Определение масштаба карты




Масштаб карты - одна из важнейших ее характеристик. Он определяет степень уменьшения линий на карте относительно горизонтальных проложений соответствующих им линий на местности.

Масштаб указан на каждом листе карты под южной (нижней) стороной рамки в числовом (численный масштаб) и графическом (линейный масштаб) виде (Рисунок 1).

 

1:50 000

в 1 сантиметра 500 метров

 

 

 

Рисунок 1. Обозначение масштаба на карте.

 

Численный масштаб в общем виде, т. е. безотносительно к какой-либо определенной системе линейных мер, обозначается на картах в виде отношения 1: М, где М - число, указывающее, во сколько раз уменьшены длины линий на местности при изобра­жении их на карте. Так, масштаб 1:50000 означает, что любой единице длины на карте соответствует 50000 таких же единиц на местности.

Для практического использования при измерениях по карте численный масштаб, кроме того, представляют именованным чис­лом, указывая непосредственно величину масштаба, т. е. расстояние на местности, соответствующее
1 см карты. Так, для 1:50 000 карты величина масштаба равна 500 м.

Отсюда следует, что длина линии на местности равна произве­дению величины масштаба на длину отрезка (k), измеренную на карте в сантиметрах. Например, отрезку 3,95 см на карте масш­таба 1:100 000 соответствует на местности расстояние d==1 км Х 3,95 = 3,95 км.


 

ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПУТИ

Непременным условием правильности выдерживания направ­ления движения является непрерывность ориентирования, т. е. по­стоянное знание своего местонахождения на маршруте относи­тельно ближайшего выбранного ориентира и конечного пункта движения. На поле боя это осуществляется по ориентирам, указанным непосредственно на местности и заранее хорошо изучен­ным. При совершении же марша на незнакомой местности марш­рут выдерживают преимущественно по карте. Для этого во время движения следят за ориентирами, расположенными вдоль марш­рута, и периодически - за показаниями спидометра. По этим данным фиксируют на карте свое продвижение.

Начиная движение по маршруту, на исходной точке записывают показание спидометра и время начала движения, сличают карту с местностью и определяют направление пути. Во время движения, к карте обязательно обращаются при подходе к перекрестку или развилке дорог. За 200 - 400 м до поворота маршрута необходимо указать водителю место предстоящего поворота и направление дальнейшего движения, например: «На опушке леса поворот на­право по грунтовой дороге».

Если на местности намеченного ориентира не окажется, то следует установить свое местоположение по другим мест­ным предметам и деталям рельефа, обозначенным на карте, и, лишь убедившись в правильности движения, продолжать путь.

Особенно внимательно надо сличать карту с местностью в ме­стах, вызывающих сомнение в правильности ориентирования: при движении по населенному пункту и выходе из него, на перекрест­ках и развилках дорог и т. п.

В таких случаях правильное на­правление движения устанавливают с помощью компаса, пользуясь магнитными азимутами, записанными на карте при подготовке к движению.

Наибольшие трудности в выдерживании заданного маршрута возникают при обходе зон пожаров, завалов, затопления и участков заражения. В этих случаях необходимо, прежде всего, воз­можно точнее определить свое местоположение на карте и запи­сать показание спидометра. Затем, изучив характер местности, наметить путь обхода препятствия и поднять на карте ориентиры, которые встретятся на этом пути, В условиях ограниченной види­мости обходить препятствия целесообразно по просекам, вдоль рек, линий электропередач и по другим линейным ориентирам. При движении на местности, бедной ориентирами, когда на ма­шине имеется гирополукомпас, путь обхода недоступных зон вы­годно наносить на карту, определяя для этого азимут направления каждого колена пути по гирополукомпасу, а его длину - по спидометру.

При движении по шоссейным дорогам для ориентирования можно пользоваться путевыми дорожными знаками (указателями наименований пунктов и расстояний до населенных пунктов, пере­валов и пр., маршрутными марками, указывающими номера дорог, километровыми столбами). Однако в боевых условиях это надо делать весьма осторожно: противник может переставить их или заменить другими указателями с ложными надписями.

К наблюдению за ориентирами в пути, особенно при движения ночью, нужно привлечь водителя и членов экипажа. Для этого, если позволяет обстановка, перед началом движения их надо оз­накомить с маршрутом и намеченными ориентирами, особенно с теми, по достижении которых должно меняться направление дви­жения. Это облегчит командиру подразделения выдерживание на­меченного маршрута движения.

Движение по азимутам

Движение, в процессе которого выдерживание направления пути и точный выход в намеченный пункт производятся с" помо­щью компаса (гирополукомпаса) и промера пройденного расстоя­ния, называется движением по азимутам.

Движение по азимутам применяется в лесу, пустыне, степи и в других районах, бедных ориентирами, а также при действии вне дорог ночью и в условиях плохой видимости, когда сличение кар­ты с местностью не обеспечивает уверенный выход в заданный пункт. К движению по азимутам прибегают также командиры мелких подразделений и групп при отсутствии у них карты.

Данные, необходимые для движения по азимутам, готовятся по карте или аэроснимку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: