Реформаторская деятельность Михаила Михайловича Сперанского




Неудачи во внешней политике заставили Александра I обратить внимание на внутреннюю политику. После Тильзита Александр решил восстановить утраченный авторитет, продолжив реформы. В связи с охлаждением к царю членов Негласного комитета надо было найти новых людей, которые поддерживали бы реформаторские начиная императора. В этот период при нем возвысился Михаил Михайлович Сперанский.

Михаил Сперанский — знаменитый государственный деятель. Сын священника, родился 1 января 1772 г., учился во владимирской семинарии, а затем в главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге, в которой по окончании курса был определен учителем математики, физики и красноречия, а затем и философии. Вместе с тем Сперанский сделался домашним секретарем князя Алексея Борисовича Куракина и поселился в его доме, где сблизился с гувернером Брюкнером, ревностным последователем взглядов Вольтера, энциклопедистов и либеральных взглядов того времени (еще в семинарии один учитель Сперанского «проповедовал» ученикам Вольтера и Дидро). По вступлении на престол императора Павла, князь Куракин был сделан генерал-прокурором; в 1797 г. Михаил Сперанский поступил на службу в его канцелярию и продолжал служить там и при трех его преемниках. По восшествии на престол императора Александра I Сперанский получил звание статс-секретаря и в 1802 г. перешел на службу в министерство внутренних дел.

Здесь на него обратил внимание член Негласного комитета Кочубей, который дает Сперанскому множество поручений, с которыми последний легко справляется. В 1806 году Кочубей начал присылать вместо себя своего статс-секретаря на доклады к Александру I. Так произошло знакомство императора и будущего великого реформатора. На царя Сперанский произвел самое благоприятное впечатление. После неудачи в европейских войнах с Наполеоном русское общество критиковало императора, и он вынужден был искать поддержку. Именно её он и нашел в лице Сперанского, который сопровождал Александра I в европейских поездках. В 1808 году Александр I попросил его подготовить документ, в котором тот бы изложил свое видение преобразований в России. Им был предложен целый ряд различных реформ, некоторые из которых легли в основу внутренней политики Александра I.

Началось восхождение Сперанского к вершинам государственной власти. С 1807 г. он статс-секретарь императора, а с 1808 г. — заместитель министра юстиции, который одновременно являлся и генерал-прокурором Сената.

Проект политической реформы: замыслы и результаты. Сперанский писал Александру еще в 1803 г., то есть до их личного знакомства. Уже тогда предлагал свой проект реформ. В его «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России» высказываются мысли о свободе всех сословий и участии их в законодательной деятельности, об ответственности исполнительной власти перед законодателями. Но тогда «Записка» осталась без ответа. А вот теперь настало время Сперанского. Александр поручил ему начать осуществление реформ.

Сперанский подготовил проект к октябрю 1809 г. Он назывался «Введение к уложению государственных законов», в котором содержались следующие положения:

Политические права принадлежат, под условием владения собственностью, дворянству и среднему состоянию; к последнему принадлежат купцы, мещане, однодворцы и все крестьяне, владеющие недвижимой собственностью в известном количестве. Низшее состояние, в котором числятся помещичьи крестьяне, мастеровые, их работники и домашние слуги, должны иметь общие гражданские права, но не имеют прав политических. Переход из низшего класса в средний открыт всем, кто приобрел недвижимую собственность в известном количестве.

Законодательное собрание носит название «государственной думы», которая составляется следующим образом. Каждые три года в волости из всех владельцев недвижимой собственности составляется собрание — волостная дума, в которую казенные селения посылают одного старшину от 500 душ. Эта волостная дума выбирает депутатов в окружную думу (губерния делится на 2 — 5 округов). Окружная дума, кроме выборов членов окружного совета и окружного суда, выбирает депутатов в губернскую думу, а эта последняя, кроме членов губернского совета и губернского суда, выбирает депутатов в государственную думу из обоих состояний, имеющих политические права.

Государственная дума собирается ежегодно без всякого созыва. Предложение и утверждение закона должно принадлежать одной державной власти, но ни один закон не может иметь силы без рассмотрения в государственной думе.

 

Участие государственной думы требовалось также для издания постановлений о налогах и общих повинностях и для продажи и залога государственных имуществ.

Дела предлагались государственной думе от имени державной власти одним из министров или членов государственного совета; но думе дозволялось возбуждать представления о государственных нуждах, об ответственности министров и о мерах правительства, нарушающих коренные законы.

Судебная власть была предоставлена в первых трех инстанциях лицам выборным. Даже в высшей инстанции, в Сенате, державная власть должна была назначать членов не иначе, как из числа лиц, внесенных по выборам губернских дум в государственный избирательный список. Державная власть наблюдает за исполнением форм и обрядов через председателей, которые в двух низших инстанциях были выборные, но утверждались в первой — министром юстиции, а во второй — государственным советом, в Сенате же назначались державной властью из кандидатов, выбранных самим Сенатом. Закон должен был определить, какие дела подлежат суду присяжных.

Что касается власти исполнительной, то Михаил Сперанский установил ответственность министров перед государственной думой. Предание суду министра могло состояться только с утверждения державной властью постановления о том государственной думы. В государственном совете рассматриваются проекты законов, уставов и учреждений. Предполагалось осуществить этот план в следующей последовательности: 1 января 1810 г. открыть государственный совет в новом виде, указав как предлог к его преобразованию приготовленный новый проект гражданского уложения и стесненное положение финансов. 1 мая манифестом назначить выбор депутатов в Государственную думу и открыть ее 1 сентября. Начать ее действия с рассмотрения гражданского уложения, испытать и подготовить известным образом депутатов, и если не встретится каких-либо непреодолимых препятствий, предложить им государственное уложение, признание которого и утвердить общей присягой, а затем приступить и к устройству судебной части. 1 января 1810 г. был открыт в преобразованном виде Государственный совет, но далее не пошло исполнение вышеуказанной программы. Осуществление проекта Сперанского должно было стать важным шагом на пути реформ. Этот план со временем получил бы развитие в других преобразованиях. Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавной власти царя и ликвидации крепостного права.

В начале 1810 года был учрежден Государственный совет. Михаил Сперанский стал государственным секретарем, де-факто он становился вторым государственным лицом после императора. Многим это естественно не понравилось. Преобразования, проводимые им, коснулись всех слоев общества. Была проведена большая работа с финансовой отчетностью. Государство прекращало выпуск ассигнаций, ужесточался контроль над финансовыми средствами, выделенными под нужды министерств. Недовольство либеральными реформами, расширение прав низших сословий и ограничение прав дворянства привели к большому недовольству дворян. Главной задачей было наведение порядка в подготовке и принятии законов. Все проекты теперь должны были рассматриваться только через Государственный совет. Необходимо отметить, что Государственный совет был призван стать даже не законодательным, а всего лишь законосовещательным органом при императоре, орудием его законодательной власти.

В 1811 г. вводится единый регламент деятельности министерств. В 1811 г. был подготовлен проект Уложения Сената – он делился на Правительствующий (местное самоуправление), и Судебный. Но этот проект не был принят. В обществе реформы вызвали бурю критики. Александр испугался и решил прекратить преобразования в политической области.

Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия. Сперанский проводил реформы не только в политике, но и в экономике. С целью поиска финансов он предлагал ввести налоги и на дворянские поместья. Этим он окончательно настроил против себя дворянство. К критике правительства присоединились такие авторитетные люди, как, например, Н. М. Карамзин, наш великий литератор и историк, один из идеологов консерватизма.

1812 г. был роковым в жизни Сперанского. Направленная против либеральных преобразований записка Карамзина (1811 г.) и разные нашептывания врагов Сперанского произвели впечатление на Александра I. Постепенно охладевая к Сперанскому, государь стал тяготиться его влиянием и, приступая к борьбе с Наполеоном, решил с ним расстаться. Михаил Сперанский внезапно был отправлен в ссылку, подавшую повод к распространению клеветы об его измене посредством сношений с иностранными посланниками. В марте 1812 г. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем в Пермь.

Реформы Сперанского не задевали основ феодально-самодержавного строя. И хотя большинство идей Сперанского так и не было реализовано, это был пример для реформирования в будущем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: