Задание № 5
Опишите, чем характеризуется трудовая атмосфера в организации, где руководитель использует авторитарный стиль?
Отличительными особенностями авторитарного стиля управления является единоличный способ принятия решения, жесткий и строгий контроль сотрудников, ожидание беспрекословного повиновения, предпочтение жестких методов воздействия на подчиненных, минимальное информирование сотрудников о положении в организации.
Личностными характеристиками и поведенческими проявлениями руководителя являются убежденность в безусловном превосходстве своих компетенций, стремление решать все проблемы по своему усмотрению, приказной тон, жесткость, иногда - грубость в общении, нетерпимость к критике.
Метод управления - командный: руководитель отдаёт приказы, директивы, распоряжения, которые должны быть неукоснительно приняты для исполнения. Постановкой задач и распределением заданий занимается сам руководитель, сотрудник не знает, какое задание он получит в следующий раз. Руководитель лично поощряет (наказывает) сотрудников, приоритет отдается дисциплинарным взысканиям. Трудовая атмосфера в организации, где руководитель использует данный стиль, характеризуется высокой степенью напряжения, враждебностью, подозрительностью, психологическим прессингом и дискомфортом. Мотивация сотрудников минимальная, в структуре мотивов подчиненных преобладают реакции избегания наказания, а не стремление к достижениям. Авторитарный стиль управления показывает свою эффективность в различного рода экстремальных ситуациях, когда у руководителя нет ни возможности, ни необходимости объяснять исполнителям, чем обусловлено принятое им решение: форс-мажор, угрозы безопасности и т.д. Также руководитель может использовать данный стиль при низком уровне профессиональной подготовки сотрудников, когда им отдаются четкие распоряжения для последующего исполнения. Чем выше степень профессиональной компетентности исполнителя, тем менее продуктивным является применяемый руководителем авторитарный стиль. [1]
|
Задание № 6 Как осуществляется постановка задач и распределения заданий при реализации руководителем либерального стиля?
Попустительский стиль. Постановка задач и распределение заданий характеризуются полной свободой, по сути распределение заданий, переходит в хаос; минимальное участие руководителя. При оценке деятельности сотрудников руководителем даются отдельные спонтанные комментарии, регулирование работы сотрудников и проверка ее качества сведены к минимуму. Трудовая атмосфера в организации (структурном подразделении) отмечается дистанцированием руководителя, вседозволенностью, порой произволом отдельных сотрудников; мотивация минимальная.
Либеральный стиль управления приживается в ситуациях, которые требуют минимального участия руководителя. [1]
Задание № 7 Каковы личностные характеристики и поведенческие проявления руководителя, направленного на реализацию демократического стиля?
Личностными характеристиками и поведенческими проявлениями руководителя являются партнерство, доброжелательность, открытость, терпимость к критике, ровный конструктивный стиль в общении.
При оценке деятельности сотрудников руководитель опирается на мнение коллектива; Отличительными особенностями демократического (партнерского) стиля управления являются признание руководителем необходимости коллегиальных способов принятия решений, регулярное обсуждение рабочих вопросов с сотрудниками, учет мнений и инициатив подчиненных, широкое делегирование полномочий, ориентация на раскрытие потенциала и творческих способностей каждого сотрудника. [1]
|
Задание № 8 Заполните таблицу, охарактеризовав стили управления.
Параметры стилей управления | Виды стилей управления | ||
авторитарный | демократический | либеральный | |
Принятие решения и определение задач | Единоличный способ принятия решении. | Коллективный. | Решения принимает сам сотрудник. |
Способ доведения решения | В приказной форме. | Предлагает и утверждает. | Через просьбы. |
Степень регламентации действий подчиненных | Жесткое соблюдение регламента. | По иерархии, по цепочке. | Сотрудники распределяют между собой. |
Характер регуляции поведения и деятельности подчиненных | Требует беспрекословного повиновения. Дает штрафы. | Поощряет. | Можно делать то, что считаешь нужным. Руководитель находится в стороне. |
Мнение руководителя о подчиненных | Считает, что подчиненные не обладают достаточным уровнем профессионализма для принятия самостоятельных решений. | Воспринимает их как своих компаньонов, прислушивается. | Обо всех хорошее. Или оценок не дает. |
Отношение руководителя к инициативе подчиненных | Отрицательное. | Положительное. Доверительное. | Безразличное. |
Морально-психологический климат в организации | Холодный, напряженный, дискомфортный. | Комфортный, теплый. | Дружественный. В целом благоприятный. |
Показатели деятельности организации (количественные, качественные) | Акцент на количество. | Максимальное количество без потери качества. | С переменным успехом. |
Контроль руководителя за деятельностью подчиненных | Жесткий и строгий контроль сотрудников | Снисходительное отношение. | Свобода в рамках закона. |
Задание 9. Разработайте методом экспертных оценок идеальную модель деловых и личностных качеств руководителя. Отберите первые по значимости шесть качеств как совершенно необходимые, остальные – как желательные.
|
Необходимые качества | Желательные качества | |
Авторитет (вождь). | Устойчивость к стрессу. | |
Способность мотивировать и воодушевлять. Харизма. Коммуникабельность. | Помощь людям в поиске самостоятельного хорошего решения. | |
Гибкость - способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя, при этом принципиальных позиций. | Ответственность. | |
Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную и стремиться к ее достижению. | Критичность и самокритичность. | |
Склонность к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении. Создавать команду. | Способность проникаться интересами и потребностями сотрудников (эмоциональная чуткость). | |
Уверенность в себе. | Инициативность. | |
Умение идти на компромисс. | Способность принимать решения. Расстановке приоритетов. | |
Способность признавать свои ошибки. | Специальные знания. [9] |
Задание № 10 Проанализируйте каковы причины ослабления и отвлечения внимания аудитории в процессе публичного выступления руководителя? По отношению к оратору их также можно разделить на объективные, т.е. первопричина в самой природе внимания и восприятия, и субъективные – это качество самого выступления. Оформите ответ в таблице.
Причины снижения внимания аудитории к выступлению | ||
Объективные | Субъективные | |
Устойчивость внимания зависит от состава аудитории. | Плохая самопрезентация — неумение представить, подать себя, произвести эффектное впечатление своими манерами, речью; неумение логически последовательно выразить свои мысли, убедить слушателей, понравиться им. Заниженная самооценка. | |
Разрыв между скоростью словесного мышления и скоростью речи. | Сообщение неинтересное или непонятное. | |
Ограничение объема внимания. | Сообщение, наоборот, «заезженное». | |
Воздействие внешних условий: шум, духота, холод. | Суетливость самого оратора. | |
Естественное утомление. Периоды кризиса внимания: первый – через 15 – 20 минут после начала выступления, второй – через 30 – 35 минут | Нечеткое осознание цели выступления и путей ее достижения; смутное представление о том, как надо выступать. | |
Физическое состояние аудитории (усталость, голод). | Тон изложения сообщения. | |
Возраста слушателей. | Страх перед аудиторией, опасение ее негативной реакции. | |
Профессиональные навыки слушателей. | Прикованность руководителя к тексту. | |
Эмоциональное состояние аудитории. | Опасение забыть от волнения речь, потерять нить повествования, оговориться. | |
Жизненный опыт, культурный уровень аудитории. | Речь невыразительна по форме изложения. [2,3] |
Задание № 11. Рефлексия на упражнение «Фрактал».
Упражнение помогает абстрагироваться от внешнего мира, суеты или проблем и сосредоточиться на занятии. В рисунке можно выразить себя, свои мысли, чувства, эмоции. Это своеобразная проекция, продолжение нас. Также данное упражнение показывает, кто как умеет работать в группах и как себя в них проявляет. Глядя на рисунок, можно диагностировать состояние его автора. То, как он его нарисовал, разукрасил, цвет, штрихи и прочее. Ведь у каждого человека свое неповторимое сочетание цветовой гаммы. В разном физическом и эмоциональном состоянии у одного и того же человека будет разное сочетание цветов. Можно назвать это аурой человека. Думаю, с помощью этого метода можно не только четко обозначить проблемы, но и откорректировать их. Практическое использование фрактального метода значительно улучшит эмоциональное, психологическое и физическое состояние человека. Поспособствует его духовному росту и развитию творческих возможностей.
Применять данную технику можно как со взрослыми, так и с детьми. Легко можно провести в рабочем коллективе, школе, садике и т.д. Она легка в освоении и не требует больших затрат энергии, как у специалиста так и у потенциального клиента. Но при этом спектр работы с данным методом позволяет выявить проблемные ситуации и вовремя скорректировать нежелательные последствия от них.
Задание № 12. Рефлексия на упражнение «Палка».
Упражнение не такое легкое, как кажется на первый взгляд. Оно требует совместной коллективной работы. Веселое, разряжает обстановку, поднимает настроение, учит договариваться и работать совместно с группой. Данное упражнение направлено на приобретение знаний, опыта, развитие умений и формирование социальных установок в области межличностного общения. В результате у человека повышается адекватность восприятия себя, партнеров по общению, в целом ситуации в группе. Активная включенность позволяет участникам проверить собственные представления относительно отношений, эмоций и поведенческих реакций других людей, дает им возможность осознать особенности своего поведения. Особо эффективными приемами является создание таких ситуаций в методике, которые подразумевают под собой донесение необходимой информации и знаний путем грамотного воздействия через осознание участников. Ее можно проводить с учащимися школ, колледжей, работников различных структур. Методика поможет сплотить коллектив/группу и научит прислушиваться друг другу.
Список литературы
1. А.А. Трусь психология управления
2. Сайт по психологии https://psyera.ru/4548/osobennosti-upravlencheskogo-obshcheniya
3. Сайт по психологии https://www.psichology.vuzllib.su/book_o297_page_8.html
4. Свободная энциклопедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%d0%a1%d0%be%d1%86%d0%b8%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%b0%d1%8f_%d0%bf%d1%81%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%8f
5. Сайт по психологии https://psyera.ru/2786/ponyatie-socialnoy-psihologii
6. Урок 1. Общая психология https://4brain.ru/psy/obshhaja-psihologija.php
7. Психология-психодиагностика-психотерапия https://psixologiya.org/socialnaya.html
8. Свободная энциклопедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%d0%ad%d1%80%d0%b3%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%bc%d0%b8%d0%ba%d0%b0
9. Курсовая работа на тему «Оценка деловых и личностных качеств руководителя» (07.05.2011) https://www.allbest.ru/
10. Зиг Зиглар. Секреты заключения сделок: гуру продаж.