Сущность и этапы инновационного процесса




 

На сегодняшний день на международном рынке мы можем отметить высочайший уровень конкуренции, а это значить, что потребность в инновации, развитие такой деятельности и выпуск на рынок принципиально новых товаров или усовершенствование уже существующих, не простое желание, а настоящая необходимость всех производителей. В противном случае, происходит вытеснение с рынка конкурентами[13].

Деятельность в области инноваций в настоящее время уже перестает быть прерогативой высоких технологий, отраслей машиностроения, компьютерных технологий и пр. Предприятия любых отраслей в наше время просто вынуждены искать инновационные пути создания продуктов и внедрять новшества в привычное производство. Это охватывает не только предприятия легкой промышленности и торговли, но и сферу менеджмента, логистики и пр.

Более простой путь с наименьшими рисками, чаще всего, - модификация уже существующего на рынке товара, на практике же данное мероприятие не всегда является гарантией успеха в условиях конкуренции.

В данном разделе работы рассматривается инновация, как экономическая категория, а также факторы ее возникновения и этапы развития концепций управления НИОКР.

В настоящее время существует большое количество определений инновации.

Питер Друкер представляет инновацию как «особый инструмент предпринимателей, содержание которого они используют в своих целях, как возможность для различного бизнеса и различных служб» [6].

Филип Котлер дает такое определение: «Инновация - идея, товар или технологию, запущенные в производство или представленные на рынке, которые потребитель воспринимает как совершенно новые или обладающие некоторыми уникальными свойствами.» [6]

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется, как «превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях».

Твист определяет инновацию как «процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание».

Ф. Никсон предполагает, что «инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования».

Б. Санто трактует понятие: «инновация - это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход».

И. Шумпетер определяет инновацию как «новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом». [20].

Проведя анализ всех изложенных определений, можно определить инновацию как «инструмент эффективной деятельности компании на рынке, направленный на более качественное и уникальное удовлетворение потребности целевой аудитории или удовлетворение нереализованной потребности. Помимо технической, экономической и производственной составляющей, инновация является также и результатом творческой деятельности, которая очень часто позволяет принести новые результаты и открыть новые грани применяемых товаров или нераскрытых потребностей».

Основной целью инновационной деятельности является предложение потребителю товара, который обладает наибольшей потребительской ценностью и максимально удовлетворяющий потребностям покупателя, по сравнению с конкурентами.

Одной из главных причин «инновационного бума», безусловно, является конкуренция, которая стала определяющим фактором развития инноваций.

Именно стремление стать первыми и лучшими на рынке подвигло компании на внедрение инноваций, разработку новых товаров, концепций управления и даже целых предприятий.

Также можно выделить среди причин и развитие производства, предлагающее новые технологии, которые снижают издержки или совершенствуют товар. Достижения науки тоже сыграли свою роль в развитии инноваций.

Немаловажной причиной является глобализация мирового хозяйства, которая позволила и сделала необходимым перенятие опыта других компаний.

Не стоит забывать и про изменение покупательских потребностей и предпочтений. В настоящее время любая компания просто вынуждена выпускать новинки, которые потребитель, кстати, привык воспринимать, как факт. То есть для удержания позиций на рынке просто необходимо вовремя предлагать покупателю что – то носит характер новинки, максимально удовлетворяющей потребности граждан.

Наука на сегодняшний день становится одной из важнейших сфер деятельности, которая определяет перспективы всех предприятий и даже целой страны. По исследованиям специалистов становится понятно, что предприятия, которые не могут самостоятельно наращивать НТ потенциал, просто могут быть поглощены другими инновационно сильными предприятиями, или будут находиться в глубокой от них зависимости. [4].

В последнее время все чаще становится вопрос управления, в связи с возросшим влиянием инноваций и переходом экономики на уровень высоких технологий. Однако, инновационная деятельность несет особые риски, несмотря на то что обеспечивает устойчивое развитие компании. Опыт зарубежных стран показывает, что особым рискам подвергаются те предприятия и компании, которые недостаточно компетентны и не владеют в полной мере современной методологией управления.

В статье О.П. Коробейникова и А.А. Трифилова «Интеграция стратегического и инновационного менеджмента» довольно понятно и четко излагаются принципы управления инновациями, которое рассматривается в данной статье с точки зрения эволюционного становлении и влияние на них факторов внешней среды.

Первым этапом управления НИОКР является научно-исследовательская деятельность, управление которой осуществлялось самими учеными-исследователями.

Основоположниками являются такие известные личности как Генри Форд, Томас Эдисон и пр. Они Стали успешными в промышленной деятельности благодаря внедрению и использованию научно-исследовательских разработок в коммерческих целях.

На втором этапе, это период 1950-1970 гг., корпоративные менеджеры осознали всю необходимость управления НИОКР. Компании сосредотачивают внимание на проектах, которые служат целям бизнеса.

В период 1970-1990 гг. происходит рост НТП и промышленных НИОКР, соответственно происходит и рост затрат на научно-исследовательскую деятельность. Их доля в общем бюджете начинает постоянно расти, а перспективы компаний становятся глубоко зависимыми от инновационной деятельности. Компании начинают формировать сбалансированный бизнес-портфель, который направлен на рациональное распределение прибыли и риска между выпускаемой продукцией и продуктовыми инновациями, чтобы понизить уровень рыночной неопределенности.

Научно-исследовательские проекты отбираются на основе портфельных матриц, анализа конкурентоспособности и жизненного цикла. Такую практику называют технологическим управлением на основе концепции стратегического планирования. Особое же внимание уделяют удовлетворению «явных» потребностей покупателя.

Ориентир на удовлетворение скрытых потребностей начинается на четвертом этапе, когда используется совместное участие в разработке новой продукции производителей и покупателей, а также поставщиков и других заинтересованных лиц[18].

Такой процесс получил название «взаимозависимое» обучение, в котором реальные потребности рассматриваются в сфере технологически осуществимых концепций (рис. 1.1). На этом этапе инновационная деятельность перестает быть таковой и усиливает свое значение в корпоративном плане.

Необходимо рассматривать стратегии в отношении управления НИОКР в их взаимосвязи с внешним окружением и размещением ресурсов внешних стратегий. Сегодня инновации все больше определяют перспективное развитие предприятий и становятся главной движущей силой изменения организации и внешней среды в целом. Для их эффективного управления необходимо полное взаимопроникновение стратегического и инновационного управления (таблица 1.1).

В мире новых технологий одной только стратегии недостаточно, она должна воедино слиться с инновацией. Задача по разработке и выведению продуктовой инновации и освоению новых технологий является приоритетной на сегодняшний день. Рассуждения о перспективах развития стратегического управления инновациями также ведутся.

Основная идея - переход от управления к программированию, это следствие технической оснащенности экономики; и создание программ по стратегическому управлению, по аналогии с программами бухгалтерского учета.

 

Финансовое планирование Долгосрочное планирование Стратегическое планирование Стратегическое управление     Программи- рование
 
 


стратегических

инноваций

  Управление издержками         Управление на основе экстраполяции прошлых тенденций   Управление на основе предвидения изменений  
 
 

 

  Управление на основе гибких экстренных решений
  1900-1950 гг.   1950-1970 гг.   1970-1990 гг. 1990 г. – по настоящее время
   
 
 

 


Управление лабораториями

        Корпоративное управление инновационными проектами  
 
 

 

 


Формирование

корпоративного портфеля продуктовых новаций и инноваций

        Управление на основе совместно принятых решений
  1 поколение НИОКР     2 поколение НИОКР   3 поколение НИОКР   4 поколение НИОКР

Рис.1.1. Взаимопроникновение стратегического и инновационного менеджмента

Таблица 1.1

Общность функций стратегического и инновационного менеджмента в процессе принятия управленческих решений

  № Классификационный признак Стратегическое управление Инновационный менеджмент
       
  Время действия Осуществляется на период от 3 до 5 лет. Смена продуктового ассортимента должна осуществляться за период от 3 до 5 лет.
  Тип целей Направлено на выявление путей долгосрочного выживания. Нацелено на разработку путей перспективного развития.
  Основные функции Включает анализ, планирование, реализацию и контроль стратегической деятельности предприятия. Включает анализ, планирование, организацию и контроль инновационной деятельности предприятия.
  Учет факторов Основными факторами, учитывающимися при разработке стратегии являются: глобальные изменения во внешнем окружении, размещение ресурсов и стратегия НИОКР. При принятии решений в отношении стратегии НИОКР необходимо рассмотреть такие факторы, как глобальные изменения во внешней среде и размещение ресурсов.

Окончание таблицы 1.1

       
  Размещение ресурсов Для реализации стратегии распределения ресурсов осуществляется на основе портфельного анализа. Выделение ресурсов для осуществления стратегии выведения новых продуктов на рынок целесообразно проводить в рамках портфельного анализа.
  Уровень управления Разрабатывается высшим управленческим звеном. Осуществляется на высшем уровне организации.
  Система управления Для большей эффективности необходимо создание группы стратегического развития. Для большей результативности целесообразно организовывать специализированное, инновационно-исследовательское подразделение.
  Степень важности Выработанная стратегия является основным ориентиром для всей организации. Разработанная программа инноваций является одним из основных направлений общей стратегии предприятия.
  Характер осуществления Необходимо осуществлять постоянно. Инновации целесообразно внедрять на постоянной основе.

Подчеркивается более высокая эффективность данного метода, который позволяет задавать определенную последовательность действий, а затем активно создавать благоприятные условия, т.е. влиять на ситуацию, а не просто лишь управлять ею. Задача НИОКР - создание новых продуктов, являющихся основой производственной деятельности фирмы в будущем.

При проведении НИОКР, безусловно, должны учитываться такие факторы, как культура, традиции, организация, инфраструктура, технологический уровень, кадровый потенциал[14].

Пожалуй, самым важным обстоятельством является то, что НИОКР, как деятельность, обращенная в будущее, тесно связаны и взаимно определяют стратегический менеджмент фирмы. Только в конкретной стадии разработки продукта стратегия может быть воплощена в жизнь, соответственно затраты на НИОКР – вложение в будущее предприятия, хотя это и связано с определенными рисками. Отсюда можно сделать вывод, что чаще всего управление НИОКР, включающее в себя прогнозирование, оценку проектов, планирование, организацию, комплексное управление и контроль процессами НИОКР (рис. 1.2) – более важная стратегическая задача, чем непосредственно исполнение НИОКР. Это объясняется тем, что сначала необходимо определить правильное направление движения, а затем уже рассматривать конкретные шаги в данном направлении.

Рис. 1.2. Планирование и управление проектами

 

Инновационный процесс - «последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от исследований и разработок новой технической идеи до практического внедрения, созданного на ее основе новшества». Поэтому целостная система управления инновациями просто необходима. Чтобы лучше понять суть инновационной деятельности, обратите внимание на рис. (1.3).

Рис. 1.3 Основные этапы инновационного процесса

Сам инновационный процесс можно разбить на несколько этапов:

1) фундаментальные исследования;

Фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме о потребностях и тенденциях развития.

Цель этого этапа – осознать потребности и возможность изменений, познать явления окружающего мира и открыть новые закономерности его развития, генерирование новых перспективных идей и, отбор этих идей и их разработка, и, естественно определить возможности их реализации.

Этот этап можно разделить на две части: теоретическую и поисковую. В результате первой части необходимо сформировать научные подходы к теории и проблеме, а вторая часть отвечает за формирование новых принципов создания технологий и каких-либо изделий.

2) прикладные исследования;

Прикладные исследования, которые направлены на определение способов применения результатов предыдущего этапа и их уточнение.

Такие исследования можно разделить на две части. Это теоретические и экспериментальные. Последние связаны с созданием моделей[12].

Сначала необходимо разработать лабораторные технологии и методы испытаний, изготовить и провести испытания макетов и самих образцов новых изделий и нестандартного оборудования. После этого следует произвести все специальные расчеты, чтобы провести оценку и последующую корректировку исследования, и также второй этап отсева неперспективных идей. В результате этого этапа мы должны получить техническое задание, образец, рекомендацию.

3) опытно- конструкторские разработки;

Эти разработки полностью направлены на создание новых образцов, которые прошли испытание и признаны пригодными для коммерческого и производственного использования. Опытно – конструкторские разработки также можно разделить на определенные стадии, это:

- разработка заказчиком технического задания, которое обозначает основные требования к изделию, - это принципы работы, конструктивные особенности, вес, габариты, цену, КПД;

- формулировка предложений, которое содержит техническое и технико-экономическое обоснование целесообразности создания изделия;

- изготовление эскизного проекта, который содержит чертежи общего вида, расчет основных эксплуатационных показателей, принципиальные схемы, и позволяет решать вопросы в плане целесообразности дальнейшей работы над изделием;

- подготовка общего вида конструкции на основе эскизного проекта, в целом и всех узлов, сложных деталей, а также пояснительной записки с технико-экономическим обоснованием и расчетом эксплуатационных издержек;

- создание самого рабочего проекта, который должен содержать полное описание конструкции объекта и включать в себя всю документацию, которая необходима для его изготовления, эксплуатации и монтажа;

- непосредственно изготовление, испытание, доводка опытного образца.

4) освоение производства нового изделия;

Данный этап рассматривает оценку рыночных перспектив и финансовых возможностей. А также соответствие изделия производственным стандартам, обеспеченности и патентной защиты, дополнительный отсев всех неперспективных идей и вариантов, затем разработку и проектирование новых организационных и, конечно, технологических процессов. Не следует забывать и про подготовку сбытовой сети и массовый выпуск и сбыт изделия. Одновременно с выпуском и производством, сам инновационный процесс включает в себя потребление.

Отсюда можно сделать вывод, что инновационный процесс – это полный цикл от разработки и до непосредственной реализации инновационного изделия на коммерческой основе.

5) понятие, виды и результат инновационной деятельности.

Инновационная деятельность лежит в основе инновационного процесса. Эта деятельность тесно связана с трансформацией идей, разработок и результатов научной деятельности в усовершенствованный или принципиально новый продукт, который затем внедряется в рынок и производство[21].

Инновационная деятельность подразумевает собой целый комплекс научных, организационных, коммерческих финансовых и научных мероприятий, которые направлены на создание и внедрение новшества.

Можно выделить несколько видов инновационной деятельности. Это подготовка и освоение производства, его реализация, маркетинг и реклама нового продукта, приобретение технологий разных видов, патентов, торговых марок, лицензий, ноу-хау, а также производственное проектирование.

На этапах прикладных, фундаментальных прикладных и поисковых исследований и разработок, результатом такой деятельности должен быть интеллектуальный продукт, который и становится объектом интеллектуальной собственности и непосредственно товаром. Научные знания, открытия и теории – результат этапа фундаментальных исследований, результат НИР – на этапе прикладных, а на этапах проектных, технологических и конструкторских работ – научно-технические проекты в области создания наукоемких, инжиниринговых систем с кадровым сопровождением; опытные образцы и установочные партии новых материалов и техники, которые изготовлены по результатам уже выполненных НИОКР.

Также результатом инновационной деятельности считается:

- мелкосерийная и малотоннажная продукция, которая изготовлена на экспериментальной базе ВУЗов и НИИ;

- программная продукция;

- научно-производственные услуги с использованием специальной уникальной аппаратуры;

- услуги в области информатики, информационного, метрологического, патентно-лицензионного обеспечения производства и НИОКР;

- услуги консалтинга;

- эффективное знание и правильное эффективное использование рыночных возможностей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: