Введение
Одной из основных задач системы менеджмента качества является обеспечение выявления потенциальных несоответствий и предотвращение их появления на всех стадиях жизненного цикла продукции.
Риск – это следствие влияния неопределенности на достижение поставленных целей.
Опыт ведущих международных компаний убедительно доказывает, что стабильность развития бизнеса и повышение эффективности управления невозможны без активного использования риск – менеджмента, как составной части системы управления компанией вне зависимости от ее масштабов и специфики производства или предоставления услуг.
Менеджмент риска – это скоординированные действия по руководству и управлению организацией в области риска.
Внедрение в практику предприятий системы риск – менеджмента позволяет обеспечить стабильность их развития, повысить обоснованность принятия решений в рискованных ситуациях, улучшить финансовое положение за счет осуществления всех видов деятельности в контролируемых условиях.
Цель реферата: изучить процедуру управления рисками.
Задачи реферата:
· Изучить нормативные требования к рискам;
· Изучить методику оценки рисков;
· Изучить методику анализа рисков;
· Изучить преимущества и недостатки.
Область применения риск – менеджмента
Процесс риск – менеджмента должен сопровождать управляющие решения на всех уровнях менеджмента организации, поэтому управление рисками необходимо интегрировать в менеджмент бизнес – процессов или их составных частей.
Процесс управления сопровождается планированием и принятием решений по наиболее важным вопросам. Данные вопросы чаще всего связанны с изменениями в политике, представлением новых стратегий и процедур, управлением проектами, крупными денежными инвестициями или оптимизацией внутренних организационных конфликтов и противоречиями.
|
В прикладном аспекте у процесса риск – менеджмента есть ряд практических сфер применения, а именно:
· Стратегическое, операционное и бюджетное планирование;
· Управление активами и планирование распределения ресурсов;
· Изменения в предпринимательской деятельности;
· Проектирование и разработка новых видов продукции;
· Менеджмент качества;
· Социальные аспекты взаимодействия с общественностью;
· Экология и охрана окружающей среды;
· Кодекс деловой и профессиональной этики;
· Информационная безопасность;
· Вопросы гражданской ответственности;
· Анализ требований потребителя для оценки возможности их выполнения;
· Оценка соответствия бизнес-процессов предъявляемым к ним требованиям;
· Управление профессиональной безопасностью и охраной труда;
· Управление проектами;
· Управление контрактами, поставщиками и закупками;
· Управление персоналом;
· Корпоративное управление.
Существуют следующие виды риска:
· По роду опасности (техногенные, природные и смешанные);
· По сферам проявления (Политические, социальные, экологические, коммерческие, профессиональные);
· По возможности предотвращения (Прогнозируемые, непрогнозируемые);
· По источникам возникновения (Внешние, внутренние);
· По размеру возможного ущерба (Допустимый, критический, катастрофический);
· По комплексности исследования (Простой, сложный);
|
· По финансовым последствиям (только экономические потери, экономические и дополнительные);
· По характеру проявления во времени (постоянный, временный);
· По возможности страхования (страхуемые, нестрахуемые).
Требования стандарта ГОСТ Р ISO 31000 – 2010
Принципы
В целях эффективного управления рисков организация должна на всех уровнях соответствовать нижеуказанным принципам:
1) Риск – менеджмент создает и защищает ценность. Риск - менеджмент наглядно способствует достижению целей и улучшению деятельности;
2) Риск – менеджмент является неотъемлемой частью всех организационных процессов. Риск – менеджмент – это часть обязательств руководства и неотъемлемая часть всех организационных процессов, включая стратегическое планирование и все процессы управления проектами и изменениями;
3) Риск – менеджмент является частью процесса принятия решений. Риск – менеджмент помогает лицам, принимающим решения, делать обоснованный выбор, определять приоритетность действий и проводить различия между альтернативными направлениями действий;
4) Риск – менеджмент явным образом связан с неопределенностью. Риск-менеджмент четко учитывает неопределенность, характер этой неопределенности и как с ней обращаться;
5) Риск – менеджмент является систематическим, структурированным и своевременным. Систематический, регулярный и структурированный подход к риск – менеджменту способствует эффективности и устойчивым, сравнимым и надежным результатам;
6) Риск – менеджмент основывается на наилучшей доступной информации. Входные данные для процесса риск – менеджмента
|
основываются на таких источниках информации, как исторические данные, опыт, обратная связь от заинтересованных сторон, наблюдения, прогнозы и экспертные оценки. Однако лица, принимающие решения, должны отдавать себе отчет и принимать во внимание любые ограничения данных или используемого моделирования или возможности расхождений мнений среди экспертов;
7) Риск – менеджмент учитывает человеческие и культурные факторы. Риск-менеджмент признает возможности, восприятия и намерения людей за пределами и внутри организации, которые могут способствовать или затруднять достижение целей организации;
8) Риск – менеджмент является адаптируемым. Риск – менеджмент должен соответствовать внешней и внутренней ситуации и профилю риска;
9) Риск – менеджмент является прозрачным и учитывает интересы заинтересованных сторон. Соответствующее и своевременное вовлечение заинтересованных сторон гарантирует, что риск – менеджмент остается на надлежащем уровне и отвечает современным требованиям;
10) Риск – менеджмент является динамичным, итеративным и реагирующим на изменения. Риск – менеджмент непрерывно распознает изменения и реагирует на них. Как только происходит внешнее или внутреннее событие, контекст или знания изменяются, осуществляются мониторинг и пересмотр рисков, новые риски появляются, некоторые изменяются, другие исчезают;
11) Риск – менеджмент способствует постоянному улучшению организации. Организации должны разрабатывать и применять стратегии повышения совершенства риск – менеджмента одновременно с другими своими аспектами.
Полномочия и обязательства
Внедрение риск – менеджмента и обеспечение его постоянной эффективности требует принятия со стороны руководства организации четко сформулированных и выполняемых обязательств по реализации плана управления на всех уровнях, а также подробного стратегического планирования для выполнения этих обязательств. Руководство должно:
· Определять и поддерживать политику менеджмента риска;
· Гарантировать согласованность культуры организации и ее политики менеджмента риска;
· Определять критерии эффективности риск – менеджмента, которые должны соотноситься с критериями эффективности организации в целом;
· Согласовывать цели риск – менеджмента с целями и стратегиями организации;
· Обеспечивать правовое и регулятивное соответствие;
· Устанавливать ответственность и обязательства на соответствующих уровнях в масштабах организации;
· Обеспечивать распределение необходимых ресурсов для риск-менеджмента;
· Предоставлять информацию своим заинтересованным сторонам о выгодах риск – менеджмента;
· Обеспечивать, чтобы инфраструктура риск – менеджмента продолжала оставаться соответствующей.