Устный журнал: «Люди и судьбы»




Николай Егорович Палькин родился 3 апреля 1927 года в селе Большой Мелик Балашовского района Саратовской области. Свою биографию он рассказал однажды лаконично поэтически:

Иные, свои отмечая следы,

Изводят на это бумаги пуды.

Моя биография – жизни основа - четыре обыденных слова.

Хотите, сейчас вам ее расскажу:

Родился, учился, женился, пишу.

Детство и юность Николая Егоровича прошли в городе Балашове, «в двух шагах от Хопра», рядом с лесом.

«У каждого в жизни березка своя...» — написал Палькин в зрелые годы, может быть имея в виду какое-нибудь определенное деревцо, но скорее всего обозначая все то, что символизирует исток, первооснову, малую родину как часть большой, часть самую волнующую и трепетную.

Мир начался для будущего поэта родительским домом, к которому и сердцем, и словом он будет возвращаться много раз:

Как хорошо, что жив отцовский дом
И песня, что я слышал с колыбели,
Когда отец и гости тихо пели
За небогатым праздничным столом.


И неудивительно: этот дом дал ему не просто жизнь и не только имя — он преподал первые уроки «добра и доброты», в нем закладывались нравственные, этические, эстетические основы миробытия будущего поэта.

Вспоминая ту далекую пору, Н. Палькин писал: «В доме родителей на краю районного городка, как на вокзале, всегда было многолюдно. Летом, из дальних краев наезжала в отпуск многочисленная родня: взрослые и дети. В остальное время у нас дневали и ночевали «наши», деревенские... Многолюдье в доме не только не стесняло нас, детей, но, наоборот, расширяло наше представление о мире людей скромных, бескорыстных, видящих в труде истоки человеческого счастья».

В доме Палькиных каждый, как в копилку, добавлял в души детей свое: бабушка - сказки, отец - редкое, но меткое словцо, мать пословицы и поговорки, а иногда и озорные частушки. Мать его, Елена Андреевна,- превосходный знаток народных обрядов. «Без матери моей не проходила в округе ни одна свадьба, ни одни поминки». Мать поэта владела редким и почитаемым на Руси даром выпевать, выкрикивать, выплакивать горе, когда оно приходило, — была плачеей:

Сколько раз, сострадая и мучась, Смерть казня и живое любя, Облегчала ты чью-нибудь участь, Боль чужую беря на себя.

От матери Палькин и унаследовал любовь к народному слову. Отец Николая Егоровича, Егор Степанович смолоду работал железнодорожниом. «Отец мой работал на станции Балашов и очень гордился званием железнодорожника. Песня постоянно жила и в его душе. Сколько помню, он в свободные минуты либо напевал что-нибудь вполголоса, либо насвистывал знакомую мелодию... Пожалуй, не меньше, чем заезжих постояльцев, было в нашем доме в те годы песен… подлинных, настоящих, народных...”. “Громче обычного отец пропел в прощальном застолье перед самой отправкой на фронт... Он сел в эшелон 18 августа 1941 года, а в начале 1942-го от него пришло последнее письмо...”

Да разве забудешь такое? Умри и воскресни опять, Все будет солдатской рукою Отец на прощанье махать.... И тут же, как правда без грима, Среди обгорающих дней Возникнет с внезапностью взрыва Картина куда пострашней. Войти почтальонша боится Во двор и все прячет лицо. И ты, как подбитая птица, Собой закрываешь крыльцо.

Так с началом войны началась безотцовщина — «взрослая» жизнь подростка, обычная и характерная для того времени:

Той дымной зимою, в морозы, Совсем на подъем не тяжел, Я вытер последние слезы И жизни навстречу пошел. Нам было тогда не до смеха, Подросткам, крещеным войной. Под крышей моторного цеха Предстала та жизнь предо мной...

Николай Палькин в ту суровую пору, будучи подростком, стал готовить в военных авиамастерских самолёты к боевым вылетам. Авиамастерские, где пятнадцатилетний подросток тогда работал, входили в состав воздушной армии, защищавшей Сталинград. День и ночь ребята в цехах ремонтировали, или точнее, возвращали к жизни, израненные в боях самолеты. Когда полной победой советских войск завершилась битва на Волге, некоторые ребята получили медаль «За оборону Сталинграда».

Много стихов Палькин посвятил теме войны, не стёрлось то время в его памяти:

Сменяются зимы и весны,

А люди все идут и идут.

За ними Урала березы,

За ними рязанская рожь,

За ними народные слезы,

Которых с души не сотрешь.

И каждый клянется заранее

За тех, кто не выжил, дожить.

И Вечный огонь на кургане

Не в силах тех слез осушить.

А это проникновенные слова поэта о скорбной минуте молчания на Мамаевом кургане: «Минута молчания! У каждого она своя, потому что рядом с всенародным горем или как бы растворенное в нем есть горе и твое, личное. Рядом со всенародной победой есть, пусть маленькая, твоя победа».

Тема войны отражена во многих стихотворных произведениях Палькина: «Золотая подкова», «О поле русское!», «Характер», «Крылья памяти», «Богатырская поэма».

Вот строки из последней:

...А вон вдали за поворотом,

Как будто сросся с пулеметом

В смешенье дыма и огня

Солдат, похожий на меня.

- Отец! - кричу ему всем сердцем,-

Поберегись, не дайся немцам.

И только слышу от него:

-Еще посмотрим, кто - кого!

Одно, пожалуй, из самых пронзительных произведений Палькина о боли, оставленной войной с немецко-фашистскими захватчиками, стихотворение «Мать». Много времени минуло после окончания войны, а матери, которые потеряли своих сыновей, дочерей, да и те, которые их теряют теперь, не могут спокойно прочитать стихотворение Николая Егоровича. Вот его жгучие строки:

По Мамаеву кургану

Днем и ночью ходит мать.

- Вы скажите, добры люди,

Где мне сына отыскать?

Ей в ответ вздыхает Волга:

- Крепко спит в земле герой.

Не буди его напрасно

И ступай себе домой.

Повернулась, распрямилась.

Непреклонна и горда:

- Не гони меня отсюда,

Не уйду я никуда.

Стану камнем на кургане,

Подыму священный меч,

И останусь возле сына,

Чтоб покой его беречь.

И стоит она над Волгой

И ликуя и скорбя

И все матери погибших

Видят в ней самих себя.

В поэзии, прозе, публицистике Палькина события Великой Отечественной войны присутствуют постоянно. «Для меня, подростка, 41-й год - это начало той жизни, которой жил весь наш народ, вставший на защиту Родины. Жизни, давшей всем нам беспримерные уроки мужества и гражданской зрелости. Война сразу, жестоко и сурово, вошла в литературу нашего поколения. Отсвет Великой Победы лежит на всех моих стихах, как, вероятно, и на произведениях моих сверстников».

После войны у Николая Палькина была Центральная комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ и Балашовский педагогический институт, первая публикация и первая книжка, первая песня...

Свой путь в поэзии Н.Е. Палькин начал рано и так, как обычно начинают люди, выросшие вне литературной среды: первые стихи рождались от избытка впечатлений, от напора эмоций и необходимости высказаться, были искренни и простосердечны, подчас — наивны и подражательны.

Началом постоянной работы в литературе Н.Е. Палькин считает 1954 год, когда "Комсомольская правда" опубликовала подборку стихотворений поэта. Тремя годами позже появилась первая его книжка стихов «Поле золотое».

Вышедшая в издательстве балашовской газеты «Комсомолец», небольшая по объему (около пятидесяти стихотворений) невзрачно оформленная, она не затерялась даже в щедром на стихотворные публикации 1957 году: в ряду поэтических дебютов ее отметили московские журналы, отозвалась саратовская и балашовская периодика, а на страницах «Литературной газеты» ее приветствовал строгий и тонкий ценитель поэтического слова Н. Рыленков, отметивший в стихах начинающего поэта подкупающий «лиризм, тонкое чувство природы и хорошее... органическое знание колхозной деревни, людей сельского труда — прежде всего людей новых ведущих профессий: трактористов, комбайнеров и т. д.»

Следующие сборники стихов Николая Палькина: «Зарницы»(1959), «Звездопад»(1964), «Березонька-береза» (1967). Стихи этих сборников искренние, задушевные, соединявшие в себе разговорно-стиховое и песенно-музыкальное начало, это бытовые повседневные чувствования и мысли о больших гражданских делах родного края. «Куст калины» (1970) и «Теплый хлеб»(1974) раздвигаются границы предметного и духовного мира, поэт обращается к истории, к движению времени.

В 1975 году «Соловьи России» Н.Е. Палькина вышли в московском «Современнике». Следующий сборник нашего земляка «Избранное» является своего рода творческим отчетом за тридцать лет работы в поэзии. Разделы сборника озаглавлены по названию предшествующих книжек. Это позволяет увидеть поэзию Н.Е. Палькина в движении.

Вторая половина семидесятых годов является новым этапом в творческой работе Н.Е. Палькина, самим поэтом названный «преимущественно поэмным». «Золотая подкова» - произведение больше, чем стихи, но еще не ставшая поэмой. На протяжении 1977 года поэт интенсивно работал над этапным для него произведением — «Поэмой о Волге»; в течение 1978-го — над поэмой «Здравствуй, солдат»; 1979 год дал «Богатырскую поэму», вошедшую в прекрасную антологию, изданную Приволжским книжным издательством к шестисотлетию битвы на Куликовом поле. В 1983 году журнал «Москва» опубликовал пронзительно печальную и одновременно светлую поэму Н.Е. Палькина «Мать» («Плачея») — небольшое по объему, но содержательное и стройное произведение.

Самая заветная тема в творчестве Николая Егоровича – тема родного края, тема Волги. В каждом его стихотворении присутствует тревога за судьбу России, которая не может не вызвать тревоги за её настоящее и будущее у каждого, кто считает себя её сыном. Тема природы и Отечества, я считаю, тесно связаны в творчестве Палькина. В его стихах звучит также любовь и гордость за свою родину и свою природу.

Особенно лиричны стихотворения о весне. Это, может быть, оттого, что день рождения поэта пришелся на прекрасный день весны- 3 апреля.

Сладчайше пахнет тёплой прелью

Из- под слежавшейся листвы.

Разбавлен чистою капелью

Настой апрельской синевы.

 

Палькин с большой любовью пишет о своих земляках, о тружениках степных волжских просторов, о людях земледельческого труда и труда духовного, художественного. В подтверждение тому его стихи «Землячка», «Николавна», «Семеновна» и другие.

Стихи Николая Егоровича Палькина мелодичны, напевны, музыкальны, поэтому многие из них положены на музыку. Поэтому Николай Егорович Палькин –это поэт-песенник, им написано более 150 песен. Песни на слова Палькина известны по всей России и за её пределами.

Ещё в 1954 году, когда «Комсомольская правда» опубликовала подборку из тринадцати стихотворений Палькина, одно из них было сразу же положено на музыку композитором Захаровым Владимиром Григорьевичем. Это была первая песня на его стихи, и уже под новый 1955 год она пронеслась над Россией:

…Ты поверь: нелегко в разлуке

Не могу, разучилась ждать,

Не возьму никак себя в руки

И прости, тяжело писать. («Последнее письмо»)

К песенным текстам Н.Е. Палькина обращались многие композиторы, в том числе известные: В. Захаров, С. Туликов, А. Аверкин, О. Гришин, В. Левашов, М. Коваль, Н. Кутузов, Н. Кудрин, Г. Пономаренко, Г. Занорин, Е. Бикташев... К некоторым даже неоднократно. Больше всего в этом плане повезло стихотворению «Не зови меня спать, перепелка», музыку к которому написали шестнадцать авторов!

Песни на слова саратовского поэта вошли в репертуар Н.Обуховой, Л. Зыкиной, О. Воронец, И. Бржевской, А. Стрельченко, Р. Ибрагимова, В. Трошина, И. Кобзона, В. Толкуновой, Г. Ильясова, А. Нестерова и других солистов.

«В мое творчество, — писала в «Литературной газете»Людмила Зыкина в связи с выходом сборника «Куст калины», — Н. Палькин вошел песней С. Туликова «Что хотите, говорите...». Поэт очарован русской землей, любуется ее природой, давними традициями, в которых воплощается русская душа. Подкупают чистота стиха, его незатейливость. И не случайно, на мой взгляд, к строкам поэта обращаются не только композиторы-любители, но и многие профессионалы. Основа творчества поэта — это Россия, ее люди. Им он предан без остатка”.

«В 1976 году я был на седьмом небе от счастья, узнав, что в репертуаре Валентины Толкуновой появилась песня "Ах, мама, маменька" на мои стихи», - вспоминал Палькин.

 

Спустя почти двадцать лет Николай Егорович встретился с исполнительницей. Это было в Балашове на юбилее одного предприятия.
«Я никогда не забуду 16 января 1993 года, - продолжал вспоминать Николай Егорович. - Я стоял в фойе, когда Валентина Васильевна вошла в здание. Я не растерялся, подошел к ней со словами: "Я автор вашей песни". Она улыбнулась, спросила, откуда я родом. "Из Балашова", - ответил я. Она удивилась и сказала, что мы почти земляки, ведь ее отец, Василий Андреевич, родился и вырос в Ртищеве.
В Балашове после исполнения "Ах, мама, маменька" Валентина Толкунова остановила концерт и объявила всему залу имя автора песни. Николай Палькин раскланялся перед зрителями. Немного осмелев, он решил торжественно, при всех подарить певице слова еще одной песни. Палькин вышел на сцену и вручил Валентине Васильевне листок со словами шуточного стихотворения про парня в балашовской курточке.

Песни на стихи Палькина пришлись по вкусу многим хоровым профессиональным (не говоря уже о самодеятельных, любительских) коллективам, в том числе Государственному академическому русскому народному хору имени Пятницкого. Пропагандистами песен Н.Е. Палькина выступили и продолжают выступать Волжский народный хор, Сибирский, Уральский, Рязанский, Пензенский, Сузунский, Прихоперский и многие другие.Сегодня песни на слова Палькина исполняют Надежда Бабкина и Николай Басков.

Н.Е.Палькин – общественный и культурный деятель, журналист. Журналистике Николай Егорович уделял много внимания, сотрудничал в «Балашовской правде», в саратовских газетах «Молодой сталинец», «Коммунист», стал автором нескольких публицистических книг.

Около десяти лет Н. Е. Палькин возглавлял Саратовскую писательскую организацию, в течение семи лет был главным редактором журнала «Волга». За заслуги в развитии советской литературы поэт награжден орденом «Знак Почета», ему присвоено звание заслуженного работника Культуры РСФСР. В 1982 году удостоен Почетного знака «Отличник культурного шефства

над Вооруженными Силами СССР», а также Палькин – лауреат Всероссийской литературной премии имени ютчева (1998 г.), лауреат премии Саратовской области имени Алексеева (2000 г.).

Совсем недавно – 5 марта 2013 года - не стало нашего поэта-земляка, почётного гражданина Саратовской области Николая Егоровича Палькина.

Вывод: говорить сегодня о Николае Егоровиче Палькине, обо всём им созданном, особенно в период творческой зрелости, значит говорить о крупнейшем русском поэте, внесшим свой заметный вклад в сокровищницу русской литературы. Многообразное по форме творчество Н Е. Палькина поражает идейно-тематическим единством; можно сказать, что вся его поэзия — песнь о России: о малой ее части — Саратовском Поволжье, о «главной улице России» и, наконец, обо всей большой стране, сыновняя любовь к которой вырастала из любви к своей «малой родине». В центре своей России, на ее «главной улице» — Волге - жил художник, чья работа в целом — единая песнь родной земле, рассказ о ее природе и людях, осмысление ее прошлого и настоящего, исследование ее национального характера. Поэзия Палькина востребована жизнью, его песни поёт Россия.

…У моей России

Все пути прямые,

Все пути прямые,

Ясная заря,

Ты живи Россия,

Ты цвети, Россия,

Милая Россия.

Родина моя.

 

Ещё один замечательный, талантливый, мужественный человек, наш земляк –



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: