Боевая подготовка соединений, частей и подразделений внутренних войск МВД, направляемых для выполнения служебно-боевых задач в Чеченскую Республику, в настоящее время приобретает все более стройную систему, наработаны планирующие документы, накапливается опыт применения современных методов обучения. Проводимые в настоящие время мероприятия по формированию и проведению боевого слаживания «Грозненской бригады наглядно подтверждают возросшую способность офицерского состава, за короткие сроки, разработать планирующие и программные документы, организованно проводить боевое слаживание значительного количества подразделений различного служебно-боевого предназначения.
Управлением боевой подготовки совместно с другими управлениями и самостоятельными отделами ГУКВВ, проделан определенный объем работы по анализу, обобщению и внедрению в учебный процесс опыта действий войск в боевых условиях.
В сжатые сроки переработаны:
- Программа командирской подготовки офицеров внутренних войск МВД России;
- Программы боевой подготовки частей и подразделений оперативного назначения, подразделений специального назначения, боевого слаживания подразделений на 15 и 30 суток.[1]
Характер служебно-боевой деятельности воинских частей оперативного назначения предполагает особую роль подразделений, в первую очередь, мотострелковых рот (взводов), в выполнении возложенных на них задач. Они нередко несут боевую службу в отрыве от своих воинских частей, небольшими по численности войсковыми нарядами и караулами. Это требует от их командиров, всего личного состава, высокого профессионализма, особой ответственности, самостоятельности и инициативы. Тактическая подготовка внутренних войск (ТПВВ) является основой специальной выучки военнослужащих и подразделений воинских частей оперативного назначения. Она наиболее полно обеспечивает комплексное обучение личного состава и подразделений умелым и слаженным действиям при выполнении задач по служебному предназначению.
|
Внедрение новых программ боевой подготовки в войсках, позволило серьезно улучшить подготовку подразделений и частей к ведению боевых действий. Изменилась тематика, содержание и количество часов по тактической, военно-инженерной, военно-медицинской, технической подготовке и военной топографии. Содержание тактической подготовки внутренних войск и тактической подготовки дополнены темами о способах ведения разведки, особенностями ведения боевых действий в городах и населенных пунктах, горной к горно-лесистой местности. По военно-инженерной подготовке - основное внимание обращено на умение вести инженерное оборудование позиций и инженерную разведку местности, обнаруживать мины и минные поля. Военно-медицинская подготовка ориентирована на выработку навыков оказания самопомощи и взаимопомощи при ранениях и травмах.[2]
Подготовка подразделений и воинских частей оперативного назначения включает в себя их обучение действиям в составе войсковых нарядов и караулов при выполнении возложенных задач как самостоятельно, так и совместно с органами внутренних дел, частями российской армии и другими воинскими формированиями Российской Федерации.
Основными задачами обучения взвода и роты по тактической подготовке внутренних войск являются:
|
- совершенствование знаний личным составом Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", требований уставов, полученных на занятиях по одиночной подготовке;
- изучение порядка и правил несения боевой службы во всех видах войсковых нарядов и караулов, наряжаемых от воинских частей оперативного назначения;
- совершенствование умений и навыков личного состава в применении оружия, боевой и другой техники, специальных, инженерных средств при выполнении служебно-боевых задач;
- обучение офицеров, прапорщиков и сержантов порядку организации боевой службы подразделений и их умелому управлению, грамотному применению сил и средств усиления;
- последовательное слаживание подразделений;
- формирование у личного состава высоких морально-психологических и боевых качеств, понимания важности соблюдения законности при несении боевой службы.
Организация занятий с личным составом взвода и роты, занятиям по тактической подготовке внутренних войск с личным составом должны предшествовать занятия по общевоенным дисциплинам, в ходе которых с личным составом изучаются навыки и приемы, применяемые при несении боевой службы (тактическая, военно-инженерная, огневая, военномедицинская и техническая подготовки), подход позволит более качественно отработать учебные вопросы по тематике. Этому же будет способствовать объединение занятий по двум-трем предметам обучения.
Основными организационными формами обучения взвода и роты являются теоретические (классные), тактико-строевые и тактические занятия. Особенностью обучения личного состава тактике внутренних войск является наличие разнообразных дополнительных форм занятий, имеющих непосредственное отношение к боевой службе. К ним относятся: инструктажи и инструктивные занятия, проводимые перед наступлением личного состава на боевую службу; обучение в процессе непосредственного несения боевой службы в войсковых нарядах и караулах (тренировки, отработка нормативов, постановка задач и т. д.); самостоятельная работа и другие.
|
Тактико-строевые занятия являются первой и необходимой ступенью практической выучки и слаживания войсковых нарядов и подразделений. На таких занятиях отрабатывается техника выполнения приемов и способов действий солдат и подразделений в войсковых нарядах (караулах), осуществляется первоначальное слаживание, офицеры и сержанты получают практику в управлении подразделениями. Они не должны носить характер натаскивания подразделений по какому-то одному варианту, им противопоказано механическое перенесение освоенных приемов на действия в иной обстановке и на другой местности.
Основной метод обучения на тактико-строевых занятиях - упражнение (тренировка) в выполнении приемов и способов действий. Каждый прием и способ действий сначала отрабатывается по элементам в медленном темпе, а затем в целом в пределах времени, установленного нормативами.
Тактическая обстановка на занятии создается для отработки каждого учебного вопроса отдельно и может не связываться единым замыслом. Она должна быть несложной и содержать только те данные, которые необходимы для качественной отработки вопроса.
Нецелесообразно отрабатывать вопросы, которые не содержат элементов практических действий подразделений. Например: уяснение задачи, оценка обстановки, принятие решения и т. д.
Тактико-строевые занятия призваны помочь командирам подразделений научиться творчески, нешаблонно применять различные приемы и способы действий в зависимости от создавшейся обстановки. Поэтому на них отрабатываются несколько приемов и способов действий, которые наиболее вероятны в сложившейся обстановке. В ходе занятий офицеры и сержанты совершенствуют свои навыки в управлении подчиненными подразделениями (войсковыми нарядами) путем отдачи кратких распоряжений, команд, сигналов, а также определяют уровень и качество подготовки военнослужащих и слаживания подразделений.
Недостатки, выявленные при подготовке малочисленных войсковых нарядов (отделений), устраняются на начальном этапе подготовки взводов, а выявленные при подготовке взводов на начальном этапе подготовки рот и т.д.
Тактико-строевые занятия могут проводиться для отработки вопросов организации и осуществления взаимодействия между штатными, приданными, поддерживающими подразделениями (артиллерийскими, зенитными, инженерными, кинологическими, радиационной, химической и биологической защиты, расчетами водометных машин и др.). Часть занятий проводится как совместные тактико-строевые занятия роты (взвода) со средствами усиления. Первые такие занятия целесообразно планировать как показные, под руководством командира воинской части.
Тактико-строевые занятия организуют и проводят, как правило, непосредственные командиры. В том случае, когда на ротные тактико-строевые (тактические) занятия привлекается личный состав (расчеты) других подразделений воинской части, а также когда они проводятся как контрольно-проверочные, руководит ими соответственно командир батальона или командир воинской части.
Для большей эффективности часть тактико-строевых занятий по взводной тематике целесообразно провести в составе роты. В этом случае при подготовке занятия командир роты разрабатывает план проведения занятия, а командиры взводов - план-конспекты проведения занятия на учебных местах.[3]
Тактические занятия предназначаются для слаживания взвода, pоты, совершенствования навыков командиров в организации боевой службы и управлении подразделениями при ее несении. Все учебные вопросы отрабатываются в строгой последовательности на фоне единой тактической обстановки. Каждая тема такого занятия охватывает, как правило, один из видов служебно-боевого применения мотострелкового взвода (роты).
Каждой форме обучения присущи свои основные методы обучения. Например: тактико-строевым занятиям - упражнение (тренировка), тактическим занятиям - практическая работа.
Упражнение - многократное повторение обучаемыми приемов и действий с их постепенным усложнением в целях выработки навыков. Оно служит для того, чтобы научить обучаемых применять знания на практике, и поэтому считается основным методом овладения воинским мастерством. Разновидностью упражнения является тренировка, на которой создаются более сложные условия, чем при выполнении упражнения, чтобы совершенствовать уже имеющиеся навыки и выработать умения.
Практическая работа заключается в выполнении обучаемыми своих специальных обязанностей в сложной тактической обстановке. Занятие по теме "Боевая служба КПП" проводится со взводом на общем тактическом фоне. Ее можно объединить с тактической подготовкой (тема "Взвод в обороне", военно-инженерной подготовкой (тема "Устройство, оборудование и маскировка позиций').
Для показа развертывания и применения переносных технических средств обнаружения, установки сигнальных мин целесообразно привлекать соответствующие расчеты из состава инженерного подразделения. Для достижения эффективного слаживания войскового наряда занятие необходимо проводить с привлечением средств усиления: расчеты ЗУ-23, СПГ-9, АТС-17, кинологи с патрульно-розыскными и минно-розыскными собаками. Накануне занятия готовятся макеты оружия, тротиловых шашек, мин, боеприпасов для тренировки обучаемых в проведении досмотра транспортных средств, материальная база для отработки нормативов, а также имитатор взрывчатых веществ для показа действий кинолога с минно-розыскной собакой.
На инструктивном занятии с помощниками рекомендуется опытным путем установить контрольное время досмотра транспортного средства и в ходе обучения использовать его для определения оценки обучаемым. Тренировка (упражнение) личного состава проводится, как правило, на одном участке местности.
Тактическое занятие по теме "Взвод на патрульно-постовой службе" проводится командиром роты, как правило, с каждым взводом отдельно. Наряду с отработкой практических вопросов несения службы патрулями (постами охраны порядка), на него выносятся и групповые действия взвода при осложнении обстановки и происшествиях. Командир взвода на данном занятии выступает в роли дежурного по войсковым нарядам и тренируется в уяснении задачи, оценке обстановки, принятии решении при происшествиях, постановке задач личному составу и руководству им в ходе действий.
Занятия по теме "Взвод в специальной операции по поиску и задержанию вооруженных преступников" организуются и проводятся командиром взвода. Наиболее сложные из них целесообразно проводить под общим руководством командира роты. Начиная с этих занятий и на всех последующих, рассматриваемых в данном подразделений, для обозначения правонарушителей (в т. ч. и участников незаконных вооруженных формирований) следует назначать группу имитации и специально ее готовить.
При подготовке данных занятий необходимо учитывать особенности района действий воинской части при чрезвычайных обстоятельствах, а в ходе непосредственной подготовки к выполнению задач за его пределами - и специфику района предстоящих действий.
Командиром роты заблаговременно проводится рекогносцировка, на которой он указывает командирам взводов, где и как отработать учебные вопросы, уточняет тактическую обстановку, определяет, что необходимо дооборудовать на местности.
Личный состав на занятия выводится со штатным оружием, в полевой форме одежды и с полевым снаряжением, средствами индивидуальной бронезащиты. Взводы обеспечиваются средствами связи, мегафонами, флажками, а ночью - сигнальными фонарями, приборами ночного видения и световыми указками, дальнейшему совершенствованию знаний, навыков и умений, развитию высоких морально-психологических и боевых качеств обучаемых в условиях, максимально приближенных к реальным.
Кроме основных методов на тактико-строевых и тактических занятиях используются также дополнительные методы: рассказ (объяснение), беседа, показ (демонстрация) и т. Но главное внимание должно быть уделено основному методу, присущему данной форме обучения, а не объяснению и показу, иначе у обучаемых не будут выработаны необходимые навыки и умения.
Первые теоретические (классные) занятия предназначены для закрепления знаний личного состава, подготовки его к последующим практическим занятиям.
Тема "Боевая служба войсковых нарядов" проводится в составе взвода и открывает изучение теоретических и практических основ боевой службы войсковыми нарядами. К этому занятию необходимо подготовить наглядные пособия с принципиальными схемами организации боевой службы в различных видах войсковых нарядов, построения их боевого порядка или соответствующие макеты. На занятии проводится показ экипировки и вооружения войсковых нарядов.
В ходе изучения темы "Основы организации и несения боевой службы по обеспечению режима чрезвычайного положения" до личного состава доводятся положения по основам действий мотострелковых подразделений при участии в обеспечении режима чрезвычайного положения. При подготовке к занятию целесообразно использовать опыт, полученный воинской частью при выполнении рассматриваемой задачи, положительные примеры действий личного состава.
Тактико-строевое занятие по теме "Боевая служба патруля" проводится со взводом на городке ТПВВ или строевом плацу. Его целесообразно объединить с физической подготовкой (тема "Рукопашный бой"). В связи с тем, что военнослужащие воинских частей оперативного назначения несут патрульно-постовую службу совместно с органами внутренних дел, несколько солдат второго года службы можно подготовить для обозначения сотрудников милиции, для показа же особенностей патрульно-постовой службы целесообразно привлечь одного - двух кинологов с патрульно-розыскными собаками.
В целях обучения личного состава оказанию помощи сотрудникам милиции в проведении наружного осмотра и личного досмотра задержанных, принятии необходимых мер по обеспечению сохранности следов преступления, готовятся макеты оружия, других запрещенных в гражданском обороте предметов и манекены.
Занятие по теме "Боевая служба временного розыскного поста" рекомендуется проводить на одном из реальных (определенных планом действий воинской части при чрезвычайных обстоятельствах) мест выставления этого войскового наряда. Кроме обучения несению боевой службы, с личным составом изучается местность в районе выставления временного розыскного поста служебными собаками, обеспеченные специальным снаряжением (длинный поводок, ошейник или шлейка, намордник). Для оптимального использования учебного времени занятия рекомендуется объединить с огневой, инженерно-технической, военно-инженерной, военно-медицинской подготовкой, военной топографией.
Первые занятия проводятся в пешем порядке ("пешим по-машинному"), а затем на материальной части. Время на движение к месту занятия и обратно должно использоваться для закрепления ранее изученных вопросов или для отработки отдельных приемов и способов действий.
Занятия по обучению взвода действиям в заслоне можно проводить на войсковом стрельбище с использованием имеющейся мишенной обстановки. Одно из них целесообразно провести с переходом от дневных к ночным действиям. Для его проведения используется тот же участок местности, что и на дневных занятиях.
Боевая служба подразделений при участии в обеспечении режимно-карантинных мероприятий в условиях эпидемий и эпизоотии связана с особыми факторами риска, требующими от личного состава специфических знаний. Поэтому обучение личного состава предлагается начать с теоретического (классного) занятия по теме "Основы применения внутренних войск при обеспечении режимно-карантинных мероприятий". Для участия в его проведении целесообразно привлечь офицера медицинской службы воинской части, заранее согласовав с ним содержание и особенности занятия.
Тактико-строевое занятие по теме "Взвод на боевой службе по обеспечению режимно-карантинных мероприятий в условиях эпидемий и эпизоотии" отрабатывается на трех учебных местах (в поле, на городке тактики внутренних войск, участке маршрута) под общим руководством командира роты. В зависимости от наличия в воинской части учебной материальной базы вопросы несения боевой службы групп досмотра и сопровождения можно отрабатывать на имеющихся железнодорожных вагонах (платформах) или с использованием колонны транспортных автомобилей.
Тактико-строевое занятие по теме "Рота на боевой службе по охране общественного порядка посредством несения патрульно-постовой службы в населенном пункте, в обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий" проводится в составе роты на городке ТПВВ или строевом плацу. Личный состав выводится на занятия без оружия, экипированным резиновыми палками, а личный состав одного взвода (резерв) дополнительно и противоударными щитами.
Личный состав группы имитации тщательно инструктируется по требованиям безопасности, ему указываются пределы применения физической силы при оказании сопротивления.
Обучение личного состава действиям в специальной операции по пресечению массовых беспорядков в населенном пункте целесообразно проводить в составе роты.
В ходе тактико-строевого занятия по теме "Подготовка роты к действиям в специальной операции по пресечению массовых беспорядков в населенном пункте" особое внимание уделяется обучению личного состава На занятия в обязательном порядке привлекаются кинологи к работе по подготовке к применению техники, средств индивидуальной бронезащиты и активной обороны, обеспечению специальных операций.
Последующие занятия по обучению роты таким действиям проводятся на городке тактической подготовки внутренних войск или строевом плацу. Занятие по действиям роты в группе рассредоточения, кроме того, рекомендуется проводить в комплекс с физической и военно-медицинской подготовкой. Целесообразно привлечь взвод РХБЗ, водометную машину с расчетом, несколько кинологов c патрульно-розыскными собаками. Одно из рассматриваемых занятий можно провести ночью, с соответствующим обеспечением.
Группу имитации необходимо тщательно проинструктировать, указав: кто, где и какие действия обязан обозначить, где и как имитировать пожары, нападение. Управление этой группой осуществляется с помощью радиостанций и сигналами. С разрешения командира воинской части для проведения занятий можно привлечь группу имитации из другого подразделения, например, в рамках обрабатываемой темы физической подготовки "Рукопашный бой". При этом личный состав как обучаемого подразделения, так и группы имитации должен быть тщательно проинструктирован и ограничен в пределах допустимых действий по отношению друг к другу. На занятии в обязательном порядке должен быть медицинский работник.
В целях качественной подготовки подразделений к выполнению задач по блокированию районов чрезвычайного положения может быть предложен один из вариантов проведения занятия по теме "Боевая служба заставы на границе района чрезвычайного положения".
Первый и второй вопрос отрабатываются на городке ТПВВ, третий в поле.
Обучение личного состава рекомендуемся проводить с использованием техники и вооружения. Перед занятием проводится их техническое обслуживание, подготовка штатного вооружения, экипировки, средств индивидуальной бронезащиты и активное обороны, радиосвязи.
Занятие по теме "Боевая служба маневренной группы" рекомендуется проводить на подготовленном участке Маршрута, который выбирается и готовится таким образом, чтобы место окончания отработки одного вопроса являлось началом отработки следующего. Целесообразно также использовать и выдвижение в обратном порядке или "по кругу". Для проведения занятия создается общая тактическая обстановка, которая уточняется перед отработкой каждого ученного вопроса. Занятие можно проводить в комплексе с тактикой леской и огневой подготовкой. Дополнительно к указанным для других тактике/ строевых занятий средствам усиления могут привлекаться саперы, (Специалисты по применению спецсредств.
Накануне занятия проводится выбор и рекогносцировка маршрута, инструкторско-методическое занятие с командирами взводов, сержантским составом и группой имитации (обозначающими), на котором отрабатывается ход предстоящего занятия и действия сержантов (обозначающих), определяется порядок действия помощников при отработке типовых действий и т. д.
Таким образом, одиночная подготовка военнослужащих всех категорий каких-то конкретных изменений не претерпела. Но мероприятия по изменению объема задач войск, новая организационно-штатная структура требуют скорейшей переработки и внедрения рекомендаций по обучению солдат, пренебрежение к обобщению и распространению положительного опыта боевых действий частей и подразделений полнении служебно-боевых задач в учебном процессе.
Заключение
В заключении хочу отметить, что соединения и воинские части оперативного назначения и специальные моторизованные воинские части в основном успешно выполняют возложенные на них обязанности по оказанию содействия органам внутренних дел в обеспечении общественного порядка в пунктах постоянной дислокации и за их пределами, улучшилась подготовка военнослужащих к действиям в экстремальных условиях.
Вместе с тем в их служебно-боевой деятельности имеются и серьезные недостатки. Боевая служба организуется по шаблону, решение на применение войск не всегда продуманны и целесообразны. Медленно совершенствуется тактика действий подразделений и войсковых нарядов, анализ оперативной обстановки в районах возможных действий войск, не проводится и предложения по служебно-боевому применению войск не разрабатываются. Штатные войсковые оперативные группы с округов и соединений не определили своего места в повседневной деятельности войск.
Основными недостатками в боевой подготовке войск также является
по-прежнему недостаточный уровень обученности войск к действиям при выполнении задач по разоружению незаконных вооруженных формирований, поддержанию правового режима Чрезвычайного положения, сравнительно невысокий уровень профессиональной подготовки, штабов, офицеров подразделений, слабая огневая и тактическая выучка личного состава, экипажей боевых машин, расчётов, принижение роли морально-психологической подготовки военнослужащих к действиям в боевой обстановке и экстремальных ситуациях.
Серьезные недостатки в подготовке соединений, частей и подразделений к действиям в общевойсковом бою, отработке вопросов боевого обеспечения (разведка, инженерное обеспечение, маскировка, скрытое управление войсками), организации и поддержании тесного и непрерывного взаимодействия с элементами боевого порядка, с соседями и взаимодействующими силами, особенно ночью и в условиях ограниченной видимости.
Остающаяся недооценка роли и места боевой подготовки в обучении и воспитании личного состава прежде всего рядом командующих округов ВВ, командиров соединений, их заместителей и отделов (отделений) боевой подготовки, начальников других отделов (отделений) и служб управлений округов, соединений и воинских частей.
Проявление консерватизма в обучении войск, стремление командиров организовать боевую подготовку по остаточному принципу, по старым правилам ведения вооруженной борьбы.
Я считаю, что данную тему раскрыл в полном объеме, в виду чего предлагаю использовать данную курсовую работу для проведения занятий по тактике внутренних войск.
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит.,1993. 96с. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Ассамблея ООН 17 декабря 1979 года. М.: Международные отношения 1998г.
2. Временный Устав ВВ гл. IY, X.
3. Наставление по СБД ЧОН и СМВЧ.
4. Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 1994 года № 2052с «Об утверждении Временного устава внутренних войск Министерства внутренних дел».
5. Закон РФ от 6 февраля 1997 года «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 6. Ст. 711.
6. Приказ главнокомандующего ВВ МВД России от 3 апреля 2003 г. «Наставления по организации планирования и подготовки ВВ МВД России по пресечению массовых беспорядков при чрезвычайных обстоятельствах».
7. Материалы НПК в С-ПВ институте ВВ МД РФ. 2003г. С.116-120.
8. Введенский Б.А. Малая советская энциклопедия. М.: Наука, 1960. Т. 9.774 с.
9. Гобозов Т.Л. Организационные и правовые основы реализации управленческих органов внутренних дел в современных условиях.
10. Капкин А.В., Осадчий С.П. Внутренние войска, структуры им подобные в системе обеспечения внутренней безопасности зарубежных государств (1945-1997 гг.): пособие. М., 1998.220с.
11. Коренев А.П. Административное право России: Учебник // МЮИ МВД России. Издательство «Щит-М», 1998. С. 67.
12. Можаев М.Н. Управление соединениями (воинскими частями) внутренних войск при совместном выполнении с органами внутренних дел задач в условиях введения чрезвычайного положения: Дисс.канд. юрид. наук. М., 2001.
[1] Материалы НПК в С-ПВ институте ВВ МД РФ. 2003г. С.116-120.
[2] Материалы НПК в С-ПВ институте ВВ МД РФ. 2003г. С.116-120.
[3] Гобозов Т.Л. Организационные и правовые основы реализации управленческих органов внутренних дел в современных условиях