ЭЛЕМЕНТЫСТРОЯ
1. СТРОЙ – размещение занимающихся для совместных действий.
2. ШЕРЕНГА – строй, в котором дети размещаются один возле другого на одной линии.
3. ФЛАНГ – правая и левая оконечность строя.
4. ФРОНТ – сторона строя, к которому дети обращены лицом, имея правый фланг справа
5. ИНТЕРВАЛ – расстояние по фронту между детьми.
6. ДИСТАНЦИЯ – расстояние между детьми в глубину.
7. СОМКНУТЫЙ СТРОЙ – дети расположены в шеренге на интервале ладони.
8. РАЗОМКНУТЫЙ СТРОЙ – дети расположены на интервале дистанции, указанном воспитателем.
9. КОЛОННА – строй, в котором дети расположены в затылок друг другу.
10. НАПРАВЛЯЮЩИЙ – ребенок, движущийся первым а заданном направлении.
11. ЗАМЫКАЮЩИЙ – ребенок, движущийся в колонне последним.
Использование распоряжений, команд для детей разных возрастных групп в ДОУ
СТРОЕВЫЕ ПРИЕМЫ– «Смирно», «Вольно», «Равняйсь»
Младший, средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
Распоряжения команды | |
Подравняйтесь по линии (шнуру) | Подравняйтесь по линии, руки вниз, спина прямая. Внимание! Равняйсь! Смирно! |
Расчеты
Младший, средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
Распоряжения команды | |
Старшая группа На «белочек» и «зайчиков» рассчитайсь! Подготовительная группа На 1 -2 ой рассчитайсь! На 1-3 рассчитайсь! |
Повороты на месте
Младший, средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
Распоряжения, команды | |
2 младшая группа Нужно подойти к первому ребенку, повернуть его направо (налево), назвать зрительный ориентир (к окну, к двери) Повернитесь за Катей, направо (налево) Повернитесь ко мне лицом Средняя группа Повернитесь за Катей направо (налево) | Направо раз, два! Налево раз, два! |
|
3. Построения и перестроения –
В шеренгу (на месте)
Младший, средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
Распоряжения, команды | |
2 Младшая группа Сначала строятся около кубика (шнура). Дети, станьте за Катей около кубика (шнура) один возле другого лицом ко мне. Далее. Дети, станьте за Катей в линеечку около шнура (Преподаватель показывает куда встать- И.п. стойка прав. (лев) рука в сторону) Средняя группа. Дети, станьте в одну шеренгу! За Катей (Преподаватель показывает куда встать- И.п. стойка прав. (лев) рука в сторону) | В шеренгу становись! (Преподаватель показывает куда встать -И.п. стойка прав. (лев) рука в сторону) |
В колонну
Младший, средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
Распоряжения, команды | |
2 младшая группа Сначала используется зрительный ориентир. Дети, станьте около кубика (между двумя линиями, на шнуре). Дети, станьте за Катей друг за другом (Преподаватель показывает куда встать - И. п. стойка руки вперед) Средняя группа Встаем За Катей в колонну друг за другом (Преподаватель показывает куда встать -И. п. стойка руки вперед) | В колонну по одному становись! (Преподаватель показывает куда встать -И. п. стойка руки вперед) |
В рассыпную
Младший, средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
Распоряжения, команды | |
Станьте врассыпную на цветочки (зрительный ориентир) Средняя группа врассыпную становись! |
В круг
Младший, средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
Распоряжения, команды | |
Встаем в круг (держаться сначала за руки) ориентироваться на кубики, расположенные по кругу, или по линии нарисованного круга | В круг становись! |
|
Из одной шеренги в 2 шеренги на месте
Младший, средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
Распоряжения, команды | |
2 младшая группа Взять ребенка за руки и поставить на зрительный ориентир. Средняя группа Назвать ребенка по имени и попросить его выйти вперед и встать на зрительный ориентир | Старшая группа На «белочек», «зайчиков» рассчитайсь! «Белочки» выходят вперед на 2 (3) шага, «зайчики» остаются на месте Подготовительная группа На 1 -2 ой рассчитайсь! 1 номера 2 шага вперед марш! Раз, два, три |
Из колонны по одному в колонну по два (три, четыре) в движении
Младший, средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст (подготовительная группа) |
Распоряжения, команды | |
- | 1 вариант. (с поворотом) В колонну по 2—4 налево (направо) марш! Налево (направо), через середину в колонну по 2-4 марш! Обратное перестроение. В колонну по одному направо (налево) в обход шагом марш! 2 вариант. В колонну по два стройся! (вторые номера подходят к первым, и ходьба продолжается. |
из колонны по 2-4 в колонну по 1
Младший, средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст (подготовительная группа) |
Распоряжения, команды | |
- | Налево (направо) в колонну по 1 марш! |
4. Передвижения - в обход
Младший, средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
Распоряжения, команды | |
Сначала встаем впереди детей «Дети, идем за мной». Затем взрослый отходит в центр зала «Сами идем как поезд» Далее. Дети, идем за Катей в обход налево. Средняя За Катей идем в обход налево (направо) шагом марш! | В обход налево (направо) шагом марш! |
|
5. Размыкания и смыкания - на вытянутые руки, приставными шагами.
Младший, средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст | |
Распоряжения, команды | ||
2 младшая группа – взять ребенка за руку и поставить (ориентир какой-то предмет) Средняя группа Разойдитесь от Маши в сторону, на вытянутые руки | Старшая группа В правую (левую) сторону на вытянутые руки разомкнись! От середины (Кати) в правую, левую стороны на вытянутые руки разомкнись! Подготовительная группа В правую (левую) сторону на два (три) приставных шага разомкнись! От середины (Кати) в правую, левую стороны на два (три) приставных шага разомкнись! | |