Глава 1. Особенности государственного устройства




Нижний Новгород, 2012


Введение

 

Под принципатом принято подразумевать особую форму монархии, которая совмещала в себе монархические и республиканские черты. Само понятие «принципат» является несколько условным и происходит от титула первого сенатора (лат. <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> principatus, от princeps). Данная форма правления была установлена Августом и пришла на смену изжившей себя республике. В свою очередь на смену принципату пришёл доминат, установленный Диоклетианом в 284 году н. э., который характеризовался уже куда более ярко выраженными монархическими чертами. Таким образом, хронологические рамки принципата можно обозначить как 27 год до н. э. - 284 год н. э. Хотя, впрочем, существует и другая точка зрения на конечные рамки принципата, некоторые исследователи полагают, что эпоха принципата ограничена приходом к власти первого «солдатского» императора - Септимия Севера, то есть 193 год.

Период принципата принято отождествлять с термином «ранняя империя». В этот период в состав империи включаются самые разные народы средиземноморья, начиная кельтами и заканчивая нумидийцами. Таким образом, создаётся могущественнейшая из империй. И, безусловно, актуальность исследования особенностей данного временного отрезка может быть обусловлена активно ведущимися в наше время научными спорами о межгосударственных формах территориального устройства, в свете чего изучение древнейшей из них на ярчайшем примере может быть весьма актуально. Также об актуальности данной темы говорит тот факт, что современные правовые системы во многом основаны на римском праве, при изучении аспектов которого весьма важно иметь познания в данном вопросе.

Несомненно, именно в период ранней империи складываются уникальные условия развития, такие, как победа над большинством внешних врагов и расцвет классического рабовладения, которые позволяют бурно развиваться праву, обществу и науке. Опираясь на римское наследие, деятели эпохи ренессанса возрождают забытые в средневековье науки и искусства, что лежит в основе прогресса, плодами которого мы пользуемся в наше время, что также говорит об актуальности темы данного исследования.

Выбранная тема является весьма разработанной. В ходе выполнения данной работы, есть возможность использовать многочисленные римские письменные источники, такие как, например, «История» и «Анналы» Тацита или «Жизнь двенадцати цезарей» Светония. Также существует множество научных работ частично или полностью посвящённых данной теме, так, например, произведение Машкина Н. А. «Принципат Августа».

Таким образом, автор работы определяет свою цель как исследование основных особенностей общественного и государственного устройства Римской Империи эпохи принципата.

Для выполнения поставленной цели, он формулирует и в процессе работы выполняет следующие задачи:

· Поиск данных научных работ и исторических письменных источников по теме, их исследование и обобщение.

· Выделение основных государственных органов, ключевых должностей и их полномочий, влияния, взаимоотношений друг с другом.

· Выделение основных сословий, претерпевших в рассматриваемый период наиболее значительные изменения, изучение их состава, значения и положения в обществе.

· Составление наиболее полного представления о Римской Империи эпохи принципата.

Таким образом, в данной работе автор попытается провести собственное скромное исследование об особенностях государственного и общественного строя Римской Империи эпохи принципата, основанное на изучении источников и работ авторитетных учёных.

Как уже говорилось выше, данная тема является достаточно разработанной. Говоря об источниках, которых благодаря богатой исторической традиции Рима сохранилось к счастью достаточно, в первую очередь хочется упомянуть «Римскую историю» античного историка греческого происхождения, консула, Диона Кассия. Данный труд, к сожалению, дошёл до нас не полностью. В оригинале сохранились лишь книги, охватывающие временные отрезки с 68 по 10 год до н. э. и с 9 до н. э. до 46 год н. э., остальные же книги известны нам лишь отрывками или по сокращениям и извлечениям, составленным византийскими средневековыми историками Ксифилином и Иоанном Зонарой. Кроме того, Кассия обвиняют в излишнем драматизме и риторике, которые несколько вредят повествованию. Но в целом источник представляет большой интерес, кроме того, можно отметить, что автор говорит о событиях с точки зрения сторонника монархии, что особенно интересно в контексте данного исследования.

Далее хочется упомянуть небезызвестные труды одного из величайших римских историков - Корнелия Тацита, а точнее два его главных произведения: «История» и «Аналлы». В совокупности эти два произведения охватывают период с 14 года н. э. до 96 года, то есть со смерти Августа до прихода к власти Нервы. Данные труды дошли до нас в относительной сохранности, и, безусловно, являются одними из важнейших источников наших знаний о первых принцепсах. Также интересны политические взгляды автора, который критически оценивает императоров и весь принципат в целом, симпатизируя лишь Веспасиану. Кроме того, стоит упомянуть также тот факт, что современные исследователи высоко оценивают подбор источников, использованных Тацитом, в отличие от многих авторов той эпохи, которые лишь компилировали другие работы.

Весьма интересными представляются книги греческого историка Геродиана, составившего продолжение истории Римской Империи Диона Кассия - «История Рима от Марка Аврелия». Его труды охватывают период в пятьдесят лет со смерти Марка Аврелия до Гордиана III. Несмотря на то, что Геродиан лишь перечисляет события, не уделяя внимания основным тенденциям времени, его труд является весьма интересным, особенно три последние книги, также интерес придаёт тот факт, что автор является непосредственным современником описываемых событий.

Определённую ценность представляет «Жизнь двенадцати цезарей» Гая Светония, включающая в себя жизнеописание первых императоров, начиная с Цезаря и заканчивая Домицианом. Данная книга интересна тем, что содержит в себе подробности личной жизни правителей, но в контексте нашего исследования, это не так важно. Кроме того данная книга содержит в себе множество слухов, анекдотов и домыслов, что делает её скорее светским произведением.

Обращаясь к историографии данного вопроса, во-первых, хочется упомянуть ставшую классической работу известного советского историка античности Н. А. Машкина «Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность». Данное произведение является одним из немногих посвященных исследованию принципата как политической формы, его идеологии, генезиса, социальной сущности.

Кроме того у Н. А. Машкина есть ещё одно, интересное в контексте исследуемого вопроса, произведение - «История Древнего Рима», данный труд неоднократно переиздавался и был переведён на множество языков и не теряет своей значимости и в наши дни благодаря ясности изложения и глубине содержания. В этом произведении, несомненно, довольно широко освещена тема данного исследования во всех её аспектах.

Тема принципата довольно хорошо раскрывается в работе В. Кузищина «История Древнего Рима». Принципат в данной книге занимает достаточно значительный объём. С достаточной подробностью рассматриваются такие аспекты как: становления принципата Августа, его дальнейшее укрепление, империя в «золотой век», экономика и общество, а также Кризис третьего века.

Ценность представляет работа русско-польского учёного Ф. Ф, Зелинского «Римская Империя», в которой автор исследует историю Рима в непосредственной связи с культурой и религией, в частности с христианством.

Весьма интересной представляется работа профессора Р. Гарая «Римские императоры. Галерея всех правителей Римской Империи с 31 года до н. э. до 476 года н. э.» Данная книга представляет собой обзор всех императоров Римской Империи.

В рамках данного исследования можно привлечь различные научные статьи. Так, например «Initium Принцепса: Порядок передачи власти первым приемникам власти» Е. Великановой, в котором Е. Великанова исследует такие вопросы, как кто наделял принцепса властью, и какой властью он наделялся. Или «Правовое положение вольноотпущенника в эпоху Римской Империи» Н. Спиченко, в которой автор поднимает такой недостаточно изученный вопрос, как правовое положение вольноотпущенников в эпоху империи, что весьма интересно, в плане значительной численности этой группы населения и её широкого присутствия государственном аппарате.


Глава 1. Особенности государственного устройства

 

Император

принципат республиканский государственный императорский

Центральной фигурой государственного аппарата, безусловно, являлся император, принцепс. Несомненно, само появление после столетий республиканских традиций фигуры, обладавшей властью, сравнимой с властью царей является важной особенностью.

После 27 года до. н. э. в лице одного человека объединялось множество республиканских магистратов, которые формально продолжали существовать, и это является одной из основных отличительных черт положения принцепса.

Так Август в 23 году до н. э. получает пожизненную трибунскую власть, potestas tribunnica, но не само звание народного трибуна, коим не может стать патриций. Таким образом, персона принцепса становится неприкосновенной, он получает право veto, а также право вносить законопроекты на заседаниях сената, используя данное право, Август издаёт законы, реформирующие семейную жизнь. Кроме того, обладание властью трибуна должно было, как бы символизировать демократические истоки власти Августа. После августа и другие принцепсы наделяются пожизненной властью трибуна. Трибунская власть уходит вместе с принциатом в третьем веке.

В 43 году до н. э. Август становится консулом, в конечном итоге он был консулом тринадцать раз, превзойдя в количестве консульства Мария, который до него держал лидерство. В след за Августом и другие принцепсы становятся многократно консулами, так Тиберий был консулом пять раз, а Домициан семнадцать раз, таким образом, император обладают консульским imperium maius.

Цензорские полномочия также принадлежат принцепсу, Август принимал их трижды, что позволило ему «вычистить» сенат. В 43 году цензором становится Клавдий, в 73 году Веспасиан и Тит, а начиная с Домициана, император обладает пожизненно полномочиями цензора.

В 13 году до н. э., после смерти Эмилия Лепида, Август избирается верховным понтификом, становясь главой римской религии, в купе с трибунской властью фигура Августа становится окончательно обожествлённой. Так описывает его Н. А. Машкин: «Религиозную санкцию своей власти Август находил и в том, что слова «diui filius» сделались частью его имени и, наконец, в том, что он был назван Августом. Насколько была велика эта чисто религиозная санкция власти Августа, показывают некоторые надписи, особенно провинциальные. На божественную сущность власти Августа неоднократно указывают поэты того времени (Вергилий, Гораций, Проперций, Овидий)»

После Августа должность принимает и Тиберий, а в след за ним верховными понтификами становятся в основном императоры, такой порядок существует до четвёртого века. Сам факт того, что император является понтификом, делает его схожим с первыми царями, которые также занимали эту должность.

Также важно учитывать, что в эпоху принципата Рим активно ведёт оборонительные войны, и на основе этого император имеет проконсульскую власть, imperium proconsulare, как над всеми римскими территориями в целом, так и над «императорскими» или «незамирёнными» провинциями в частности, император лично назначал своего наместника, легата, в такие провинции. Проконсульская власть подразумевала как гражданскую, так и военную власть, а учитывая то, что большинство легионов находилось в императорских провинциях, император получал командование над большей частью римской армии.

Особенности мы также можем увидеть в самих императорских титулах, коих Август принимает множество. Во-первых, следует упомянуть титул «отца отечества», присвоенный ему во 2 году. «Этот титул, известный и ранее, например, его имел Марк Цицерон, в системе высших прерогатив Августа имел особое значение в качестве своего рода моральной основы всех юридических полномочий правителя, приравнивая его как отца нации к отцу семейства единодержавно, строго, но в тоже время заботливо правящего народом как своими детьми». Далее большинство римских императоров вплоть до Константина принимают этот титул. Хотя, впрочем, наследник Августа, Тиберий отказывается от звания отца отечества, как и от императорского титула, об этом говорит Светоний.

Также в руках императора были сосредоточены обширные судебные полномочия, так как в силу imperium maius Август, вероятно, лично разбирал в Риме уголовные дела и выносил смертные приговоры. По некоторым делам решение императора было высшей судебной инстанцией. В Рим из всех провинций стекались граждане, обвинённые в тяжких преступлениях на суд к императору.

Формально принцепс это председатель сената, но после «реставрации республики» 27 года до н. э. в руках Августа, а после и других императоров, оказалась вся полнота власти. О том же мы можем читать у Н. И. Машкина, который также отмечает, что произошла трансформация терминов и слово «принцепс» отныне означало не только первый среди сенаторов, но и просто первый человек в государстве, «первый среди равных», что подчёркивает желание Августа показать свою связь с республиканскими традициями.

Новое значение приобрёл и титул «император», ведь, как известно, во времена республики это был лишь триумфальный титул полководца. Август же включил его в состав своего имени, чем желал подчеркнуть свою особую связь с войском. Таким образом, титул императора стал ассоциироваться с высшей военной властью, а позже закрепляется традиция называть всех римских правителей императорами, что, по мнению Н. И. Машкина, не совсем соответствует юридическим нормам ранней империи, но всё, же не противоречит реальному положению дел.

Подчеркнуть свой статус «первого среди равных» Август пытался ещё и внешним видом, так изначально таких атрибутов абсолютной власти, как скипетр, корона, вышитый золотом плащ не было, они появились значительно позже. Август же носил одежду подобающую республиканскому консулу - тогу с пурпурной оторочкой или в военное время доспехи с накинутым пурпурным плащом. Что весьма логично, учитывая острую неприязнь римлян к царским атрибутам, так например, очень многие были возмущены креслом Цезаря в сенате, называя его не иначе как троном. И Август, помня о печальном конце своего дяди, чей когномен он сделал одним из своих титулов, не мог не учитывать его ошибок.

Власть императора же наследственной в чистом виде не была, и существовали разные способы её передачи, что является важной особенностью принципата, как монархической формы правления. Так Тиберий был обозначен как единственный наследник в завещании Августа, и после его смерти ему незамедлительно присягнули ключевые чиновники в Риме, сенат и легионы, об этом мы можем читать у Р. Гарая.

Власть императора основывалась на законе, издаваемом сенатом при восхождении нового императора, (lex de imperio). В статье Н. Великановой мы можем читать, что существует традиция, основанная Моммзеном, согласно которой основными участниками наделения принцепса властью являются сенат и армия. Тут ярким примером является Веспасиан, в 69 году в Александрии провозглашенный императором был поддержан значительной частью войск, после чего он нанёс поражение Вителлию. Далее Веспасиан получает поддержку сената, а затем и цензорскую должность, так это события описывает В. И. Кузищин: «В 69 г. сенат принял «закон о верховной власти Веспасиана», по которому ему даровались все те права, которыми пользовались принцепсы династии Юлиев - Клавдиев, начиная с Августа. Стремясь обезопасить себя от возможной оппозиции в сенате и пополнить его состав за счет способных людей и своих сторонников, Веспасиан принял в 73 г. полномочия цензора и провел пересмотр списка сената, исключив из него своих противников и запятнавших себя сенаторов»

Сам Октавиан Август так говорил о своей власти: «Я превосходил всех своим авторитетом, власти же я имел не более чем другие, кто был коллегой моим по магистратуре». И если во время правления самого Августа в этом изречении была доля правды, то его последователи со временем всё больше и больше тяготели к единоличной власти.

 

Сенат

 

Важные особенности мы можем найти, рассматривая сенат эпохи принципата. Так важнейший республиканский орган продолжал своё существование и формально не претерпел значительных изменений, оставаясь де-юре высшим органом государства.

Во-первых, следует упомянуть численность сената. Так после гражданской войны в составе сената было порядка тысячи членов, так как противоборствующие стороны старались вводить в состав сената как можно больше своих сторонников, из-за чего в сенате оказалось множество «сторонних» людей. Август же, используя цензорские полномочия, о чём уже шла речь выше, «вычистил» сенат, вернув его численность к республиканским шести сотням. Имея цензорские полномочия, принцепс мог контролировать состав сената, так в 73 году Веспасиан исключил из сената ряд оппозиционеров и ввёл представителей провинций за границами Италии, о чём также уже шла речь выше.

Особенности мы можем выделить и в функциях сената, так к нему переходят некоторые функции народных собраний, появляется судебная и законодательная власть, некоторые функции переходят к принцепсу. Также как уже говорилось выше, после 27 года сенат стал управлять старыми, «замирёнными» провинциями через пропреторов или проконсулов, такое своеобразное разделение территориального управления, безусловно, является важной особенностью. Также у сената имеется отдельная, но зависимая от императора казна - эрарий.

Кроме того, в составе сената был образован специальный совещательный орган, связующее звено между сенатом и принцепсом. Этот орган носил название consilium principis и состоял из консулов, представителей других магистратов и пятнадцати сенаторов, избираемых по жребию, и выполнял консультативные и законотворческие функции.

В правление Тиберия функции сената расширились, в силу упразднения избирательных комиций, к нему переходят функции выборов магистратов. Таким образом, формально сенат становится не только высшим законодательным, но и высшим избирательным учреждением. В целом же Тиберий старался в отношении сената следовать политике своего предшественника, устанавливая с сенатом обширное сотрудничество. Но со временем отношения Тиберия с сенатом ухудшаются, так описывает это Р. Гарай: «Однако его попытка превратить сенат в преданного союзника была предпринята слишком поздно: бессилие сената стало необратимым».

В общих чертах сенат эпохи принципата можно описать словами Н. Машкина: «Юридически полновластное учреждение, сенат послушно принимал предложения Августа, которые обычно разрабатывались в совете принцепса».

Народные собрания

 

Такой важный республиканский институт как народные собрания тоже претерпевает в эпоху принципата значительные изменения, постепенно теряя своё значение, являющиеся логическим продолжением кризиса комиций, который начался в первом веке до н. э. с распространением римского гражданства.

При Августе продолжали собираться народные собрания, на них принимались законы, предложенные самим Августом или другими магистратами. Также на комициях происходили выборы магистратов, но эти выборы не были свободными, так как голосовали за тех, кого указывал Август, в силу так называемого «права рекомендации», таким образом, комиции становятся послушным инструментом в руках Августа, теряя своё политическое значение. Впрочем, следует отметить, что комиции начали терять свой вес ещё с началом борьбы между Цезарем и Помпеем.

После смерти августа, Тиберий в 14 году н. э. ликвидировал избирательные комиции, законодательные собрания в формальных целях изредка собираются и дальше, но к концу первого века отмирают и они. Ф. Зеленский красноречиво описывает это событие: «Собрания рухнули как прогнившее дерево: народ некоторое время роптал, но достаточно легко примирился с утратой своих привилегий и не отказал в послушании монархии, которая гарантировала ему то, что было для него самым главным - относительное благосостояние».

Магистраты

 

При Августе сохранились все республиканские магистратуры, но свои полномочия они сохраняли лишь формально и из выборных превратились в назначаемые, о чём уже шла речь выше. Кроме того, власть большинства магистратов была сосредоточена в руках принцепса, о чём также шла речь выше.

Хоть консулы и потеряли своё прежнее значение, консулат всё ещё был весьма почётным и многие граждане стремились к нему, в связи с чем, на один год стали назначаться не два, а несколько консулов. Так в правление Коммода, в 189 году, было назначено двадцать пять консулов, таким образом, консулат становился лишь почётным титулом.

Цензура также теряет своё прежнее значение, так как ценз и составление сенатских списков проводились теперь только самим императором.

Преторская должность также претерпевает некоторые изменения, но её функции даже несколько расширяются, преторы стали заведовать организацией игр, а также государственной казной, эрарием.

Трибунская власть находилась в руках принцепса, а сами народные трибуны теряют своё право veto, а вместе с ним и своё значение. «В тех случаях, когда заседание созывалось Августом и когда по его предложению принимались какие-либо постановления, трибунское veto не имело своего обычного значения» К концу второго века трибуны, также как и эдилы перестают назначаться вовсе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: