1.В качестве основных климатических факторов при районировании территории для технических целей принимаются температура и относительная влажность воздуха. Все климатические районы, кроме умеренного, создают особые условия для подвижного состава. Особые условия, как правило, характеризуются сочетанием неблагоприятных факторов. Так, для холодного климатического района на севере и востоке страны характерны не только низкая температура окружающего воздуха, ветры, но и более тяжелые дорожные условия (снежные заносы зимой, работа на дорогах с переходными покрытиями и др.). Для жаркого сухого и очень жаркого сухого климатических районов, кроме высокой температуры, - солнечная радиация и большая запыленность воздуха.
Основными факторами отрицательного воздействия на ресурс двигателя автомобиля являются низкая температура масла, поступление холодного воздуха и топлива, понижение общего теплового режима двигателя, увеличение сопротивления шин и трансмиссии, аэродинамического сопротивления. В результате возрастают так называемые пусковые износы и износы в процессе дальнейшей эксплуатации.
Одним из важнейших факторов, снижающих эффективность работы авто- мобилей на территории с экстремальными климатическими условиями, является большое количество времени, затрачиваемое на их подготовку к выпуску на линию в условиях их безгаражного хранения. В настоящее время даже в суровых климатических условиях от 30 до 50% парка грузовых автомобилей хранится на открытых площадках. При безгаражном хранении при низких температурах используются различные способы и средства, облегчающие выпуск автомобилей на линию.
|
Автомобильные дороги пересекают горы и хребты на больших высотах (1500— 2000 м над уровнем моря) по перевалам. Для таких дорог характерны большие (до 10-12%) продольные уклоны, серпантины (до 10 на 1 км пути), значительная извилистость (15-18 поворотов на 1 км) с закруглениями малых радиусов (8-10 м), недостаточная ширина проезжей части и земляного полотна, деформация покрытий и плохая видимость. Отдельные участки дорог разрушаются во время ливней и дождей. Кроме того, погода в высокогорных районах неустойчива: в течение суток наблюдаются большие колебания температуры. Так, например, в летнее время днем на солнце температура может достигать +30 + +40 °С, а ночью падать до - 5 + -10 °С. В зимнее время часты заносы и гололедица. Перечисленные факторы влияют на надежность автомобилей (табл. 3), затрудняют движение транспорта, снижают скорость, повышают транспортные расходы и служат основной причиной дорожно-транспортных происшествий.
2. Альтернативные топлива подразделяются на топлива коммерческой, перспективной и проблемной групп. Топлива коммерческой группы достаточно широко применяются в настоящее время и имеют перспективы дальнейшего расширения их использования по мере накопления технологического опыта, развития инфраструктуры, сокращения производства нефтяных топлив. К ним относятся: • компримированный (сжатый) природный газ (КПГ) (метан); • газ сжиженный нефтяной (ГСН) (пропан-бутановая смесь); • спирты в качестве добавок к бензинам (метанол, этанол, бензометанольная смесь и т.п.). Для этой группы альтернативных топлив разработаны инфраструктура производства, хранения и заправки. Выпускаются газобаллонные автомобили, оснащенные системами питания этими топливами, и комплекты газобаллонного оборудования для переоборудования автомобилей и их эксплуатации на этих видах топлива.
|
3.ЖОҚ
БИЛЕТ № 2
1. Способы и средства, облегчающие выпуск автомобилей зимой на линию при безгаражном хранении
2. Альтернативные топлива перспективной группы
3. Понятие «Среда производственной деятельности транспортного предприятия»
1. Облегчение пуска двигателей и поддержание теплового режима агрегатов в условиях низких температур обеспечивается в основном: сохранением тепла от предыдущей работы двигателя; использованием тепла от внешнего источника; применением средств, обеспечивающих холодный пуск двигателя.
Сохранение тепла в двигателе от предыдущей работы. При этом способе сохранение тепла обеспечивается применением стеганых чехлов, закрывающих радиатор и капот автомобиля. Аккумуляторная батарея утепляется чехлом и слоем стекловаты толщиной до 30 мм. Чехлами можно также утеплять картер двигателя, топливный бак и масляные фильтры.
Продолжительность остывания двигателя до допустимых пределов при утеплении чехлами и скорости ветра 1-5 м/с колеблется от 8 ч при 0 °С до 0,5 ч при -30 °С, Этот способ применяется при остановках автомобилей в пути или при его кратковременных стоянках в условиях умеренно низких температур. Применение чехлов при подводе тепла к агрегатам от внешнего источника уменьшает расход тепла на 40-50%.
Использование тепла от внешнего источника. Для пуска двигателя эта группа способов применяется при длительном хранении автомобиля, в том числе и в меж сменное время. При этом тепло от внешнего стационарного источника, размещенного на территории предприятия, может быть использовано в режиме группового подогрева двигателя или его разогрева (табл. 2). Степень подогрева (разогрева) двигателя оценивают по температуре охлаждающей жидкости в рубашке охлаждения блока цилиндров. Учитывая, что при длительном подогреве разница в температурах рубашки охлаждения и наиболее холодных частей двигателя (подшипников коленчатого вала) меньше, чем при разогреве, температура в головке цилиндров должна быть при подогреве 40-60 °С, а при разогреве 80-90 °С. Разогрев горячей водой заключается в том, что горячая вода непосредственно от водогрейного котла по трубам при помощи насосов подается через гибкий шланг в систему охлаждения двигателя. Отвод воды осуществляется через сливной кран по отводным шлангам в котел. Таким образом, устанавливается циркуляция горячей воды по замкнутому контуру двигателя. При этом давление воды должно быть не менее 30-35 кПа, а температура - не более 90 °С. Применение этого способа в настоящее время ограничено. Наиболее простым методом разогрева двигателя является проливка системы охлаждения горячей водой температуры 85-90 °С при открытых сливных кранах двигателя. Для обеспечения пуска двигателя при температуре воздуха выше -10 °С достаточно объема горячей воды, равного вместимости системы охлаждения; при температуре от -10 до -20 °С необходимо 1,5-2 таких объема воды; при более низких температурах - не менее 2,5-3 объемов. Разогрев и подогрев двигателей паром применяется при наличии пара в автотранспортных предприятиях. Используют один из двух способов: без возврата конденсата и с его возвратом. В первом случае пар от котла направляется к подогреваемому двигателю и вводится в его систему охлаждения через горловину радиатора; в системе охлаждения пар отдает тепло и конденсат стекает на площадку.
|
2. Альтернативные топлива подразделяются на топлива коммерческой, перспективной и проблемной групп. Перспективные альтернативные топлива - горючие продукты природного или синтетического происхождения, пока не нашедшие широкого применения. К ним относятся: • сжиженный природный газ (метан); • водород; • спиртовые топлива; • биогаз.
3. Процесс стратегического управления должен основываться на следующих положениях: предприятие является сложной социально-экономической системой и всегда имеет ряд индивидуальных, присущих только ему особенностей, следовательно, решение стоящих перед ним задач и используемые стратегии также будут уникальными; предприятие является открытой системой, существенное влияние на которую оказывает множество факторов внешней среды. Эффективность его деятельности и жизнеспособность определяются адаптивными возможностями. Процесс стратегического управления применяется при появлении новых и более сложных задач, обусловленных динамичностью и неопределенностью внешней среды, которые характеризуются быстрой сменяемостью и требуют быстрой реакции. Его необходимо рассматривать как динамическую совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, которые могут быть объединены в пять этапов, логически вытекающих один из другого. Следует отметить, что между этими процессами существует не только устойчивая обратная связь, но и обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю совокупность. Основные принципы стратегического управления: сознательный и обоснованный выбор целей и стратегий развития; непрерывный поиск новых форм и видов деятельности с целью повышения конкурентоспособности; создание гибкой организационной структуры, обеспечивающей поиск наилучших условий функционирования и развития, а также адаптации к внешней среде; выработка стратегий с учетом уникальных особенностей предприятия; четкое разграничение вопросов стратегического и оперативного управления предприятием.
Анализ среды:
Определение миссии и целей
Выбор стратегии
Выполнение стратегии
Оценка и контроль выполнения
БИЛЕТ № 3
1. Организационно-технические мероприятия зимней эксплуатации
2. Альтернативные топлива проблемной группы
3. Понятие «Экстремальные природно-климатические условия»
1.Помимо применения специальных устройств и методов эксплуатация автомобилей при низких температурах обеспечивается • тщательным и своевременным выполнением ТО при проведении сезонного обслуживания, особенно по системам питания, зажигания, охлаждения и смазки (см. гл. 8, 11 и 12); • применением соответствующих сезону топлив, масел, эксплуатационных жидкостей и шин; • использованием депрессорных присадок к топливу и маслам, облегчающих пуск; • применением пусковых жидкостей. Многообразие условий, в которых эксплуатируются автомобили в зимнее время, и широкий набор различных средств и способов, облегчающих пуск, требуют обоснованного их выбора (рис. 12). Степень готовности автомобиля к работе в зимнее время определяется температурным состоянием его узлов, механизмов и агрегатов, т.е. его температурным полем, которое для каждого агрегата перед началом пуска (прогрева) оценивается средней температурой наиболее нагретой и наиболее холодной точек.
Определяющими показателями при подготовке к работе при низких температурах воздуха (tn) являются температуры: • двигателя +20 °С; • масляного фильтра (по степени надежности подачи отфильтрованного масла) +15 °С; • аккумуляторной батареи (по возможности пуска двигателя стартером) -5 °С; • коробки передач (по сопротивлению проворачиванию) -10 °С; • салона кабины (по условиям работы водителя) +5 °С. Для сравнения фактически получаемого теплового поля с граничными величинами МАДИ для ряда групповых способов, облегчающих пуск двигателя, разработаны номограммы. На рис. 13 подобная номограмма приведена на примере двигателя. В номограмме по оси абсцисс нанесена шкала температур бензинового двигателя грузового автомобиля средней грузоподъемности, а по оси ординат - шкала температур окружающего воздуха. Вертикальной линией, параллельной оси ординат, обозначена граница температуры (+20 °С), до которой необходимо прогреть данный агрегат (элемент).
2. Развитие автомобильного транспорта вызывает значительный рост потреб- ления жидкого топлива и увеличивает загрязнение атмосферного воздуха. Одним из радикальных путей решения данной проблемы является расширение использования на автомобильном транспорте так называемых нетрадиционных, или альтернативных, энергоносителей и топлив на их основе. Альтернативные топлива по ряду физико-химических и эксплуатационных свойств, определяющих конструкцию системы питания и технологии ее эксплуатации, существенно отличаются от традиционных энергоносителей - бензинов и дизельных топлив.
К альтернативным проблемным относятся топлива, по возможности применения которых ведутся поисковые работы. Это • водобензиновые эмульсии; • эфиры; • металлосуспензии.
3. В качестве основных климатических факторов при районировании территории для технических целей принимаются температура и относительная влажность воздуха. Все климатические районы, кроме умеренного, создают особые условия для подвижного состава. Особые условия, как правило, характеризуются сочетанием неблагоприятных факторов. Так, для холодного климатического района на севере и востоке страны характерны не только низкая температура окружающего воздуха, ветры, но и более тяжелые дорожные условия (снежные заносы зимой, работа на дорогах с переходными покрытиями и др.). Для жаркого сухого и очень жаркого сухого климатических районов, кроме высокой температуры, - солнечная радиация и большая запыленность воздуха. Для повышения эффективности транспортного процесса и технической эксплуатации автомобилей в особых условиях используют автомобили в специ- альном исполнении (северном, горном и т.д.); корректирование нормативов технической эксплуатации автомобиля (см. гл. 8); средства и способы, облегчающие пуск двигателя автомобиля. Следует использовать специальные топлива и смазочные масла, тормозную и другие жидкости, рассчитанные на применение при низких и высоких температурах. Автомобили в северном исполнении должны иметь также технические средства, облегчающие проходимость (лебедки и др.).