Дополнительные сведения для выполнения задания 1




ИНФОРМАТИКА.

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫОБУЧЕНИЯ.

Учебное пособие

 

 

 

Волгоград

 

 
2020

УДК 681.3 (075)

 

Рецензенты:

 

зав. кафедрой «Информатика и методика обучения информатике» ВГПУ д-р педагог. наук, профессор Т. К. Смыковская;

доцент кафедры «Биотехнические системы и технологии» Волгоградского государственного медицинского университета, кандидат физ.- мат. наук М.В. Петров.

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Волгоградского государственного технического университета

 

 

Лемешкина И.Г.

Информатика. Практическое руководство к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения: учебно-метод. пособие / И. Г. Лемешкина, Е. С. Павлова– Волгоград, 2020. – 60с.

 

 

© Волгоградский государственный

технический университет, 2020.

© И. Г. Лемешкина, Е.С.Павлова,

2020.

Содержание

Введение. 4

1. Линейные вычислительные процессы.. 5

2. Разветвляющиеся вычислительные процессы.. 12

3. Циклические вычислительные процессы.. 18

4. Одномерные массивы.. 29

5. Создание, редактирование, форматирование документов в текстовом редакторе MS Word. 37

6. Работа с электронными таблицами и графикой в MS Excel. 39

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 59


Введение

Контрольная работа по курсу «Информатика» предлагается на первом курсе обучения. Предполагается, что у студента имеются базовые навыки решения задач по математике и информатике из курса школьной программы.

Вариант задания на контрольную работу выбирается по сумме трех последних цифр зачетной книжки студента. Например, если номер зачетки 20111234, то номер варианта 2+3+4=9.

Контрольная работа состоит из 7 заданий:

1. Линейные вычислительные процессы.

2. Разветвляющиеся вычислительные процессы.

3. Циклические вычислительные процессы.

4. Одномерные массивы.

5. Работа с документами в текстовом редакторе MS Word.

6. Создание электронных таблиц и графическое представление

данных в MS Excel.

Оформляется работа на листах формата А4. Задания с 1 по 4 можно оформить в текстовом редакторе или вручную с использованием карандаша и линейки, задания 5 и 6 оформляются в печатном виде.

При решении для каждой задачи приводятся условие, для задач с 1 по 4 - блок-схема алгоритма и программа на языке Паскаль, для задач 5 и 6 – распечатка результатов работы (реферат, таблицы, диаграммы).

На титульном листе работы должны быть указаны:

1. Номер варианта.

2. Номер группы.

3. ФИО студента (полностью).

4. Номер зачетной книжки.

1. Линейные вычислительные процессы

Условие задания 1 (по вариантам)

Вычислить, упростив при помощи дополнительной переменной.

0.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

Пример выполнения задания 1

Вычислить значение при различных значениях аргументов.

Тестовый пример

Входные данные:A=3 B=4 C=6

Выходные данные:

Числитель в аргументе тригонометрических функций равен 0.0666666666666667, а знаменатель 7, потому их отношение равно 0.00952380952380953

Вся формула получается X=0.476843791449574

Блок-схема к заданию 1

Листинг программы на Pascal к заданию 1

Program abc;

var

A,B,C,X,Y,Y1,Y2: real;

begin

// ввод данных

writeLn('введите A, B, C');

readLn(A,B,C);

// вычисление промежуточных данных

// сначала числитель

Y1:=sqrt(sqr(A)+sqr(B))/(0.5 + A*B) - 1/A;

// потом знаменатель

Y2:=C+abs(A-B);

// потом их отношение

Y:= Y1/Y2;

//теперь всю формулу:

X:= exp(-A/B)*(sin(Y)+cos(Y));

//вывод результата

writeLn(' X= ', X:8:3);

//X:8:3 означает, что для вывода X отводится

//8 знакомест, из них 3 знака после запятой

end.

Дополнительные сведения для выполнения задания 1

Стандартные математические функции Pascal

Таблица 1

Математическая запись функции Запись функции в TP
|x| abs(x)
ex exp(x)
cos x cos(x)
sin x sin(x)
arctg x arctan(x)
ln x ln(x)
sqrt(x)
x2 sqr(x)
π pi

 

Здесь представлены не все известные функции. Нет, например, тангенса. Для его вычисления потребуется воспользоваться известным тригонометрическим тождеством tg(x)=sin(x)/cos(x).

Вычисление арксинуса и арктангенса таково:


,


Все тригонометрические вычисления производятся в радианах.

Для возведения в степень можно использовать формулу, верную для положительных значений : .

В языке Pascal определены шесть стандартных арифметических операций: сложение, вычитание, умножение, деление, остаток от деления и деление без остатка (+, –, *, /, mod и div). Первые четыре операции не требуют комментария, а последние две разберем подробнее. Присвоим переменной M остаток от деления 19 на 7, а переменной D - результат вычисления операции деления без остатка 19 на 7:

M:=19 mod 7;

D:=19 div 7;

В результате в M будет число 5, а в D – число 2.

 

Основные типы данныхPascal

Таблица 2

Тип данных Название типа Память (байт) Диапазон возможных значений
Byte байт   0…255
Integer целый   -32768…32767
Real вещественный   ±2,9·1039.. ±1,7·1038
Boolean логический   FALSE=0, TRUE=1
Char символьный   множество символов

Ввод данных в Pascal

Для ввода данных используются операторы read и readln.

Формат операторов:

read(<список параметров>);

readln(<список параметров>);

<список параметров> - это набор считываемых переменных. Если переменных несколько, они разделяются запятой.

Пример: read(a);

read(c,d,e);

Действие оператора read (a):

Считывается значение соответствующего типа и присваивается переменной (записывается в область памяти, отведённую для переменной).

Если a – целое (integer), то должно быть прочитано целое число. Ввод значения другого типа приведёт к ошибке.

Действие оператора readln такое же, как и у оператора read. Но после выполнения этого оператора происходит перевод курсора на новую строку.

Вывод данных в Pascal

Для вывода данных на экран используются операторы:

write(<список вывода>);

writeln(<список вывода>);

<список вывода> - это последовательность из одного или более выражений типов: целого, вещественного, символьного, строкового, логического.

Пример: write(a,b,’ABC’);

writeln(x);

Оператор write оставляет курсор в той же строке. Оператор writeln переводит курсор на следующую строку.

2. Разветвляющиеся вычислительные процессы

Условие задания 2 (по вариантам)

0. Вывести сумму чисел , определить четная ли она, если четная, то найти значение произведения .

1. Определить делится ли на целое число целое число без остатка. Если делится, то разделить на и вывести его.

2. Проверить на неотрицательность значение выражения . Если выражение неотрицательно, то значение утроить.

3. Определить имеет ли действительные корни уравнение . Если имеет, то значение возвести в квадрат.

4. Ввести целое число , получить число , которое равно половине , если - четное и удвоенному значению в противном случае.

5. Ввести целые числа и и действительное число . Модифицировать число по формуле , если не делится на и в противном случае. ( - остаток от деления на )

6. Если больше чем , то увеличить на 10, в противном случае уменьшить в два раза.

7. Для двух неравных чисел и определить какая из дробей или ближе к числу . В первом случае число удвоить, во втором удвоить число .

8. Определить делится ли на 5 введенное число . Если делится, то другому числу присвоить , в противном случае присвоить .

9. Проверить равно ли нулю выражение , где - целая часть выражения . Если выражение обращается в ноль, то значение утроить.

10. Для двух дробей и выяснить, равны ли их дробные части. Если дробные части не равны, то вывести оба значения, если равны, то ограничиться выводом соответствующего сообщения.

11. Для двух дробей и выяснить, равны ли их целые части. Если части равны, то вывести об этом сообщение, если не равны, то вычислить и вывести модуль их разности.

12. Для дроби определить превышает ли дробная часть числа . Если превышает, то число удвоить, иначе удвоить число .

13. Определить превышает ли умноженная на 10 дробная часть числа целую часть . Если превышает, то вывести значение на сколько.

14. Определить является ли целая часть числа четной. Если она четная, то возвести в квадрат, иначе утроить.

15. Возвести во вторую степень число , если его целая часть больше числа , где остаток от деления на 5.

16. Ввести три числа , , , определить их сумму . Если сумма больше или равна 100, то оставить числа без изменения, в противном случае определить число - сколько не хватает в сумме, чтобы она была равна 100.

17. Определить превышает ли число значение числа , являющегося остатком от деления на 7. Если превышает, то уменьшить на k, в противном случае увеличить в раз.

18. Выяснить превышает ли модуль числа значение . Если превышает, то уменьшить вдвое, в противном случае удвоить.

19. Определить можно ли из квадрата со стороной вырезать круг с радиусом . Если возможно, то определить какая часть площади квадрата пойдет при этом в «обрезки».

20. Определить можно ли из куба со стороной вырезать шар с радиусом . Если возможно, то определить какая часть объема куба пойдет при этом в «обрезки».

21. Ввести четыре числа , и , - стороны прямоугольников. Выяснить, равны ли их площади. Если не равны, то выяснить модуль разности их площадей.

22. Ввести значение - некий объем воды. Выяснить поместится ли он в цилиндрический стакан высотой и радиусом . Если не поместится, то выяснить, сколько воды перельется через край.

23. Ввести два числа и . Определить превышает ли сумма остатков от деления на 11 этих чисел число 11. Если превышает, то увеличить их оба на 5.

24. Ввести два числа и . Поделить нацело на . Определить четность полученного числа. Если полученное число четное, то возвести и в квадрат.

25. Ввести три числа a, b, c, определить их произведение P. Если произведение положительное, то оставить числа без изменения, в противном случае все три числа утроить.

26. Ввести два числа a и b. Вычислить площадь прямоугольника со сторонами a и b. Если полученное произведение превышает 120, вычислить периметр прямоугольника со сторонами a и b.

27. Ввести три числа x, y, z, определить их сумму S. Если сумма больше или равна 50, то оставить числа без изменения, в противном случае все три числа возвести в квадрат.

Пример выполнения задания 2

Ввести число x, выяснить, что больше: целая часть числа x, или его дробная часть, умноженная на 10. Если первое, то число разделить на 10, если второе, то дробную часть от него отнять.

Тестовые примеры

1) Входные данные: X = 3.08763

Выходные данные:

Целая часть числа равна 3, дробная часть числа равна 0.08763

целая часть больше, число после изменения x=30.8763

2) Входные данные: X = 1.2345

Выходные данные:

Целая часть числа равна 1, дробная часть числа равна 0.2345

дробная часть, умноженная на 10 больше

удесятеренная дробная часть равна 2.345,число после изменения x=1

Блок-схема к заданию 2

Листинг программы на языке Pascal к заданию 2

Program АВС;

var x,y,z:real;

begin

writeLn('введите x');

readLn(x);

// вычисляем целую часть

y:=trunc(x);

writeLn('целая часть числа равна ', y);

// вычисляем дробную часть

z:=frac(x);

writeLn('дробная часть числа равна ', z);

// проверка условия

If y>z*10 then

begin

writeLn('целая часть больше');

x:=x*10;

end

else

begin

writeLn('дробная часть, умноженная на 10 больше');

writeLn('удесятеренная дробная часть равна',z*10);

x:=x-z;

end;

writeLn('число после изменения x=',x);

end.

Дополнительные сведения для выполнения задания 2

Разветвляющимся вычислительным процессам соответствует алгоритмическая управляющая структура развилка. Во многих алгоритмах реализованы структуры с двумя альтернативными ветвями, одна из которых выполняется в том случае, если проверка некоторого логического выражения дает положительный результат (TRUE – «ИСТИНА»), а другая – отрицательный (FALSE – «ЛОЖЬ»). Эта структура и называется полной развилкой(рис. 1).

Рис.1.Полнаяразвилка

Возможна структура развилки с одной ветвью. Т. е., если проверка логического выражения L дает положительный результат, то выполняется одна ветвь развилки, иначе эта ветвь игнорируется (рис. 2).

Рис.2. Неполная развилка

 

В языке Pascal развилки записываются так:

if <условие> then

<оператор 1>

Else

<оператор 2>;

Это полная развилка. Работает по следующему алгоритму:вначале вычисляется логическое выражение <условие>. Если результат есть TRUE (истинно), то выполняется <оператор 1>, а <оператор 2> пропускается. Если результат есть FALSE (ложь), наоборот, <оператор 1> пропускается, а выполняется <оператор 2>.

Неполная же развилка имеет следующий вид:

if <условие> then

<оператор>;

Вначале вычисляется логическое <условие>. Если результат есть TRUE (истинно), то выполняется <оператор>. Если результат есть FALSE (ложь), то оператор пропускается, и выполняются действия, следующие за оператором развилки.

Дословно «if… then… else… » переводится как «если… то… иначе… ».

3. Циклические вычислительные процессы

Условие задания 3.1 (по вариантам)

Используя три различных цикла определить значение:

0. Суммы, .

1. Произведения, .

2. Суммы, .

3. Произведения, .

4. Суммы, .

5. Суммы, .

6. Произведения, .

7. Произведения, .

8. Суммы, .

9. Произведения, .

10. Произведения, .

11. Суммы, .

12. Произведения, .

13. Суммы, .

14. Произведения, .

15. Суммы, .

16. Произведения, .

17. Суммы, .

18. Суммы, .

19. Произведения, .

20. Произведения, .

21. Суммы, .

22. Произведения, .

23. Суммы, .

24. Произведения, .

25. Суммы, .

26. Произведения, .

27. Суммы, .

Пример выполнения задания 3.1

Трижды определить значение суммы, используя три различных цикла .

Тестовый пример

Входные данные:

k = 5, x = 1

Выходные данные:

S = 0.707+3.016+7.517+14.672+24.878

полученная сумма S = 24.878

 

 

Блок-схемы к заданию 3.1

Листинг программы на Pascal к заданию 3.1 (вариант с циклом for)

program ABC;

var n,k:integer;

x,S:real;

begin

writeLn('Введите k, x');

readLn(k,x);

for n:=1 to k do

S:=S+sqr(n)/sqrt(n+x);

writeLn('полученная сумма S=',S:8:3);

end.

Листинг программы на Pascal к заданию 3.1 (вариант с циклом repeat)

program ABC;

var n,k:integer;

x,S:real;

begin

writeLn('Введите k, x');

readLn(k,x);

S:=0;

n:=1;

repeat

S:=S+sqr(n)/sqrt(n+x);

n:=n+1;

until n>k;

writeLn('полученная сумма S=',S:8:3);

end.

Листинг программы на Pascal к заданию3.1 (вариант с циклом while)

program ABC;

var n,k:integer;

x,S:real;

begin

writeLn('Введите k, x');

readLn(k,x);

S:=0;

n:=1;

while n <= k do

begin

S:=S+sqr(n)/sqrt(n+x);

n:=n+1;

end;

writeLn('полученная сумма S=',S:8:3);

end.

Условие задания 3.2 (по вариантам)

Протабулировать функцию:

0. на интервале , , указав значения аргумента, при которых функцию нельзя вычислить.

1. на интервале , , указав значения аргумента, при которых функцию нельзя вычислить.

2. на интервале , , учтя при этом, что .

3. на интервале , , учтя при этом, что .

4. на интервале , , указав значения аргумента, при которых функцию нельзя вычислить.

5. на интервале , .

6. на интервале , .

7. на интервале , , указав значения аргумента, при которых функцию нельзя вычислить.

8. на интервале , , указав значения аргумента, при которых функцию нельзя вычислить.

9. на интервале , .

10. на интервале , .

11. на интервале , .

12. на интервале , .

13. на интервале , , указав значения аргумента, при которых функцию нельзя вычислить.

14. на интервале , , указав при этом превышает модуль вычисленной функции , или не превышает.

15. на интервале , , указав при этом превышает модуль вычисленной функции , или не превышает.

16. на интервале , , указав при этом делится или не делится на 3 целая часть вычисленной функции.

17. на интервале , , указав при этом делится или не делится на 5 целая часть вычисленной функции.

18. на интервале , , указав при этом превышает или не превышает значение модуль дробной части вычисленной функции.

19. на интервале , , указав при этом превышает или не превышает значение модуль дробной части вычисленной функции.

20. на интервале , , указав при этом превышает или не превышает значение модуль дробной части вычисленной функции.

21. на интервале , , указав при этом превышает или не превышает остаток от деления целой части функции на 3 остаток от деления целой части этой функции на 4.

22. на интервале , , указав при этом превышает или не превышает функция значения .

23. на интервале , , указав при этом превышает или не превышает функция значения .

24. на интервале , , указав при этом превышает или не превышает остаток от деления целой части функции на 2 остаток от деления целой части этой функции на 3.

25. на интервале , .

26. на интервале , , учтя при этом, что .

27. на интервале , .

Пример выполнения задания 3.2

Протабулировать функцию на интервале , , указав при этом значения функции с нечетной и четной целой частью.

Блок-схема к заданию 3.2

 

Листинг программы на Pascal к заданию 3.2

program ABC;

var

f,x,a:real;

begin

writeLn('Введите a');

readLn(a);

x:=-2;

while x <= 3 do

begin

f:=sqr(x+a);

write('f(',x:8:2,') =',f:8:2);

if trunc(f) mod 2 <> 0 then

writeLn(' - целая часть ',trunc(f),' нечетная ')

else

writeLn(' - целая часть ',trunc(f),' четная');

x:=x+0.3;

end;

end.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: