Полученные в результате тестирования результаты следует до и после проведения обследования обстоятельно интерпретировать и сообщать всем заинтересованным лицам. Результаты личностного тестирования юных волейболисток следует интерпретировать в рамках общей программы обследования с привлечением биографических и социально - демографических данных [12, с.287].
На основе проведенных тестов и тестовых упражнений при отборе спортсменок проводится обсуждение, анализ полученных результатов. Обсуждаются перспективы той или иной спортсменки. Так как отбор проводился всесторонне, то и комиссия по отбору спортсменов состоит из врача ДЮСШ, детского спортивного психолога, педагогов, тренера, который непосредственно будет вести команду. Каждая спортсменка рассматривается в обсуждении индивидуально.
Врач делает свое заключение на основании медицинского осмотра будущей спортсменки, состоянии ее физического состояния и состояния здоровья, ее готовности к нагрузкам.
Психолог, в свою очередь, делает выводы на основании полученных результатов тестирования о психологическом состоянии юной спортсменки, обсуждает с участниками дискуссии возможные уровни ее эмоционального состояния, уровень агрессивности, мотивацию к занятиям спортом и перспективным возможностям побед и достижений хороших результатов. Надо сказать, что в последствии данный психолог контактирует с командой девочек в течение достаточно продолжительного времени, также как и врач, проводивший обследование при отборе. На основе выявленных качеств личности ребенка психолог в дальнейшем проводит последующие исследования спортсменок. Он может внести важный вклад в развитие команды и в успешные выступления команды на соревнованиях, способствует личностной адаптации спортсменок, постоянно подвергающихся стрессам. При отборе спортсменок психолог учитывает также тот факт, как будет вести себя девочка в команде.
|
Педагогами обсуждается интеллектуальный уровень развития девочки, социальная среда, в которой она воспитывается. Все это осуществляется на основе наблюдений и бесед с будущими спортсменками, а также отдельных видов тестов.
Тренер же в процессе обсуждения вносит весомое и итоговое слово об уровне подготовленности девочки к спортивной среде и спортивной жизни. На основе тестовых упражнений, проводимых при отборе спортсменок, тренер судит о перспективных возможностях девочки в качестве спортсменки. Конечно, учитывая при этом, что первоначальный отбор не является основным показателем, так как ребенок, находясь в стрессовой ситуации перед отборочной комиссией, может и не раскрыть всех своих качеств. В процессе последующих тренировок и соревнований, примерно еще полгода проводится наблюдение за девочкой в ее спортивной деятельности, рассматриваются результаты ее достижений, готовность к нагрузкам, умение работать в команде. Только после этого делаются окончательные выводы о том, будет она в спорте или нет [17, с.257].
Важным для будущего спортсмена является мотивация. В процессе наблюдения за девочкой, ее поведением на спортивной арене, специалисты делают выводы об уровне ее личностной мотивации на достижение успеха, на желание остаться в команде и пройти все возможные спортивные испытания. В 10 лет спортсменка уже имеет определенные представления о своем дальнейшем существовании в спорте, поэтому у нее уже существует мотив и предпочтение заниматься именно этим видом деятельности. Поэтому для специалистов считается важным наблюдение не только за личностными качествами юной спортсменки, не только за ее мотивацией, но и за тем, как чувствует себя спортсменка в той или иной ситуации. Так как на качество показателей может влиять и повышенная тревожность, что важно выявить в процессе работы с юной спортсменкой.
|
Для определения целей и мотивов вхождения девочки в мир спорта специалистами разрабатывается следующая таблица (табл.1), которая в процессе наблюдения за юной спортсменкой и ее тестирования, заполняется психологом или педагогом.
юный спортсмен волейболист отбор
Таблица 1
Определение целей и мотивов
Перечень потребностей | Поведение юной спортсменки |
Потребность в престиже, самосовершенствовании, признании, достижениях, честолюбие, стремление показать себя | Волейбол позволяет девочке удовлетворить эту потребность. |
Потребность преодолеть поражение, неудачу | Эта потребность развита особенно у юных спортсменок, которые в какой-то мере обладают комплексом неполноценности, замкнуты и неуверенны в себе. |
Потребность проявлять власть над другими, доминировать или подчиняться другим. | Девочка становится членом волейбольной команды, чтобы удовлетворить эту потребность. |
Потребность в общении, установлении эмоциональных связей с другими, проявление доброжелательности, сотрудничества. | Девочки приходят в команду для удовлетворения своих потребностей в общении. Некоторые девочки приходят в команду наоборот из-за излишней замкнутости, чтобы как-то раскрепоститься. |
Стремление к порядку. | Действие этого мотива проявляется в стремлении спортсменок следовать правилам соревнований и требованиям деятельности. |
Потребность участия в познавательном процессе, желание удовлетворить свою любознательность, получить ответы на интересующие вопросы. | Удовлетворения этого мотива у спортсменок напрямую зависит от поведения тренера, от того, насколько он будет стремиться к совершенствованию знаний у спортсменок и насколько они сами хотят познать причины и обоснование своих тренировочных режимов, соревновательных усилий и избранной тактики. |
|
Эта модель позволяет показать специалистам, почему девочка выбрала именно этот вид спорта. Мотивы, побуждающие спортсменку заниматься именно волейболом, формируются под воздействием как прошлого, пусть незначительного, опыта, так и настоящего опыта, который влияет на сознание спортсменки.
Существуют различные источники возникновения мотивов. В рамках практической части работы рассмотрим некоторые из них. Это, например, некоторые мотивы из внешних источников. К ним относятся различные формы поощрения спортсменки - одобрение, похвала, а также более ощутимые признаки успеха - призы, подарки. Другими источниками могут быть особенности психики девочки, личная потребность в успехе, признании, общении с другими, а также особенности самой двигательной задачи - это такие качества как новизна, техническая или физическая сложность упражнений [18, с.151].
Поощрения усилий девочки - старания, доступность возможности тренироваться, обучение - зависят от ее физических данных и конституции, материальных средств от того, какое место спорт занимает в системе ценностей культуры или среды, в которой воспитывается девочка.
Более того, мотивы, которые, по-видимому, влияют на физическую деятельность ребенка.
Потребность в достижении успеха проходит, по крайней мере, три стадии развития по мере созревания девочки. Сначала ее интересует выполнение двигательных задач. Затем у нее формируются так называемые потребности в успехе.
Важное значение имеют побуждения и поощрения юной спортсменки при активизации ее деятельности в команде со стороны тренера и педагогов. В 10 лет девочки становятся достаточно чувствительны к социальным последствиям победы или поражения.
Уровни мотивации измеряются психологом при помощи письменных личностных тестов. С другой стороны, иногда полезной оказывается непосредственная оценка мотивации. Тренер может попросить своих воспитанниц написать небольшое сочинение о своем виде спорта, своем отношении к волейболу, о том, как они впервые заинтересовались спортом вообще, почему выбрали именно волейбол [16, с.51].
Оценить условия эффективной тренировки можно с помощью десятибалльной шкалы. Девочке предлагается оценить по этой шкале различные факторы, помогающие ей хорошо тренироваться.
Мотивацию можно оценивать разными способами, включая метод прямого опроса, проективные тесты и анализ автобиографических данных. Кроме того, с помощью специально составленных анкет можно также исследовать и влияние факторов, способствующих эффективным тренировкам.
Выводы
Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы.
. В волейбольные команды отбираются девочки с более интенсивным ростом. Также играет роль в отборе относительная длина верхних и нижних конечностей. Кроме этого основным является также работоспособность и выносливость детей, готовность к нагрузкам, как физическим, так и психологическим.
. При проведении исследования тренер может более эффективно отобрать нужных членов команды, чтобы более эффективно работать с юными спортсменами. Важен также учет того, что тренер будет знать особенности поведения юной спортсменки в стрессовой ситуации и ее поведение в команде.
. Задачами обследования спортсменок является выявление тех особенностей и условий развития ребенка, которые необходимы для занятия конкретным видом спорта, а именно волейболом, а также рассмотрение тех норм поведения и личностных качеств, которые позволят девочке находиться в команде.
Существуют различные методики исследований, необходимые при отборе спортсменов вообще, и для конкретного занятия каким-либо спортом в частности. Дополнительно к методикам, предназначенным для оценки предполагаемых устойчивых личностных черт, разрабатываются методики для измерения временных психических состояний и настроений: опросник Кэттела, личностная шкала Компри, шкала личностных ценностей Эдварда, Шкала личностной и реактивной тревожности Ч.Спилбергера.
. При организации обследования при отборе спортсменок используют в основном проективные методики. Как и в других проективных тестах этого плана, предполагается, что то, как испытуемый реагирует на картинки, выявляет его способ поведения и действия в реальных жизненных ситуациях, вызывающих фрустрацию.
. В процессе последующих тренировок и соревнований, примерно еще полгода проводится наблюдение за девочкой в ее спортивной деятельности, рассматриваются результаты ее достижений, готовность к нагрузкам, умение работать в команде. Только после этого делаются окончательные выводы о том, будет она в спорте или нет.
Список литературы
1. Брайент Дж.К. Психология в современном спорте. - Москва: «Физкультура и спорт», 2007г. - 224с.
2. Давыдов В.В. Психология в детском спорте. Учебное пособие. - Москва: «Педагогика», 2008г. - 508с.
. Детская спортивная медицина. Под редакцией Тихвинского С.Б. - Москва: «Медицина», 2009г. - 481с.
. Детская спортивная психология. Под редакцией Турина А.Я. - Москва: «Педагогика», 2006г. - 287с.
. Иващенко Д.И. Формирование двигательных навыков юного спортсмена. - Москва: «Физкультура и спорт», 1998г. - 212с.
. Кулешова Л.И. Игра в команде. - Москва: «Физкультура и спорт», 2003г. -310с.
. Пермяков Е.С. Физкультура и спорт. - Москва: «Физкультура и спорт», 2007г.- 191с.
. Петров В.В. Тестирование спортсменов. - Москва: «Физкультура и спорт», 2008г. - 309с.
. Силаков Ю.И. Волейбол. - Москва: «Физкультура и спорт», 2007г. - 501с.
. Смирнова Н.В. Детский спорт. - Москва: «Физкультура и спорт», 2001г. -403с.
. Современный спорт. Учебное пособие. Под редакцией Ярцева А.И. -Москва: «Физкультура и спорт», 1999г. - 303с.
. Спортивная психология. Под редакцией Леонова И.Т. - Москва: «Педагогика», 2006г. - 315с.
. Туркова Л.В. Личностные мотивации в юношеском спорте. - Москва: «Физкультура и спорт», 2001г. - 385с.
. Физическая культура. Под редакцией Иванова И.А. - Москва: «Физкультура и спорт». 2000г. - 400с.
. Фролов В.В. Психология в спорте. - Москва: «Педагогика», 2005г. - 308с.
. Ханин Ю.Л. Психология в спорте. Учебное пособие. - Москва: «Высшее образование», 2007г. - 471с.
. Чернова В.Л. Психологическое исследование спортсменов. - Москва: «Физкультура и спорт», 2002г. - 413с.
. Шавердова А.И. Воспитание спортсмена. Учебное пособие. - Москва: «Педагогика», 2008г. - 513с.
. Яковлев Д.М. Спортивные команды. - Москва: «Педагогика», 1999г. - 311с.
Справочная литература
1. Суслов Ф.П. Толковый словарь спортивных терминов. - Москва: «Физкультура и спорт», 1999г. - 598с.