Тема 8. Организация денежно-кредитного регулирования
Система денежно-кредитного регулирования – это организованная государством в лице Центрального банка регулирование денежного оборота в целях поддержания устойчивости национальной валюты и решения других макроэкономических задач.
Элементами системы денежно-кредитного регулирования являются:
1. Принципы денежно-кредитного регулирования. Принципы денежно-кредитного регулирования выражают наиболее общие правила, на которых базируются другие элементы системы, и соблюдение которых делает систему устойчивой, эластичной и экономически обоснованной.
Первый принцип – принцип централизованного управления системой денежно-кредитного регулирования.
Второй принцип – принцип единства денежно-кредитной политики.
Третий принцип – неподчиненности Центрального банка органам исполнительной власти и подотчетности органам законодательной власти.
2. Цели денежно-кредитного регулирования. Следует различать три уровня целей – конечные, промежуточные и операционные.
Конечные цели связаны с целями экономической политики государства такими, как экономический рост, более полная занятость населения, стабильность цен и внешнеэкономическое равновесие. Большинство ЦБ ставит перед собой общую конечную цель – снижение инфляции.
Промежуточные цели представляют собой показатели, которые находятся под непосредственным контролем органов денежно-кредитного регулирования:
– совокупный объем денежной массы или отдельные агрегаты (М0, М1, М2);
– регулирование процентных ставок (для стран с хорошо развитым финансовым рынком и сбалансированной экономикой);
– валютный курс (для стран с фиксированным или управляемым валютным курсом).
В качестве операционной цели, т.е. краткосрочного параметра для регулирования используется денежная база.
3. Задачи денежно-кредитного регулирования. Главная приоритетная задача Центрального банки при организации денежно-кредитного регулирования заключается в поддержании устойчивости национальной валюты. Кроме того, задачи денежно-кредитного регулирования включают:
– координирование деятельности Центрального банка с другими органами государственной власти (в частности, с Минфином, Минэкономразвития);
– содействие решению социальных и экономических задач, стоящих перед государством, используя инструменты денежно-кредитного регулирования.
4. Субъекты денежно-кредитного регулирования. Субъектов денежно-кредитного регулирования принято рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле под субъектами денежно-кредитного регулирования понимают юридических и физических лиц, как осуществляющих денежно-кредитное регулирование, так и тех, на кого денежно-кредитное регулирование воздействует.
В узком смысле к субъектам относят только юридических лиц, которые осуществляют денежно-кредитное регулирование, а именно: Центральный банк и аналогичные институты, законодательные органы, государственные министерства и ведомства. При этом первостепенная роль отводится Центральному банку.
Функции Центрального банка при организации денежно-кредитного регулирования заключаются в:
– организации процессов управления операциями банков на макроуровне;
– поддержание стабильности функционирования банковской и денежной систем страны.
5. Объекты денежно-кредитного регулирования. Объектами денежно-кредитного регулирования являются конкретные показатели денежного оборота, изменяющиеся под влиянием денежно-кредитного регулирования. К ним относят:
– объем денежной массы в обороте;
– структура денежной массы;
– объем и структура денежных доходов и расходов населения;
– объем и структура налично-денежного оборота, проходящего через банки;
– скорость оборота денег;
– коэффициент банковской мультипликации;
– объем кредитов, выданных Центральным банком Правительству и коммерческим банкам, а также кредитов, выданных коммерческими банками юридическим и физическим лицам.
6. Методы денежно-кредитного регулирования. Методы денежно-кредитного регулирования представляют собой совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитного регулирования воздействуют на объекты денежно-кредитного регулирования для достижения поставленных целей. Методы денежно-кредитного регулирования можно классифицировать по различным признакам.
Во-первых, в зависимости от связи метода ДКР с поставленной целью различают прямые и косвенные методы. Прямые методы – это административные меры в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Прямое регулирование предполагает использования количественных ограничений кредитов и депозитов, контроля процентных ставок путем установления их максимальных границ.
Применение прямых методов дает наиболее быстрый эффект за счет сокращения временных лагов. Кроме того, возможно непосредственное влияние на денежные агрегаты, распределение ссуд и издержки заимствований. Прямые методы наиболее привлекательны для государственных органов особенно в условиях финансового кризиса, они наиболее предсказуемы и требуют меньше затрат.
Вместе с тем, прямые методы денежно-кредитного регулирования являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.
Негативные последствия применения прямых методов денежно-кредитного регулирования зачастую превалируют над преимуществами, поскольку деформируют рыночный механизм.
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. Они имеют большой временной лаг и менее предсказуемы, однако их применение не приводит к деформации рынка. Эффективность косвенных методов во многом зависит от степени развития денежного рынка.
В экономической литературе прямые и косвенные методы также получили названия административных и экономических методов.
Во-вторых, в зависимости от сферы распространения различают общие и селективные методы. Общие методы являются методами тотального распространения и оказывают влияние на денежный рынок в целом.
Селективные методы носят избирательный характер, регулируют конкретные виды кредитов, носят в основном директивный характер и воздействуют на отдельные банковские операции. Посредством этих методов решаются частные задачи такие, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или некоторых видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. В условиях финансового кризиса также повышается значимость селективных методов регулирования.
В-третьих, различают методы денежно-кредитного регулирования, воздействующие непосредственно на денежное предложение, и методы, регулирующие спрос на денежном рынке.
7. Инструменты денежно-кредитного регулирования. Под инструментом денежно-кредитного регулированияпонимают средство, способ воздействия Центрального банка на объекты денежно-кредитного регулирования.
Ключевыми инструментами денежно-кредитного регулирования в мировой практике являются:
– изменение норматива обязательных резервов, или так называемых «резервных требований»;
– процентная политика центрального банка, т.е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у Центрального банка или депонирования средств коммерческих банков в Центральном банке;
– операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.
Согласно российскому законодательству Банк России может использовать следующие инструменты денежно-кредитного регулирования:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы (таргетирование);
7) прямые количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций);
8) эмиссия облигаций от своего имени (облигаций Банка России).
8. Механизм денежно-кредитного регулирования. Механизм денежно-кредитного регулирования включает в себя условия и порядок использования инструментов и методов денежно-кредитного регулирования, а также организацию деятельности Центрального банка по их использованию. Механизм определяется в отношении каждого инструмента в отдельности и предполагает их эффективное сочетание для достижения поставленных целей. Порядок применения каждого из инструментов закреплен в нормативных документах Центрального банка.
Денежно-кредитная политика (ДКП) представляет собой совокупность разработанных центральным банком совместно с правительством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране
В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:
– политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег;
– политика кредитной рестрикции, или «дорогих» денег.
Кредитная экспансия центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обороте. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики денежными ресурсами.