Перспективы развития налогообложения в 2012 г.




 

В России, как и ранее, налогообложение малого бизнеса в 2012 году будет осуществляться по трем системам: общей, упрощенной и системе единого налога. При открытии нового предприятия каждый начинающий предприниматель задается вопросом, какой же из них воспользоваться.

Одно из наиболее ожидаемых и не очень приветствуемых бизнес - сообществом новшеств, которое ожидалось в 2012 году - это поэтапная отмена единого налога на вмененный доход, так называемого ЕНВД. Это постулировалось в «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (одобрено Правительством РФ 07.07.2011).

В частности, предполагалось, что с 1 января 2013 г. будет отменена система налогообложения в виде ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой налогоплательщиками через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м. по каждому объекту организации торговли, и в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м. по каждому объекту организации общественного питания; на период с 1 января по 31 декабря 2012 г. применение системы налогообложения в ЕНВД в отношении данных видов предпринимательской деятельности было оставлено для налогоплательщиков со среднесписочной численностью работников, не превышающей 50 человек. В отношении иных видов предпринимательской деятельности предполагалась полная отмена ЕНВД с 1 января 2014 г. Соответствующий законопроект № 499566-5 был внесен на рассмотрение в Государственную Думу ФС РФ и прошел первое чтение 17.05.2011 года. По результатам первого чтения было рекомендовано представить поправки к законопроекту. Согласно пункту 1 статьи 5 части Налогового Кодекса РФ (далее по тексту - НК РФ), акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. В соответствии с Федеральным законом от 21.10.2011 № 289-ФЗ официальным опубликованием считается размещение на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru <https://www.pravo.gov.ru>.

Налоговым периодом для ЕНДВ является квартал. Таким образом, в 1 квартале 2012 года ЕНВД применяется в том же режиме, что и в 2011 году. Если до 29 февраля 2012 года законопроект по отмене ЕНВД не будет принят и официально опубликован, то ЕНВД в прежнем режиме останется и на второй квартал 2012 года. Но, судя по всему, в ближайшем времени отмены ЕНВД не предвидится. 17.01.2012 вышло Письмо ФНС РФ N ЕД-4-3/355 «О применении законодательства РФ о налогах и сборах», в котором ФНС РФ сообщила о том, что в 2012 году отмены системы налогообложения в виде ЕНВД федеральным законодательством не предусмотрено. Выход этого письма совпал по дате (17.01.2012г.) с публикацией в газете Известия статьи «Единый налог на вмененный доход отменят только в 2018 году».

В этой статье утверждается: «Намеченная Минфином отмена единого налога на вмененный доход (ЕНДВ) случится не раньше 2018 года. … Такое решение было принято на прошедшем на этой неделе закрытом совещании по налогообложению малого бизнеса у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Об этом «Известиям» сообщил источник в Минфине».

Через различные каналы малый бизнес пытался быть услышанным относительно того, что 34% страховых взносов, и даже 26% страховых взносов (для ряда плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, далее по тексту - УСН) - это очень много и с экономической точки зрения при легальной заработной плате не всегда возможно для малого бизнеса. По данному направлению был получен «половинчатый» результат (Федеральный закон от 3 декабря 2011 года N 379-ФЗ). Так, для основной части налогоплательщиков на период 2012 - 2013 годы ставка страховых взносов была снижена с 34 до 30 процентов, для тех плательщиков УСН, которые применяли пониженный тариф страховых взносов 26%, он на 2012 и 2013 годы был снижен с 26 до 20%, также незначительно расширен перечень таких налогоплательщиков. Есть и отрицательные новшества.

Появился тариф страхового взноса 10% на сумму «свыше установленной предельной базы для начисления страховых взносов» (сама по себе логически не до конца корректная фраза, однако это терминология закона). То есть выплаты свыше 512 тыс. руб в год в 2012 году не будут облагаться страховыми взносами по обычной ставке, а будут обложены страховыми взносами по ставке 10%. Ранее выплаты свыше установленной предельной базы для начисления страховых взносов не облагались страховыми взносами (в 2011 году это 463 тыс. руб).

Довольно давно велась дискуссия относительно того, должен ли индивидуальный предприниматель соблюдать кассовую дисциплину. Дело в том, что в прежнем порядке ведения кассовых операций было указано, что он распространяется на организации, то есть на ИП он формально не распространялся (Письмо Минфина РФ от 02.03.2011г. № 03-01-10/1-15, Постановление Президиума ВАС РФ от 29.06.2010 № 1411/10). С 2012 года ИП обязаны соблюдать кассовую дисциплину (Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П) Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.11.2011 № 22394). Теперь ИП обязаны вести кассовую книгу, оформлять расходные и приходные кассовые ордера, устанавливать и соблюдать лимит наличности в кассе, расходовать снятую в банке наличность только на цели, указанные в чеке. Для ИП, не имеющих наличной выручки, ситуация изменилась не сильно, добавился только формальный документооборот. Так, получив денежные средства в банке, предприниматель оформляет приходный ордер с формулировкой «получены денежные средства из банка» и тут же расходный ордер «доходы предпринимателя».

Для тех, кто имеет наличную выручку и допустит сверхлимитный остаток в кассе, возможно наложение штрафа по статье 15.1. Кодекса об административных нарушениях в сумме от 4 до 5 тыс. руб (давность привлечения к ответственности - 2 месяца с момента совершения правонарушения).

Мы считаем, что наиболее приемлемым и рациональным выходом из сложившейся ситуации является подбор оптимальной системы налогообложения малого бизнеса.

Необходимо сформировать консолидированную позицию власти и бизнеса по вопросам регулирования фискальной политики. Активизация бизнес сегмента коррелирует с тяжестью налогового бремени, и зависимость эта прямая. Соответственно, рост ВВП на уровне 4-6 % требует от властей релевантных, а главное транспарентных мер по реформированию налогового законодательства.

Безусловно, выделение малого бизнеса в качестве отдельного субъекта налоговой политики даст ограниченный эффект в краткосрочной перспективе, в силу инертности социально-экономических процессов. Однако, эти перемены необходимы для достижения стратегического развития экономики.

Наиболее соответствующим сегодняшнему положению в сфере налогообложения малого бизнеса является направление его совершенствования, связанное с налоговым администрированием. Многие российские предприниматели работают за рубежом. Для них вполне очевидны отличия налоговых систем нашей страны и зарубежных. Существуют примеры более эффективного налогового администрирования. Российская бизнес-модель подразумевает значительные транзакционные издержки, связанные, в том числе, с неоптимальной организацией документооборота. Развитые страны отказались от практики масштабного документирования транзакций, как принято в отечественной практике.

Мы считаем, что перенимая опыт других стран, возможно получить отдачу от малого бизнеса, которая внесла бы значительный вклад в развитие российской экономики.

Предложенные направления трансформации налоговой системы Российской Федерации способствуют репатриации капитала на родину и созданию благоприятного международного климата для прямых инвестиций со стороны международных экономических агентов.

Таким образом, основной задачей реформирования современного налогообложения в России является создание целостной налоговой системы, которая не препятствовала бы формированию связей экономических агентов на разных уровнях и при разных масштабах производства. Для этого разумно перенять опыт западноевропейского налогового законодательства, при котором налоговые льготы малым предприятиям предоставляются не в рамках отдельного режима налогообложения, а в качестве обособленного элемента налоговой политики.

 


Заключение

 

Мы пришли к выводу, что критерии для выделения малых предприятий в разных случаях могут использоваться различные, но есть и нечто общее - все они должны учитывать особенности бизнеса и его стремление искусственно снизить налоги и получить дополнительные финансовые ресурсы.

Поэтому наилучшим критерием малого предприятия является комплекс критериев, учитывающих как показатели финансовой деятельности, так и натуральный показатель количества работников в штате предприятия. Натуральный показатель является важным вспомогательным фактором, так как трудно искусственно манипулировать им или его искажать, что защищает государство от недобросовестных действий предприятий.

Обобщая все вышесказанное малый бизнес, воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего в результате изменений количества субъектов рынка, повышение квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.

В целом надо сказать, что введение специальных налоговых режимов является стимулирующим фактором для изменения количества субъектов рынка занятых малым бизнесом в сторону увеличения их количества. Тем самым, увеличивается количество населения страны привлеченного к системе предпринимательства. Таким образом, малый бизнес, будучи более мобильным, улучшает и ускоряет динамику развития государства.


Список литературы

1.Налоговый Кодекс РФ.- М.: Эксмо.2010. С. 558.

.Абанин М.А. Специальные налоговые режимы как инструмент налогового планирования. // Хозяйство и право. - 2012. - № 10. - С.76-86.

.Абрамова Э.В. Разработка элементов учетной политики как метод оптимизации налогообложения. // Налоговое планирование. - 2010. - № 4. - С.17-30.

.Бабанин В.А. Организация налогового планирования в российских компаниях. // Финансовый менеджмент. - 2012. - № 1. - С.20-33.

.Бадьина С.В. Возможности внутреннего налогового планирования хозяйствующих субъектов. // Азиатско-тихоокеанская политика России. - Хабаровск: ДВАГС, 2010. - С.10-14.

.Блохин К.М. Технология формирования налогового бюджета организации. // Финансовый менеджмент. - 2011. - № 5. - С.74-84.

.Боброва А.В. О критерии оптимального налогового бремени. / А.В.Боброва. // Общество и экономика. - 2012. - № 1-12. - С.160-175.

.Брызгалин А.В. Методы налоговой оптимизации. / А.В.Брызгалин, В.Р.Берник, В.В.Брызгалин. - М.: Аналитика-Пресс, 2009.

.Брызгалин А.В. О функциях налогообложения и регулятивном значении налогов в экономике. // Налоги. - 2012, № 1. - С.16-22.

. Баженов Ю.К., Баженов А.Ю. Малое предпринимательство. - М.: Наука, 2009.

. Машков, С.А. Специальный режим налогообложения для инновационных предприятий. // Финансовая аналитика. - 2009. - № 4.

. Пансков В.Г. Налоговое бремя в российской налоговой системе. // Финансы. - 2012.№ 11. - С.17-25.

. Скрипниченко В. Налоги и налогообложение. - СПб: ИД Питер. - М.: Издательский дом «БИНФА», 2008.

. Самохвалова Ю.Н. Об изменениях в Налоговый кодекс РФ в 2011 г. // Все о налогах. - 2011. - № 11. - С.7-15.

. Шкребела Е.В. Налогообложение малого бизнеса в России: проблемы и перспективы решения. - М.: ИЭПП, 2008.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: