Перечисленные акты не распространяются на сельскохозяйственных рабочих, мигрирующих и сезонных рабочих, на государственных работников и служащих. Все названные законы входят в раздел 29 Свода законов США, который переиздается каждые четыре года со всеми внесенными дополнениями и изменениями.
Законодательство, регулирующее деятельность федеральных и правительственных служащих, работников государственных предприятий, учреждений, организаций, отличается большей разработанностью. К нему относятся:
Закон об оплате федеральных служащих 1945 г.;
Закон о нерабочих праздничных днях для гражданских правительственных служащих и должностных лиц 1959 г.;
Закон о классификации должностей на федеральной службе;
Закон о реорганизаций почты 1970 г. и др.[2]
Все федеральные законодательные акты, регулирующие деятельность государственных работников, собраны в разделе 5 Свода законов США. Отдельными законодательными актами как на федеральном уровне, так и на уровне штатов регулируется деятельность некоторых категорий работников (например, учителей, инвалидов войн, сельскохозяйственных работников, банковских служащих, почтовых служащих, полицейских, пожарников и др.).
Во Франции положения о коллективно-договорном регулировании входят в качестве самостоятельной главы в Кодекс законов о труде (КЗоТ) 1973 г. с изменениями 1982 г.
Наряду с этим указанные вопросы регулируются следующими нормативными актами:
Законом о коллективных договорах и порядке урегулирования коллективных трудовых конфликтов от 11 февраля 1950 г. с изменениями от 23 августа 1968 г.;
Законом о порядке заключения коллективных договоров и об урегулировании коллективных трудовых конфликтов от 13 ноября 1982 г.;
|
Законом о внесении изменений в КЗоТ и регулировании порядка проведения коллективных переговоров по вопросу о продолжительности рабочего времени от 28 февраля 1986 г.
В Хорватии трудовые отношения регулируют следующие нормативные акты:
Закон о трудовых отношениях от 22 апреля 1992 г.;
Единый коллективный договор для всех отраслей экономики республики от 31 июля 1992 г.;
Единый коллективный договор для бюджетной сферы от 12 октября 1992 г.;
Инструкция Министра труда, социальной защиты и семьи от 27 мая 1992 г. о регистрации и публикации занесенных в реестр коллективных договоров.
В Швейцарии положения о коллективном договоре включены в титул X Швейцарского обязательственного закона от 30 марта 1911 г. с последующими изменениями и дополнениями 1971 г. (ШОЗ). Согласно ч. 1 ст. 34 Конституции Швейцарской Конфедерации издание правовых норм в сфере регулирования отношений между работниками наемного труда и нанимателями путем заключения коллективных отношений отнесено к компетенции федерации в той части, в которой этим соглашениям придается общеобязательный характер. Кроме того, на основании положения ч. 2 той же статьи Конституции 28 сентября 1956 г. принят Федеральный закон о расширении сферы применения коллективного трудового договора.
В некоторых случаях восполнительно применимыми к очерченному кругу отношений оказываются и отдельные императивные нормы ШОЗ об индивидуальном трудовом договоре (ст. 319-355).
Виды коллективных договоров
В Болгарии в соответствии со ст. 3 Трудового кодекса государственное регулирование трудовых отношений, отношений социального страхования, решение вопросов, связанных с обеспечением надлежащего уровня жизни, осуществляется на основе сотрудничества и консультаций с организациями рабочих и служащих и с организациями работодателей. Сотрудничество организуется на разных уровнях — от предприятий и организаций до национального. На национальном уровне в трехстороннем сотрудничестве участвуют представители организаций рабочих и служащих, объединяющие не менее 50 тыс. человек, и организаций работодателей, в которых состоит не менее 500 работодателей[3]. При этом организация рабочих и служащих вправе иметь представителей в трехстороннем сотрудничестве на национальном уровне при условии, если в ней объединены не менее половины рабочих и служащих и она имеет сформированные национальные и территориальные органы. Организация работодателей должна объединять работодателей более чем одной отрасли и также иметь сформированные национальные и территориальные органы. Полномочия представителей утверждает Совет Министров, отказ которого может быть обжалован в Верховный суд.
|
Рабочие и служащие вправе свободно объединяться в профессиональные союзы, которые представляют и защищают их интересы в отношениях с государственными органами и работодателями по вопросам трудовых отношений, отношений социального страхования и обеспечения надлежащего уровня жизни. Выступая в качестве представителей рабочих и служащих, профсоюзы используют различные формы защиты интересов трудящихся: коллективные переговоры, участие в трехстороннем сотрудничестве, организация забастовок и иные действия в рамках закона.
|
Работодатели также вправе свободно создавать свои организации для представительства и защиты своих интересов через коллективные переговоры, трехстороннее сотрудничество и иные предусмотренные законом формы.
Для участия организаций рабочих и служащих в трехстороннем сотрудничестве на национальном уровне их представители в качестве представителей трудящихся, как упоминалось, должны быть признаны Советом Министров по предложению Национального совета по социальному сотрудничеству. Председатель Национального совета дает свое предложение на основании: 1) письменного заявления организации, претендующей на представительство, в Совет Министров; 2) справки суда о регистрации этой организации; 3) устава организации с заверенной копией протокола или решения об его утверждении; 4) списка национальных и территориальных органов с указанием имен и адресов руководителей; 5) документов, которые подтверждают необходимое минимальное число членов; 6) числа организаций в отдельных отраслях.
Отраслевая структура соответствующего профсоюзного центра должна иметь не менее 50 профсоюзных организаций с числом членов не менее пяти человек в каждой. Отраслевая структура организации работодателей должна охватывать не менее двух отраслей и не менее 50 работодателей в каждой из них.
Территориальная структура профсоюзной организации должна удовлетворять следующим условиям: 1) иметь свои территориальные органы не менее чем в 80 бывших окружных городов страны; 2) иметь не менее 50 профсоюзных организаций на территории соответствующего бывшего округа; 3) в каждой профсоюзной организации по месту работы должно быть не менее пяти членов. Территориальная организация работодателей, для того чтобы быть участником трехстороннего соглашения, должна иметь соответствующие территориальные органы не менее чем в 50C бывших окружных центров страны и состоять не менее чем из 10 работодателей.
Национальная система трехстороннего сотрудничества функционирует в соответствии с Правилами, утвержденными Советом Министров 15 марта 1993 г. Правила предусматривают, что трехстороннее сотрудничество осуществляется на национальном, отраслевом, областном, общинном и других территориальных уровнях, а также на отдельных предприятиях и в организациях.
Органом, реализующим трехстороннее сотрудничество на национальном уровне, является Национальный совет по социальному сотрудничеству[4]. Сторонами в нем являются: правительство в лице заместителя премьер-министра и двух других членов правительства или руководителей центральных ведомств в зависимости от обсуждаемых вопросов; организации рабочих и служащих — не более трех представителей от каждой; организации работодателей — не более трех представителей от каждой. С согласия участников в заседания Национального совета могут привлекаться и другие лица. Председателем Национального совета является заместитель премьер-министра. Техническое обслуживание Национального совета осуществляет секретариат.
Национальный совет принимает решения при общем согласии сторон, участвующих в рассмотрении дела. Если согласие не достигнуто, то оформляется протокол, подписываемый участвовавшими в рассмотрении вопроса представителями. В этих случаях председатель Национального совета передает протокол на рассмотрение соответствующей государственной организации.
При Национальном совете создаются постоянные комиссии по: рабочей силе (вопросы занятости, безработицы, квалификации и переквалификации); доходам, ценам и уровню жизни; коллективным трудовым спорам; социальному обеспечению и социальной помощи; международному трудовому законодательству и сотрудничеству с МОТ; условиям труда; приватизации и реструктуризации экономики; финансово-кредитным и налоговым отношениям; специфическим проблемам работников бюджетных организаций. В эти комиссии входят эксперты и уполномоченные участников Национального совета. Предварительное рассмотрение вопросов в комиссиях обязательно.
По требованию отраслевых структур, представители которых участвуют в Национальном совете, в отдельных министерствах, комитетах и других ведомствах создаются отраслевые советы трехстороннего сотрудничества. Сторонами в таких советах являются: министерство, комитет или другое центральное ведомство; национальные (отраслевые) федерации, союзы и синдикаты представительных организаций рабочих и служащих — участников Национального совета трехстороннего сотрудничества; отраслевые структуры представительных организаций работодателей, которые являются участниками Национального совета. При отраслевых советах на паритетных началах создаются экспертные комиссии. Отраслевые советы принимают решения на основе согласия сторон. При выработке согласованного решения отраслевые советы обязаны руководствоваться решениями Национального совета.
По требованию региональных структур всех участников Национального совета формируются областные, общинные и другие советы трехстороннего сотрудничества. В состав совета входят представитель местной государственной администрации; региональный союз работодателей, участник Национального совета; региональная организация рабочих и служащих, представленная в Национальном совете.
В Великобритании характерной чертой коллективно-договорного регулирования является заключение коллективных договоров на национальном уровне. Однако во многих отраслях промышленности заключаются отдельные соглашения об условиях труда производственных рабочих и работников производственной сферы. Наряду с национальными заключаются районные и местные соглашения. Увеличивается число соглашений, заключаемых с одним работодателем.