Методика организации дидактических игр.




 

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

· отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;

· установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

· определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

· выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

· определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

· подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);

· подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;

· подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

 

Проведение дидактических игр включает:

· ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

· объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;

· показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

· определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

· подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения, какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.

Рекомендации родителям

ü Родителям необходимо правильно и грамотно выбрать дидактическую игру, учитывая возрастные особенности.

ü Родителям необходимо выделять время для совместных игр с ребенком.

ü Создание положительного игрового настроения.

ü Целесообразно объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.

ü Можно организовать семейные игры, разделить семью на команды (бабушка – внук, мама – папа).

ü Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводится что – то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

ü Можно устраивать раз в месяц (неделю) встречу детей из группы, например: «День умной игры» с организацией детского стола в качестве приза. Детям будет очень интересно после посмотреть фотографии или видео, поэтому целесообразно будет, если взрослые всю игру будут фотографировать или снимать на видео.

ü Подводя итоги игры, необходимо отметить только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указать конкретно что), убрали игры на место, что будет приучать детей к порядку и дисциплине.

ü Интерес к дидактической игре у ребенка усилится, если он будет принимать участие в изготовлении материала к дидактическим играм – разрезать картинки, нарисовать лабиринт для зайчика, наклеить картинки на кубики и так далее.

Разработанные методические рекомендации позволят повысить уровень организации дидактических игр дома и желание у детей играть.

Таким образом, разработанная методика работы с детьми может способствовать положительному использованию дидактических игр в воспитательно – образовательном процессе при выполнении следующих условий:

· создавать требуемые условия для организации игр в помещении и на участке; оборудовать педагогический процесс играми и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.

· соблюдение методических рекомендаций.

 

 

Выводы по второй главе

Проведенная опытно-практическая работа показала, что недостаточно уделяется внимания педагогическим условиям организации дидактических игр в группе. Наблюдение за детьми показало, что у большинства детей преобладает низкий уровень интереса к дидактическим играм. Воспитатель имеет значимую роль в поддержании постоянного интереса к дидактическим играм. Интерес возникает вследствие беседы воспитателя с детьми, участия воспитателя в игре, похвалы детей в ходе игры. Анализ беседы показал, что воспитатель осознает значимость дидактических игр в развитии детей, знает достаточное количество дидактических игр, но не создает условия в активном использовании в воспитательно-образовательном процессе. Анкетирование продемонстрировало, что родители имеют представление о дидактической игре, их разновидностях, их значении. Хотя их представления весьма поверхностны.

С детьми была проведена работа, которая включала в воспитательно – образовательный процесс дидактические игры. В результате этой работы у детей стал проявляться интерес к дидактическим играм– дети стали просить повторить игры, самостоятельно организовывали игры на прогулке и в группе в свободное от занятий время. Работа строилась с учетом возрастных особенностей детей – учет исходил из выбора дидактических игр с двигательным компонентом, так как детский организм требует движения. Для достижения поставленной цели опытно-практической работы нам необходима была тесная связь с родителями. Для родителей была проведена консультация «Как научить ребенка играть в дидактические игры и ее роль в развитии детей». Родителей привлекла данная тема, они с интересом ее прослушали, стали обмениваться опытом: кто и как выбирает дидактические игры, на что опираются при покупке, кто играет с ребенком дома.

Анализ психолого-педагогической литературы и собственная опытно-практическая работа позволила сформулировать методические рекомендации для родителей и воспитателей по созданию педагогических условий организации дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста. Разработанная методика работы с детьми может способствовать положительному использованию дидактических игр в воспитательно – образовательном процессе при выполнении следующих условий: создание материальной обстановки, содействующей развертыванию самостоятельной познавательной деятельности дошкольников в игровой форме и особую социальную среду, которая представляет собой соподчиненную друг другу активную деятельность детей, направленную на познание нового, и деятельность педагога, ведущего обучение и поддерживающего игровую форму поведения детей.

 

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы дает основание сделать выводы, что дидактическая игра сложное многоплановое педагогическое явление. Дидактическая игра дает возможность в увлекательной форме усвоить учебные знания, умения и навыки, развить все психические процессы детей, их эмоционально-волевую сферу, способности и умения.

С детьми была проведена работа, которая включала в воспитательно – образовательный процесс дидактические игры. В результате этой работы у детей стал проявляться интерес к дидактическим играм – дети стали просить повторить игры, самостоятельно организовывали игры на прогулке и в группе в свободное от занятий время. Работа строилась с учетом возрастных особенностей детей – учет исходил из выбора дидактических игр с двигательным компонентом, так как детский организм требует движения. Для родителей была проведена консультация «Как научить ребенка играть в дидактические игры и ее роль в развитии детей». Родителей привлекла данная тема, они с интересом ее прослушали, стали обмениваться опытом: кто и как выбирает дидактические игры, на что опираются при покупке, кто играет с ребенком дома.

Собственная опытно-практическая работа и анализ психолого-педагогической литературы позволили сформулировать методические рекомендации для родителей и воспитателей по созданию педагогических условий организации дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста. Педагогические условия организации дидактических игр мы определили как создание материальной обстановки, содействующей развертыванию самостоятельной познавательной деятельности дошкольников в игровой форме и особую социальную среду, которая представляет собой соподчиненную друг другу активную деятельность детей, направленную на познание нового, и деятельность педагога, ведущего обучение и поддерживающего игровую форму поведения детей.

Итак, успешное проведение дидактической игры состоится при выполнении следующих педагогических условий:

- Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.

- Выразительность проведения игры, что обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.

- Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.

- Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, легкость, непринужденность.

- Средства и способы, повышение эмоционального отношения детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

- Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

- Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

 

Соблюдение выделенных педагогических условий организации дидактических игр способствует расширению у дошкольников опыта самостоятельной познавательной деятельности, оказывает положительное влияние на умственное развитие детей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: