НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ




Раздел VI. Правовое обеспечение профессиональной деятельности

Нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Нормативные правовые акты, действующие в государстве, образуют единую систему. Классификация нормативных правовых актов возможна по различным основаниям:

- юридической силе;

- субъектам, их издающим;

- видам;

- предмету регулирования;

- действию актов во времени, в пространстве.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяют на законы и подзаконные акты.

Законы принимает орган законодательной власти. В РФ установлена следующая система законов:

- Конституция;

- кодексы;

- федеральные конституционные законы;

- ФЗ;

- Конституции (уставы) и законы субъектов РФ.

В самостоятельную группу нормативных актов по признаку юридической силы выделяют нормативные договоры (внутригосударственные и международные).

Подзаконные акты призваны конкретизировать принципиальные положения законов. Подзаконные акты имеют собственную иерархию, соответствующую положению издавшего их правотворческого органа (указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты министерств и ведомств и др.).

 

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Текущее законодательство РФ принимается на основе Конституции РФ и включает следующие виды нормативно-правовых актов, расположенных в порядке убывания юридической силы.

• Основы законодательства - содержат важнейшие нормы, регулирующие отношения в определенной области.

• Кодексы - объединяют и систематизируют нормы отдельной отрасли права. В кодексе даны общие положения, лежащие в основе правовых отношений, раскрывают содержание этих отношений и их правовые последствия.

• Законы - устанавливают, изменяют или отменяют нормы права: общеобязательные правила поведения.

• Указы и распоряжения Президента РФ - обладают большей юридической силой, чем другие акты исполнительной власти. Указ может быть нормативным, т.е. содержать общеобязательные правила поведения, и ненормативным (например, о награждении какого-либо лица).

• Постановления и распоряжения Правительства РФ. Постановления относят к подзаконным нормативным актам, уступают по юридической силе актам Президента РФ, обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти. Распоряжения Правительства РФ не нормативны, их принимают по оперативным вопросам.

• Акты министерств и ведомств - подзаконные акты, которые включают постановления, инструктивные письма, инструкции, приказы, указания, разъяснения, распоряжения. Могут быть нормативными и ненормативными. Издают их на основе законов, указов Президента и актов Правительства. Применяют в определенной отрасли или сфере деятельности.

• Акты субъектов РФ образуют региональное законодательство.

• Акты органов местного самоуправления отражают местную специфику и обязательны для исполнения в данной местности.

Законодательство в сфере здравоохранения включает ФЗ, подзаконные правовые нормативные акты, постановления Правительства, приказы МЗ РФ и министерств и ведомств. Государственной Думой сформирован Кодекс законов об охране здоровья, в котором можно выделить семь блоков или направлений правового регулирования в области охраны здоровья, а именно законы:

- надзорные, регулирующие безопасные условия жизни человека;

- обеспечивающие профилактику заболеваний и здоровый образ жизни;

- защищающие права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;

- определяющие права и ответственность медицинских работников;

- регламентирующие организацию и деятельность национальной системы здравоохранения;

- регулирующие финансирование здравоохранения;

- об отдельных заболеваниях и разделах медицины.

Охрана здоровья населения составляет одну из основ конституционного строя России. Право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в ст. 41 Конституции РФ.

Важнейшие ФЗ, определяющие функционирование и развитие системы здравоохранения в РФ:

- № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

- № 326-ФЗ от 29 ноября 2010 г. (ред. от 03.12.2011) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

- № 246-ФЗ от 23 июля 2013 г. «О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"»;

- № 157-ФЗ от 17 сентября 1998 г. (ред. от 01.12.2006) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;

- № 61-ФЗ от 12 апреля 2010 г. «Об обращении лекарственных средств».

ФЗ № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан, и определяет:

- правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

- права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

- полномочия и ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

- права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

- права и обязанности медицинских и фармацевтических работников.

В ФЗ № 323 заложены принципы разработки и реализации программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

На основании существующего законодательства разрабатывают Программы развития здравоохранения на определенный период времени. В настоящее время стратегию развития здравоохранения определяет Концепция развития здравоохранения в РФ до 2020 г. Указанная Концепция разработана в соответствии с Концепцией демографической политики РФ на период до 2025 г. (Указ Президента РФ № 1351 от 09.10.2007 г.), Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. (распоряжение Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008 г.).

Концепция развития здравоохранения в РФ до 2020 г. представляет стратегическое планирование, имеющее в своей основе систему взглядов на базовые принципы, приоритетные направления, цели и задачи развития здравоохранения.

Цели Концепции:

- превышение финансирования здравоохранения к 2020 г. 5% ВВП;

- остановка убыли населения к 2011 г. и доведение численности до 145 млн человек к 2020 г.;

- увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до возраста 75 лет;

- снижение общего коэффициента смертности до 10;

- формирование здорового образа жизни населения, в том числе снижение распространенности употребления табака до 25% и снижение потребление алкоголя до 9 л в год на душу населения.

Главная цель реализации Концепции развития здравоохранения в РФ до 2020 г. - обеспечить население бесплатной, гарантированной государством, качественной медицинской помощью.

В смысловой части Концепции выделены два больших раздела. Первый раздел включает сохранение здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни, второй - гарантированное обеспечение населения качественной медицинской помощью.

Задачи Концепции:

- создание условий, возможностей и мотивации населения для ведения здорового образа жизни;

- совершенствование системы организации медицинской помощи;

- конкретизация государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;

- создание эффективной модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий;

- улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках системы ОМС;

- повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду;

- развитие медицинской науки;

- информатизация здравоохранения.

В соответствии с Концепцией развития здравоохранения разработаны региональные Программы модернизации здравоохранения, цель реализации которых заключается:

- в совершенствовании организационной системы здравоохранения, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам РФ (в рамках государственных гарантий);

- развитии инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;

- наличии достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением РФ.

Правительство и МЗ РФ осуществляют контроль внедрения региональных Программ модернизации здравоохранения.

ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Дайте определение понятия «нормативный правовой акт».

2. Приведите классификацию нормативных правовых актов.

3. Охарактеризуйте иерархию нормативных правовых актов.

4. Охарактеризуйте законодательство в сфере здравоохранения, Кодекс законов об охране здоровья.

5. Каковы основные положения ФЗ № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»?

6. Перечислите цели, задачи и содержание Концепции развития здравоохранения в РФ до 2020 г.

7. Опишите цель разработки и принятия региональных Программ модернизации здравоохранения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: