Особенности изображения конфликта в поэме «Фауст»




бидермейер ленау конфликт фауст

В литературе Австрии насчитывается около пятидесяти обработок темы Фауста, значительную часть которых представляют комические варианты. В австрийских пародиях фаустовский сюжет становится максимально приближенным к реальной, сугубо бытовой жизни. Введение реалий повседневной жизни австрийцев придает этим пародиям национальный колорит.

Драматическая поэма «Фауст» - важнейшая веха в творчестве великого австрийского поэта Николауса Ленау. Другие «Фаусты» не могут идти в сравнение с пламенным, лирическим, сверкающим «Фаустом» Ленау.

В начале XIX в. образ Фауста своими готическими очертаниями привлекал романтиков. Эта поэма отмечена печатью зрелости и концентрирует в себе сложнейшую проблематику, вошедшую в немецкую литературу, начиная с Иоганна Вольфганг фон Гете, творчество которого стало отправной точкой для Ленау. [6, c. 57]

Драматическая поэма «Фауст», впервые изданная в 1837 года, стала первой поэмой Ленау. Этот ряд замыкает оставшаяся неоконченной поэма «Дон Жуан», работу над которой Ленау прекращает в 1844 году. Как уже упоминалось, Ленау был философом. Бенедикт Спиноза и немецкие мистики оказали серьезное влияние на ранние произведения Ленау, а также на его поэму «Фауст». Им были предугаданы некоторые положения философских учений Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше. В этом произведении отразились также некоторые события бурной и трагической биографии поэта. Представитель знатного рода, разочарованный в жизни, он много странствовал по свету, нигде не находя покоя. В 1832 году поэт уехал в Америку, но не прижился там, и в 1833 вернулся в Европу. Несчастная страсть, обручение и ожидание счастливой семейной жизни, оборванное буйным припадком, завершились шестилетним пребыванием в доме умалишенных, где Ленау и скончался. Горькие жалобы и прославление революционной борьбы, мировая скорбь и социальный протест звучат в его стихах и необычных по форме драматических поэмах. Таков и «Фауст» (1834). Предполагавший обозначить свое сочинение «Фаустовскими картинами», Ленау остановился на имени героя в качестве заголовка и определении «поэма» в качестве жанра. Поэма состоит из 24 стихотворных эпизодов различной протяженности, как повествовательных, так и драматических, снабженных сценическими ремарками. Создавались они не последовательно и даже издавались по отдельности. Образы героев известной немецкой средневековой легенды о докторе Фаусте, заключившем договор с дьяволом, получают оригинальную трактовку, нередко противоположную гётевской. У Ленау главенствует Мефистофель, дух отрицания и разрушения, наделенный непреклонной волей и безудержной силой страстей. Торжество зла несомненно: такой Мефистофель без труда подчиняет себе Фауста - человека смятенного, то охваченного восторгом, то повергнутого в бездну отчаяния, не способного владеть ни своими чувствами, ни жизненными обстоятельствами.

«Фауст» - это драматическая поэма с романтическим героем в центре повествования, вокруг которого развивается действие и который несет в себе мировую скорбь, пессимизм, метафизическое разочарование. В ее основе лежит мифологический материал, выбранный поэтом не случайно. История Фауста - это история личности, противостоящей обществу, одинокой и гениальной, что, несомненно, как нельзя более лучше вписывается в романтическую концепцию. Произведений такого масштаба и значимости, с постановкой экзистенциальных проблем, носителем которых становится главный герой, в австрийской литературе того времени еще не было. Драматические поэмы Николауса Ленау - это ярко выраженная мировоззренческая поэзия, ставящая кардинальные проблемы человеческого бытия, делающая своим центром личность, которая особым образом является носителем мировоззрения. Ленау заменяет традиционный миф новым философским содержанием, которое включает в себя и богоборческие мотивы, а также связанную с ними проблему необходимости и свободы.

В «Фаусте» Ленау традиционное фаустовское стремление к истине поддерживается мотивом гордыни, так как Фауст стремится к трансцендентному, отвергая и презирая свою человеческую сущность. Это заставляет его вступить в конфликт с Богом, поскольку христианство не дает ему выхода к абсолюту, и с природой, поскольку Фауст также не может обратиться к язычеству, к чему его призывает Мефистофель. Таким образом, герой вступает в конфликт с обеими религиозными системами, которые у Ленау в любом случае монотеистичны, так как Бог в поэме - это одновременно христианский Бог и природа, а язычество рассматривается не как поклонение нескольким божествам, а как противопоставление христианству. Следствием этого конфликта становится попытка Фауста утвердить себя в роли верховной инстанции и таким образом добиться цели - абсолютной истины, а также решить или снять все экзистенциальные проблемы, обусловленные его человеческой судьбой (проблемы жизни и смерти, свободы и необходимости, всеобщего и индивидуального). Мефистофель обращает Фауста к жизни - это действительно могло бы стать указанием верного пути, но дьявол знает, что Фауст не сможет пройти по нему до конца или не совершить фатальных ошибок. Обращение Фауста к жизни может трактоваться как имморализм сверхчеловека, преодолевающего себя в разрушении подвергнутых переоценке ценностей, но это должно быть балансированием на канате над бездной, и Мефистофель уверен, что Фаусту это не удастся, так как на этом пути Фауст выступает и против природы, которая, по Ленау, есть единственная не поддающаяся разрушению вечная ценность, и против себя самого.

Отрекаясь от Бога, он отрекается от своей товарности, но Богу это безразлично, ибо ни один звук не долетает до его мира, где он пребывает в вечной неподвижности, так что вообще непонятно - есть ли он, жив ли он. Своей инертностью он подталкивает человека к мысли о собственной бесполезности, но его место в системе мироздания должно быть заполнено. Фауст Ленау в определенной мере делает шаг к ницшевскому сверхчеловеку, который, отрицая прежние и декларируя собственные ценности, становится их источником и основанием для самого себя. Но Мефистофель подталкивает его не только к созданию новой ценностной системы, но и к тому, чтобы в дальнейшем Фауст полагал ее единственно верной и неоспоримой для других. Утверждая собственное «Я», Фауст борется за свободу, но лишь затем, чтобы потом ограничить ее для всех остальных. Фауст претендует на место и статус божества и делает при этом ставку на силу своего духа. Природу он тоже отвергает, так как чувствует себя скованным ее рамками: для природы он только биологический материал, с помощью которого она распространяет себя в пространстве и времени. Его духовная сторона для природы не важна, ибо она есть всеобщее, субстанция, растворяющая все индивидуальное.

Дух, стремящийся утвердить себя в функции абсолютной истины, должен освободиться от навязанных ему ограничений. Поэтому Фауст, как ему кажется, освобождается от плена духовного - от Бога и от природы, которая у Ленау тоже одухотворена. В нем остаются только гордыня и материальное начало, а оно есть начало дьявольское. Так осуществляется план Мефистофеля: теперь Фауст чувствует себя гораздо менее свободным и гораздо более далеким от первоначальной цели, поскольку Мефистофель замыкает его в жизни, в чувственном, материальном. Освобождение от плена духовного приводит Фауста к распаду собственного Я, к хаосу сознания. В этом контексте самоубийство героя представляет собой попытку вновь обрести целостность по ту сторону жизни, заодно освободившись от материальной оболочки; но все это обращается иллюзией.

В «Фаусте» поэтом тоже были предприняты попытки снять проклятие с жизни: так, жизнь простых людей, в общем, тоже чувственная, природная, в «Фаусте» не осуждается. Осуждается отношение к жизни как к орудию, средству духа расширить собственные границы, сломать их и, отринув ставшую уже ненужной жизнь, воспарить.

Сознание Фауста - христианское; даже в конфликте с Богом оно остается таковым, ибо пытается свергнуть одного Бога и заменить его другим - самим собой. Фауст у Ленау не является положительным персонажем, но не является и отрицательным. Это больное, несчастное сознание, мечущееся в поисках несуществующих истин, в стремлениях к несбыточному счастью и отвергающее то, что ему изначально уже дано.

Трагедия Фауста состоит в том, что он, получив фактическое бессмертие в дьявольском круге, все - таки гибнет.

Николаус Ленау создавал свою драматическую поэму, обладающую не подлежащей сомнению художественной ценностью, в дискуссии с уже существующей философской традицией, он также воспринял и интерпретировал философские идеи своего времени и предвидел новые пути в развитии философии. «Фауст» представляет собой гармоничное сочетание сложного и актуального философского содержания и великолепного поэтического воплощения.


Заключение

 

В нашей курсовой работе рассматривается одна из важных проблем австрийской литературы - это утверждение ее самостоятельности, выявление национальной специфики. Приведенные в данной работе исследования дают нам основание утверждать, что австрийская литература самостоятельна и оригинальна.

С появлением таких крупных имен, как Николаус Ленау, литература Австрии поднялась на новый уровень. В своем творчестве поэт опирался на народную песню, здесь звучит неудовлетворенность современной ему социальной действительностью. Он ставит большие общественные и нравственные проблемы, размышляет над смыслом бытия, противоречиями общественного прогресса, выражает пламенную веру в конечное торжество освободительной борьбы человечества. Для поэзии Ленау характерно сложное переплетение пламенного вольнолюбия, духа мятежа и бунтарства с настроениями «мировой скорби», тоской и отчаянием.

Особенно озабоченно проблемой самостоятельности и оригинальности литературы молодое поколение писателей, поднимающих тему рабочего класса, социальных отношений и противоречий личности и общества. Они часто пишут на венском диалекте, который отражает не только жизнь рабочих предместий, но и подчеркивает отличие австрийской культуры от других немецкоязычных культур.

Таким образом, мы пришли к выводу, что австрийская литература прошла долгий и тяжелый путь в процессе становления и развития. Уникальность австрийской литературы не только в ее достижениях, поражающих воображение в сопоставлении с малыми размерами страны. Она уникальна еще и тем, что само существование ее постоянно оспаривается.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: