Тема 8. Анализ финансовых результатов
Цель и задачи анализа
Цель анализа – дать количественную оценку причин, вызывающих изменение прибыли и поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности
Задачи анализа:
1. Систематический контроль за формированием финансовых результатов;
2. Определение факторов, влияющих на финансовые результаты
3. Выявление резервов увеличения прибыли и прогнозирование ее величины
4. Оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли предприятия
Источники информации: форма № 2, форма № 5, форма № 3, бизнес – план предприятия.
Финансовый результат выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых показателей.
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйственной деятельности по всем направлениям: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной.
Эффект – результат, достигаемый за счет осуществления различных видов деятельности или проведения отдельных мероприятий и операций. Он может выражаться в дополнительной сумме получаемого валового или чистого дохода; в размере снижения издержек; в получении дополнительной валовой или чистой прибыли; в сумме прироста рыночной стоимости предприятия, в размере чистого денежного потока.
Эффективность – соотношение показателей результата (эффекта) и затрат (или суммы ресурсов), используемых для его достижения. Наиболее обобщенную оценку эффективности финансово – хозяйственной деятельности предприятия дает система коэффициентов рентабельности.
|
Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход предприятия на вложенный капитал, представляющий собой разность между полученными совокупными доходами и совокупными затратами в процессе своей деятельности.
В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:
– Маржинальная прибыль – разница между выручкой от реализации и прямыми затратами по реализованной продукции
– Прибыль от продаж – разница между выручкой от реализации и себестоимостью реализованной продукции
– Валовая прибыль – разница между выручкой от реализации и производственной себестоимостью реализованной продукции (включая коммерческие и управленческие расходы). Валовая прибыль носит название «брутто – прибыль».
– Прибыль до налогообложения – сумма прибыли от продаж и сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов
– Чистая прибыль – прибыль за вычетом налога на прибыль
– Нераспределенная (капитализированная прибыль) –прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после выплаты дивидендов и доходов
Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства и материального поощрения, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль является также источником формирования бюджета и погашения долговых обязательств перед банками, кредиторами, инвесторами.
Анализ уровня и динамики финансовых результатов
Выполнение плана по прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это финансовые результаты, полученные от операционных, внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.
|
Анализ сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполненных обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.
Таблица 1. Анализ динамики и структуры прибыли
Показатель | Базовый период | Отчетный период | Темп роста, % | ||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | ||
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей) | +1,4 | ||||
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | +1,2 | ||||
Валовая прибыль | +1,8 | ||||
Коммерческие расходы | +0,9 | ||||
Управленческие расходы | - | - | |||
Прибыль (убыток) от продажи | +2,2 | ||||
Сальдо операционных доходов и расходов | -1408 | -1230 | -12,6 | ||
Сальдо внереализационных доходов и расходов | -9540 | -10257 | +7,5 | ||
Общая сумма брутто-прибыли | +0,9 | ||||
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи | +0,9 | ||||
Чистая прибыль | 0,8 | 0,8 | +0,9 | ||
в том числе потребленная капитализированная | 0,6 0,4 | 0,66 0,34 | +10,1 -13,6 |
|
Факторный анализ прибыли
Величина прибыли зависит от ряда внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) экономических факторов.
К внешним относятся:
- рыночно-конъюктурные факторы (состояние рынка; изменение цены и тарифы на некоторые товары и продукцию; уровень развития внешнеэкономических связей и др.);
- хозяйственно-правовые и административные факторы (система налогообложения; правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность предприятий; государственное регулирование цен и тарифов).
К внутренним (зависящим от деятельности предприятия) факторам относятся:
- материально-технические (состав и качество предметов труда, техники и технологии, своевременное обновление и модернизация материально-технической базы производства);
- организационно-управленческие (состояние работ по обновлению изготавливаемой продукции, повышению ее объема, качества и конкурентоспособности; уровень организации труда и производства; стратегия и тактика в развитии организации; информационное обеспечение процессов принятия решений, качество менеджмента разных уровней);
- экономические факторы (финансовое планирование деятельности фирмы; анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли; экономическое стимулирование производства; политика ценообразования на предприятии; налоговое планирование);
- социальные факторы (уровень образования и квалификации кадров, условий их труда и отдыха, развитости социальной инфраструктуры).
На сумму чистой прибыли оказывают влияние все факторы –показатели, определяющие ее: