Содержание
Введение
Глава I. Особенности и содержание специфики налогообложения малого бизнеса в РФ
. Особенности малого бизнеса и его критерии
. Содержание критериев малого бизнеса для целей налогообложения
Глава II. Сущностная характеристика налогообложения малого бизнеса в 2008-2012 гг.
Содержательные особенностей налогообложения малого бизнеса в 2008-2011 гг.
Перспективы развития налогообложения в 2012 г.
Заключение
Список литературы
налогообложение предпринимательство малый бизнес
Введение
Актуальность темы исследования. Одним из самых злободневных вопросов нашего государства является налогообложение в малом бизнесе. Одной из важнейших проблем развития современной России является нахождение рациональных путей движения к цивилизованной рыночной экономике. Среди решающих факторов, ведущих к успеху, рыночных преобразований в Российской экономике является развитие малого предпринимательства. Доля таких предприятий в производстве ВВП и доля поглощаемых трудовых ресурсов в большинстве развитых государств составляет от 50 до 80%, в России же значение этих показателей не превышает даже 10%. Подобное отставание малого предпринимательства от его аналогов за рубежом складывается из ряда негативных факторов, вытекающих из общего состояния экономики нашего государства.
Одной из основных проблем, с которой сталкиваются малые предприятия, является несовершенство системы налогообложения, проявляющееся в частой смене налогового законодательства, множественности налогов, сложности механизма их расчета и уплаты. Существенный шаг в улучшении налогообложения малого бизнеса был сделан в конце 90-х гг. в связи с принятием упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности (УСНО) и единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Однако недостаточность стимулирующей направленности на фоне внутренних противоречий снижает их эффективность, что не может положительным образом сказываться на развитии малого предпринимательства.
|
Считается, что малый бизнес - один из важнейших элементов экономики любой страны. О малых предприятиях говорят как на бытовом, так и на государственном уровне. Для их поддержки принимаются специальные законы. Но, тем не менее, даже определить, что такое малое предприятие, не всегда просто. При детальном рассмотрении оказывается, что определения данного понятия в разных странах значительно различаются, а в законодательстве каждой отдельной страны оно обычно имеет несколько значений.
В изучение проблем налогообложения внесли большой вклад известние зарубежные авторы А. Смит, А. Вагнер, А. Маршал, B. Петти, Д. Рикардо, С. Фишер, Дж. Кейнс, А. Лаффер, а также еще и российские ученые-экономисты, такие как И.Х Озеров, А. Исаев, А. Соколов, В.Н. Твердохлебов, СЮ. Витте, Н.И. Тургенев, И. Посошков,. В современной литературе проблемы разработки эффективного работоспособного процесса налогообложения рассматриваются в трудах Т. Юткиной, А. Починка, Л.И. Акимова, Л.П. Панскова а также Д.Г. Черника и Е.Н. Евстигнеева,
Несмотря на то, что существует большое количество трудов, посвященных проблемам организации, эффективности и реализации экономических интересов малого предпринимательства, различным аспектам налоговых отношений, научные аспекты налогообложения малого бизнеса исследованы недостаточно.
|
На наш взгляд необходимо осуществить обобщение и систематизацию имеющихся исследований в области налогообложения малого бизнеса.
Объект исследования: налогообложение и его особенности.
Предмет исследования: налогообложение малого бизнеса в 2008-2012 гг.
Цель исследования - рассмотреть особенности налогообложения малого бизнеса в 2008-2012 гг.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
изучить особенности малого бизнеса и его критерии;
рассмотреть особенности содержания критериев малого бизнеса для целей налогообложения;
выделить содержательные особенности налогообложения малого бизнеса в 2008-2011 гг.;
рассмотреть перспективы развития налогообложения в 2012 г.
Методы исследования: В соответствии с целью, задачами и особенностями предмета изучения были использованы различные методы исследования. Среди них теоретические: сравнительно-исторический метод, позволивший рассмотреть предмет исследования в развитии и изменении во времени и обобщить имеющиеся к настоящему времени теоретические проблемы изучения налогообложение малого бизнеса.; системно-структурный метод, позволивший подойти к предмету исследования как целостной системе, а также выделить в этой системе в качестве центрального элемент взаимосвязей и взаимодействия различных систем налогооблажения.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что данный материал вносит вклад в разработку вопроса об особенностях налогообложение малого бизнеса в 2008-2012 гг.
|
Практическая значимость. Материал данной работы может быть использован в качестве дополнительного лекционного материала на лекциях по налоговому праву, экономике, менеджменту и другим наукам.
Глава I. Особенности и содержание специфики налогообложения малого бизнеса в РФ
Особенности малого бизнеса и его критерии
В Российской Федерации на конец 2011 - начало 2012 гг. по данным статистики насчитывалось 1 млн 347.7 тыс. малых предприятий из 4 млн 771,9 тыс. всех зарегистрированных, т. е. малые предприятия составляли около 28 % всех предприятий страны. Число работающих на них на конец 2008 г. достигло 10 млн 436,9 тыс. чел. из 70 млн 603 тыс. чел. занятого населения, т. е. около 15 % всех работающих. Мало это или много, можно определить, сравнив приведенные цифры с аналогичными показателями других государств. Во многих странах малые предприятия составляют до 90 % всех предприятий, и на них приходится примерно столько же процентов от всех работающих (например в Японии). В США в 2004 г. количество малых предприятий со штатом до 100 чел. составляло 25 млн 306 тыс. из 25 млн 409,5 тыс. предприятий.
Понятие малого предприятия может использоваться для целей статистического анализа 8 различных программах поддержки малого бизнеса и при предоставлении налоговых льгот, в последнем случае обычно без законодательного утверждения самого понятия (законодательно утверждаются критерии).
Понятие «малое предприятие» используется также для целей статистики. Статистическое наблюдение необходимо для оценки развития малого бизнеса и влияния отдельных программ поддержки на этот процесс. По причине того, что статистические данные должны отражать функционирование тех субъектов экономики, которые получают поддержку государства, определение малого предприятия для целей статистики обычно совпадает с таким же определением в программах поддержки (налоговых и неналоговых). Оно является отправной точкой для разработки таких программ. Тем не менее, критерии малого предприятия для целей статистики не всегда полностью соответствуют аналогичным критериям для целей налогообложения, поскольку последние очень разнообразны, именно понятие малого предприятия в целях статистики имеет однозначное значение и обычно не изменяется в рамках отдельной страны.
Таким образом, понятие малого предприятия может использоваться для целей статистического анализа 8 различных программах поддержки малого бизнеса и при предоставлении налоговых льгот, в последнем случае обычно без законодательного утверждения самого понятия (законодательно утверждаются критерии).
Рисунок 1. Определение малого предприятия для трех целей
В Российской Федерации при отнесении субъектов предпринимательской деятельности к малым предприятиям руководствуются положениями Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг)». В соответствии с законом к малым предприятиям относятся предприятия со штатом не более 100 чел. и выручкой от реализации товаров (работ, услуг) не более 400 млн руб. за год. Данный критерий используется прежде всего в программах финансовой поддержки малых предприятий через гарантии банкам, выдающим кредиты малым предприятиям, и в целях статистики. Примеры различных критериев отнесения к малым предприятиям в различных странах приведены в табл. 1.
Таблица 1.Классификация предприятий по размеру в ЕС, США и России в целях статистики и в основных программах поддержки.
Страны | Члены ЕС | США | Россия |
Микро- предприятие | Штат не более 10 чел., оборот или валюта баланса - до?2 млн. | Не выделяются | До 15 чел. и выручка от реализации - до 60 млн руб.; доля участия государства и других компаний (кроме малых предприятий) - не более 25 % |
Малое предприятие | Не более 50 чел., оборот или валюта баланса - до?10 млн | От 100 до 1500 чел. и/или оборот от $0,75 млн до S35 млн в зависимости от отрасли и вида бизнеса | До 100 чел. и выручка от реализации - до 400 млн руб.; доля участия государства и других компаний (кроме малых предприятий) - не более 25 % |
Среднее предприятие | Не более 250 чел., оборот - до?50 млн или валюта баланса - до?43 млн | Не выделяются | До 250 чел. и выручка от реализации - до 1 млрд руб.; доля участия государства и других компаний (кроме малых предприятий) - не более 25 % |
Крупное предприятие | Показатели выше | Показатели выше | Показатели выше |
Из таблицы видно, что показатели размера предприятия в США, России и странах Европейского союза - это штат предприятия и финансовые показатели: оборот и выручка. Следует отметить, что оборот и выручка предприятия, а также такой показатель, как доход (валовой доход), могут быть аналогичными понятиями. Обычно в данном случае имеется в виду количество денег или иных благ, получаемых компанией за определенный период ее деятельности, в основном за счет продажи продуктов или услуг своим клиентам. Но также в зависимости от законодательства и правил бухгалтерского учета определенной страны это могут быть несколько отличающиеся между собой понятия. В таблице эти понятия приведены в том виде, в каком они присутствуют в официальных документах соответствующих стран и документах Евросоюза.
Кроме показателей количества работников и оборота (выручки) существуют и другие возможные критерии для классификации предприятий по размеру:
баланс предприятия (валюта баланса);
форма собственности предприятия и наличие обособленных подразделений;
размер капитала предприятия;
стоимость основных средств;
отрасль;
дата создания предприятия (возраст предприятия);
натуральные показатели деятельности (кол-во автомобилей, торговая площадь, количество магазинов и т. д.);
доля участия в других компаниях и участие других предприятий в данной компании;
участие в международном бизнесе.
Рассмотрим достоинства и недостатки различных критериев определения малого предприятия.
Оборот предприятия - стоимость отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами, а также выручка от продажи приобретенных на стороне товаров (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных платежей)0. Т. е., как указано выше, это количество денег (валовой доход), полученных предприятием за определенный период своей деятельности. Показатель «выручка - (обычно от реализации товаров, например продукции предприятия), как правило, не сильно отличается от оборота предприятия и составляет основную часть последнего показателя. Эти показатели - достаточно точные критерии малого предприятия, но есть определенные случаи, когда они могут дать ложное представление о размере предприятия, поскольку не учитывают натуральные показатели деятельности предприятия и его обязательства, а также обязательства третьих лиц перед ним.
Количество работников - это один из наиболее часто используемых показателей для малого предприятия. Его главное преимущество в том, что государственному органу его легко определить даже при слабом качестве ведения учета. Но у него есть и недостаток: число работников на высокоавтоматизированном производстве будет низким, хотя прибыль и будет высокой. Поэтому чаще всего этот показатель используется как дополнительный контролирующий признак малого предприятия совместно с другими показателями.
Баланс предприятия (валюта баланса) также представляет достаточно точный показатель размера предприятия, т. к. включает множество факторов. Валюта баланса - сумма (итог) по всем составляющим счетам бухгалтерского баланса. Эта сумма должна быть одинакова по активу и по пассиву баланса. Крупные предприятия, скорее всего, будут отличаться значительным собственным капиталом, высокой стоимостью основных средств, большим объемом привлеченных средств, а также дебиторской и кредиторской задолженности. Все эти Факторы повышают показатель валюты баланса.
Форма собственности является одним из самых распространенных показателей, влияющих на получение поддержки от государства. Обычно максимальную поддержку могут получить индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. Поддержка обычно предполагает снижение требований к отчетности, консультации, льготный доступ к источникам финансирования и налоговые льготы. Форма собственности не определяет напрямую размер предприятия и влияет главным образом на то, отвечает ли собственник предприятия своим имуществом по долгам предприятия, а также ограничивает количество собственников. Тем не менее, этот показатель широко используется, т. к. он удобен для государства ввиду того, что форма собственности предприятия подвержена меньшим изменениям, чем показатели деятельности, и всегда известна. Кроме того, по определенным причинам формы собственности, предполагающие ответственность имуществом собственника предприятия и ограничивающие количество собственников, не характерны для средних и крупных предприятий. В случае если Форма собственности предполагает возможность наличия обособленных подразделений и такие подразделения образованы, вероятно, предприятие относится к крупным.
Размер капитала предприятия входит в показатель пассива баланса и дает определенное представление о величине бизнеса. В данный показатель включаются собственный капитал предприятия, привлеченные средства от выпуска акций и займы. Для капиталоемких отраслей этот показатель будет вполне адекватно отражать размер бизнеса, но в других отраслях может оказаться недостаточным.
Стоимость основных средств входит в показатель актива баланса и дает определенное представление о величине бизнеса. Для промышленных предприятий, где требуются большие инвестиции в оборудование для производства продукции, этот показатель будет адекватно отражать размер предприятия. Но он может оказаться неадекватным при определении размеров деятельности в области услуг.
Отрасль, в которой работает предприятие, может служить косвенным показателем размера этого предприятия. В определенных отраслях экономики и видах бизнеса, как правило, заняты либо крупные, либо, наоборот, преимущественно мелкие фирмы. Так, в банковском деле высокие требования к капиталу однозначно определяют банк как крупное предприятие. А с другой стороны, занятие репетиторством, переводами, искусством обычно не требует высоких капиталов, и поэтому эта сфера представлена преимущественно малыми предприятиями. Тем не менее, в любой отрасли происходит появление и рост предприятий, поэтому без дополнительного исследования неверно относить все ее предприятия к малым или крупным. Кроме того, отрасль может оказывать влияние на значения других показателей, используемых при классификации предприятий по размеру.
Дата создания может также быть фактором, определяющим размер предприятия. Вновь образованные предприятия во многих странах получают дополнительную государственную поддержку. При учете данного фактора особенно важно учитывать и другие факторы, т. к. наряду с малыми образуются и предприятия больших размеров.
Натуральные показатели деятельности широко используются для оценки размера предприятия в тех случаях, когда нет возможности оценить размер бизнеса иначе. Натуральный показатель - это показатель экономической деятельности, выраженный в физических единицах: количестве, весе, длине, площади, объеме выпускаемой продукции. Вместе с тем оценка по ним наиболее сложна, т. к. каждый вид бизнеса оценивается по своим натуральным показателям. С другой стороны, крайне сложно дать адекватную оценку размера бизнеса, используя один или два натуральных показателя. Такие показатели широко используются в странах, где финансовая система слабо развита и нет возможности применять финансовые показатели.
Участие других организаций в данной организации и участие данной организации в других организациях является неточным показателем для оценки малого предприятия так же, как и форма собственности, т. к. это не экономические показатели. А показатель участия в международном бизнесе по мере глобализации экономики больше не является привилегией крупного бизнеса. Но так же, как и форма собственности, состав собственников компании и участие компании в других организациях - это такие показатели, которые налоговым ведомствам относительно легко проконтролировать. Поэтому их не следует отбрасывать, если используется несколько критериев для отнесения к малому предприятию.
Таким образом, можно сделать общий вывод, что для определения малого предприятия можно применять различные критерии. Одновременно можно с уверенностью заявить, что универсального критерия в этом вопросе нет, т. к. все они имеют те или иные недостатки. Отчасти эти недостатки связаны с возможным желанием компаний искусственно классифицироваться как малые предприятия и получить преимущества, которые им на самом деле не положены.
Наилучшим выходом из данной проблемы является возможность использования группы критериев, составленной по определенным правилам. Представляется, что наиболее оптимальным набором показателей являются относительно независимые между собой физический показатель деятельности предприятия (количество работников) и финансовый показатель (оборот предприятия или валюта баланса).
Рисунок 2. Основные показатели малого предприятия
Возвращаясь к табл. 1, можно отметить, что все представленные примеры показателей малого предприятия (среднего и микропредприятия) используют как минимум два критерия. Данные комплексные определения малого предприятия позволяют стимулировать рост малых предприятий и защищают бюджет государства от неоправданного снижения доходов.
Вместе с тем, анализируя табл. 1, можно отметить, что в США и России используется дополнительный третий критерий определения размера предприятий. В России этот критерий - доля участия в капитале предприятия, ограничивающая участие крупных компаний и государства размером в 25 %. В США это принадлежность к определенному виду бизнеса, определяющая корректирующие коэффициенты первых двух показателей - финансового и физического. Третий показатель позволяет увеличить точность определения размера предприятия.
Содержание критериев малого бизнеса для целей налогообложения
Следует отметить, что, как правило, для целей налогообложения используются дополнительные критерии, отличные от основного, применяемого в той или иной стране для отнесения предприятия к категории малого предприятия в целях статистики и используемого в программах поддержки малого бизнеса. Это связано с тем, что налоговое законодательство более строго осуществляет отбор предприятий для предоставления соответствующих налоговых льгот. Также можно отметить, что налоговые льготы часто предоставляются именно по тем налогам, по которым налоговая база за определенный период показывает, что данное предприятие относится к категории малого. Поэтому оно может иметь налоговые льготы как малое предприятие по одним налогам, а другие налоги уплачивать в полном объеме по высоким ставкам. Соответственно, критериями малого предприятия оказываются показатели, определяющие базу для исчисления соответствующих налогов. Напомним, что сумма налога рассчитывается как произведение базы налогообложения и ставки налога.
В налоговом законодательстве РФ отсутствует понятие малого предприятия. Но, тем не менее, Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) предоставляет специальные преимущества для компаний и индивидуальных предпринимателей с показателями ниже определенных установленных значений. Наиболее очевидный пример таких преимуществ для малых предприятий - возможность перехода на специальный налоговый режим «Упрощенная система налогообложения» (УСН). Также индивидуальный предприниматель может перейти на особый вид УСН - УСН на основе патента. Возможность применения патентной системы налогообложения ограничена штатом малого предприятия - не более 5 чел. (при обычном УСН - не более 100 чел.). Кроме того, возможность применения патентной системы налогообложения на территории субъекта РФ определяется каждым субъектом самостоятельно. Оба режима УСН автоматически освобождают налогоплательщика от уплаты НДС.
В табл. 2 приведены основные налоговые льготы для малых предприятий, предоставляемые в соответствии с НК РФ.
Таблица 2. Малый бизнес в целях налогообложения в РФ.
Льгота для малого предприятия | Ограничение на размер предприятия |
Добровольное освобождение от НДС | Выручка за 3 мес. не более 2 млн руб. |
Возможность использовать кассовый метод учета | Выручка в среднем за предыдущие четыре квартала не превысила 1 млн руб. за каждый квартал |
Добровольный переход на УСН | Доходы за 9 мес. не более 45 млн руб., штат до 100 чел. |
Добровольный переход на УСН на основе патента | Возможно только для индивидуального предпринимателя, доходы за 9 мес. не более 45 млн руб., штат до 5 чел. |
Можно отметить, что критерии перехода на УСН имеют много общего с показателями малого предприятия из закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В обоих случаях преимущества полагаются предприятиям с численностью работников до 100 чел. и долей участия других организаций не более 25 %. Различие наблюдается при определении финансового показателя. В соответствии с законом «О развитии малого и среднего предпринимательства…» выручка от реализации определяется в порядке, установленном НК РФ. Доходы предприятия включают «доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (доходы от реализации)» и «внереализационные доходы». Соответственно, даже если предприятие имеет выручку от реализации 40 млн руб. за 9 мес., то оно, возможно, являясь малым предприятием по закону № 209-ФЗ, может не иметь права перейти на УСН, если внереализационные доходы превысили 5 млн руб. (т. е. доходы превысили 45 млн руб.). Кроме того, остаточная стоимость основных средств при переходе на УСН не должна превышать 100 млн руб.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что при определении возможности перехода на УСН учитывается большее количество критериев, применяются более жесткие ограничения контрольных финансовых показателей, чем при отнесении к малому предприятию в соответствии с законом № 209-ФЗ. Это показывает, что для государства большую важность представляют налоговые поступления, чем ведение статистического учета и предоставление гарантий по займам малых предприятий. Само отнесение предприятия к малому не имеет значительных последствий для бюджета государства, а разрешение на применение УСН для определенного числа предприятий (а также предоставление других налоговых льгот), напротив, может иметь такие последствия.
Также нужно отметить, что в России есть еще один специальный налоговый режим, связанный с малым бизнесом, - единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Переход на этот режим обязателен в установленных законом случаях. Одно из условий перехода на него - штат не более 100 чел. Данный налог уплачивается отдельными видами бизнеса, которые могут быть отнесены к категории труднооблагаемых налогоплательщиков. Он уплачивается при оказании бытовых, ветеринарных услуг, услуг по ремонту и мойке автомобилей, при перевозке пассажиров и грузов, при организации платных стоянок, при размещении рекламы на транспортных средствах и рекламных конструкциях, при организации точек общественного питания или розничной торговли (зал не более 150 м2). Решение о введении ЕНВД на отдельный вид или на несколько видов деятельности принимается представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными органами государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга. Поэтому данный налог введен не на всей территории России; а там, где он введен, правила его уплаты могут различаться в разных районах в пределах, указанных в НК РФ.
Программы поддержки малого бизнеса имеют большое значение, однако еще важнее для данных предприятий налоговое стимулирование. Оно защищает малый бизнес от избыточного налогового бремени. По этой причине налоговому стимулированию отводится особая роль, и в развитых странах создается комплекс мер по предоставлению налоговых льгот. Эти льготы положены малым предприятиям при выполнении требований к отдельным показателям деятельности предприятия. Хотя в налоговом законодательстве может содержаться множество вариантов и условий получения льгот, которые трудно обнаружить неподготовленному человеку, обычно информация о льготах в области налогообложения доводится до представителей малого бизнеса в простой и понятной форме в виде брошюр и информации на сайтах в Интернете (со ссылками на соответствующие законодательные акты).
Если рассматривать политику Российской Федерации в области поддержки малого бизнеса, можно отметить, что в основе она соответствует практике развитых стран. Кроме того, ряд норм, таких как УСН на основе патента и ЕНВД, заимствованных из рекомендаций международных организаций и практики развивающихся стран, позволяет предоставить налоговые льготы и обеспечить минимальную уплату налогов представителями малых и микропредприятий. Сложности для предприятий малого бизнеса заключаются в отдельных аспектах налогового законодательства и в отсутствии возможности выбора: переход на УСН влечет утрату возможности платить НДС (это единственный способ для малых предприятий снизить налогообложение прибыли), при использовании общего режима налогообложения уплачивается единый сравнительно высокий налог на прибыль (в США и Франции есть прогрессивная ставка налога на прибыль), а уплачивать налог на доходы вместо налога на прибыль имеют право только индивидуальные предприниматели (в США это право имеют и S-корпорации).
В России действуют не только налоговые инструменты стимулирования малого бизнеса. Общегосударственная программа поддержки малого бизнеса через систему гарантий по кредитам была запущена недавно, в 2008 г. после принятия закона № 209-ФЗ, и ее старт совпал со сложным периодом экономического кризиса. Тем не менее определенные положительные результаты есть и в данном направлении. В 2009 г. Фондом содействия кредитованию малого бизнеса Москвы было заключено 1183 договора поручительства (по кредитным договорам) на общую сумму 3,79 млрд руб., что позволило привлечь в сферу малого бизнеса кредитные ресурсы в объеме 7,88 млрд руб.
В нашей стране разработана комплексная программа поддержки малых предприятий, включающая широкий перечень льгот для них. Критерии предоставления малым предприятиям налоговых льгот и прочих вариантов поддержки значительно отличаются. Данная практика встречается не только в России, но и в большинстве развитых стран. Такая политика стимулирования позволяет добиваться развития малого бизнеса при минимальных издержках для государств благодаря дифференцированному подходу при налогообложении, предоставлении гарантий по кредитам и оказании других видов помощи в зависимости от особенностей отдельных групп предприятий. Поэтому можно утверждать, что в большинстве стран, в том числе и в России, существует три группы критериев малого предприятия: в целях налогообложения, в целях статистики и для целей программ поддержки малых предприятий.