Долговременная память.
Долговременная память - постоянное хранилище информации. Объем и время сохранения информации в долговременной памяти практически безграничны.Содержание памяти довольно обширно и разнородно:огромное количество абстрактныхзнаний, двигательных навыков и личных воспоминаний. Наиболее действенным способом понять это является возможность узнавания большого количества информации из-за меньшей энергоёмкости (Стандилинг, 90% узнавание 2560 слайдов с пейзажами и архитектурными сооружениями). Наличие процесса забывания по многочисленным данным ставится под сомнение.
Выделяется триаспекта связи долговременной памяти с другими подсистемами:
Она является «конечным пунктам» на пути информациииз сенсорного регистра.
Содержаниядолговременной памяти постоянно присутствуют в области действия центральногоисполнителя блока рабочей памяти.
Для тогочтобы информация была адекватно обработана в блоке рабочей памяти, она должнабыть распознана и категоризована.
Долговременная память:
Процедурная память это типпамяти, не связанный с представлениями. Процедурный тип памяти включает в себяусловные рефлексы, двигательные навыки, эффекты предшествования. Отвечает навопрос как это делается? Осознанный и контролируемый тип памяти, но может иметь исходно имеет неосознаваемый автоматический характер или перейти с осознаваемого уровня на неосознаваемый (автоматизация навыка).
Декларативнаяпамять - тип памяти, связанный с представлениями. Декларативная система отвечает засохранение содержательного аспекта информации, т.е., по сути, отвечает навопрос что? Контролируемый осознаваемый характер памяти.
|
Эпизодическая память (Тульвинг) –тип памяти, включающий в себя конкретные эпизоды прошлого, локализованные во времени и пространстве.
Семантическая память -тип памяти о правилах и категориях (обобщениях, понятиях). Так, например, я знаю, как из букв составлять слова, знаю понятие «глагол».
Автобиографическая –подсистема долговременной памяти, оперирующая воспоминаниями о личностно значимых событиях и состояниях.
Семантическая сеть.
Семантическая память – тип памяти, отражающий обобщенные сведения о мире. Главные свойства семантической памяти – организация памяти по значению и абстрактный код хранения. В универсальных значениях представлен в свёрнутой форме опыт культуры, важные для людей свойства предметов.
Предположение о том, что декларативные,т. е. доступные для сознательной актуализации, знания представлены вдолговременной памяти в виде семантических сетей, было впервые выдвинуто Майклом Россом Квилианом (параллельно несколько авторов в конце 60х), а также и сам термин «семантическая память». Он предполагал, что информация в семантической памяти хранится в иерархически организованных сетевых структурах, которые состоят из узлов и отношений между ними. Каждому узлу соответствует набор свойств, который является истинным для него самого и всех категорий нижележащего уровня (принцип наследования свойств, который отвечает гипотезе когнитивной экономии, позволяющей контролировать ресурсы за счёт препятствия дублированию информации).
Для иллюстрации гипотезы была проведена серия экспериментов, где оценивалось время оценивания истинности утверждений («канарейка поёт», «канарейка имеет перья», «канарейка имеет кожу»). В результате время, затрачивание на оценку постепенно увеличивалось от утверждения к утверждению, что соответствовало в его теории затратам времени на прохождение узлов.
|
Э.Рош дополнила схему Квиллиана, введя понятие степени категориального членства, отражающего, насколько тот или иной объект является типичным представителем своей категории. В результате эксперимента на оценку типичности (шкала от 1 до 7), оказалось, что время, затрачиваемое на идентификацию менее типичных представителей категории, было больше, чем на идентификацию более типичных. «Малиновка (более типичное) - птица» опознавалось быстрее, чем «пингвин (менее) – птица».
Р. Конрад отметил большую важность эмпирической значимости, нежели степени категориального членства. Он предположил, что если с фактом, связанным с содержанием определенного понятия, часто сталкиваются, то он будет храниться вместе с тем же понятием, не смотря на то, что он может быть выведен из более общего понятия (дублируются наиболее важные свойства, записываются вместе с понятием), минуя принцип когнитивной экономии. По такому же принципу кодируются исключения из правил.
Важным дополнением сетевой модели стало предположение Смита, Шобена и Рипса о наличии ранжированного по степени доступности перечня признаков узлов семантической сети (от наиболее до наименее существенных признаков). В связис этим все признаки разделяются на определительные и характерные.Определительным признакам придается большее значение, чем характерным.Отнесение к определительным или характерным осуществляется как на логических,так и эмпирических фактах.
|
В модели Дж.Лофтуса и э. Коллинсао «распространяющейся активации »расстояния между объектами обозначают степень их семантической связанности (безразлично по какой причине логической или эмпирической она сложилась).Возбуждение, вызванное активацией одной из единиц, распространяется по сети, повышая доступность связанных с ней элементов. Уровень активации понижается по мере увеличения дистанции между единицами и с течением времени.
Категории (обобщения, форма существования знания), хранящиеся в семантической памяти неоднородны.
Понятийные, высшие обобщения более поздние и не преобладают в С.П.. В понятиях дифференцируются видовые и родовые признаки (логические отношения между элементами и классами), понятия осознаны и выражаются словесно, признак в основе устойчив, обобщён, существенен (научные, или теоретические понятия).
Синкрет – самое примитивное обобщение – появляется в результате группировки предметов на основе случайного признака (объективного или субъективного). Например, «бяка».
Комплекс – более сложный и генетически более поздний вид обобщения. Главный принцип обобщения – непостоянство основания, неустойчивость и несущественность. Каждый элемент комплекса имеет хотя бы один общий признак с другим, но группа признаков кажется несвязанной. В основе эмпирический опыт. Например, утверждение «Вася - жадина» основано исключительно на наблюдении за поведением без учета его мотивов и обстоятельств.
Псевдопонятие – переходная от комплексов к понятиям. Специфическая черта: в обыденных условиях и общении наблюдается практически полное совпадение круга объектов в псевдопонятии и настоящем понятии (ребенок выделит 3 перпендикуляра у буквы Ш, и один у буквы Е). Главное различие – несовпадении понимания мира носителями разных форм обобщений. В некоторых темах мы остаемся на уровне псевдопонятий.
Именно явление псевдопонятий делает подход с точки зрения построения психосемантических пространств более перспективным. Семантические пространства – моделируют то, в каких отношениях друг к другу находятся различные значения, учитывая при этом в первую очередь не их формально - логический статус, а реальный способ функционирования.
Результаты проведенных исследований усложняют исходное представление о семантических сетях, каждому узлу соответствует определенное множество свойств, характеризующих понятия (субхранилища). Состав субхранилищ определяется 1) логическими отношениями между объектами; 2) степенью категориального членства объекта; 3) эмпирической значимостью того или иного свойства в приложении к данному объекту; 4) неявными, часто неосознаваемыми параметрами категоризации объектов мира. Вариантами таких субхранилищ могут быть научные понятия, житейские, образы, схемы, сценарии (фиксированные последовательности действий).
-|-