаветы Салтыковой. 1833–1835 годы




РОССИЯ КРЕПОСТНАЯ. ИСТОРИЯ НАРОДНОГО РАБСТВА.

ТАРАСОВ Борис Юрьевич.

в декабре 1762 года императрице Екатерине Второй (1762-1796) была подана жалоба от 40 крепостных людей Дарьи Салтыковой. Они заявляли о чудовищных злодеяниях своей госпожи и обращали внимание правительницы на то, что Юстиц-коллегия, вместо проведения расследования, помещицу не допрашивает, будто бы по ее болезни, а между тем она вполне здорова и по-прежнему мучает своих слуг. При этом сами челобитчики арестованы и содержатся под караулом.

Дело Салтычихи на общем фоне безнаказанности и злоупотреблений действительно выделялось особой жестокостью, дававшей основания сомневаться в душевном здоровье помещицы.

Какое родство Дарьи Салтыковой (Салтычихи) с Елизаветой Салтыковой? (см. дальше)

 

УСАДЬБА

Во вкусе ТЮДОРОВ

Особняк, воспринимаемый сегодня как дополнение к вестибюлю метро, на самом деле является главным и самым старым зданием квартала.

Карл Брюллов. Портрет княгини Елизаветы Салтыковой. 1833–1835 годы

У

садьба Салтыковой образовалась из обширных чернореченских владений Строгановых путем деления: участок этот достался одной из наследниц графа Строганова, Елизавете Павловне, вышедшей замуж за князя Салтыкова. К 1837 году, когда началось строительство, территория усадьбы и так уже была разделена теперешней улицей Академика Крылова, проложенной к перенесенному сюда мосту через Большую Невку. Прежде мост располагался выше по течению и выходил к самой восточной оконечности Каменного острова против дворца, теперь же через него могли устроить своего рода архитектурную перекличку церковь Иоанна Предтечи на острове и новый дом Салтыковых: оба здания краснокирпичные, в обоих есть нечто средневековое, вроде островерхих башенок и стрельчатых арок. Но если Юрий Фельтен только кое-как свалял на далеком тогда от городских дорог Каменном острове причудливую смесь архитектурных мотивов, движимый, как кажется, одним лишь духом противоречия — чтобы получилось, как можно менее похоже на классический дворец Джакомо Кваренги, то построенная спустя полвека новая усадьба в романтическом духе демонстрирует более тонкий подход. Зодчий Петр Садовников (брат автора знаменитой панорамы Невского проспекта), который, как Андрей Воронихин и Федор Демерцов,

    ранее трудившиеся на Строгановых, происходил из крепостных, хорошо разбирался в новейших течениях и модах. Особняк ведь не случайно появился в одном из фильмов про Шерлока Холмса: если искать в Петербурге нечто отдаленно напоминающее Британию, этот дом — вариант не самый безнадежный. Напоминает он не столько Средние века, когда образ чисто английского дома с камином и просторным холлом еще не сложился, а всевозможные эсквайры проживали в суровых условиях за стенами крепостей, сколько время Тюдоров — печально известного короля Генриха VIII. Подаренный тому кардиналом Уолси дворец Хэмптон-корт в окрестностях Лондона Садовников аккуратно процитировал, поместив в центр своего фасада проездную арку английского дворца. Все, конечно, скромнее и без каких-либо крепостных мотивов, если не считать ворот, что ведут в этот дворец от моста через Черную речку, на который ориентирован весь комплекс построек, другой мост, через Неву, игнорирующий. Прочие усадебные корпуса — к западу от господского дома — в своем хаотичном расположении тоже, наверное, следуют представлениям о средневековой застройке. Подражание Тюдорам в середине XIX века получило необычайно широкое распространение в Англии и ее колониях, однако и в России найдутся примеры такого строительства, самый грандиозный — петергофские конюшни Николая Бенуа, на которые дом Салтыковых немного похож, только он гораздо меньше. И. С.    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: