Этика государственной и муниципальной службы
Направление подготовки | Государственное и муниципальное управление |
Код | 38.04.04 |
Профиль подготовки | - ______________________________________ |
Наименование ОП | Организационно-управленческая деятельность в государственных, муниципальных, общественных и иных учреждениях |
Квалификация (степень) выпускника | магистр |
Пос. Электроизолятор
2015 г.
Рабочая программа дисциплины «Этика государственной и муниципальной службы» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Государственное и муниципальное управление».
Дисциплина относится к базовой части учебного плана.
Утверждено на заседании кафедры теории и организации управления: протокол № 2
«15» сентября 2015 г.
Зав. кафедрой______________________ д.п.н. Маслюк С.Г.
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю)
Компетенция | Вклад дисциплины в формирование компетенции |
ОК-2 | готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения |
Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
Дисциплина относится к базовой/ вариативной части блока 1 «Дисциплины (модули)» (Б1.В.ОД.3).
Дисциплина находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП и изучается параллельно с такими дисциплинами, как: «Принятие решений в государственном и муниципальном управлении», «Теория и механизмы современного государственного и муниципального управления».
|
Освоение дисциплины «Этика государственной и муниципальной службы» является необходимой основой для изучения последующих дисциплин «Муниципальное управление и местное управление», «Деловая речь и ораторское искусство».
Объем дисциплины
Виды учебной работы | Формы обучения | ||
Очная | Заочная | ||
Общая трудоемкость: зачетные единицы/часы | |||
Контактная работа с преподавателем (всего): | |||
Лекции (ЛК) | |||
Практические занятия (ПЗ) | |||
Семинарские занятия (СЗ) | |||
Лабораторные работы (ЛР) | |||
Промежуточная аттестация: Зачет / зачет с оценкой / экзамен / | |||
Самостоятельная работа (СРС) |
Изучение дисциплины позволит магистрантам реализовывать общекультурные компетенции в деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, институтов гражданского общества, общественных организаций, некоммерческих и коммерческих организаций, международных организаций и международных органов управления, иных организаций, подразделений по связям с государственными и муниципальными органами и гражданами и решать следующие задачи профессиональной деятельности:
определение последствий подготавливаемых или принятых решений;
проведение кадровой политики и кадрового аудита, формирование коллектива и организацию коллективной работы, умение максимально использовать кадровый потенциал, мотивируя и развивая кадры с целью обеспечения наибольшей результативности их труда;
|
умения принимать взвешенные решения, убеждать в целесообразности этих решений и воплощать решения в жизнь, оценивать последствия исполнения решений.
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам / разделам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
4.1. Распределение часов по разделам/темам и видам работы
4.1.1. Очная форма обучения
№ п/п | Раздел/тема | Всего час. | Виды учебной работы (в часах) | |||
Аудиторная работа | Самостоятельная работа | |||||
ЛК | ПР\Лаб | СЕМ | ||||
1. | Теоретические основы этики как науки о морали. Основные проблемы теории морали | - | 4 (1*) | |||
2. | Основы политической этики | 2 (1*) | - | 4 (1*) | ||
3. | Этика и экономика: этические аспекты экономической деятельности | 2 (1*) | - | 4 (1*) | ||
4. | Промежуточная аттестация | |||||
5. | Этика государственного и муниципального управления как регулятор взаимоотношения власти и населения: предмет и специфика | - | 4 (1*) | |||
6. | Принципы и нормы этики государственной и муниципальной службы | 2 (1*) | - | 4 (1*) | ||
7. | Моральные и этические проблемы современной государственной и муниципальной службы | - | 4 (1*) | |||
8. | Этические требования к государственному и муниципальному служащему и проблемы внедрения этических ценностей в деятельность органов власти и управления | 2 (1*) | - | 4 (1*) | ||
Промежуточная аттестация | ||||||
Итого | - |
*- в интерактивной форме
|
4.1.2. Заочная форма обучения
№ п/п | Раздел/тема | Всего час. | Виды учебной работы (в часах) | |||
Аудиторная работа | Самостоятельная работа | |||||
ЛК | ПР\Лаб | СЕМ | ||||
1. | Теоретические основы этики как науки о морали. Основные проблемы теории морали | - | 2 (1*) | |||
2. | Основы политической этики | 2 (1*) | - | 2 (1*) | ||
3. | Этика и экономика: этические аспекты экономической деятельности | - | - | 2 (1*) | ||
4. | Промежуточная аттестация | |||||
5. | Этика государственного и муниципального управления как регулятор взаимоотношения власти и населения: предмет и специфика | - | 2 (1*) | |||
6. | Принципы и нормы этики государственной и муниципальной службы | - | - | 2 (1*) | ||
7. | Моральные и этические проблемы современной государственной и муниципальной службы | - | - | 2 (1*) | ||
Этические требования к государственному и муниципальному служащему и проблемы внедрения этических ценностей в деятельность органов власти и управления | 2 (1*) | - | 2 (1*) | |||
Промежуточная аттестация | ||||||
Итого | - |
*- в интерактивной форме
4.2. Программа дисциплины структурированная по темам / разделам
Содержание лекционного курса
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела дисциплины |
1. | Теоретические основы этики как науки о морали. Основные проблемы теории морали | Введение в дисциплину «Этика государственной и муниципальной службы». Мораль и право. Особенность и сущность моральной регуляции. Функции морали. Дилемы морального поведения. Понятие о моральной ценности. Мораль и нравы. Специфика национальных нравов и их роль в сфере управлении. Виды этической теории. Утилитаристская и абсолютистская этика. Особенности гуманитарной и авторитарной этики. Этическая теория Э. Фрома. Понятие индивидуальной и социальной этики. |
2. | Основы политической этики | Политика и мораль. Проблема обоснования политической этики. Этика политического конфликта и базовые ценности современного демократического общества. Этика переговорного процесса. Принципы и нормы современной парламентской этики. Проблема предупреждения конфликтов интересов. Справедливость как социальная и политическая добродетель. |
3. | Этика и экономика: этические аспекты экономической деятельности | Обоснование предмета и сферы действия экономической этики. Государство и бизнес: этика отношений (мировой и российский опыт). |
4. | Этика государственного и муниципального управления как регулятор взаимоотношения власти и населения: предмет и специфика | Сущность и особенности этики государственной и муниципальной службы. Предмет, задачи и структура административной этики. Особенности современного этапа в развитии этики в системе государственной и муниципальной власти: подходы и решения. |
5. | Принципы и нормы этики государственной и муниципальной службы | Принципы нейтральности (беспристрастности) и обеспечения государственного интереса как специфические требования к государственному аппарату и его работникам. Специфика в этических принципов законности, справедливости и гуманизма в сфере государственного и муниципального управления. Принципы лояльности и открытости государственной и муниципальной службы. Социальная ответственность государственной и муниципальной службы: современные подходы и требования. |
6. | Моральные и этические проблемы современной государственной и муниципальной службы | Морально-нравственные аспекты бюрократизма на государственной и муниципальной службе. Коррупция как социальная и этическая проблема. Конфликты интересов на государственной и муниципальной службе и механизм их урегулирования. Этика оказания влияния и проблема регулирования лоббистской деятельности |
7. | Этические требования к государственному и муниципальному служащему и проблемы внедрения этических ценностей в деятельность органов власти и управления | Место и роль нравственных характеристик в профессиограмме государственного и муниципального служащего. Современные требования к моральному облику служащих государственных и муниципальных органов власти. Мотивация этического поведения и способы повышения нравственного уровня государственных и муниципальных служащих. Разработка этических кодексов государственной и муниципальной службы. |
Содержание практических занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела дисциплины |
1. | Теоретические основы этики как науки о морали. Основные проблемы теории морали | Вопросы к практическому занятию 1. Научные основы, методология, цели и задачи изучения этики государственной и муниципальной службы. 2. Мораль и право. Особенность и сущность моральной регуляции. 3. Функции морали. Дилемы морального поведения. Понятие моральной ценности. 4. Мораль и нравы. Специфика национальных нравов и их роль в сфере управления. 5. Виды этической теории. Утилитаристская и абсолютистская этика. 6. Особенности гуманистической и авторитарной этики. Этическая теория Э. Фромма. 7. Понятие индивидуальной и социальной этики. Найдите в различных словарях и выпишете определения следующих понятий (с указанием источника): 1.Мораль 2.Этика 3.Административная этика 4.Управленческая этика 5.Этикет 6.Служебный этикет 7.Право 8.Моральные ценности 9.Моральные принципы 10.Моральные нормы 11. Нравы Проблемно-аналитические задания: Объясните следующие проблемные ситуации: 1. Как соотносятся и что выражают понятия «этика», «мораль», «нравственность? 2. Поясните, в чем специфика моральной регуляции, в чем ее отличие от регулятивного воздействия права на поведение и деятельность людей? 3. Назовите основные функции морали. В чем они заключаются? 4. Из каких компонентов состоит система моральной регуляции? |
2. | Основы политической этики | Вопросы к практическому занятию: 1. Политика и мораль. 2. Этика политического конфликта и базовые ценности современного демократического общества. Этика переговорного процесса. 3. Принципы и нормы современной парламентской этики. Проблема предупреждения конфликтов интересов. 4. Справедливость как социальная и политическая добродетель. Найдите в различных словарях и выпишете определения следующих понятий (с указанием источника): 1. Конфликт 2. Компромис 3. Консенсус 4. Политический плюрализм 5. Парламентская этика 6. Этический кодекс 7. Справедливость 8.Депутатский иммунитет Проблемно-аналитические задания: Объясните следующие проблемные ситуации: 1. Почему, по мнению Дж. Ролза, равенство не всегда и не для всех является предпочтительным? В какой ситуации оно не может считаться благом? 2. В каком случае справедливым может быть и неравенство? Чем оно может быть оправдано? Приведите примеры. 3. Как вы понимаете тезис о «равном отношении к равным и неравном отношении к неравным людям, который, по мнению Дж. Ролза, должен лежать в основе социальной политики государства? |
3. | Этика и экономика: этические аспекты экономической деятельности | Вопросы к практическому занятию: 1. Обоснование предмета и сферы действия экономической этики. 2. Государство и бизнес: этика отношений (мировой и российский опыт). Задания к практическому занятию: Найдите в различных словарях и выпишете определения следующих понятий (с указанием источника): 1. Экономическая этика 2. Социальная ответственность бизнеса 3. Корпоратизм 4. Политический плюрализм 5. Парламентская этика 6. Этический кодекс 7. Справедливость 8. Депутатский иммунитет Проблемно-аналитические задания: Объясните следующие проблемные ситуации: 1. Какое содержание вкладывается в понятие «экономическая этика»? В чем состоит проблема определения предмета и сферы действия экономической этики? 2. Насколько применимо понятие морали к рыночной экономике? Какой ответ на этот вопрос давал А. Смит? 3. На чем основана по мнению К. Хомана, этическая ценность принципа конкуренции в современной рыночной конкуренции? 4. Раскройте значение понятия «социальная ответственность бизнеса». Чем она отличается от юридической ответственности? 5. Назовите основные аргументы «за» и «против» социальной ответственности бизнеса. 6. Охарактеризуйте современные подходы к проблеме взаимоотношений государства и бизнеса. Раскройте основные этические аспекты этих взаимоотношений. 7. Какие, на ваш взгляд, национальные традиции русской предпринимательской этики могут быть использованы в современной России? |
4. | Этика государственного и муниципального управления как регулятор взаимоотношения власти и населения: предмет и специфика | Вопросы к практическому занятию: 1. Сущность и особенности этики государственной и муниципальной службы. 2. Предмет, задачи и структура административной этики. 3. Особенности современного этапа в системе государственной и муниципальной власти: подходы и решения Задания к практическому занятию: Найдите в различных словарях и выпишете определения следующих понятий (с указанием источника): 1.Государственная служба 2.Муниципальная служба 3.Государственный служащий 4.Муниципальный служащий Проблемно-аналитические задания: Объясните следующие проблемные ситуации: 1. Какие факторы объясняют сложность и противоречивость реализации этических норм на государственной и муниципальной службе? 2. Может ли по вашему мнению, повышение заработной платы государственным муниципальным чиновникам значительно улучшить состояние этики на государственной и муниципальной службе? 3. Что еще, на ваш взгляд, может осложнять реализацию моральных требований профессиональной этики на государственной и муниципальной службе? 4. Какой смысл вкладывают современные авторы в понятие «менеджеризм»? Под влиянием каких факторов происходит смещение центра тяжести в государственной и муниципальной службе к «менеджеризму»? 5. Какие негативные последствия, по мнению специалистов, это может вызвать? Приведите примеры. |
5. | Принципы и нормы этики государственной и муниципальной службы | 1. Сущность и особенности этики государственной и муниципальной службы. 2. Предмет, задачи и структура административной этики. 3. Особенности современного этапа в системе государственной и муниципальной власти: подходы и решения Найдите в различных словарях и выпишете определения следующих понятий (с указанием источника): 1.Государственная служба 2.Муниципальная служба 3.Государственный служащий 4.Муниципальный служащий Проблемно-аналитические задания: Объясните следующие проблемные ситуации: 1. Какие факторы объясняют сложность и противоречивость реализации этических норм на государственной и муниципальной службе? 2. Может ли по вашему мнению, повышение заработной платы государственным муниципальным чиновникам значительно улучшить состояние этики на государственной и муниципальной службе? 3. Что еще, на ваш взгляд, может осложнять реализацию моральных требований профессиональной этики на государственной и муниципальной службе? 4. Какой смысл вкладывают современные авторы в понятие «менеджеризм»? Под влиянием каких факторов происходит смещение центра тяжести в государственной и муниципальной службе к «менеджеризму»? 5. Какие негативные последствия, по мнению специалистов, это может вызвать? Приведите примеры. |
6. | Моральные и этические проблемы современной государственной и муниципальной службы | Вопросы к практическому занятию 1. Место и роль нравственных характеристик в профессиограмме государственного и муниципального служащего. 2. Современные требования к моральному облику служащих государственных и муниципальных органов власти. 3. Мотивация этического поведения и способы повышения нравственного уровня государственных и муниципальных служащих. Задания к практическому занятию Проблемно-аналитические задания: Объясните следующие проблемные ситуации: 1. В чем заключается принципиальное отличие профессионализма и профессионального дилетантства? Аргументируйте свой ответ и приведите примеры из личных наблюдений. 2. Почему так важно искоренение дилетантства в управленческой сфере? 3. К каким последствиям, по мнению ученых, может привести замещение профессионализма авторитетом «хорошего организатора», «организаторскими навыками» руководителя? 4. Почему, на ваш взгляд, сегодня необходимо ориентироваться не столько на административные методы управления, сколько на высокую культуру и нравственность служащих государственного аппарата? Каковы причины повышения роли духовных стимулов в управлении? 5. Какую роль в развитии личности государственного служащего играет индивидуальная нравственность? Укажите, как соотносятся нравственная культура и профессионализм государственного служащего. 6. Какие ценности следует рассматривать в качестве высшего критерия нравственности государственного служащего? 7. Приведите перечень нравственных требований, составляющих структуру административной морали государственных служащих. |
7. | Этические требования к государственному и муниципальному служащему и проблемы внедрения этических ценностей в деятельность органов власти и управления | Задания к практическому занятию: Проблемно-аналитические задания: Объясните следующие проблемные ситуации: 1. Что представляет собой служебный (деловой) этикет государственного и муниципального служащего? 2. Охарактеризуйте этикетные правила взаимоотношений между начальником и подчиненным. 3. В чем суть правил служебного этикета при приветствии и представлении? 4. Дайте характеристику этикетных правил деловой переписки с использованием электронной почты. 5. Изложите элементарные требования к служебному помещению и рабочему месту государственного и муниципального служащего. 6. Изложите содержание правил деловых телефонных разговоров. Проанализируйте этикетные правила вручения и получения подарков. |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
1. Ермакова Ж.А. Профессиональная этика и этикет (практикум) [Электронный ресурс]: учебное пособие к практическим занятиям/ Ермакова Ж.А., Тетерятник О.П., Холодилина Ю.Е. – Электрон. текстовые данные. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013. – 104 c. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/30125. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
2. Бережкова Н.Ф. Правовое регулирование государственной службы в России. Этические нормы и присяга [Электронный ресурс]: Бережкова Н.Ф.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 583 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/34496.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Бажданова Ю.В. Этика и психология деловых отношений [Электронный ресурс]: хрестоматия/ Бажданова Ю.В. – Электрон. текстовые данные. – М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 464 c. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/11138. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
4. Гуревич П.С. Этика [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов/ Гуревич П.С. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 416 c. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/8542.. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
5. Денисов А.А. Профессиональная этика и этикет [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Денисов А.А. – Электрон. текстовые данные. – Омск: Омский государственный институт сервиса, 2014. – 210 c. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/32795. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
6. Ермаков В.А. Этика [Электронный ресурс]: хрестоматия/ Ермаков В.А. – Электрон. текстовые данные. – М.: Евразийский открытый институт, 2010. – 132 c. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/11137. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
7. Зубанова С.Г. Этика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Зубанова С.Г., Аникин Д.А. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Научная книга, 2012. – 159 c. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/6272. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
8. Картушина И.Г. Профессиональная этика и этикет [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Картушина И.Г. – Электрон. текстовые данные. – Калининград: Российский государственный университет им. Иммануила Канта, 2010. – 178 c. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/23874. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
9. Кикоть В.Я. Профессиональная этика и служебный этикет [Электронный ресурс]: учебник/ Кикоть В.Я., Аминов И.И., Гришин А.А. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 559 c. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/15449. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
10. Макаров Б.В. Деловой этикет [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Макаров Б.В., Непогода А.В. – Электрон. текстовые данные. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 209 c. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/1133. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
11. Кузнецов А.М. Этика государственной и муниципальной службы. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2015. – 253 с.
12. Омельченко Н.А. Этика государственной и муниципальной службы 5-е изд., пер. И доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2016. – 408 с.
13. Родыгина Н.Ю. Этика деловых отношений. Учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2015. – 430 с.