Конституция РФ провозгласила Россию правовым, социальным государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а государство гарантирует охрану и защиту основных прав, определяет некоторые рамки социального благополучия населения. Одним из важнейших прав граждан России признано право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которое зафиксировано в ст.41 Конституции РФ. Оно рассматривается как неотъемлемое, принадлежащее каждому человеку от рождения, и его реализация приобретает особое значение в условиях современных социально-экономических реалий Российской Федерации[4].
Регулирование системы здравоохранения осуществляется благодаря многочисленным законам. Основным из них является вышеупомянутый ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ. Выделяют группы законом, позволяющих регулировать охрану здоровья граждан как Российской Федерации в целом, так и регионов.
Группа надзорных законов включает:
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»:
Статья 34. Обязательные медицинские осмотры
1) В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры)[16].
Законы о профилактики болезней:
1.Федеральный закон от 30.03.1995 N 38-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»
|
2. Федеральный закон от 18.06.2001 N 77-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» и др.
Законы о правах граждан:
1. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «Об основах обязательного социального страхования»: регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования [15].
2. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 20.07.2012) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ[17].
3. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 16.10.2012) «О ветеранах»: устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе[13].
Помимо законов особое место принимает и национальный проект «Здоровье».Национальный проект «Здоровье» — программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная президентом Российской Федерации В. В. Путиным, стартовавшая 1 января 2006 года в рамках реализации четырёх национальных проектов.
«Приоритетный национальный проект «Здоровье» неразрывно связан с государственными инициативами и мероприятиями по стимулированию и внедрению инноваций по основным направлениям его реализации», — сказала Татьяна Голикова, выступая на Совете при Президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. – «Инновационные медицинские разработки включают в себя: организационные и лечебно-диагностические технологии, лекарственные субстанции и препараты, медицинские изделия, в том числе медицинское оборудование».
|
Существуют различные мнения по поводу этого проекта. Был проведен ряд исследований. В процессе одного из опросов врачей было выявлено, что чуть больше трети респондентов (36,4%) высказали уверенность в том, что реализуемый проект приведет к повышению уровня предоставления медицинской помощи,43,7% опрошенных высказало недоверие к проводимым реформам, пятая часть опрошенных врачей уверены в том, что проводимая программа не окажет позитивного влияния [6].
Существует и такое мнение, что необходимость реформирования и модернизации системы здравоохранения не вызывает сомнений. И ПНП «Здоровье» – своевременный и нужный шаг на этом пути, но для того, что бы
он не стал очередным шагом в ни куда, необходим комплексный подход, предполагающий правовое, ресурсное, инфраструктурное обеспечение проекта, а так же действенный государственный контроль на всех этапах его реализации[1]. По мнению С. Павленко, нацпроект «Здоровье» перегружен проблемами – с ними приходится сталкиваться на всех этапах, начиная с государственных закупок [3]. Были высказаны мнения, например, Олег Морозов высказал свою точку зрения: «На мой взгляд, Министерство Здравоохранения и социального развития поступило абсолютно правильно, они создали некую универсальную методику[8]». Реализация проекта «Здоровья» позволяет не только сохранить достигнутые положительные результаты в состоянии общественного здоровья и деятельности отрасли здравоохранения, но и приблизиться к основным показателям здоровья, отвечающим пороговым значениям стратегии национальной безопасности страны[18].
Видим, что однозначного мнения по поводу данного проекта нет. Проект продолжает осуществляться и с каждым годом мы видим результаты его деятельности на примере собственных регионов. В данной работе мы рассмотрим основные направления развития здравоохранения в Курской области, оценив статистические показатели, и предложим рекомендации для дальнейшего улучшения качества оказываемой медицинской помощи в области.