Введение
Данная работа посвящена изучению начального этапа становления австрийской литературы.
Странная судьба выпала на долю австрийской литературы: ей, а вернее ее историкам, все время приходится доказывать, что она не немецкая. Примерно до середины 80-х годов прошлого века среди германистов было немало убежденных противников ее самостоятельности. Основные предпосылки для таких выводов - близкое соседство Австрии и Германии и, конечно же, общность языка. Но двух этих факторов оказывается явно недостаточно, если рассматривать национальную литературу той или иной страны в неразрывной связи с ее историей, культурными традициями и особенно с процессом формирования национальной идентичности ее жителей. Австрийскую прозу невозможно рассматривать, не касаясь проблем, связанных с разрушением и формированием национальной идентичности, пережитых австрийцами.
Формирование понятия "австрийская литература" стало событием в ходе духовного развития австрийского народа. Время австрийской национальной литературы - 1750-1848 годы - время, когда в условиях коренных исторических перемен родилось, укреплялось само понятие австрийской литературы, прежде всего в сознании самих австрийцев, участвовавших в духовном и литературном развитии нации.
Австрийская художественная литература боролась с такими ярлыками, как «нация забвения» и «нация молчания». Авторам пришлось углубляться в тайники австрийской души, изучать и исследовать спрятанные там комплексы, травмы и обиды.
Объектом исследования данной работы являются произведения австрийского поэта Николауса Ленау поэма «Faust», стихотворения «In der Schenke», «Beethovens Büste».
|
Предмет исследования - начальный этап становления австрийской литературы.
Целью нашей работы является изучение начального этапа становления австрийской литературы и исследование в связи с этим творчества известного поэта Николауса Ленау.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
) раскрыть сущность понятия «литературный бидермейер» и исследовать его как литературное направление, ставшее основой для формирования австрийской литературы;
) исследовать творческий путь Николауса Ленау;
) проанализировать произведения поэта.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
литературоведческий анализ;
обобщение и систематизация теоретического материала;
анализ художественной структуры произведений.
Глава 1. Литературный бидермейер Австрии и Германии
Происхождение термина «литературный бидермейер»
Начальный этап становления австрийской прозы связан с таким литературным течением как бидермейер. Усталость от потрясений и войн начавшегося «века революций» рождала в части австрийского общества желание покоя. В начале XIX века в Вене разворачиваются драматические перипетии наполеоновских войн. А Июльская революция 1930 года серьезно пошатнула авторитет Австрии.
В то же время установление внешнего покоя и порядка в эпоху Реставрации сопровождалось усилением государства и нарастанием отчужденности между обществом и властью. Формировавшиеся в этих условиях настроения немецкого бюргерства были восприняты и отражены новым стилем искусства и литературы, получившим название «бидермейер». Литературный бидермейер формировался в литературе Германии с середины XVIII века. Пройдя долгий путь развития от моральных еженедельников и бюргерской драмы, перенеся давление критиков и противостояние романтизму, литература бидермейера сохранила свои лучшие традиции и тем самым отстояла право на существование. Обращенная к современности, литература бидермейера заняла нишу, образовавшуюся в период «между романтизмом и реализмом».
|
Одной из основных проблем предпринятого исследования является многовариантность и вытекающая из этого неясность толкования понятия «бидермейер». Термин, связанный с именем вымышленного литературного персонажа Готтлиба Бидермейера, проделал долгий путь, прежде чем стать многозначным.
Основными этапами развития литературного бидермейера принято считать: развитие бюргерского самосознания в Германии и Австрии XVIII века стало предпосылкой возникновения литературного бидермейера. В этот период происходит зарождение мировоззренческих позиций бюргерства, обусловивших принципы отражения окружающей действительности.
Во второй половине XVIII века в творчестве ряда писателей начинается формирование основных черт литературного бидермейера, специфического круга тем, образов, конфликтов и способов их художественного решения, характерных для этого явления.
При интенсивном развитии литературного бидермейера на рубеже XVIII-XIX веков появляются его устойчивые черты в произведениях тривиальной литературы.
На этапе расцвета «тривиального» литературного бидермейера происходит взаимодействие бидермейера и романтизма.
|
Литература бидермейера выходит на авансцену литературного процесса Германии в постромантический период, в 20-50-е годы XIX века формируется литературное течение «бидермейер», развивается литература «высокого» бидермейера.
Функционирование литературного бидермейера в новом историко-литературном контексте свидетельствует о возникновении реалистических тенденций в рамках этого литературного течения.
Само название «бидермейер» появилось в 1850-е годы. В выходящем в Мюнхене журнале «Летучие листки» начал публиковаться цикл забавных историй Адольфа Куссмауля и Людвига Эйхрода, главным персонажем которых был Готфрид Бидермейер - добропорядочный бюргер-семьянин, сочинитель плохих сентиментальных стихов. В его образе были персонифицированы слабости и пристрастия того времени. Имя Бидермейера было перенесено на определенный стиль искусства и литературы, а также на мироощущение и образ жизни средних слоев Германии. Более того, весь период германской истории от Венского конгресса до революции 1848 г. часто называют «эпохой бидермейера». Общественный интерес в этот период был сосредоточен, прежде всего, на семье, частной жизни, на заботе о сохранении «тихого семейного счастья». «Всё, что в государстве и человечестве есть хорошего, пришло из семьи», - писал Адальберт Штифтер, один из представителей этого движения. []
Писатели - бидермейеры часто были меланхоликами и отчаявшимися людьми. Они осознавали противоречия между идеалом и действительностью и страдали от этого. Литературный бидермейер составляли произведения, разные с точки зрения их художественной ценности.
Появляются такие понятия, как «тривиальный бидермейер» и «высокий бидермейер». Особенностью литературы тривиального бидермейера являлась ее ориентированность на непритязательные вкусы бюргерства. Целью этих невзыскательных произведений было развлекать и трогать читателя, поэтому писатели выбирали сюжеты из современной жизни, избегая аллегорий, фантазии и символов, чтобы их «творения» были понятны простому обывателю. Несмотря на все художественные недостатки, она утверждала важные жизненные ценности. Писатели тривиального бидермейера черпали сюжеты из частной жизни обычных героев. Доступный и близкий всем материал, украшенный эмоциями, подкрепленный моралью, становился бестселлером, который читали и молодое, и взрослое поколения.
Другой стороной литературного бидермейера является «высокий бидермейер». В нем частная жизнь обыкновенного человека осмысливается в контексте главных этических и эстетических тенденций времени. Писатели этой ветви выступали как сторонники пассивного восприятия современности. Основополагающей идеей их мировоззрения и творчества стало отречение от активной жизненной позиции. Отсюда присущая литературе высокого бидермейера меланхолия, идеализация прошлого, в которой культ «старого доброго времени» обретает возвышенный, и даже пафосный характер.
В творчестве писателей значительное место занимает религия, искусство, а проблемы частной жизни показаны с большей глубиной и обстоятельностью. Темы, сюжеты и конфликты, популярные в тривиальном бидермейере, обретают здесь эстетическое содержание.