ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ




Необходимость особой правовой охраны интересов пациента зафиксирована в ряде деклараций и конвенций, принятых международными медицинскими ассоциациями. Среди них - документы ВОЗ (Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе 1994 г., Копенгагенская декларация 1994 г. и др.), документы Всемирной медицинской ассоциации (Токийская декларация 1975 г., Лиссабонская декларация о правах пациента 1981 г., Декларация об эвтаназии 1987 г., Декларация о трансплантации человеческих органов 1987 г., Хельсинкская декларация 1989 г. и др.).

В Конституции РФ отдельная ст. 41 посвящена праву граждан России на охрану здоровьяи медицинскую помощь:

- каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которую в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывают гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений;

- в РФ финансируют федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимают меры по развитию государственной, муниципальной, частной системы здравоохранения, поощряют деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию;

- сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с ФЗ.

Право пациента на медицинскую помощь закреплено ст. 19 ФЗ РФ № 323-ФЗ: каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг, в том числе в соответствии с договором ДМС.

При этом пациент имеет право:

- на выбор врача и медицинской организации;

- профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинской организации в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

- получение консультаций врачей-специалистов;

- облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

- получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

- получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

- защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

- отказ от медицинского вмешательства;

- возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

- допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

- допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Пациента признают равноправным участником лечебного процесса. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства (ст. 20) считают дачуинформированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации:

- о целях и методах оказания медицинской помощи, связанном с ней риске;

- возможных вариантах медицинского вмешательства и его последствиях;

- предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. Если пациент не достиг 16-летнего возраста или признан в установленном законом порядке недееспособным, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель.

При отказе от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни несовершеннолетнего или недееспособного лица, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица.

Информированное добровольное согласие или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается пациентом, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.

Медицинское вмешательство без согласия пациента, одного из родителей или иного законного представителя допустимо в следующих случаях.

• Если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека, его состояние не позволяет выразить свою волю, а законные представители отсутствуют.

• В отношении лиц:

- с заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

- с тяжелыми психическими расстройствами;

- совершивших общественно опасные деяния.

• При проведении судебно-медицинской и (или) судебно-психи-атрической экспертизы.

Гражданин имеет право на выбор медицинской организации в утвержденном порядке и на выбор врача с учетом согласия врача. Для получения ПМСП пациент выбирает медицинскую организацию и врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера не чаще чем 1 раз в год путем подачи заявления на имя руководителя медицинской организации.

Информация о состоянии здоровья должна предоставляться лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении, в доступной форме и включает сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе, прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.

Информацию о состоянии здоровья лиц, не достигших 16-летнего возраста и недееспособных, предоставляют их законным представителям. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация может быть сообщена иным лицам по согласованию с пациентом.

Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов, а также на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов.

Пациент имеет право на облегчение боли. Пациентам, страдающим от острой и хронической боли, гарантируют доступность обезболивающих лекарственных средств, обеспечивающих в количественном и качественном отношении адекватное ведение болевого синдрома. Медицинским работникам запрещено осуществление эвтаназии, т.е. ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента.

Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещает медицинская организация в объеме и порядке, установленными законодательством РФ. Материальная ответственность за вред, причиненный здоровью гражданина вследствие любых недостатков услуги, устанавливают независимо от наличия вины исполнителя (ст. 1095 Гражданского кодекса РФ).

Эффективная и качественная медицинская помощь невозможна без исполнения пациентом определенных обязанностей:

- проявлять в общении с медицинскими работниками уважение и такт;

- сообщать врачу всю информацию, необходимую для постановки диагноза и лечения заболевания;

- после дачи согласия на медицинское вмешательство неукоснительно выполнять все предписания лечащего врача;

- соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения здравоохранения, где он находится;

- сотрудничать с врачом при получении медицинской помощи;

- немедленно информировать врача об изменении состояния своего здоровья в процессе диагностики и лечения;

- незамедлительно обращаться к врачу при подозрении на наличие либо при наличии заболевания, представляющего опасность массового распространения;

- не предпринимать действий, способных нарушить права других пациентов.

Документ, регулирующий обеспечение прав пациентов на медицинскую помощь в соответствии с законодательством РФ - типовые правила внутреннего распорядка медицинской организации для пациентов, включающие:

- порядок обращения пациента;

- порядок госпитализации и выписки пациента;

- права и обязанности пациента;

- порядок разрешения конфликтных ситуаций между медицинской организацией и пациентом;

- порядок предоставления информации о состоянии здоровья пациента;

- порядок выдачи справок, выписок из медицинской документации пациенту или другим лицам;

- время работы медицинской организации и ее должностных лиц;

- информацию о перечне платных медицинских услуг и порядке их оказания;

- другие сведения, имеющие существенное значение для реализации прав пациента (с учетом специфики медицинских организаций, в которых пациент получает консультативную, диагностическую или лечебную помощь).

Правила внутреннего распорядка медицинской организации для пациентов должны быть вывешены на видном месте и по возможности предоставлены пациенту в виде памятки. Пациенты, находящиеся на стационарном лечении, знакомятся с ними письменно. Правила внутреннего распорядка обязательны для всех пациентов, проходящих обследование и лечение в данной медицинской организации.

Под реализацией прав пациента понимают комплекс мер, направленных на воплощение права в фактической деятельности медицинской организации и ее работников. Выделяют четыре формы реализации права:

- соблюдение - несовершение запрещенных неправовых действий;

- исполнение - активное исполнение предусмотренных в праве обязанностей путем совершения положительных действий;

- использование - осуществление участниками своих прав;

- применение - организация государством осуществления конкретными субъектами адресованных им правовых требований.

Защита прав пациента - комплексная система мер, применяемых в тех случаях, когда беспрепятственно реализовать права пациента не удается без соответствующей правоприменительной деятельности со стороны полномочных государственных и общественных организаций.

Пациент - равноправный субъект медицинского страхования. Регулирование отношений реализуют на основе договора о страховании, предусматривающего права и обязанности участников этих отношений и их ответственность. Это создает возможность для защиты прав пациентов. Правовой защитой застрахованных лиц занимаются СМО.

В настоящее время защита прав пациентов имеет огромный общественный резонанс. По вопросам защиты прав пациентов 28 мая 2010 г. в Москве состоялся Первый Всероссийский конгресс пациентов. На конгрессе была принята Декларация прав пациентов в России.

При федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения создан Общественный совет по защите прав пациентов. Активно работает Общероссийская общественная организация «Лига защитников пациентов», а также ряд порталов:

- https://health-rights.ru - закон и здоровье (информационно-консультационный проект);

- https://www.help-patient.ru - портал для пациентов, их родственников и близких.

ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

- Охарактеризуйте право граждан на медицинскую помощь и защиту здоровья в нормативных правовых документах РФ.

- Опишите содержание ФЗ № 323 в области прав пациента.

- Охарактеризуйте содержание ФЗ № 323 об обязанностях пациента.

- Охарактеризуйте Типовые правила внутреннего распорядка медицинской организации для пациентов.

- Перечислите организации, обеспечивающие защиту прав пациентов и механизм защиты прав пациента.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: