№ 1. Больная М., 22 года, инвалид II группы. В отделении большую часть времени лежит, закрывшись с головой одеялом. Что-то шепчет, улыбается. В разговор вступает неохотно. Удается выяснить, что больная непрерывно слышит «голоса» большой группы людей, которые прикрепляются» к ее голове с помощью каких-то аппаратов. Людей этих больная никогда не видела, но по их разговорам поняла, что они только и делают, что «занимаются научными работами». Головы этих людей связаны с ее головой, и поэтому она может обмениваться с ними мыслями. Такое состояние больная называет «гипнозом». Чувствует, как эти люди действуют на ее мысли, «используют ее мозг», изменяют ее настроение, извращают вкус и запах пищи, удаляют из головы все знания, могут отнять у больной все мысли — «пустая голова, и все». Уверена, что обладатели «голосов» превратили ее и всех других людей в роботов.
1.определите симптомы
2.Ведущий синдром
3.Установите диагноз
4.Лечения
Задача № 1. Синдром Кандинского-Клерамбо 2. Параноидная шизофрения, органическое шизофреноподобное расстройство. 3. Шизофрения параноидная, непрерывное течение. Синдром Кандинского-Клерамбо. 4. Патопсихологическое обследование (мышление, органические изменения) – характерное расстройство мышления по шизофреническому типу 5. ЭЭГ -, КТ-, МРТ- исследования для исключения органического поражения мозга. 6. Шизофрения параноидная, непрерывное течение. Синдром Кандинского-Клерамбо. F20.00 7. Режим стационарный, диета - общий стол. Медикаментозное лечение: купирование острой симптоматики – аминазин до 200 мг в стуки, галоперидол до 45 мг в сутки, в дальшнейшем перевод на атипичные антипсихотики с индивидуальным подбором дозы (рисполепт, сероквель, оланзапин и т.д.); либо на нейролептики пролонгированного действия (галоперидол – деканоат, модитен – депо до 100 мг в месяц, рисполепт – конста до 50 мг в месяц). Побочные действия - нейролептический синдром (коррекция – циклодол до 8 мг в сутки), метаболический синдром. Немедикаментозная терапия: социально- психологическая реабилитация, индивидуальная психотерапия. 8. Развитие дефектного состояния. 9. Прогноз зависит от степени прогредиентности заболевания. Трудовая экспертиза: высока вероятность утраты трудоспособности и установления группы инвалидности. 10. Специфическая профилактика отсутствует. Необходима длительная поддерживающая терапия атипичными антипсихотиками. Реабилитация – проведение мероприятий по социально-трудовой реадаптации пациентов.
|
№ 2. Больной Р., 24 года, инвалид I группы. В течение многих лет почти непрерывно находится в психиатрической больнице. В отделении совершенно пассивен, большую часть времени ничем не занят, сидит на стуле, глядя в одну точку. Выражение лица тупое, безразличное. Иногда, по приглашению больных, садится играть в шахматы. Играет без интереса, всегда проигрывает, встает и уходит. Крайне неряшлив, не следит за своей внешностью, умывается и причесывается только по настоянию персонала больницы. На свидание с матерью ходит неохотно. Не поздоровавшись с ней, сразу же лезет в сумку, достает принесенные продукты и, слегка кивнув головой, уходит в свою палату. В один из дней был взят на лекцию по психиатрии. Вошел с видом полного безразличия, сел, даже не взглянув на аудиторию. На вопросы отвечал неохотно, смотрел при этом в сторону. Отрывок из беседы:
|
Профессор: «Почему Вы находитесь в больнице?»
Больной: «Не знаю, я здоров, лечение ещё не закончено».
Профессор: «Какое же лечение, если Вы здоровы?»
Больной молчит, на вопросы не отвечает.
Профессор: «Я слышал, что несколько лет назад, Вы прыгнули
из окна и сломали себе ногу. Зачем Вы это сделали?»
Больной: «Так…встряхнуться захотелось».
Профессор: «Вы уже много лет находитесь в ПБ. Вам не хотелось
бы вернуться домой, заняться чем-нибудь?»
Больной: «Нет, не хочу. Я здесь останусь».
1.определите симптомы
2.Установите диагноз?
Задача №2. 1. Шизофренический тяжелый апатико-абулический дефект. 2. Шизофрения; тотальная деменция, апатический вариант. 3. Шизофрения, непрерывное течение, недифференцированная форма. 4. Экспериментально-психологическое обследование для исключения шизофренических изменений в эмоционально-волевой и мыслительной сферах; органический симптомокомплекс. ЭЭГ, КТ, МРТ для исключения органического поражения ЦНС. 5. Шизофрения, непрерывное течение, недифференцированная форма (F20.30). 6. Режим амбулаторный. Поддерживающее лечение нейролептиками пролонгированного действия для профилактики рецидивов острой психотики. Социально-трудовая реабилитация и реадаптация. 7. Утяжеление апатико-абулической симптоматики. Развитие нейролептического и злокачественного нейролептического синдрома из-за длительного применения нейролептиков. 8. Прогноз неблагоприятный вследствие сформировавшегося апатико-абулического дефекта. Восстановление трудоспособности маловероятно. 9. Специфической профилактики не существует. Социальная реадаптация пациента.
|
Задача № 3. Больная 14 лет, ученица 8-го класса, всегда спокойная, застенчивая, последнее время стала вести себя дерзко, развязно. Перестала ходить в школу, несколько раз не ночевала дома. На улице подмигивала незнакомым мужчинам. В отделении держится в стороне от других больных, большую часть времени ничем не занята, но иногда, оставшись в одиночестве, танцует, что-то напевает. В присутствии мужчин ложится в постель, задирает халат и голыми ногами болтает в воздухе. На замечания отвечает: «А что тут такого? Раз трусики шьют, то пусть их все видят!». Себя называет Вильгельмом-Завоевателем по фамилии Перепрыжкин. Постоянно гримасничает, морщит лоб, закрывает глаза, хмурит брови. Без видимой причины смеется. На свидании с родителями неприветлива, холодна, раздражительна. Принесенные продукты тут же съедает, пытается отобрать пищу у других больных. Во время беседы с врачом неоткровенна, на вопросы отвечает уклончиво и формально. Просит отпустить ее домой, но настойчивости в просьбах не проявляет. Считает себя психически здоровой. По истечении 2 месяцев пребывания в больнице даже не делает попытки разобраться в причинах сатинирования. Не обеспокоена перерывом в учебе: «Ничего страшного. Перейду учиться в другую школу». При свидании с подругами не проявляет никакой радости.
1.Ведущий синдром.
2.Определите диагноз.
3.Дифференциальный диагноз
1. Предварительный диагноз: шизофрения, гебефреническая форма.
№ 4. Больной С., 32 лет. Наследственность не отягощена. Имеет высшее образование, педагог. Болен психически в течение 2 лет. Психическое состояние: ориентировка сохранена. Беседует охотно, контакт формальный. Временами неадекватно, по непонятным причинам, озлобляется. С окружающими больными и медицинским персоналом практически не общается. К труду привлечь не удается. В одной из бесед с врачом сообщил: «Находясь в больнице 21 месяц, я слышу голоса людей в голове. Они говорят, что являюсь богом — Лениным…Вот и сейчас они говорят, чтобы я говорил всю правду…Чем я занимаюсь… Мне сказали, что я являюсь самим ангелом, потому что у меня день ангела и день рождения в один день, а у моей сестры Марии… я окрещен пионером. Жизнь человека будет мною продлена на 200 лет, люди омолодятся на 30 лет, потому что храмы и церкви будут открыты круглосуточно. Голоса говорят, что мой сын Володя родился 12 сентября, поэтому он находится на солнце, вход на солнце с левой стороны, а нам надо построить «свой рай земной — коммунизм».
2. 1.Квалифицировать диагноз и его форму?
3. 2. Методы лечения.
№ 4 Ответ: шизофрения, параноидная форма, галлюцинаторно-параноидный синдром.
№ 5. Больной Р., 19 лет. Длительное время находился в стационаре в состоянии ступора. Затем внезапно пришел в сильное возбуждение. Сбрасывает в себя одежду, белье, обмотал голову полотенцем. Выражение лица хмурое, на окружающих обращает мало внимания. Все время крутит головой, причудливо изгибается, хлопает себя ладонями по груди, плюет на соседа. Все это больной проделывает молча, не произнося ни слова. Привлечь внимание больного почти не удается. При попытке одеть его, накормить со злобой отталкивает от себя санитаров. Однако принесенную ему пищу съел с жадностью, предварительно перемешав компот с мясным блюдом. Купировать возбуждение удалось лишь введением галлоперидола.
1.Определить синдром и диагноз?
2. Провести дифференциальную диагностику с параноидной формой
. № 5. Шизофрения кататоническая. Кататонический синдром (возбуждение)
№ 6. Лейтенант П., служил третий год, был контужен. Лечился в госпитале 2 месяца. Выписан с выздоровлением. Через год при внезапном нападении на штаб части во время его дежурства несколько человек было убито. П. при этом не пострадал, но к вечеру того же дня стал грустным, отказался от еды, сидел в землянке, не обращал внимания на окружающих. Товарищи, видя необычное состояние, привели его в госпиталь. При поступлении больной был растерян, напряжен, давал неправильные ответы. Утверждал, что находится у себя в части, спрашивал, все ли сделано, чтобы отразить нападение диверсантов, был дезориентирован во времени. Наряду с явно неадекватными ответами и заявлениями, хорошо воспроизводил момент нападения на штаб, со слезами рассказывал о гибели товарищей, обвинял во всем себя. Находясь в госпитале, плохо спал, отказывался от еды, неоднократно возвращался к обстоятельствам внезапного нападения, подробно рассказывал об этом, подчеркивая момент неожиданности. Настроение подавленное. При соматоневрологическом исследовании отклонений не выявлено. Стойкое улучшение через месяц. Выписан в часть.
1.Ваш диагноз? Обоснуйте его.
№ 6 Сумеречное помрачение сознания (истерическое)
№ 7. 33-летняя женщина, замужем. Явилась в клинику после того, как прочла в журнале статью об ипохондрии. На протяжении предшествующих десяти лет она подвергалась многочисленным медицинским обследованиям, так как полагала, что страдает сердечными приступами. В послеродовом периоде, при нагрузке, внезапно почувствовала учащенное сердцебиение, сильную колющую боль в груди и затруднение дыхания. Появились потливость и тремор, головокружение, неприятные ощущения в левой руке, страх смерти от сердечного приступа. Обратилась в скорую помощь, но никаких отклонений нормы выявлено не было. С тех пор подобные приступы продолжительностью 15–30 минут наблюдались около четырех раз в месяц. На протяжении более чем десяти лет часто обследовалась, убеждалась в том, что у нее нет болезни. Однако появился страх, что приступ может начаться, когда она будет находиться вне дома или в месте, где ей трудно будет получить помощь. Не расставалась с мобильным телефоном, что давало ей возможность при необходимости обратиться в скорую помощь. Избегала места большого скопления народа. Приступы возникали только в ситуациях, которых больная больше всего боялась. Поняла, что ее симптомы и попытки избежать их являются необоснованными и чрезмерными. Испытывала легкую депрессию, беспокойство и стала плохо спать. При осмотре: выглядит не депрессивной, а скорее напряженной, говорит быстро. Описывает свои жалобы живо и спонтанно. Какие-либо психотические симптомы отсутствуют.
1.определите симптомы
2.Установите диагноз?
3. Методы лечения
.
№ 7Тревожно-фобическое расстройство
№ 8. Больная Р., 25 лет, не работает. В детстве была капризной, избалованной. В школе училась хорошо, учителя часто хвалили, привыкла быть «на виду». Любила художественную литературу, вживалась в образы героинь, могла часами пребывать в «фантазиях и мечтах». Несколько месяцев назад после незначительной семейной ссоры с мужем появился «редчайший сердечный приступ», ощущала удушье, похолодание кончиков пальцев, а затем «перебои в сердце». Приступ сопровождался «нервным плачем», долго не могла успокоиться, металась по кровати, боялась надвигающейся смерти, прощалась с родными. В последующем воображение неоднократно рисовало картину пережитого приступа, опасалась его повторения, при резких эмоциональных встрясках возникали «в смягченной форме перебои и сердцебиение». Затем однажды ночью проснулась, обнаружила отсутствие мужа, который задержался на работе. Сразу возникло предчувствие какого-то несчастья, ярко представляла себе «картины гибели мужа, его тело в морге». Появилась «резкая дурнота», спазм в горле, затем икота, сопровождавшаяся сердцебиением. Увидев вернувшегося мужа, быстро успокоилась. В дальнейшем икота появлялась в присутствие близких, усиливалась при волнении. Добилась, чтобы муж сменил работу, чаще бывал дома. Психическое состояние: взволнована беседой, громко икает, руки трясутся. Постепенно успокаивается, доверительно рассказывает о своих переживаниях. Красочно описывает возникающие при волнении «боли в сердце», мучительное «сдирание в горле», «нехватку воздуха, обмирание тела, похолодание рук и ног». В присутствие мужа держится капризно, отворачивается от него, считает его «виновником» возникшего тяжелого состояния.
1.Ведущий синдром
2.Установите диагноз
3.Дифференциальная диагностика
№ 8. Истерический невроз
№ 9. Больной Б., 16 лет. Наследственность не отягощена. Рос в напряженной семейной ситуации: частые ссоры родителей, ревность со стороны матери. Каждый из родителей стремился привлечь мальчика на свою сторону: задабривал подарками, обещаниями, перечислял «грехи другого родителя», заставлял следить, «быстро привык врать, чтобы угодить обоим». Отличался живым нравом, активностью, любил быть в центре внимания ребят, рассказывал им фантастические истории, нравилось, когда ему верили. Учился хорошо, любил «угодить учителям», нередко тайно доносил на товарищей. Хотел быть первым в классе, в школе, во дворе. Особенно хорошо усваивал английский язык, быстро овладел простыми диалогами, часто вводил их в речь на улице, дома. Пробовал заниматься борьбой самбо, мотоспортом, но вскоре бросил. Мечтал стать космонавтом, генералом. Говорил, что намерен поступать в военную академию. Попал в асоциальную компанию подростков, стал с ними выпивать, пропускал занятия. Вступал в случайные половые связи. Обманывал родителей, скрывая прогулы, крал деньги. Неоднократно задерживался милицией. Решил оставить учебу в школе и устроиться на корабль, уходящий в заграничные рейсы. В стационаре был суетлив, в приподнятом настроении, старался произвести впечатление на персонал. Лжив, претендует на лидерство в отделении среди подростков, быстро освоившись с обстановкой. Склонен переоценивать свои способности, называет себя «один из самых способных в школе», «они обо мне жалеют, тянул на медаль». Уверен, что легко сдаст экзамены на аттестат зрелости, поступит в академию или университет.
1.Определить синдром
2. Установите диагноз
3. Методы лечения
№ 9.Шизоидная психопатия
№ 10. Больная С., 36 лет, швея. По характеру капризная, жеманная, театральная, требующая к себе повышенного внимания. При беседе с врачом, отчаянно рыдая, заламывая руки, рассказывала о своей «необыкновенной, единственной и неразделенной любви». Когда врач успокаивающе заметил, что не все в ее жизни потеряно, все образуется, возмущенно вскочила, замерла, а затем повалилась на пол. Туловище выгнулось дугой, опираясь на затылок и пятки, после чего обмякло. Хаотически стучит ногами, скрипит зубами, размахивает руками. Не разрешает смотреть на себя, крепко зажмуривается, причитает, требует прекратить осмотр, «пока со мной не прошло». После припадка долго плакала, жаловалась на вялость, бессилие, просила дать возможность отдохнуть. После отдыха заявила, будто с ней никогда не бывает припадков, что она здорова, только немного переволновалась.
1.Определить характер припадка?
2. Дифференциальный диагноз с истинным припадком