Бесспорное стратегическое значение для Беларуси имеет сотрудничество с Российской Федерацией и союзное строительство с ней. Об этом заявил 23 апреля Президент Беларуси Александр Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию.
"Эффект от нашего взаимодействия впечатляющий: товарооборот почти в $35 млрд. в прошлом году, широчайший спектр областей сотрудничества, интенсивный заинтересованный диалог на всех уровнях, - сказал глава государства. - Принятые в ходе последнего заседания Высшего государственного совета Союзного государства решения формируют стратегическую линию двустороннего взаимодействия. Особую значимость приобретает совместная антикризисная программа, направленная на консолидацию усилий и дальнейшее развитие всестороннего сотрудничества".
Александр Лукашенко также считает, что нужно сохранить высокий уровень взаимовыгодных отношений в рамках Евразийского экономического сообщества, Организации Договора о коллективной безопасности, СНГ. Эта цель была основной в период председательства Беларуси в Совете глав правительств СНГ. Как следствие, принята Стратегия экономического развития Содружества до 2020 года.
Отношения Россия- Белоруссия и отношения Россия - Украина выступают в настоящее время как суть разные вещи. В то время как в Украине появляются новые российские персоны нон-грата, в это же самое время Белоруссия проводит непонятные митинги против тех, кто выступает за объединение с Западом. Создается двоякость ситуации. 16 мая Украина вступила в ВТО, в противоположность этому явственно доходят отовсюду слухи о банкротстве Белоруссии. Заперев Белоруссию в своих «железных тисках былой дружбы» Россия добилась того, что Белоруссия находится на грани катастрофы, причем Россия не спешит вытягивать ее оттуда. Здесь создается какая-то парадоксальная ситуация: ни себе, ни другим… Вот сообщение начала этого года (из обычной ленты новостей январь 2009):
|
«Россия отклонила просьбу Белоруссии о предоставлении кредита в 100 миллиардов рублей в обмен на переход на расчеты в рублях во взаимной торговле. "У них были в письмах цифры - 100 миллиардов рублей, мы это даже не рассматриваем", - заявил заместитель министра финансов РФ Дмитрий Панкин. Его слова приводит агентство "Интерфакс".
Ранее Россия согласилась выделить Белоруссии кредит в размере двух миллиардов долларов. Первый транш в размере одного миллиарда был перечислен в ноябре 2008 года.
Панкин сообщил, что вторая часть кредита будет передана после подписания плана совместных действий двух стран по преодолению последствий мирового финансового кризиса. По словам заместителя министра финансов РФ, этот план пока обсуждается.
В декабре газета "Коммерсант" сообщила, что решение о предоставлении Белоруссии кредита в 100 миллиардов рублей будет зависеть от того, признает ли официальный Минск независимость Южной Осетии и Абхазии. Другое условие - передача "Газпрому" контрольного пакета акций ОАО "Белтрансгаз". По данным газеты, в случае выполнения этих условий Белоруссия могла бы не только получить кредит, но и сохранить льготную цену на российский газ.
«Перед Белоруссией не стоит политической задачи вступления в ВТО любой ценой. Об этом заявил заместитель премьер-министра Республики Белоруссии Андрей Кобяков. "Перед нами стоит задача вступить в ВТО. Однако политической задачи вступления любой ценой для нас не стоит", - сказал А.Кобяков.
|
Он также отметил, что задача создания таможенного союза между РФ, Белоруссией и Казахстаном является более приоритетной. При этом вице-премьер подчеркнул, что свободный товарооборот на пространстве стран СНГ приведет к повышению значимости экономических интересов стран содружества.»
А вот несколько цитат из разговора российских корреспондентов с Александром Лукашенко: в принципе понятная вещь, только почему-то не говорят о ней с больших экранов - об отношениях России и Беларуси:
- Острота такова, что Россия может потерять Беларусь, а Беларусь может потерять Россию.
А то, что Россия притесняет своего экономического партнера?
- Россия сегодня закрыла рынок для белорусских товаров. И нашли мотивацию, что-де мы поддерживаем сельское хозяйство Беларуси, поэтому у нас низкие цены. Так поддерживайте и вы сельское хозяйство в России! Если вы боитесь, что мы разрушим ваш рынок дешевыми продуктами, давайте создадим совместную компанию, через которую будем поставлять все мясные и молочные продукты.
- Вот я вам еще приведу пример. У вас на сахар цены подскочили почти на 40 процентов за последнее время. Я когда это прочитал, за голову взялся. Ребята, это же преступление перед собственным народом. Зачем вы закрыли свой рынок для нашего сахара? Было бы достаточно на рынке сахара, не было такой цены. Потом, в результате полуторагодичной борьбы вы нам довели квоту в 150 тысяч тонн. Остальные вы завозите. 7 миллионов тонн сахара завозите! Что такое 150 тысяч тонн на этом фоне?
|
белорусы хотят переориентировать всю экономику на западный манер, чтобы не зависеть так критически от России, которая действительно имеет достаточные запасы на любой случай.
Тем не менее Россия экспортирует свой газ, устанавливая заранее неподъемную для Белоруссии цену.
И вот уже последние, свежие данные, наиболее ярко доказывающие правильную направленность всего вышесказанного: Между Россией и Белоруссией началась «молочная война»: 6 июня Роспотребнадзор запретил ввоз в Россию порядка 500 видов белорусской молочной продукции. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко объявил, что белорусские производители продуктов «не переоформили разрешительную документацию в соответствии с требованиями технического регламента, которые вступили в силу еще в декабре 2008 года».
Как мы видим, любимые меры российские до предела просты: Онищенко уже не раз запрещал ввоз различных товаров (от грузинского вина до латвийских шпрот) в период политического противостояния.
По данным белорусских экспертов, поставки молока в Россию приносят в бюджет страны около $1 млрд. Общий бюджет Белоруссии составляет $15 млрд. Две трети произведенного в Белоруссии молока до сих пор продавалось за границу, отмечает «Время новостей». Проблемы во внешней торговле негативно сказываются на внутренней экономической ситуации страны. Непроданные запасы готовой продукции уже превысили 90% от среднемесячного объема производства.
Лукашенко дал интервью ряду изданий, в которых рассказал не только о ситуации в молочной отрасли, часть которых было приведено выше. По словам белорусского президента, уже несколько месяцев Москва шантажирует его, требуя признать независимость Абхазии и Южной Осетии и заявляя, что только в этом случае он может рассчитывать на кредит в $500 млн.
Дойдя до темы возможного присоединения Белоруссии к России, он заявил, что если Москва попытается это сделать, то получит «еще одну Чечню». По его словам, «национально-освободительную войну» против России начнут «отморозки» (эти термином он традиционно называет белорусскую оппозицию).
Министр финансов России Алексей Кудрин в свою очередь отметил, что «с точки зрения российской экономики Белоруссию можно сравнить с крупным регионом, не самым большим». Кудрин добавил, что «суверенитет Белоруссии является для нее тяжким беременем». Напомним, что до этого Лукашенко позволил себе ряд нелестных высказываний в адрес Алексея Кудрина. Однако Кудрин напомнил, что цена на газ для Белоруссии пересмотрена не будет и переговоры о кредите в $500 млн. будут продолжены.
В результате мы видим ужасную картину: на наших глазах разрушаются устоявшиеся внешнеторговые связи России и Белоруссии.
· Экономические взаимоотношения России и Белоруссии не развиваются, а сворачиваются.
Это лишь является дополнительным свидетельством внешне теплых, но пустых отношений, где Союза на самом деле никакого нет.
В июле 2010 года начал действовать Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России.[13] По некоторым оценкам, создание Таможенного союза позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно 15 % к ВВП стран-участниц к 2015 году[14][15][16].
Во второй половине 2010 года произошло значительное ухудшение отношений между руководством РФ и президентом Лукашенко.[17][18]
В апреле 2011 года Белоруссия отозвала из Экономического суда СНГ иск против России о взимании пошлин за нефтепродукты
Проблема построения Союзного государства Белоруссия-Россия остается наиболее важной с политической, экономической и военной точек зрения. Никакие внутренние и международные события, какими бы острыми и драматическими они ни были, не могут отодвинуть или приглушить проблему формирования Союзного государства. Этому есть объективные причины, основными из которых являются следующие:
Во-первых, политическое и экономическое развитие пространства СНГ имеет перспективу лишь в том случае, если на нем начнут превалировать реинтеграционные процессы, как необходимое условие обеспечения экономической, политической и военной безопасности стран, находящихся на этом пространстве. Такое положение доказывается предшествующим единым развитием этих стран в условиях Российской империи и Советского Союза, опытом после 1991 г., повлекшим развитие дестабилизирующих процессов в рамках отдельно существующих независимых государств. Воссоздание СССР невозможно и нереально. Но и существование разрозненных государств на этом пространстве, попытки реализовать свою независимость за счет новых экономических связей не внутри СНГ, а во вне не имеют перспектив как с точки зрения политической независимости, так и с точки зрения безопасности.
Во-вторых, практически все страны СНГ, включая Россию, пока еще живут за счет экономического потенциала и экономической инфраструктуры, созданной в основном в советский период. При всех издержках, недостатках и ошибках в прошлый исторический период была создана эффективная инфраструктура, имевшая глубокое разделение труда, основанное на широкой кооперации и разветвленной специализации. Ни одно новое независимое государство на этом пространстве за истекший период никакой новой инфраструктуры не создало. Попытки представить такой инфраструктурой рыночные отношения и рынок не выдерживают никакой критики, так как ни рынок, ни рыночные отношения не являются самодовлеющими явлениями, а всего лишь средство решения даже не экономических, а социальных задач и, прежде всего, средство повышения и обеспечения благосостояния всех членов общества, а не отдельных социальных или профессиональных групп.
Пока же характерным для всех этих стран, за исключением Белоруссии, является продолжение «успешного» развала этой инфраструктуры под лозунгами рыночной модернизации и реструктуризации, которые на деле ведут к дикому переделу собственности, способствуя массовому обнищанию населения, формированию слоя богатых и сверхбогатых людей, пытающихся заставить государство служить их интересам.
Стремление разрушить «до основания» сложившуюся к 1991 г. советскую экономическую инфраструктуру имеет два объяснения: внутреннее и внешнее.
Внутреннее было определено сепаратистскими (территориальными и национальными) стремлениями господствовавшей партийно-государственной номенклатуры, криминальными и полукриминальными интересами приобрести политическую независимость с целью начать передел собственности в свою пользу. Это была даже не буржуазная, а, по выражению Станислава Говорухина, криминальная революция под лозунгами демократических реформ, политического плюрализма и свободы личности.
Внешнее определялось стремлением западных кругов любой ценой избавиться от мощного экономического конкурента. Если бы пошло не разрушение существовавшего единого экономического поля с единой экономической инфраструктурой, единой валютой и единым правовым полем, т.е. если бы происходило не разрушение единого экономического потенциала, а его корректировка, изменение приоритетов в его функционировании, внесение новых элементов в его деятельность на основе рыночных механизмов и реального, а не декларативного существования многообразия форм собственности, то несомненно открылись бы новые перспективы социально-экономического развития, а значит и резкого поднятия уровня благополучия населения. Но именно этого не хотели рвавшиеся к власти криминально-политические силы. Этого же не хотел и Запад. И это объясняет во многом альянс между всеми этими силами внутри и вне СНГ, объясняет последовательную позицию Запада против реинтеграции на постсоветском пространстве в любой форме, тем более в форме Союзного государства.
В-третьих, безопасность каждой отдельно взятой страны в СНГ явно не обеспечивается собственными силами. Страны вынуждены идти на определенные формы коллективной безопасности СНГ. Но без действительно глубоких интеграционных процессов, без глубокого, широкого, всеобъемлющего сочетания сил и возможностей всех стран СНГ или его части безопасность будет оставаться слабым местом. А это вопросы границ, воздушного и морского пространства, таможенных барьеров, борьбы с терроризмом, наркобизнесом, нелегальным оборотом оружия, с экстремистским религиозно-националистическим сепаратизмом.
Таким образом, объективные причины развития политических, экономических, социальных и военных проблем подталкивают к выводу о необходимости процессов реинтеграции на новых началах стран, составляющих СНГ или его основу. Реинтеграция в данном случае выступает как гарантия политической независимости, экономической и военной безопасности единого союзного государства, а, как следствие, - решения главной задачи для любого государства: социального благополучия, безопасности личности, общества и государства. Если, конечно, рассматривать государство не как комитет по делам крупного капитала, т.е. не узких социально-профессиональных слоев, а как инструмент управления делами всего общества и служащего обществу, а не политическим, экономическим и криминальным корпорациям.
С учетом этих важнейших объективных особенностей и необходимо рассматривать процесс создания Союзного государства Белоруссия-Россия. Любой успех на этом пути – катализатор реинтеграционных процессов, вовлечения в него других стран СНГ. Это понимают все – и противники, и сторонники реинтеграции. И это объясняет в значительной мере позиции и действия противников реинтеграции как в СНГ, так и в странах атлантической цивилизации.
Политический аспект проблемы
Прежде всего отметим, что интеграция России и Белоруссии в единое Союзное государство идет весьма медленно. Сегодня это признают и сторонники реинтеграции, и ее противники. Первые – с сожалением, вторые – с радостью.
Сторонников интеграции в настоящее время волнуют главные вопросы: что и кто сдерживает развитие процесса реинтеграции.
Говоря о том, что сдерживает, видимо, необходимо выделить следующие моменты:
Во-первых, слишком сильны бюрократические барьеры на пути создания Союзного государства. Об этом, в частности, говорил Селезнев в марте месяце на пресс-конференции на итогам 19-й сессии Парламентского Собрания Союза Белоруссии и России.
Во-вторых, сложнее чем предполагалось идут процессы экономической интеграции, хотя справедливости ради необходимо отметить, что в этой области, как и в военной сфере, в безопасности, в вопросах борьбы с преступностью, в охране госграниц Союза есть тем не менее весьма позитивные сдвиги.
Другое противоречие касается механизмов осуществления приватизации.
По обеим этим проблемам Белоруссия занимает четкую позицию, выраженную ее Президентом. В частности, в интервью газете «The Wall Street Journal», опубликованном 1 марта с.г., Лукашенко заявил: приватизация необходима, но «не воровская приватизация, которая отдает предприятия в руки преступников». Частным предпринимателям, сказал Лукшенко, будет запрещено приобретать все «стратегические предприятия», и они не получат права уволить персонал. «У нас никогда не будет приватизации по российскому образцу».
В-третьих, одним из основных сдерживающих реинтеграцию обстоятельств является отсутствие единой валюты. В самом начале существования СНГ противоречие по указанной проблеме не было преодолено, что немедленно повлекло за собой возникновение и развитие центробежных тенденций, которые с каждым годом крепли.
В-четвертых, для создания Союзного государства Белоруссия-Россия не сформировалась еще необходимая законодательная база. Несмотря на то, что многие вопросы на законодательном уровне решены или созданы предпосылки для их решения, главный вопрос – каким должно быть Союзное государство – все еще находится в стадии сравнения и учета мнений разных сторон. Как следствие до сих пор нет Конституционного акта Союзного государства. Это прежде всего определение формы Союзного государства.
Таким образом, скопился комплекс политических, экономических и правовых проблем, нерешенность основополагающих вопросов, прежде всего конституционных, т.е. политического характера, создают определенные, весьма сложные препятствия на пути формирования Союзного государства.
Среди сил, тормозящих этот процесс, выделим следующие:
Во-первых, прежде всего отметим представителей бюрократического аппарата обеих сторон, для которых создание Союзного государства неприемлемо, так как может лишить их тех властных привилегий. Это во многом объясняет и медлительность при решении вопросов, и бесконечные согласования в процессе принятия и прохождения многих документов.
Во-вторых, к ним тесно примыкает коррумпированное чиновничество, усматривающее в создании Союзного государства при усиливающейся роли государства в осуществлении экономической политики и контрольных функций угрозу своему благополучию, безнаказанности их участия в «теневой» экономике, являющейся основой из благосостояния.
В-третьих, создание Союзного государства может остановить неправовой передел собственности. Основанием для такого утверждения является уже приведенная выше позиция Лукашенко – «у нас никогда не будет приватизации по российскому образцу».
В-четвертых, воплощению в жизнь идеи Союзного государства препятствуют националисты обеих стран. Попытки утвердить националистическую исключительность в любой форме объективно выступают сдерживающим интеграцию фактором. В этой связи необходимо отметить, что в последнее время в Белоруссии набирает силу процесс так называемой «беларусизации», а точнее принудительного сужения области применения русского языка. Об этом свидетельствует принятая министерством образования РБ «Программа дополнительных мер по расширению сферы использования белорусского языка в системе образования». Руководство всем этим процессом осуществляет помощник Президента РБ, начальник Главного идеологического управления президентской администрации И.Карендо. Данный акт противоречит Коинституции РБ и воспроизводит столь же уродливое явление государственного одноязычия, что было уже отвергнуто на референдуме в 1995 и 1996 гг., когда против высказалось 90% населения.
В-пятых, последовательным противником Союзного государства является так называемая демократическая оппозиция и в России, и в Белоруссии. Ее позиция определяется прежде всего отрицанием какого-либо участия государства в экономике и экономической политике при абсолютном примате частной собственности. Тем самым обществу навязывается позиция, в соответствии с которой все, что есть в стране: материальные ценности, ресурсный и людской потенциал, культура, наука, образование, медицина, нравственность, мораль – оценивается через один единственный критерий: прибыль! Иначе говоря, право на бесчестие и насилие.
В-шестых, такой силой являются международные и национальные финансово-промышленные круги Запада, зависящие от них государственные, политические и общественные структуры, мощные средства массовой информации и многочисленные проводники их идей и интересов в России и Белоруссии. Прежде всего отметим: идеологической основой для осуществления целенаправленной политики против реинтеграции на постсоветском пространстве в целом и против реинтеграции России и Белоруссии в особенности являются права и свободы личности, которые выдаются за общемировой стандарт.
В целом процесс реинтеграции на постсоветском пространстве в целом и между Россией и Белоруссией в особенности не может рассматриваться вне важнейших мировых процессов. по сути дела, тема глобализации в годы президентства Клинтона стала составной частью официальной американской доктрины о мировом лидерстве США. По своей сути «глобализация», а точнее «глобальный капитализм», - концентрирует в себе интересы мощных капиталистических сверхмонополий, в основном транснациональных корпораций, в основе деятельности которых лежит как основная цель прибыль любым путем.
Создание Союзного государства открывает весьма широкое поле для интеграционных процессов не только между Россией и Белоруссией, но и в целом на постсоветском пространстве.
Это во многом объясняет незатухающую политическую борьбу вокруг всего комплекса вопросов российско-белорусских отношений как внутри России и Белоруссии, так и на международной арене. При этом необходимо четко определить, что нынешняя интеграция – это не механическая реанимация инфраструктуры СССР, а принципиально, качественно новое явление, учитывающее и опирающееся на новые экономические, военные, политические, духовные реалии современного мира.