II. Организация обследования спортсменок




 

За последнее время были разработаны различные проективные тесты, которые применяются при отборе детей в спортивные школы. В их основу положена следующая идея: когда ребенок воспринимает и вербализует увиденное в чернильных пятнах, сюжетных картинках, неоконченных предложениях, то он в какой-то мере проецирует что-то свое на ситуацию или стимул.

При отборе девочек в ДЮСШ, в волейбольную команду предлагаются следующие виды тестов. Так, например, тест Роршаха. Девочкам предлагается 10 картинок с симметрично расположенными чернильными пятнами. Дети должны сказать, что они видят на этих пятнах. Или, например, предлагается 20 картинок, на которых изображены различные жизненные ситуации, на которые должен реагировать испытуемый. Тон ответов на определенные картинки может свидетельствовать об общем интеллектуальном развитии ребенка, а также дать представление об общих аспектах его эмоциональной жизни. Предлагая картинки, тренер и психолог делают выводы из историй, которые рассказывают девочки, как бы описывая свои мотивы, интересы, заботы [10, с.294].

Девочкам также предлагается фрустрационный тест Розенцвейга, который дает возможность получить 15 показателей, характеризующих направленность агрессивных реакций ребенка на других или на себя и тип его реагирования. Испытуемого просят выразить свое отношение в форме словесных реакций на 24 неприятные ситуации, предъявляемые в форме картинок, на которых изображены, как правило, два человека. Как и в других проективных тестах этого плана, предполагается, что то, как испытуемый реагирует на картинки, выявляет его способ поведения и действия в реальных жизненных ситуациях, вызывающих фрустрацию.

В широком плане психологическое обследование спортсменок должно включать получение двух параметров личности:

- формируемых устойчивых черт личности;

- динамических компонентов личности ребенка, включая временные

- мотивационные состояния [16, с.116].

Информация, получаемая по тщательно и хорошо продуманной программе оценки личности, может быть полезной в случаях, когда надо:

1) выявить валидные принципы исследования, которые помогли бы изучать спортивную деятельность и функционирование спортсменок в условиях стресса, а также понять, как способствовать лучшему выступлению юных спортсменок;

2) дать возможность девочке лучше познать и оценить себя в качестве спортсменки, определить взаимоотношения с другими членами команды и тренером в условиях спортивной деятельности, которые могут на нее повлиять;

) помочь тренеру и специалистам более эффективно направлять усилия спортсменки, лучше понять ребенка и создать более благоприятные межличные взаимодействия и контакты [13, с.185].

Личностные тесты являются излюбленными методами у спортивных психологов во всем мире. Время от времени проводятся массовые исследования спортсменов определенной специализации и строятся профили, с которыми в дальнейшем сопоставляются результаты тестирования отдельных спортсменов. Результаты тестирования анализируются тренером и врачом будущей команды, в дальнейшем они сопоставляются с результатами, которые показывает юная спортсменка на отдельных тренировках, в течение определенного периода времени [8, с.30].

В целом перед отбором девочек в команду, в личностном тестировании учитываются следующие критерии:

1) Непосредственно перед проведением обследования с целью отбора необходимо объяснить детям, для чего оно проводится.

2) Сам подход и уровень исследования, естественно, предполагают, что оно проводится квалифицированным детским психологом, способным не только правильно проводить тестирование, но и профессионально интерпретировать получаемые результаты.

) Применяемые личностные тесты должны быть пригодны для практически здоровых в психическом отношении детей.

) Применяемые тесты должны быть научно достоверными и надежными. Каждый работающий с тестом должен ознакомиться с соответствующей литературой, чтобы убедиться в его валидности. Такие тесты должны быть валидны с точки зрения факторного анализа, т.е. каждый параметр, измеряемый тестом, должен быть независимым и не смешиваться с другими факторами. Кроме того, выделенные тестом характеристики должны быть относительно устойчивыми и соотносимыми с результатами других тестов, измеряющих те же качества в тех же группах спортсменок.

) При оценке важных личностных характеристик следует применять не одну, а несколько методик.

) Частное применение какого-либо личностного теста поможет определить изменчивы или стабильны получаемые личностные показатели.

) Нельзя злоупотреблять длительностью тестирования и вызывать нежелательные эмоции у ребенка-спортсмена.

) В программах обследования с применением личностных тестов следует предусмотреть наряду с тестированием будущих спортсменок исследование личностных особенностей их будущего тренера.

) Данные тестов рассматриваются в сочетании с другими материалами об испытуемых в ходе отбора - наблюдения, характеристики.

) Тесты используются для будущего налаживания контактов между спортсменками и тренером.

Основная задача спорта - тренировка и максимальное развитие физических качеств. Поэтому при отборе детей в ДЮСШ учитывается развитость этих качеств, и особенно готовность ребенка к физическим нагрузкам.

При отборе волейболисток тренер учитывает время реакции и скорость ребенка. Время реакции в волейболе означает время между предъявлением стимула - движение мяча, введенного в игру - и первым движением спортсмена - его реакцией на стимул [3, с.192].

На измерение время реакции юных спортсменок предлагаются определенные физические упражнения - розыгрыш мяча, специфические периферические упражнения с использованием отягощений, приводящих к снижению скорости движения рук и ног.

При отборе девочек в волейбольную команду можно предложить следующие виды упражнений. Чтобы проанализировать все возможные варианты движений ногами, руками и туловищем, спортсменкам предлагаются так называемые «челночные» упражнения, дублирующие эти движения. Так как в работе мы рассматриваем волейбольную команду, то при отборе даются упражнения на удары по мячу руками. Также даются упражнения на броски мяча. Сложность отбора по результатам выполненных упражнений заключается в том, что волейбол является командной игрой и поэтому учет индивидуальных особенностей каждой волейболистки необходим при отборочных групповых упражнениях.

Формирование двигательных навыков в спорте не менее важно, чем развитие силы, скорости, выносливости и снижение времени реакции. Победителем обычно становится тот, кто знает, как прилагать силу и скорость, а не тот, у кого эти качества просто развиты [5, с.26].

Приобретение навыка в ДЮСШ означает более эффективную спортивную деятельность в дальнейшем.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: