Задания для самостоятельной работы
По дисциплине: «Социальная психология управления»
Студентка 5 курса; гр. №2
Экономико-правового факультета
Специальность Психология
Специализация Юридическая психология Лядвик И.В.
Приняла
Кандидат философских наук, доцент кафедры Фищук Ю.С.
Минск 2018
ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫСОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
Задание №1 Дать определение, обозначить объект и предмет следующим отраслям знаний «Социальная психология», «Теория управления», «Социальная психология управления» и оформить в виде таблицы:
Учебная дисциплина | Определение | Предмет | Объект |
Социальная психология | Социальная психология – это область психологии, изучающая психологические явления и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а так же психологические характеристик самих этих групп. | Предметом прикладной социальной психологии является изучение закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений. | Объектом социальной психологии являются сообщества людей. Присущие сообществам и человеку в них, особые психологические факты, закономерности и механизмы, называются социально-психологическими явлениями. |
Теория управления | Тео́рия управле́ния — наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами. | В качестве предмета теории управления могут выступать следующие направления научного исследования: • сущность управленческих отношений как системы взаимодействия людей по поводу организации их совместной жизни; • механизм управления различными социально-экономическими системами и их регулирование; • механизм самоорганизации и саморегулирования; • технологии и методика процесса управления; • структурные элементы системы управления; • принципы, методы управления и т. д. | Объектом теории управления являются управленческие отношения, то есть такие социальные отношения, которые складываются между организациями, учреждениями и отдельными индивидами (представителями этих организаций и учреждений) в процессе управленческой деятельности и устанавливают определенную структуру соподчинения между ними. |
Социальная психология управления | Социальная психология управления - отрасль психологической науки, изучающая личность и группы в социальной системе управления. | Предмет социальной психологии управления - руководитель и другие носители тех или иных социально-психологических функций. | Объект социальной психологии управления - совместная деятельность коллективов и групп людей по созданию материальных и духовных ценностей, нуждающаяся в организации и управлении. [4,5] |
Задание №2 Дать определение следующим отраслям знаний: «Общая психология», «Социальная психология»,
|
«Психология личности», «Психология труда», «Эргономика», «Инженерная психология», «Экономическая психология» и объяснить их взаимосвязь с социальной психологией управления. Оформить в виде таблицы:
Учебная дисциплина | Определение | Взаимосвязь |
Общая психология | Это наука, которая изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека, а также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия. [6] | Состояния, закономерности и свойства психики человека в процессе трудовой деятельности. |
Социальная психология | Это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп [7] | Психологические закономерности управленческой деятельности. |
Психология личности | Это раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. [8] | Индивидуальная управленческая концепция. |
Инженерная психология | Это отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной, а также техническими средствами автоматизации. [8] | Анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности. |
Экономическая психология | Это отрасль психологической науки об экономическом поведении и психических процессах человека, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. | Экономическое поведение, психические процессы человека и реализация управленческого воздействия между индивидами. |
Психология труда | Это раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. [8] | Психологические закономерности управленческой и трудовой деятельности. |
Эргономика | Это наука о приспособлении должностных обязанностей, рабочих мест, предметов и объектов труда, а также компьютерных программ для наиболее безопасного и эффективного труда работника, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма. [8] | Поведение руководителей и сотрудников в рамках должностных обязанностей. |
Задание №3. Определите, преобладание каких потребностей сотрудника (согласно пирамиде А. Маслоу), можно предположить исходя из описанных ниже особенностей его поведения
|
|
Особенности поведения | Преобладающая потребность |
Сотрудник А любит быть членом различных групп и сообществ. Получает удовольствие от всевозможных коллективных мероприятий. Ратует за общий интерес, всячески защищает интересы группы. Собирает и передает информацию внутри группы. | Потребность в любви. Принадлежность к общности, быть принятым, любить и быть любимым. |
Сотрудник Б много работает из страха получить взыскания, старается все делать самостоятельно, чтобы быть уверенным, что все сделано верно. Предпочитает все делать по точным и подробным регламентам, правилам и инструкциям. В ситуации неопределенности или изменений беспокоится, запрашивает информацию, хочет знать, что происходит. Хочет быть уверенным в завтрашнем дне, имеет гарантии собственной востребованности. | Потребность в безопасности. Чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач. |
Сотрудник В хочет учиться и развиваться. Любит новые и интересные задачи, негативно относится к рутинным обязанностям. Экспериментирует, склонен рисковать. Большей частью стремится к совершенству. Увлекаясь новыми идеями, не всегда заканчивает начатое. | Познавательные способности. Знать, уметь, понимать и исследовать. |
Сотрудник Д много работает, чтобы добиться успеха. Ревностно относится к чужим успехам, особенно если они оказались замеченными другими. Обращает внимание окружающих на свои достижения, ищет любую возможность продемонстрировать свои профессионализм. Считает себя обиженным, если его успехи отметили недостаточно. Требует к себе «особого» мнения. | Потребность в уважении. Компетентность в достижении успеха, одобрение, признание. |
Задание № 4
Дайте определение понятию «тайм-менеджмент».
Тайм-менеджмент – это эффективное планирование рабочего времени для достижения целей, нахождение временных ресурсов, расстановка приоритетов и контроль выполнения запланированного.
Составьте возможные причины нерационального использования вами времени на работе (учебе).