Режим применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности был установлен Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ, а с 1 января 2003 года его применение осуществляется в соответствии с главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового Кодекса РФ. С тех пор контролирующими органами были утверждены документы, регламентирующие применение данного вида налогообложения (такие как формы декларации, инструкции и др.).
В соответствии с вышеперечисленными нормативными актами под упрошенную систему «подпадают» ИП и организации, средняя численность работников которых не превышает 100 человек, а доход в течение года составляет не более 15 миллионов рублей. С 1 января 2010 года до 1 января 2013 года предусмотрено увеличение до 60 млн. руб. величины предельного размера доходов налогоплательщика (Федеральный закон 204-ФЗ от 19.07.2009г.)
Существуют и другие критерии. Так, организации не должны иметь филиалы и (или) представительства, а доля участия в фирме других организаций не должна превышать 25%.
Как известно, существует 2 вида объекта налогообложения при упрошенной системе налогообложения:
. доходы, ставка 6 %.
Налог в данном случае уплачивается с полученных доходов предприятия.
. доходы - расходы, ставка 15%.
Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категории налогоплательщиков. Например: в Тюменской области действует ставка 5%. а в Московской области -10 %.
При применении объекта налогообложения «доходы минус расходы» налог уплачивается с суммы налогооблагаемой базы.
При применении объекта налогообложения «доходы» или «доходы - расходы» юридические лица и ИП могут сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, уменьшить на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени, но не более чем на 50%.
|
Кратко описав упрошенную систему налогообложения, давайте разберемся с преимуществами:
. налогоплательщик может сам добровольно принять решение о переходе на УСН;
. экономия на налогах - налогоплательщики-«упрощенцы» платят единый налог вместо налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, НДС);
. «упрощенец» ведет более простой и менее объемный налоговый учет по единому налогу;
. объем отчетности «упрощенца» значительно меньше, чем у субъекта, применяющего обычную систему налогообложения (вместо четырех налоговых деклараций только одна, организациями не представляется финансовая отчетность);
. при переходе на УСН, налогоплательщик имеет возможность выбрать объект налогообложения (либо «доходы», либо «доходы минус расходы»);
. сравнительно небольшие ставки единого налога, зобравшись с преимуществами УСН, перечислим ее недостатки:
. потеря покупателей (крупные фирмы не хотят работать с «упрощенцами» из-за невозможности принять к вычету НДС). Чтобы не потерять покупателей, малый бизнес, несмотря на то, что он может применять УСН и будет переплачивать налоги в бюджет, выбирают общий режим налогообложения;
|
. ограничен круг субъектов, имеющих право применять УСН;
. перечень расходов, которые можно учесть при расчете налоговой базы при УСН, является закрытым по сравнению с общим режимом налогообложения. Это явный минус, поскольку при обычной системе налогообложения затраты можно учесть в составе расходов, если будет доказано, что они экономически оправданны;
. необходимость уплаты минимального налога при убыточной деятельности. Если по итогам года сумма исчисленного годового налога при объекте налогообложения «доходы минус расходы» получится меньше суммы минимального налога, который составляет 1% от полученных доходов, то должен быть уплачен этот минимальный налог (То есть, не платить налог при маленькой прибыли либо при убытке не получится);
. много неопределенности в тексте закона, что приводит к вольному толкованию текста со стороны фискальных органов.
Перечисленные факты выявляют значительное ослабление налоговой нагрузки на малый бизнес и дают возможность привлечения внешнего специалиста для ведения бухгалтерского учета, что опять-таки увеличивает расходы бизнеса (зачастую предприниматель просто собирает всю документацию за определенный период и передает ее для оформления декларации и расчета налога). А саму отчетность вполне можно отправить по почте, без длительного ожидания в очередях налоговой инспекции.
Таким образом, применение упрошенной системы налогообложения не только дает возможность «сэкономить» на налоговых платежах, а значит, пустить средства «в оборот», но и высвобождает время предпринимателя для решения задач по развитию бизнеса.
|
В малом бизнесе существует еще один специальный налоговый режим - единый налог на вмененный доход. Режим применения единого налога на вмененный доход осуществляется в соответствии с главой 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (ЕНВД) и законами субъектов РФ. В отличие от УСН налогоплательщик не может использовать ЕНВД по желанию, немного поясним, если налогоплательщик выбрал вид деятельности, попадающий в перечень видов деятельности, облагаемые ЕНВД, и не нарушает требования, установленные п. 2.2 ст. 346.26, то другой специальный налоговый режим он не может применять.
Налог уплачивается не с «доходов» или «доходы минус расходы», т.к. определить выручку и расходы на ЕНВД достаточно сложно, а с базовой доходности корректирующей на величину физического показателя и коэффициентов К1 и К2. В конце отчетного периода налогоплателыднк имеет право сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, уменьшить на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени, но не более чем на 50 %. По сравнению с «упрощенцами», «вмененшикам» приходится часто контактировать с налоговыми органами, т.к. налоговым периодом является квартал и декларацию нужно предоставлять 4 раза в год.
Преимущества и недостатки ЕНВД. Преимущества ЕНВД заключаются в следующем:
. освобождение от уплаты четырех налогов (налог на прибыль организаций, НДС, НДФЛ для ИП, налог на имущество организаций).
Перечисленные выше налоги являются наиболее сложными для применения, определяют основную налоговую нагрузку, и по ним требуется ведение сложного бухгалтерского и налогового учета. Соответственно, замена уплаты этих налогов уплатой единого налога составляет суть ЕНВД.
Следствием замены целого ряда налогов одним является экономия времени по заполнению соответствующих деклараций, а также значительное сокращение документе оборота, упрощение порядка ведения бухгалтерского и налогового учета. Однако это преимущество уплаты одного налога вместо четырех превращается и в недостаток, когда речь заходит о предприятиях, которые вынуждены совмещать ЕНВД с общим режимом налогообложения или с упрошенной системой налогообложения. Так, у многопрофильных организаций увеличивается число уплачиваемых налогов и они должны организовать ведение раздельного учета, что означает необходимость дополнительных трудозатрат и, в большинстве случаев, ведение более детального аналитического учета.
. простота исчисления налога (как рассчитывается налог в данной статье описано выше);
. постоянная сумма налога позволяет верно рассчитать свои силы, правильно организовать бизнес;
. единый налог, не зависящий от величины реального оборота, позволяет безболезненно легализовать большую часть бизнеса, избавиться от постоянного страха перед налоговым контролем;
. простота учета доходов и расходов - предпринимателям теперь нет необходимости вести учет всех закупленных и реализованных товаров.
Недостатками данной системы налогоосложение является следующее:
. некоторая часть предпринимателей не в состоянии уплачивать единый налог по причине отсутствия оборота или заказов;
. Налоговый Кодекс определил лишь общую концепцию взимания налога, а конкретные положения, устанавливающие порядок его исчисления и уплаты устанавливаются нормативными актами субъектов РФ. В связи с этим, как показывает практика, у организаций возникают затруднения в исчислении ЕНВД.
В случае если компания не занимается видами деятельности, облагаемыми ЕНВД, не вправе применять УСНО (либо не подала в срок заявление о переходе на УСНО), то она обязана применять общую систему налогообложения. При применении общего режима налогообложения налоги уплачиваются в общем порядке в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
При использовании общей системы налогообложения доходом является совокупный чистый доход. Он определяется как разница между валовым доходом (выручкой в денежной и натуральной формах) и документально подтвержденными расходами, непосредственно связанными с получением прибыли.
Преимуществами применения данной системы можно считать:
. возможность осуществления разных видов деятельности, не лимитируя при этом суммы выручки,
. возможность возмещения из бюджета сумм НДС как по приобретенным основным средствам, так и по другим основаниям.
. неограниченная численность работников и др. важные показатели деятельности предприятия.
Существует так же возможность отказаться от оплаты НДС. Согласно ст.145 НК РФ, в случае, если выручка за последние 3 месяца не превысила 2 млн.руб. Следует обратить внимание на то, что в данной статье имеется в виду не квартал, а три последних месяца. То есть если в каком-либо месяце произойдет превышение лимита, то организация должна уплачивать НДС ежемесячно, начиная с того месяца, в котором произошло превышение. Если организация или индивидуальный предприниматель решили стать плательщиком НДС, то применение данной системы может стать решающим фактором для их заказчиков и покупателей, которые могут, работая с этой организацией или предпринимателем, уменьшить свой НДС.
Недостатками ОСН являются:
. необходимость расчета и уплаты массы налогов и сборов,
. необходимость представления в налоговые органы и внебюджетные фонды большого количества налоговых декларации и расчетов,
. необходимость ведения учета доходов и расходов по достаточно сложной форме,
. необходимость сбора и сохранения документов, подтверждающих расходы, связанные с предпринимательской деятельностью.
. проведение налоговых проверок по любому из уплачиваемых налогов. Изменения в 2011 году. Как известно, предприниматели, работающие на УСН и ЕНВД, также участвуют в формировании государственных внебюджетных фондов, поскольку часть налога, взимаемого в связи с применением УСН и ЕНВД, направляется в Фонд социального страхования. Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
С 1 января 2011 года поступления по УСН и ЕНВД будут полностью зачисляться в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований. То есть в них направится и доля фондов.
Одновременно в отношении применяющих УСН и ЕНВД устанавливается обязанность по уплате страховых взносов в размере 34 процентов от ФОТ наравне с теми, кто использует общий режим налогообложения. Но у последних полностью отменяется ЕСН, тогда как у первых доля отчислений во внебюджетные фонды не исключается из обшей массы налоговых обязательств, а перераспределяется между региональными и муниципальными бюджетами.
Так, с 1 января 2011 года для налогоплательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, ставка страховых взносов увеличивается на 20 процентов. При общем же режиме налогообложения рост составит всего 8 процентов.
В результате для предпринимателей, работающих по УСН и ЕНВД, финансовая нагрузка единовременно возрастет в 2,4 раза. Тогда как для налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения - в 1,3 раза. Таким образом, малый бизнес, применяющий УСН и ЕНВД, оказывается не просто в неравном положении с другими субъектами предпринимательства, а, по сути, на грани банкротства, «вымирания». Также это может привести к увеличению финансовой нагрузки на фонд оплаты трута для всех без исключения категорий предпринимателей, тем более в посткризисный период, будет означать, что организации различными способами начнут искусственно занижать свою прибыль, применять иные схемы налоговой «оптимизации».
Есть опасения, что предприятия малого бизнеса, применяющие упрошенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход, будут вынуждены попросту прекратить свой бизнес.
Либо, чтобы выжить, компании перейдут на схемы, связанные с сокрытием налога на доходы физических лиц и выплатой заработной платы «в конвертах».
Первое фактически будет означать «оптимизацию» численности работников, прежде всего сокращение рабочих мест, занятых в малом предпринимательстве, и. соответственно, рост безработицы. Второе может уменьшить поступления от налога на доходы физических лиц, которыми так «гордился» Минфин Рэссин в результате перехода на «плоскую» шкалу налогообложения. Новый порядок стимулирует еще большую дифференциацию в заработной плате по отдельным отраслям реального сектора экономики.
Становится более выгодным повышать заработную плату высокооплачиваемым работникам, превышающую порог годового дохода в 415 тысяч рублен. Ведь с этой суммы не взимаются страховые взносы. Что касается люден со средним заработком, то придется выплачивать 34 процента страховых взносов с каждого добавленного им рубля. Особенно это коснется отраслей со средним и ниже среднего уровнем заработной платы, например, сельское хозяйство, текстильная промышленность, образование, здравоохранение, малый бизнес. В сочетании с «плоской» шкалой налога на доходы физических лиц это еще сильнее отразится на дистанции между бедными и богатыми.