Понятие инноваций и их классификация




Содержание и структура инновационного процесса

На сегодняшний день второй этап научно-технической революции (далее по тексту НТР) играет значительную роль в конкурентной способности компании в части инновационных решений. Инновацией принято называть новшество, т.е. новую или модернизированную продукцию, услугу, технологию, которую внедряют на рынок, в производственно-хозяйственную деятельность, общественную жизнь. Кроме того, это действие, направленное на изменения и внедрения новшеств [7].

Инновации, созданные посредством исследований и открытий, материализуют научные и практические решения. Основное свойство инновационных разработок заключается в новизне, подвергающейся оценке исходя из технических параметров, применимости, а также с точки зрения рыночных позиций по коммерческой результативности.

Зарубежная и отечественная наука по инноватике выделяет значительное число разнообразных типов инноваций, поэтому выделяют некую классификацию. Учитывая область осуществления изменений, выделяют продуктовые, технологические и организационно-управленческие инновации.

Продуктовые инновации связаны с изменениями, вносимыми в продукцию, производимую в сфере материального производства и потребляемую в качестве средств производства, либо предметов потребления. Технологические инновации затрагивают изменения в технологии (способах) создания, производства и потребления выпускаемой или новой продукции. Организационно-управленческие инновации связаны с внедрением новых методов организации каких-либо систем и управления ими[11].

По степени новизны следует различать радикальные и имитирующие инновации. Эти понятия связаны с теорией циклического развития, и подразумевают инновации революционного типа, реализующие крупные изобретения, или их кластеры, и эволюционного типа, возникающие и действующие внутри существующих технологических систем. Радикальные инновации определяют поворотные точки в циклическом развитии и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники и технологий.

Исходя из теории циклического развития, радикальная инновация, осуществляемая в любом государстве, способствует переводу всего мирового сообщества на модернизированный технологический уровень. Новшество, которое было получено в итоге, не копируют одно к одному, а непрерывно модернизируют для лучших технических и эстетических характеристик, с целью получения потребительской выгоды. По этой причине кроме радикальных инноваций определяют имитирующие инновации, классифицируемые на улучшающие и псевдоинновации. Улучшающие инновации (путем модернизации и модификации) создают мелкие и средние изобретения и чаще всего встречаются на этапах распространения и устойчивого развития научно-технического цикла. Псевдоинновации держит курс на частичное модифицирование поколений техники и, как правило, мешают общественному развитию[8].

Исходя из масштабности распространения нововведения классифицируют на глобальные и локальные. Глобальные изменения являются основой революционных преобразований в обществе при коренных, качественных переменах в способах производственного процесса и потребительских товарах. Кроме того, они могут быть частичными (в определенных сферах) или общими научно-техническими революционными процессами, которые определяют новый поворот, направленный на новые технологические принципы. Далее они популяризируются эволюционно, локально изменяясь. Локальные инновации не значительно действуют на экономику, предприятие и социальные принципы функционирования социума. С технической точки зрения они зависят от появления новейших моделей и современных машин, совершенствованием их самостоятельных характеристик, модифицированием применяемых технологических процессов и пр. Локальные инновации дают возможность применять весь потенциал имеющейся техники и сформировать условия для развития. Глобальные изменения касаются всей жизни социума, оказывая активное действие на мировое сообщество в целом. Локальные нововведения, в свою очередь, касаются определенных типов техники, технологий, отдельного производителя и потребителя, а также рынков сбыта[11].

Инновация имеет прогрессивный и регрессивный вид. Прогрессивная инновация - это результат целевой направленности осознанной работы человека, которая обеспечивает поэтапное совершенствование определенной системы. Регрессивная инновация тормозит общественное развитие в момент дегенерации процессов хозяйственного организма или при случайных процессах, не имеющих направленности.

Импульсом возникновения и развертывания инноваций являются популярные законы прибыли и диверсификации потребностей, а также достижения фундаментальных наук. Стремление получить высокую прибыль, наиактивнейшая тяга к обеспечению монопольного рыночного положения, ожесточенная конкурентная борьба, хозяйственная деятельность государственного сектора в большей степени влияет на расширение воспроизводства нововведений в странах рыночной экономики[4].

При условии имеющихся товарно-денежных отношений, с целью получения прибыли важно, чтобы новшество обладало товарным видом. Для достижения поставленной задачи, важно запустить его в сферу обращения, где в дальнейшем произвести обмен на деньги. В данной ситуации, тем не менее, есть существенное ограничение: обладатель денежных средств обязан принять полезные свойства продаваемой ему продукции или услуги, а с помощью акта его покупки подтвердить достаточное качество адекватного приобретения, к которому предъявляются определенный набор требований. К. Маркс писал: «Товар приобретает всеобщую, общественно признанную эквивалентную форму только в качестве денег, а деньги находятся в чужом кармане. Чтобы извлечь их оттуда, товар должен быть, прежде всего, потребительной стоимостью для владельца денег…» Острота проблемы реализации в реальности влияет на любого поставщика адаптироваться к спросу потребителей, выявляя и порой самостоятельно создавать модернизированные потребительские предпочтения. Данное свойство в иностранной экономической литературе получило название «подтягивание спросом». Смысл данной формулировки получил определение практически сто лет тому назад Ф. Энгельсом: «Если у общества появляется техническая потребность, то это продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов»[5].

В большинстве случаев, создание инновационной технологии или техники, а также другой научной продукции совершенно не ведет к тому, что на нее возникнет ошеломляющий спрос. Данное обстоятельство происходит по причине того, что рынок может просто не быть готов к ней или по желанию производителя не готов осознать всю прелесть свойств и многообразие возможностей данной новинки. Подобным образом, появление телевидения или разработка новых медицинских препаратов, фундаментом которых стали современные научные изыскания, являются отличным примером того, что научно-технические достижения изначально являются совершенно не востребованными рынком. При данных обстоятельствах, первые возникновения новых потребностей, иначе говоря, спроса, обязаны мотивировать технологическим «проталкиванием» обновленную или принципиально новую продукцию на рынок. Тем не менее, к каждым этапом становления рынка, а в свою очередь и общества, значительно разборчивее, а соответственно, требовательнее, происходит повышение степени обратного воздействия рынка, которая, между тем, формирует следующие ступени развития разработок научной продукции.

Во многих зарубежных исследованиях отмечается, что соотношение инноваций, которые стали результатом новых потребностей и новых технологических возможностей, имеет соотношение 3:1. Потенциальными потребителями новых научных разработок являются люди, именно поэтому, когда затрагивается тема «тотальных потребительских свойств» продукции, имеется в виду максимально возможное качество и надежность продукта, иными словами неуловимые, непостижимые свойства (дизайн, отсутствие дефектов, адекватное качество эксплуатации), являющимся значительным аргументом в пользу эффективности и добротности технологических свойств определенных товаров[10].

Одновременно с вышесказанным важно понимать, что наука и технология могут оказывать серьезное влияние на условия жизни социума (наличие чистой воды, медицинских средств, телекоммуникаций и пр.) и на его экономическое развитие.

Последними признаками в указанной градации по классам хочется рассмотреть конечную ориентацию производимых изменений. В моменты, когда инновации направлены на методы и принципы производственного процесса, важно упоминать производственные нововведения. Изменения, которые вносят в продукцию, способную удовлетворить потребности людей носят название потребительских[3].

Предлагается следующая классификация:

1. по масштабам распространения: мировые, национальные, отраслевые, локальные, связанные с предприятием или каким-либо отдельным подразделением предприятия;

2. по сфере применения инновации могут быть в производстве, управлении, рынке, потреблении;

3. по видам инновации различают научные, технические, технологические, экологические, экономические. Имея экономический вид, инновации могут заключаться в освоении нового рынка сбыта, метода стимулирования, источника ресурсов;

4. по характеру генерирования и внедрения инновации могут быть быстрые, замедленные, нарастающие, затухающие, скачкообразные, равномерные инновации;

5. также можно различать инновации по степени прогрессивности. В данном случае, они подразделяются на те, которые делают прорыв в теории, и, соответственно, в практике; модифицирующие, которые способны улучшить что-либо внутри действующих систем, иными словами, обеспечивающие адаптацию базовых новшеств к изменяющейся среде и их поддержку, а также комбинированные;

6. по характеру связи с предшествующими образцами можно выделить:

- инновации, которые открывают новые направления в деятельности человека (к примеру, самолет);

- заменяющие (электровоз вместо паровоза);

- отменяющие (бумага отменила пергамент);

- возвратные (современные дирижабли, парусные суда);

- имитирующие, в том числе ретроспективные, которые возвращаются к исходным модулям, идеям, конструкциям (например, образцы моды).

7) по целям можно выделить такие виды инноваций:

- для восстановления и сохранения функций уже существующей системы и ее главных свойств;

- для временного приспособления системы к изменениям среды;

- для полной коренной перестройки системы и создания ее нового улучшенного варианта (с изменением всех или большинства базовых свойств) с сохранением прежнего функционального действия, позволяющих приспособить ее к качественным изменениям среды;

- для создания системы нового вида, иными словами, внесение качественных изменений, при условии сохранения изначального функционала;

- для создания системы совершенно нового рода с коренным изменением принципов ее действия.

8) по результативности инновации могут быть завершенными и незавершенными, успешными и неуспешными. Нововведение, например, не будет считаться завершенным, если оно остановлено на какой-то промежуточной его стадии;

9) по степени новизны (новизна – «совокупность свойств, характеризующих радикальность изменений объекта») инновации можно разделить на абсолютные (у которых нет аналогов) и относительные;

Относительные инновации разделяют на частичные (это отдельные новые элементы) и условные (новое сочетание уже готовых элементов.)

«Ноу-хау» играет важную роль в процессе реализации инноваций, ведь такие специальные знания просто необходимы для воплощения в жизнь каких-либо новшеств. Фактически, необходима специальная информация для применения этих новшеств, а это конструкторские и технологические секреты производства, конфиденциальные сведения управленческого, коммерческого и организационного характера. Такая информация специально не включается в описание, так как чаще всего не охраняется патентом. Отличающими признаками «ноу-хау» можно считать коммерческую и промышленную ценность и закрытость[3].

У каждой инновации (новшества) есть свой жизненный цикл, состоящий из 3 основных элементов:

- период от начала самой разработки до момента выхода на рынок (бывают случаи, что новшество уже устарело, а нововведение так и не началось);

- период от самого выхода на рынок до снятия его с производства;

- период устаревания. Он проходит от снятия с производства до прекращения пользователями его эксплуатации.

Получается, что жизненный цикл инновации имеет основные стадии, их две: создание и использование. Вторая стадия может быть разделена дополнительно, а это производство, сбыт и послепродажное обслуживание.

С любой стороны, в данном процессе образуются крайне серьезные проблемы. Осуществляется досрочное моральное устаревание элементов производственной системы, даже при сохранении их нормального физического состояния, затем требуются нововведения в смежных областях. Это приводит к нарушению стабильности, а значит ведет за собой цепную реакцию изменений[9].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: