Перечень универсальных действий, развиваемых каждым разделом программы




Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № "

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ "Средняя общеобразовательная школа № "

_____________ __________________

«____» ___________ 2017 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

По спортивно-оздоровительному направлению

"Координаторика"

Автор-составитель:

Киселёв А. В., педагог дополнительного образования.

МОУ "Средняя общеобразовательная

школа № " г. Магнитогорска

Г.Магнитогорск 2017

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка  
1.1. Введение  
1.2. Актуальность  
1.3. Нормативно-правовая и документальная база программы  
1.4. Цели программы  
1.5. Задачи программы  
1.6. Возрастная группа  
1.7. Объём часов  
1.8. Формы и методы работы  
2. Структура курса  
2.1. Основные разделы программы  
2.2. Перечень универсальных действий, развиваемых каждым разделом программы  
3. Материально-техническая база  
4. Предполагаемая результативность курса  
5. Формы учёта знаний и умений при оценке планируемых результатов освоения программы  
6. Литература  

 

Пояснительная записка

 

Введение

Программа «Координаторика» предназначена для совершенствования координационных способностей учащихся путём проработки,с помощью упражнений, всех суставов опорно-двигательного аппарата (ОДА). Она направлена на восстановление мелкой моторики всего ОДАпосредствомвосстановления физиологических двигательных навыков с акцентом на правильное формирование стоп, ног и позвоночника учащимися.

Мелкая моторика всего тела и в частности походка - является основным динамическим показателей здоровья нашего ОДА.

В дополнение к этому, программа способствует более полному освоению основной образовательной программы начального общего образования посредством гармонизации работы левого и правого полушария головного мозга и улучшения психического равновесия учащихся.

Программа учитывает образовательные потребности детей в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), позволяет им лучше адаптироваться в социальной среде, укрепляя при этом физическое и духовное здоровье обучающихся.

Особенность программы заключается в том, что человек учится не уставать, при этом постепенно, увеличивая интенсивность тренировочного процесса.

 

Актуальность

Актуальностьвведения в образовательный процесс программы «Координаторика» обуславливается: наличием дефицита правильных (физиологических) двигательных навыков современного человека, а так же условий для их приобретения таковых (сидячий образ жизни, преобладание умственных и зрительных нагрузок); наличие дефектов ОДА: плоскостопие; косолапость; приведение стоп; Х-образные колени; искривления позвоночника и другие суставно-мышечные ограничители здоровья.

Современные, быстро изменяющеесяобразовательные программы предъявляют высокие требования к обучающимся и к их здоровью. Тем самым, обязывают образовательные учреждения создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровьяобучающихся. При этом здоровье рассматривается как многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, эмоциональный, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, минимизируя негативное воздействие внешней социальной среды.

На сегодня, к сожалению, большинство спортивно-оздоровительных программ предлагают взамен гиподинамии увеличение количества движения (их интенсивность, двигательную активности), но, при этом не акцентируют внимание на физиологичности этих движений, т.е. их биологической безопасности. Да, на первых этапах, за счет молодости и интенсивного роста,такие программы дают внешний (видимый) эффект якобы улучшения, но в последующем, с возрастом и уменьшением жизненных сил, создают проблемы дляОДА, т.к. фаза роста закончилась, а неправильно заученные движения детства, ставшие привычкой, не изменились. Они так и остались нефизиолгичными - неправильными и болезнь начинает выходить наружу.

Уникальность же программы "Координаторика" состоит в том, что она позволяет уже на самых первых этапах становления (заучивания) движений, вводить в привычку только физиологические (естественные, правильные) двигательные навыки, которые будут исцелять наших детей всю жизнь.

 

1.3 Нормативно-правовая и документальная база программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования основывается на:

Ø Законе Российской Федерации «Об образовании»;

Ø Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования;

Ø СанПиНе, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

 

Ø Федеральном законе от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

Ø Письме МО РФ №220/11-13 от 20.02.1999 "О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе";

Ø Гигиенических требованиях к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (от 2009 г.).

 

Цели программы

- помочь учащимся максимально хорошо освоить обязательную программу по физической культуре и сдаче норм ГТО,

- помочь приобрести быстродействие тела и гибкость мышления для лучшего усвоения общеобразовательной программы в целом.

- помочь освоить элементарные принципы и методики самомассажа

- помочь приобрести эмоциональную и психологическую устойчивость в социуме.

- помочь научиться воспринимать себя частью мироздания

- помочь приобрести масштабность мышления и созерцания в обычных и проблемных ситуаций.

- помочь приобщиться к традиционным семейным ценностям народов России и к здоровому образу жизни.

1.5 Задачи программы:

1. Выработать универсальные (физиологические) двигательные навыки, необходимые в любом виде спорта и в повседневной жизни.

2. Обеспечить гармоничное взаимодействие двух полушарий головного мозга

3. Научить познавать себя и окружающий мир

4. Улучшить быстродействие мыслительных и двигательных процессов в обычных и в экстремальных ситуациях.

5. Улучшить психологическое и эмоциональное состояние учащихся.

6. Привить здоровье-сберегающий образ мышления и жизни.

7. Улучшить показатели здоровья.

 

Возрастная группа

Предлагаемая программа обладает универсальной способностью охватывать одновременно все возраста образовательного учреждения и объединять, в учебно-тренировочный процесс, мальчиков и девочек, педагогов и учеников, способствуя их социальному сближению для достижения успехов в других сферах учебного процесса. Это возможно благодаря отсутствия в тренировочном процессе соперничества и агрессии, они заменены на сотрудничество и любовь.

Есть и ещё один фактор, позволяющий безопасно объединять разные возраста - в тренировочном процессе, при взаимодействии с партнёром, используется не абсолютная сила, а умение направлять минимально необходимое её количество в направлении, позволяющем вывести из равновесия человека любой массы и возраста. Либо наоборот - сохранить собственное равновесие с минимальным усилием и максимальной безопасностью.

Для первого года обучения (пока у детей ещё не выработались достаточно безопасные мягкие, пластичные и координированные двигательные навыки) желательно ввести стандартные (рекомендованные) ограничения по возрасту 1-4, 5-6 и 7-9 и 10-11 классы. Затем, для ускорения процесса обучения и с согласия тренирующихся, целесообразно объединять учащихся (а при желании и учителей) в одну большую дружную "семью", проводя совместные тренировки.

 

1.7 Объём часов – 3 раза в неделю по 1.5 часа. Итого 4.5 часа в неделю, 29 учебных нед. * 3 раза/нед. = 87 занятий, 87занятий * 1.5 час = 130.5 час.(2.9.7. В оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях создаются условия для удовлетворения биологической потребности школьников в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности учащихся в объеме не менее 2 ч, СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002).

 

1.8 Формы и методы работы:

–сочетание спортивно-тренировочного, игрового и речевого воздействия на процесс обучения новым двигательным навыкам в аэробном режиме (без дефицита кислорода), а также использование психологических тренингов и информационных диспутов.

– использование спортивных снарядов (мячи, гимнастические палочки, маты, гири и т.д.) и игр (футбол, баскетбол, волейбол и др.) из обязательной школьной программы по физической культуре для приобретения универсальных двигательных навыков(мягкой техники) бойца рукопашника согласующихся с физиологией человека и пропитанных традициями народов России (русский стиль, русский пляс, казачий спас).

 

Таблица 1. Формы проведения занятий, виды деятельности и тематика.

формы проведения занятия и виды деятельности тематика
Игры Применение базовой оздоровительной техники рукопашника в играх основной образовательной программы (баскетбол, волейбол, футбол).
Беседы., обсуждения, диспуты Что такое Родина и что такое Отечество? Кто такие Мужчина и Женщина? Что такое семья? Любовь и Ненависть. Что такое Жизнь и что такое Смерть? Что такое Героизм? Что такое Здоровье и что такое Болезнь? Что такое Алкоголь и Курево? Что такое Культура? Аэробные и анаэробные тренировки. Что такое мелкая моторика? Суставы и как они работают? Мышцы и фасции, как они работают? Что такое стопа и какие у неё бывают дефекты? Какая походка правильная? Желудочно-кишечный тракт и его функции? Что мы пьём и едим? Как очистить свой организм и как его не замусорить? Удивительные свойства воды. Культурное наследие наших предков. Боевое наследие наших предков. Творцы и паразиты. Кто ты, откуда и куда? Что такое ошибка и страна не выученных уроков?  
Речевые игры Проговаривание вспомогательных фраз в процессе выполнения упражнений.
Тренировки Развитие мелкой моторики всего ОДА (с акцентом на стопу) по средствам овладения физиологическими двигательными навыками бойца рукопашника.

Структура курса

2.1 Основные разделы программы:

· Урок - беседа - обсуждение - диспут - 1 раз в неделю по 20 мин. (первые или последние 20 мин. из общего времени тренировки).

На каждую тему по 2 занятия (информационное и проверочное - собеседование / обсуждение / диспут).

Темы:

1. Что такое Родина и что такое Отечество?

2. Кто такие Мужчина и Женщина?

3. Что такое семья?

4. Любовь и Ненависть.

5. Что такое Жизнь и что такое Смерть?

6. Что такое Героизм?

7. Что такое Здоровье и что такое Болезнь?

8. Что такое Алкоголь и Курево?

9. Что такое Культура?

10. Аэробные и анаэробные тренировки.

11. Что такое мелкая моторика?

12. Суставы и как они работают?

13. Мышцы и фасции, как они работают?

14. Что такое стопа и какие у неё бывают дефекты?

15. Какая походка правильная?

16. Желудочно-кишечный тракт и его функции?

17. Что мы пьём и едим?

18. Как очистить свой организм и как его не замусорить?

19. Удивительные свойства воды.

20. Культурное наследие наших предков.

21. Боевое наследие наших предков.

22. Творцы и паразиты.

23. Кто ты, откуда и куда?

24. Что такое ошибка и страна не выученных уроков?

Итого: 9 час. 40 мин

Данные темы должны будут повторяться каждый год, по мере появления новых учеников или соответствующих темам событий (праздников, нестандартных ситуаций в коллективе или непонятных моментов по темам).

 

· Тренировочные разделы программы для 1 класс:

- проработки суставов ОДА движений в виде восьмёрки - 14 ч.

- овладение базовыми движениями с гимнастическими палочками - 50 ч.

- овладение базовыми движениями с баскетбольным мячом - 20 ч.

- овладение базовыми движениями с футбольным мячом - 14 ч.

- овладение базовыми движениями динамического самомассажа - 8 час. 50 мин.

- применение базовых движений в игре (футбол, баскетбол) - 14 ч.

Итого: 120 час. 50 мин.

 

· Тренировочные разделы программы для 2 класс:

- проработки суставов ОДА движений в виде восьмёрки - 14 ч.

- совершенствование базовых движений с гимнастическими палочками - 48 ч.

- совершенствование базовых движений с баскетбольным мячом -18 ч.

- совершенствование базовых движений с футбольным мячом - 12 ч.

- совершенствование базовых движений динамического самомассажа - 8 час. 50 мин.

- овладение базовыми движениями в упражнениях ОФП - 6 ч.

- применение базовых движений в игре (футбол, баскетбол) - 14 ч.

Итого: 120 час.50 мин.

 

· Тренировочные разделы программы для 3 класс:

- проработки суставов ОДА движений в виде восьмёрки - 12 ч.

- совершенствование базовых движений с гимнастическими палочками с включением элементов импровизации- 46 ч.

- овладения навыками взаимодействия с напарником по выведению его из равновесия и умению сохранять собственное. - 10 ч.

- совершенствование базовых движений с баскетбольным мячом - 11 ч.

- совершенствование базовых движений с футбольным мячом - 9 ч.

- совершенствование базовых движений динамического самомассажа - 6 час. 50 мин.

- овладение базовыми движениями ударной технике - 6 ч.

- совершенствование базовых движений упражнениями ОФП - 8 ч.

- применение базовых движений в игре (футбол, баскетбол) с элементами импровизации - 12 ч.

Итого: 120 час.50 мин.

 

· Тренировочные разделы программы для 4 класс:

- проработки суставов ОДА движениями в виде восьмёрки - 11 ч.

- совершенствование базовых движений с гимнастическими палочками с включением элементов импровизации - 46 ч.

- совершенствованиеэлементами импровизации навыков взаимодействия с напарником по выведению его из равновесия и умению сохранять собственное. - 10 ч.

- формирование естественного ненапряжённого дыхания в процессе выполнения упражнений - 2 ч.

- совершенствование базовых движений с баскетбольным мячом элементами импровизации - 8 ч.

- овладение базовыми движениями с волейбольным мячом - 6 ч.

-совершенствование базовых движений с футбольным мячом элементами импровизации - 6 ч.

- совершенствование базовых движений динамического самомассажа элементами импровизации - 6,5 ч.

- совершенствование ударной технике элементами импровизации - 19 ч.

- совершенствование базовых движенийупражнениями ОФП - 4 ч.

- применение базовых движений в игре (футбол, баскетбол, волейбол) с элементами импровизации - 12 ч.

Итого: 120 час. 50 мин.

 

Перечень универсальных действий, развиваемых каждым разделом программы

Таблица 2.Перечень универсальных действий, которые развиваются при прохождении соответствующих разделов программы в ходе физкультурно-оздоровительной деятельности в 1 классе

Физкультурно-оздоровительная деятельность (виды и формы работы) У обучающихся будут сформированы:
  Уроки-беседы, рассказы, групповая работа на темы философия здоровья, связи с окружающим нас миром. Представления о философском уровне восприятия проблемы здоровья и связи здоровья человека с окружающим его миром.
  Практические занятия по изучению физиологических движений стопы, всей ноги и всего тела, т.е. изучение правильной походки, осанки. Представления о правильной походки, осанке и двигательных стереотипах к которым нужно стремиться.
  Практические занятия по проработки суставов ОДА упражнениями по типу восьмёрки. Понимания о физиологических процессах формирования суставов с помощью данного типа упражнений.
  Практические занятия по формированию естественного ненапряжённого дыхания в процессе выполнения упражнений. Навык отслеживать напряжение дыхательных мышц у себя и у окружающих.
  Беседа с родителями по стимулированию занятий, выбору правильной обуви и тренажёров для занятий. Единое пространственно-информационное поле ценностей и понятий дома и в школе.
  Практические занятия по применению новых двигательных навыков в играх футбол и баскетбол. Представления о возможности использования новых физиологических движений в играх из школьной программы.
  Практические занятия по овладению приёмами динамического самомассажа. Представления о возможности использования упражнений из школьной программы для укрепления здоровья путём самомассажа.

Таблица 3. Перечень универсальных действий, которые развиваются при прохождении соответствующих разделов программы в ходе физкультурно-оздоровительной деятельности во 2 классе

Физкультурно-оздоровительная деятельность (виды и формы работы) У обучающихся будут сформированы:
  Уроки-беседы, рассказы, групповая работа на темы патриотизма, родины, отечества. Представления о патриотизме, родине и отечества.
  Практические занятия по совершенствованию физиологических движений стопы, всей ноги и всего тела. Некоторые двигательные навыки по правильной походке и поддержанию осанки.
  Практические занятия по совершенствованию проработки суставов ОДА упражнениями по типу восьмёрки. Двигательные навыки по основным базовым упражнениям, формирующим суставы ОДА.
  Практические занятия по продолжению формирования естественного ненапряжённого дыхания в процессе выполнения упражнений. Навык отслеживать напряжение дыхательных мышц у себя и у окружающих на интенсивных этапах тренировки.
  Беседа с родителями по стимулированию занятий, выбору правильной обуви, тренажёров и по принципам формирования морально волевых качеств у детей. Единое пространственно-информационное поле ценностей и понятий дома и в школе.
  Практические занятия по совершенствованию в применении новых двигательных навыков в играх футбол и баскетбол. Понятия о возможности использования новых физиологических движений в играх из школьной программы.
  Практические занятия по овладению приёмами динамического самомассажа. Понятия о возможности использования акробатических упражнений из школьной программы для укрепления здоровья путём самомассажа.

Таблица 4. Перечень универсальных действий, которые развиваются при прохождении соответствующих разделов программы в ходе физкультурно-оздоровительной деятельности в 3 классе

Физкультурно-оздоровительная деятельность (виды и формы работы) У обучающихся будут сформированы:
  Уроки-диспуты, психологические тренинги, индивидуальная и групповая работа по бесконфликтному общению. Представления о коллективе и индивидуальности, возможности бесконфликтного высказывания и отстаивание своего мнения при уважительном отношении к чужому.
  Практические занятия по совершенствованию физиологических движений стопы, всей ноги и всего тела. Некоторые двигательные навыки по правильной походке и поддержанию осанки.
  Практические занятия по совершенствованию проработки суставов ОДА упражнениями по типу восьмёрки. Двигательные навыки по основным базовым упражнениям, формирующим суставы ОДА.
  Практические занятия по продолжению формирования естественного ненапряжённого дыхания в процессе выполнения упражнений. Навык отслеживать напряжение дыхательных мышц у себя и у окружающих на интенсивных этапах тренировки.
  Беседа с родителями по стимулированию занятий, выбору правильной обуви, тренажёров и по принципам формирования морально волевых качеств у детей. Единое пространственно-информационное поле ценностей и понятий дома и в школе.
  Практические занятия по совершенствованию в применении новых двигательных навыков в играх футбол и баскетбол. Понятия о возможности использования новых физиологических движений в играх из школьной программы.
  Практические занятия по овладению приёмами динамического самомассажа. Понятия о возможности использования акробатических упражнений из школьной программы для укрепления здоровья путём самомассажа.
  Практические занятия по овладению техникой работы с отягощениями. Новые ощущения при работе мышц (сокращение и растяжение) по мере увеличения веса отягощения.
  Практические занятия по овладению техникой балансирования и выведения из равновесия партнёра.. Новых ощущений по балансированию собственного тела в плотном контакте (взаимодействии) с напарником.
  Практические занятия по овладение базовыми движениями ударной техники Понятия волновой системы нанесения ударов.

Таблица 5.Перечень универсальных действий, которые развиваются при прохождении соответствующих разделов программы в ходе физкультурно-оздоровительной деятельности в 4 классе

Физкультурно-оздоровительная деятельность (виды и формы работы) У обучающихся будут сформированы:
  Уроки-диспуты, психологические тренинги, индивидуальная и групповая работа по формированию коллективного и индивидуального здоровье-сберегающего образа жизни. Представления о коллективе и индивидуальности, о их возможностях по формированию здоровье-сберегающего образа жизни.
  Практические занятия по совершенствованию физиологических движений стопы, всей ноги и тела человека в целом. Некоторые интуитивные двигательные навыки по сохранению правильной походке и поддержанию осанки.
  Практические занятия по совершенствованию проработки суставов ОДА упражнениями по типу восьмёрки. Импровизированные сочетания между собой основных базовых упражнений, формирующих суставы ОДА.
  Практические занятия по продолжению формирования естественного ненапряжённого дыхания в процессе выполнения упражнений. Навык отслеживать напряжение дыхательных мышц у себя и у окружающих на интенсивных этапах тренировки.
  Беседа с родителями по стимулированию занятий, выбору правильной обуви, тренажёров и по принципам формирования морально волевых качеств у детей. Единое пространственно-информационное поле ценностей дома и в школе.
  Практические занятия по совершенствованию в применении новых двигательных навыков в играх футбол и баскетбол. Понятия о возможности использования новых физиологических движений в играх из школьной программы с импровизацией физиологических движений в зависимости от игровой обстановки.
  Совершенствование движений по овладению приёмами динамического самомассажа. Понятия о возможности использования акробатических упражнений из школьной программы для укрепления здоровья путём самомассажа с элементами импровизации.
  Совершенствование движений по овладению техникой работы с отягощениями. Навыки импровизации при работе с отягощениями.
  Совершенствование движений по овладению техникой балансирования и выведения из равновесия в паре. Импровизированные движения по балансированию собственного тела в плотном контакте (взаимодействии) с напарником.
  Овладение базовыми элементами применению новых двигательных навыков в игре волейбол   Понятия о возможности использования новых физиологических движений в игре волейбол.
  Совершенствование движений по овладению базовыми движениями ударной техники Элементы импровизации при нанесение ударов.

Выводы: Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Координаторика" включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию здоровье-сберегающего образа жизни учащихся, способствующая познаванию мира через познание самого себя, приобретения физического и психического равновесия, помогающая более быстро и физиологически правильно овладеть базовыми спортивными навыками основной образовательной программы начального общего образования.

В результате полного прохождения курса "Координаторики" все обучающиеся должны приобрести устойчивые навыки правильной походки и осанки, овладеть основными элементами мягкой защитной техники и способностью максимально безопасное реагирование на внешние раздражители в экстренных ситуациях. Одарённые же дети дополнительно приобретут способности импровизации базовых движений программы "Координаторика" и применения их в быту и в любом другом виде спорта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: