В крупном населенном пункте основная задача выдерживания маршрута состоит в том, чтобы безошибочно и быстро выйти на дорогу, по которой проходит дальнейший путь движения. Потеря ориентировки в городе ведет к образованию пробок, а в ряде случаев, к необходимости разворота колонны машин на узких улицах для следования в обратном направлении, на что требуется значительное время.
Маршрут движения через крупный населенный пункт обычно намечают по главным и магистральным улицам. Такие улицы четко выделяются на карте всех масштабов, а их продолжением часто бывают шоссейные дороги, подходящие к городу. Количество поворотов маршрута должно быть по возможности минимальным и выбирают их в таких местах, где имеются легко опознаваемые ориентиры; мосты, путепроводы, переезды через железные дороги, стадионы и т. п.
Выбор маршрута движения по населенному пункту и его выдерживание значительно облегчается при использовании плана (фотоплана, фотосхемы) города. На таких планах с большой подробностью отображаются все особенности планировки населенных пунктов и имеющиеся в них ориентиры.
При движении через населенный пункт непрерывно контролируют правильность выдерживания намеченного маршрута, подсчитывая число пройденных кварталов. Места поворотов маршрута надо определять заранее и предупреждать о них водителя.
В лесистой местности выдерживание маршрута, проходящего по грунтовым дорогам и просекам, требует умения безошибочно распознавать на местности те из них, по которым проходит путь, выбранный по карте. При этом следует учитывать, что лесные дороги часто бывают малонаезжены и трудноразличимы на местности, а часть их может быть вообще не показана на картах. Вместе с тем можно встретить не обозначенные на карте хорошо наезженные временные дороги, служащие для вывоза леса и сена.
В качестве ориентиров в лесу обычно используют: просеки, перекрестки, и развилки дорог, мосты, реки и ручьи, пересекающие маршрут, поляны, вырубки, границы молодых посадок и лесных питомников, резко выраженные формы и детали рельефа (овраги, лощины, высоты).
Просеки прорубаются во взаимно перпендикулярных направлениях, как правило, с севера на юг и с востока на запад. В пересечении просек между собой, с дорогами и реками устанавливаются квартальные столбы, на гранях которых подписываются номера кварталов. В России и странах бывшего СССР нумерация кварталов производится в пределах лесничества с северо-запада рядами в направлении к юго-востоку. Номера кварталов подписываются на картах масштаба 1: 25000 - 1: 100000.
Особенности ориентирования в пустыне и степи определяются малой обжитостью, бездорожьем, однообразием пустынно-степных пространств с их маловыразительными формами рельефа и очень небольшим количеством местных предметов, которые можно использовать в качестве ориентиров, пылеватостью грунтов, которая резко ухудшает видимость. В качестве ориентиров в пустыне используют дороги и караванные пути, курганы и другие элементы рельефа, выделяющиеся по своим размерам или форме, колодцы, русла высохших рек, оазисы и сооружения, связанные с религиозными культами (мазары, курганы, обо и др.).
Выдерживание направления при движении вне дорог в пустынно-степной местности осуществляется главным образом по компасу, небесным светилам и удаленным ориентирам, а также по различным местным признакам, в частности по направлению господствующих ветров и по связанным с этим расположению и форме дюн. Для обозначения направления наступления в пустыне применяют постановку световых ориентиров и створов.
Наиболее уверенно и точно выдержать заданный маршрут в пустынной местности можно с помощью навигационной аппаратуры.
На местности, подвергшейся значительным разрушениям, создаются сложные условия для выдерживания намеченного маршрута. Это объясняется не только тем, что трудно воспользоваться ориентирами, так как карта не соответствует действительному состоянию местности, но и тем, что в районах массовых разрушений часто приходится сходить с намеченного маршрута для обхода зон завалов, затоплений и поиска мест преодоления рек, глубоких лощин и других естественных препятствий, так как значительная часть мостов, путепроводов, дамб, тоннелей будет уничтожена. Помимо того, в этих районах войсками прокладываются новые дороги и колонные пути, которые ошибочно можно принять за дороги, показанные на карте.
Встретив на маршруте участок, движение по которому невозможно, надо тщательно сличить местность с картой, определить;на ней место схода с маршрута и записать показание спидометра в этой точке. Это же сделать и после того, как обход препятствия будет завершен.
В районе, подвергшемся значительным разрушениям, не исключается возможность использования в качестве ориентиров различных следов разрушенных объектов,, которые были показаны на карте (фундаменты и обломки сооружений, поваленные деревья и пр.). Однако контролировать правильность направления движения, а во многих случаях полностью выдерживать направление пути придется преимущественно по компасу (гирополукомпacy).