Конкурентное преимущество - это те характеристики, свойства товара (объекта), выходящего во внешний мир и влияющего на внешнюю среду, а также те внутренние характеристики, которые создают для нее определенное превосходство над ее прямыми конкурентами. Данное превосходство относительно и определяется в сравнении с конкурентами, которые занимают лучшую позицию на рынке или его сегменте. Самый опасный конкурент получает название приоритетного. Такое относительное превосходство конкурента обуславливается как внешними, так и внутренними факторами[16].
Внешним такое преимущество принято называть в том случае, когда оно основывается на свойствах компонентов или фирмы в целом, которые каким-либо образом оказывают влияние на внешнюю среду. Внешним такое преимущество называется, когда оно определено конкурентоспособностью факторов внешней среды. Отсюда вытекает стратегия дифференцирования
Стратегия, вытекающая из внешнего конкурентного преимущества, - это стратегия дифференциации.
Внутреннее конкурентное преимущество базируется на превосходстве фирмы в отношении:
- высокого качества товара;
- сокращения издержек производства или потребления;
- высокого качества управления различными процессами;
- высокого качества сервиса для потребителей товара.
Обоснованный уровень инновационной активности, как составляющая качества управления, является важным конкурентным преимуществом фирмы, в основном внутренним, а в некоторых ситуациях и внешним, когда за счет активности компании резко сокращается показатель инновативности "ТАТ" и продукт фирмы поступает к потребителю значительно раньше продукта конкурента, что придает первой "рыночную силу" (возможность повышения цены).
|
На всем протяжении инновационной деятельности инновационная активность проявляется в применении эффективных методов. Функция маркетинга, которая реализуется на протяжении всего цикла, имеет особое значение, так как в ее задачи включается формулирование концепции создания конкурентного преимущества. Также инновационная активность может заключаться в эффективном использовании теории конкуренции относительных преимуществ, которая основана на концепции "фокусирования на клиентах"[25].
Ранее существовавшая концепция производства и сбыта с ориентацией на производство ("произвести как можно больше") и сбыт ("сбыть все, что произведено") была заменена концепцией маркетингового менеджмента (КММ) с ориентацией на клиента/рынок, где "клиент решает все".
С учетом того, что конкуренция постоянно растет, мало ориентироваться исключительно на рынок, вырабатывая успешную фирменную стратегию. В периоды становления рынка, в особенности приобретения им черт рынка покупателя, рыночная ориентация становится частью фирменной культуры практически всех конкурентов. Культура является значительно консервативнее, более фундаментальна, нежели стратегия. Стратегию можно разработать, а культура уже сформирована. Культура равняется на рынок, что является для большинства абсолютной нормой, но, важно понимать, что конкурентных преимуществ никаких компании не в состоянии дать. Подобная культура перестала быть фактором конкурентных преимуществ. В связи с этим стали появляться рекомендации об ориентировании на ресурсы. Это требует изучения ключевых индивидуальных компетенций, которые превращаются в конкурентные преимущества.
|
Фокусирование клиентуры (ФК) – это совершенно новое направление, которое углубляет концепцию маркетингового менеджмента. ФК позволяет определить совокупность ключевых компетенций, которые гарантируют удовлетворение запросов определенной однородной группы фактических и потенциальных клиентов. Подобный подход указывает путь, каким ресурсный менеджмент должен следовать, чтобы достичь конкурентного преимущества[17].
ФК не является синонимом ориентации на клиента/рынок. Ориентация на клиента означает направленность поведения на некоего условного практически недифференцированного потребителя (аналогия со "стрельбой по квадратам"), тогда как фокусирование - это активный выбор своего хорошо представляемого конкретного реального или потенциального потребителя, на котором концентрируются внимание и усилия фирмы (аналогия со "стрельбой по целям").
Такое понимание охватывает следующие аспекты:
- в отличие от ориентации на клиента/рынок, учитывающий уже известные запросы и потребности, фокусирование на потребителя нацелено на выявление потенциального спроса, а не только лишь реального. Таким образом, можно целиком и полностью исключить риск зависимости от клиента;
- сравнительный анализ компетенций собственного предприятия и конкурентов позволяет заблаговременно произвести оценку последствий технологических разработок, тем самым существенно сократить риск "сюрпризов", которые могу произойти в процессе вывод на рынок новой технологии;
|
- изучение и понимание конкретных запросов выбранных категорий потребителей и внедрение полученных результатов в конкурентоспособную продукцию способствует инновационной активности потребителей (иными словами, вторичная инновационная активность следует за инновационной активностью фирмы-новатора).
Итак, исходя из определения ФК представляется как стратегия, по средством которой организация реализует свой потенциал, который обусловлен имеющимися ресурсами, в тех рыночных сегментах, где оно обладает конкурентными преимуществами. Ресурсы предприятий в рыночной системе различаются потому, что они применяются в индивидуальных комбинациях. Богатство комбинаций преимуществ создается тем, что учитываются сочетания запросов индивидуальных потребителей и индивидуальных предложений с учетом конкретных ресурсов, компетенций, преимуществ предприятия. ФК позволяет предприятию:
1) проявлять свою инновационную активность (реализовывать новшества на рынке инноваций) наиболее эффективным образом;
2) создавать себе потребительскую инновационную среду, т.е. готовить потребителей, ориентированных на новинки данного предприятия.
Инновационный рынок (рынок инноваций) представляет собой совокупность рыночных отношений, которые возникают при создании, освоении, передачи и использовании технологий, товаров и услуг. Инновационный рынок представляет не только готовые продукты, но и незавершённые интеллектуальные продукты[22].
Объединяющим различные типы инноваций является факт того, что все они включают стадию успешного использования нового продукта для потребителя с выгодой для производителя. Все типы нововведений могут быть реализованы на рынке. Объектом обмена в сфере инновационной деятельности считаются итоги любой стадии реализации инновационного процесса: основных исследований, прикладных исследований, освоения, разработки. В структуре современной сферы инновационной деятельности рассматриваются следующие уровни (рис.1.4.):
Рис. 1.4. Структура инновационного рынка
1) инновация I уровня - результат фундаментальных исследований; новая общенаучная идея, «ноу-уот»;
2) инновация II уровня - результат прикладных исследований; новая научно-прикладная идея, «ноу-хау»;
3) инновация III уровня - результат ОКР; технология создания нового продукта, организационно-технологическая подготовка производства;
4) инновация IV уровня - результат освоения производства; модификации инноваций;
5) инновация V уровня - инновационные услуги, инновационные бренды.
Состояние инновационного рынка определяется комплексом факторов, включающих в себя:
1) мировой порог знаний, являющийся некими рамками между достижениями и пробелами в общих и специальных знаниях, который дает научному социуму ориентир, позволяющий совершать дальнейшие фундаментальные и прикладные исследования, а инженерному и управленческому корпусу - базу для целевых прикладных разработок;
2) инновационные ресурсы, определяющиеся наличием и доступностью необходимых для инновационной деятельности ресурсов. В то же время, наличие и доступность зависят от географического положения, социально-правовой и экономической среды, уровня взаимодействия между субъектами инновационного рынка;
3) инновационные предприниматели (инновационный потенциал) является специфическим типом бизнесмена с развитым инновационным потенциалом. Он связывает новатора-авторам уникального научно-прикладного продукта и социум, в частности, сферу производства и потребления;
4) поле инновационной активности определяется рамками концентрации потенциальных объектов приложения знаний и навыков на определенных иерархических уровнях, территориях, в определенных видах деятельности. Потенциальными инновационными объектами называются «узкие» места в различных открытых системах, которые функционируют в рамках «общество – среда - обитания - техника»;
5) инновационным климатом является некая своеобразная «питательная среда», обеспечивающая благоприятный фон для взаимодействия всех факторов. Она включает систему необходимых социальных, юридических, экономических, информационных и других институтов, которые поддерживают инновационную деятельность и самих новаторов. К ней можно отнести виртуальные корпорации, технополисы, бизнес-инкубаторы.
Объекты инновационного рынка обладают общими признаками потребительской стоимости (новизна, пригодность, рискованность), что позволяет получить дополнительную прибыль их пользователям. Инновационные продукты, поступающие в сферу обмена, обязаны нести ответственность по всем признакам товара[18]. Коммерческий обмен должен осуществляться в заключение сделок. Отличительными особенностями инновационного рынка являются:
- высокий уровень интеллектуальной составляющей в продукте (знания, информация, опыт);
- возможность многократного использования продукта.
Чаще всего реализуются не отдельные нововведения, а целый набором технологий единого научно-технического уровня;
- политика ценообразования строится не на реальных затратах на производство, а ориентируется на среднюю стоимость для клиента;
- неопределённость рынка инноваций, на который влияют циклические факторы, а также состояние научно-технического потенциала и промышленной сферы, торгово-политические условия, реализация инноваций;
- единовременное участие нескольких субъектов в технологическом обмене, при котором предполагается участие большинства предприятий как внутри страны так и на мировом рынке.
Инновационный рынок является организационным. В качестве поставщика и потребителя выступают как предприятия и так различные учреждения. Экономические субъекты в сфере инновационной деятельности являются потребителями одних инноваций (более низкого уровня) и поставщиками инноваций более высоких уровней. В то же время качественные характеристики конечных инновационных продуктов и услуг определяются качеством инноваций по всей инновационной цепочке. По этой причине, важным считаются характер отношений, который складывается в процессе формирования и распространения инноваций[22].
К участникам сегмента инновационного рынка относятся хозяйствующие субъекты:
- разработчики и держатели научно-технических достижений и ноу-хау, небольшие самостоятельные фирмы, основной сферой деятельности которых является посредническая деятельность или занимаются распространением инноваций;
- потребители инноваций, а так же кредитно-финансовые, патентно- лицензионные, консалтинговые, рекламные, учебно-методические и прочие государственные и частные структуры.
Для результативного распространения инноваций важно присутствие инноватора предложения (продавца) и инноватора спроса (покупателя). Новаторы открывают новые возможности, но последующее их распространение определяется выбором имитаторов, которые руководствуются критериями эффективности при отборе инноваций.
Принятию и распространению инноваций способствуют в значительной мере инноваторы, к которым относятся люди или предприятия с широким концептуальным репертуаром.
В зависимости от участия в инновационном процессе,
покупателей и поставщиков на рынке инноваций можно разделить на несколько групп (таблица 1.2).
Таблица 1.2
Типы покупателей и поставщиков инновационного рынка
Тип | Спрос | Предложение |
Новаторы | Генератор новых идей | Первый реализовавший новые идеи |
Реципиент (последователи) | Первая группа, приобретающая новые продукты после апробации | Внедряющие модифицированные и улучшающие инновации |
Раннее большинство | Использующие улучшенные продукты | Внедрившие новшество в массовое производство |
Отстающие | Потребители традиционных товаров | Фирмы, выпускающие изделия на завершающей стадии жизненного цикла |
Выбор так называемого «новатора», то есть авторитетного покупателя, который и создает общее мнение о предлагаемой продукции, для признания товара и обеспечения нормального уровня спроса, играет важную роль. Первые покупатели получают определенные льготы на приобретение такого товара и, затем способствуют повышению спроса на продукт путем формирования авторитетного мнения. Целенаправленному повышению уровня спроса на инновационную продукцию и даже учету производителем ее конструктивной специфики, которая присуща конкретному покупателю и повышению спроса, как следствие, способствует выбор верного рыночного сегмента. Коммуникационные факторы играют немаловажную роль в распространении инновационной продукции, ведь тесные коммуникации и довольно высокий уровень обмена данными способствуют быстрой диффузии инноваций. Инновационный спрос формируется посредством активного участия в семинарах, выставках, симпозиумах до внедрения товара на рынок. При отсутствии такой информации до предложения продукции на рынке возникают определенные трудности. Потребитель встречает продукт настороженно, соответственно процесс формирования спроса затягивается, а это отражается на затратах компании[21].
Глобальный характер инновационный мировой рынок приобрел уже давно. Этот рынок в целом высокотехнологичен. Основным объектом здесь являются новые знания и интеллектуальные ресурсы (таблица 1.3).
Таблица 1.3
Топ-10 инвесторов в НИОКР, 2018год
№ | Компания | Индустрия | Местоположение | Затраты на НИОКР, $ млрд. |
Volkswagen | Авто | Германия | 11,4 | |
Samsung | Компьютеры и электроника | Южная Корея | 10,4 | |
Roche | Здравоохранение | Швейцария | 10,2 | |
Intel | Компьютеры и электроника | США | 10,1 | |
Microsoft | Программы и интернет | США | 9,8 | |
Toyota | Авто | Япония | 9,8 | |
Novartis | Здравоохранение | Швейцария | 9,3 | |
Merck | Здравоохранение | США | 8,2 | |
Rfizer | Здравоохранение | США | 7,9 | |
Johnson & Johnson | Здравоохранение | США | 7,7 |
В нынешнее время отчетливо видны следующие проблемы, способствующие значительному торможению в развитии российского рынка инноваций (рис. 1.5):
- ученые и разработчики, как правило, совершенно не имеют представления о рынке, не говоря уже о том, что не имеют ни малейшего представления о том, как их разработки перевоплощаются в конечный рыночный продукт;
- экономические агенты рынка (менеджеры компаний), в свою очередь, можно сказать, совершенно ничего не смыслят в характере современной науки, структуре и важнейших направлениях ее деятельности, прорывными достижениями. Таким образом, они совершенно не могут судить о достоверности итоговых результатов и их эффективности;
- государство (политики, технические эксперты), которое призвано устанавливать правила трансферта технологий, плохо представляет реальную жизнь научных лабораторий, не знает условия проведения исследований и разработок, а также возможных последствий внедрения принимаемых законодательных положений для производства научного знания и его коммерциализации.
Рис. 1.5. Место российской инновационной экономике в мире
Существует два подхода с точки зрения теории, которые определяют дальнейшее развитие российского рынка инноваций.
1) первый из них - это приобретение лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки зарубежных компаний;
Бесспорно, выработанные на протяжении долгих лет технологии и соответствие их мировым нормам и стандартам качества, крупнейшие маркетинговые преимущества и возможности создания совместных предприятий – плюсы такого подхода[23].
Среди минусов можно обозначить дешевизну рубля, что создает некую проблему в использовании импортных материалов, делая невыгодным кредитование у зарубежных партнеров.
2) второй вариант - реализация собственного научно-технического потенциала, к сожалению, полученного в большей мере за счет распространения в нашей стране.
В таком случае крайне важны государственная программа по обеспечению и поддержка подобных предприятий. Кроме того, применение нынешних результативных способов управления значительно способствует улучшению инновационной деятельности.
1.4.Отечественный и зарубежный опыт инновационной деятельности
На текущий момент инновационное развитие РФ предполагает собой преимущество социально-экономической политики. Увеличение финансовых позиций России в мире и результативное формирование экономики вследствие выпуска конкурентоспособной продукции непосредственно находится в зависимости от ее инновационной деятельности[15].
Иностранный исследование демонстрирует: предоставление помощи хозяйствующим субъектам, исполняющим инновационную деятельность, образование обстоятельств для исследования и реализации государственных и частных инновационных проектов содействуют инновационному формированию, способному гарантировать технологический прорыв в определенных секторах экономики.
Существенным элементом инновационной инфраструктуры региона зарубежных стран считаются научные и инновационные парки, где компании выполняют изучения и разрабатывания, образовывают стартапы, распределяют свои исследовательские мощности и в конечном итоге формируют инновационный продукт. [12]
Кроме научных и инновационных парков за границей пользуется популярностью сеть бизнес- инкубаторов. Целью бизнес-инкубаторов считается обеспечение бизнес-услуг, требуемым стартапам и компаниям на ранних стадиях формирования. Основной идеей бизнес-инкубаторов считается поддержка начинающих предпринимателей в осуществлении стартапов на всех стадиях развития бизнеса – от разработки идеи до ее коммерциализации.
Как научные и инновационные парки бизнес-инкубаторы, и, кроме того, иныеаналогичные компании являются нужными компонентами инновационной инфраструктуры в цивилизованных странах мира. К примеру, в Швеции, в научном парке Ideon (городЛунд), основывается компания, именуемая Technopol, где функционируют эксперты в самых разных областях деятельности. Продвижением и коммерциализацией научно-исследовательских разработок занимается компания InnovationBridge. В KistaScienceCity,в Стокгольме, под название Sting (StockholmInnovationandGrowth) базируется бизнес-инкубатор в области информационных технологий. Этот бизнес-инкубатор поддерживает формирование нынешних компаний, привлекая лучших инноваторов и предпринимателей, предлагая им эффективную помощь в формировании бизнеса. [19]
Плоивши Помимо этого, в Стокгольме Каролинским институтом сформирована Karolinska Development. Эта компания сформирована с целью экономической и консалтинговой поддержки осуществления проектов, проводимых специалистами из Каролинского института.
Исследование международной практики показывает, что большая часть университетов стали крупнейшие в мире научные центры, которые сочетает в себе большое количество промышленных и научно-исследовательских компаний. Интенсивное взаимодействие научно-технических и бизнес деятельности, необходимые для развития базы научных исследований и подготовки высокоэффективных специалистов, современной науки и производства.
Существенный интерес в цивилизованных государствах уделяет формированию приспособления коммерциализации инноваций. Коммерциализация инноваций предполагает собою деятельность, сопряженную с введением итогов научной и научно – технической деятельности и выводом на рынок новейших товаров и услуг. Сутью положения механизма коммерциализации технологий считается перемещение технологий из науки в отрасль, которая вероятна только при конструктивном содействии абсолютно всех субъектов инновационной деятельности и осуществление полномочий интеллектуальной собственности. Одной из конфигураций осуществления полномочий интеллектуальной собственности считается развитие малого инновационного и наукоемкого предпринимательства. Субъекты малого и среднего предпринимательства готовы внести личный вклад в развитие и формирование производства в высокотехнологичных областях. Нынешняя экономика обозначила основные компоненты, которые кроме информатизации считаются инновации. Помимо этого, появляется обширное вовлечение в инновационный процесс субъектов малого и среднего предпринимательства при поддержке венчурного финансирования. Субъекты малого и среднего предпринимательства играют существенную роль в создании экономической базы благосостояния и общественно-социальной стабильности всех цивилизованных стран мира. Основным ресурсом инноваций выступают малый и средний бизнес, который в свою очередь генерирует свежие идеи, и само его формирование дает возможность инновационного развития экономики. [18]
На сегодняшний день классическое разделение экономики на отрасли и на сектора, непосредственно, теряет свою значимость, и первоочередным делается кластерный подход, какой становится наиболее результативным механизмом увеличения конкурентоспособности региона и инновационного формирования экономики. Таким образом, безусловный интерес и фактическую выгоду будет иметь базовое освоение практики развития и формирования инновационных кластеров. Инновационный кластер предполагает собой организованную группу разных компаний (индустриальных компаний, научно-исследовательских институтов, центров корпоративного использования, предпринимателей, органов муниципального и регионального управления, социальных организаций и т.д.). Итогом формирования кластера является предоставление концепции распространения новых идей, знаний, технологий и нововведений. Также необходимо отметить, что развитие и формирование стабильных взаимоотношений между всеми членами кластера является значимым обстоятельством успешной трансформации изобретений в инновации, какие обладают конкурентными достоинствами.
Иностранный опыт демонстрирует, что кластеры представляют существенную значимость в формировании экономики многих цивилизованных стран мира. Так, в США формирование региональных инновационных кластеров считается одним из основных условий увеличения конкурентоспособности экономики. В Канаде формирование инновационных кластеров также считается важнейшим условием предоставления экономического роста. Финская экономика характеризуется значительным уровнем кластеризации. На текущий момент лесной, информационный и телекоммуникационный кластеры считаются наиболее значимыми для экономики Финляндии, обеспечивают при этом большую часть экспорта и формируют основной объем ВВП государства. [28]
Основным направлением в осуществлении и содействию инновационной деятельности делается инновационная активность субъектов предпринимательства. Однако для того, чтобы данное партнёрство было эффективным требуется образование государственной инновационной системы, которая обязана реализовывать инновационное формирование с поддержкой интеллектуальных ресурсов, образования инновационной инфраструктуры и последующем применении ее при производстве инновационной продукции.
Международное сопоставление национальных инновационных систем.
Статистика инноваций базируется на следующих принципах:
- Последовательный анализ статистических исследований разнообразных видов экономической деятельности и разновидностей инноваций.
- Трудность инновационного процесса в исследовании, что предполагает включение всех компонентов: реализация научно-исследовательских разработок, введение инноваций в практику, освобождение изделье на рынок и приобретение экономической выгоды.
- Сравнение с интернациональными стандартами.
Сопоставление международных национальных инновационных систем на совокупную степень инновационной деятельности систем показывает, что в России заданный рейтинг ниже степени Германии в 6.6 раз, Швеции - 5.5 раз, Японии - в 4.8 раза. Коэффициент интенсивности затрат на научно-технические инновации (процент затрат на научно-технические инновации в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг) в конце 2016 года составлял 2.9, что на 0.7% выше, чем в 2014 году. Доля российских компаний, которые приобрели субсидирование из бюджета для введения технологических инноваций, на 2016 год составляла 22.9% (2014: 20.6%), что соответствует уровню Германии - 23.7%, Польши - 23.2%, Италии - 22%.
На сегодняшний день в рамках интернационального сообщества для экономической оценки инновационная деятельность субъектов применяется ряд характеристик. Глобальный индекс конкурентоспособности является наиболее распространенным из них. Глобальный индекс конкурентоспособности рассчитывается на базе 113 характеристик, отображающих конкурентоспособность национальной экономики. 70% от переменных, включенных в индекс, представляют собой лучшую информацию, приобретенные по итогам глобального опроса топ-менеджмента компаний в разнообразных секторах экономики, а 30% — это количественные показатели, создаваемые на базе официальных статистических отчетов и итогов изучений, проведенных международными организациями. Переменные объединяются в 12 комплексных показателей, определяющие конкурентоспособность национальной экономики. Среди них: качество институциональных единиц, инфраструктура, макроэкономическая прочность, здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитые финансовые рынки, уровень технологического развития, размер внутреннего рынка, конкурентоспособность компаний, инновационный потенциал. [28]
При разработке индекса на основе экспертных оценок берется во внимание обстоятельство, что экономическое развитие государств обрисовывается неоднородностью, что в полноценной степени обусловливается поставленными условиями и другими факторами.
В таблице 1.6 представлены данные по глобальному индексу конкурентоспособности:
Таблица 1.6
«Глобальный индекс конкурентоспособности»
Позиция | Страна | Значение индекса |
Швейцария | 5.8 | |
Сингапур | 5.7 | |
США | 5.7 | |
Нидерланды | 5.6 | |
Германия | 5.6 | |
Швеция | 5.5 | |
Великобритания | 5.5 | |
Япония | 5.5 | |
Гонконг | 5.5 | |
Финляндия | 5.4 | |
Российская Федерация | 4.5 | |
Италия | 4.5 | |
Болгария | 4.4 | |
Коста - Рика | 4.4 | |
Казахстан | 4.4 | |
Филиппины | 4.4 | |
Барбадос | 4.2 |
31 сентября 2016 года была размещена свежая информация рейтинг «Индекса глобальной конкурентоспособности». В данном рейтинге было принято участие 144 стран. Лидирами данного рейтинга были: Швейцария, Сингапур (5.7), США (5.7). Россия на тот момент занимала 43 место, в одном ряду с подобными странами как: Италия, Казахстан, Коста-Рика, Болгария и Южная Африка. (Таблица 1.4 – Глобальный индекс конкурентоспособности).
Глобальный инновационный индекс оформляется Международной бизнес-школой «INSEAD» в совместной работе с Всемирной организацией интеллектуальной собственности (WIPO) на базе 80 характеристик, определяющих уровень инновационной деятельности в национальной экономике. Когда рассчитывают индекс, особый интерес уделяют инноваторским способностям и определенным обстоятельствам с целью их введения, содействуя преобразованию ресурсов в основное состояние. Индекс рассчитывается как весовая сумма баллов из двух групп характеристик:
- недорогие средства и поставленные условия для исполнения инновационной деятельности;
- принятые итоги инновационной деятельности.
Таким образом, индекс дает возможность дать оценку отношения расходов и итогов, отражающее производительность мер, нацеленных на поощрение инноваций в национальной экономике.
В 2016 году расчет индексов был проведен на основании данных для 128 стран.
В соответствии с рейтингом глобального инновационного индекса, лидирующими странами выступали Швейцария (67.69), Швеция (63.82) и Нидерланды (63.36). Россия в общем рейтинге занимала 45 место.
Стоит отметить, что в рейтинге «Глобального инновационного индекса» Россия повысила свою позицию на 5 строк относительно 2015 года.
В таблице 1.7 представлен «Глобальный инновационный индекс»:
В Таблице 1.8 представлена динамика основных показателей «Глобального инновационного индекса» последних 3 лет. Российская Федерация значительно улучшает свое положение по индексу ресурсов инноваций, однако по показателю эффективности инновационной деятельности положение страны ухудшается, что может означать недостаточную эффективность реализации всего инновационного потенциала.
Таблица 1.7
«Глобальный инновационный индекс»
Позиция | Страна | Значение индекса |
Швейцария | 67.69 | |
Швеция | 63.82 | |
Нидерланды | 63.86 | |
США | 61.4 | |
Великобритания | 60.89 | |
Дания | 58.70 | |
Сингапур | 58.69 | |
Финляндия | 58.49 | |
Германия | 58.39 | |
Ирландия | 58.13 | |
Румыния | 39.16 | |
Турция | 38.90 | |
Греция | 38.85 | |
Российская Федерация | 38.76 | |
Чили | 38.70 | |
Коста - Рика | 37.09 |
Таблица 1.8
Динамика позиций РФ в рейтинге «Глобальный инновационный индекс»
Год | Глобальный инновационный индекс | Ресурсы инноваций | Результаты инноваций | Эффективность инноваций |
43↑ | 44↑ | 47↑ | 69↓ | |
48↑ | 52↑ | 49↓ | 60↓ | |
Способы оценки национальной инновационной системы с применением интегральных показателей расходов и доходов инновационной деятельности.
На сегодняшний день, Евросоюз дает оценку уровню инновационного развития национальной экономики по методологии «Европейского инновационного табло» в соответствии с которой данные объединили в три блока:
- глава «Инновационный потенциал» анализирует «драйверы» инновационного развития и содержит в себе три подраздела: «человеческие ресурсы», «государственные научно-исследовательские системы», «финансирование и государственная поддержка» и складывается из 8 характеристик;
- глава «Деятельность организаций» заключает в себе три подраздела: «инвестиции», «сотрудничество и предпринимательство», «интеллектуальные активы», складывается из 9 характеристик;
- глава «Доходы» (итоги) отображает итоги инновационной деятельности бизнес единиц и интегрирует 8 характеристик в два подраздела: «Инноваторы» (количество организаций, использующих технологические, маркетинговые и организационные инновации) и «Экономические последствия» (уровень занятости в инновационном экспорт и продажа инновационных товаров и услуг).
Для целей оценки производительности инноваций при помощи соотношения затрат и прибыли инновационной деятельности считается целесообразным при применении матрицы позиционирования (на примере стран ЕС и России). Макроэкономика Российской Федерации может быть очерчена абсолютно всеми указателями Европейского национального табло на базе официальной статистической информации[11].
В данном случае, совокупный коэффициент затрат инновационной деятельности станет отображаться в разделе «инновационный потенциал» и «деятельность компаний», а интегральный индекс инноваций в разделе «Доходы» (результаты). На 4 квадранта делит матрицу медиана интегральной оценки расходов и доходов инновационной деятельности. [18]
Первый сектор содержит в себе положения, в коих затраты и прибыль инновационной деятельности обрисовываются значительными признаками, превосходящие медианное значение (Германия, Австрия, Швеция, Швейцария и иные).
Второй сектор показывает государства, в коих преобладают большие расходы инновационной деятельности, но доходы, получаемые в виде инновационных товаров меньше, нежели среднее значение по Европейскому союзу (Норвегия, Эстония и Исландия). Инновационная концепция данных государств характеризуется накапливанием инновационных ресурсов без участия последующего трансформирования в инновационный капитал.
В третьем квадранте находятся государства с невысокими интегральными признаками прибыли и затрат инновационной деятельности: Турция, Болгария, Россия, Румыния.
Инновационная инфраструктура, формирование экономического рынка, формирование высокотехнологичных сфер в индустрии и информационная экономика в данных государствах пребывает на ранних стадиях жизненного цикла, что в существенной степени повышает разрыв в инновационном формировании меж ними и основными странами.
В четвертом квадранте связаны государства, в коих интегральные характеристики прибыли и затрат инновационной деятельности сравнимы со средними значениями, либо с небольшим превышением интегрального показателя доходов: Чехия, Словакия, Мальта и иные.