Перспективы изменения уровня жизни населения в Республике Беларусь




Немаловажным для повышения уровня жизни является проведение правильной социальной политики. Социальная политика – важнейшая область деятельности государства на современном этапе. От решения социальных проблем зависит стабильность общества, а это является главной базой для эффективного развития экономики. Результативность экономической политики проверяется прежде всего уровнем жизни как всего населения, так и различных социальных групп.

Основной целью социальной политики является повышение уровня жизни населения, предоставление каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечивать свое благосостояние и благосостояние своей семьи.

Главная цель социальной политики — дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важ­нейшими путями ее достижения должны стать усиление роли зара­ботной платы как главного фактора, стимулирующего экономиче­ское развитие и повышение эффективности экономики, обеспече­ние роста реальных денежных доходов как основы улучшения жиз­ни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов раз­личных групп населения в регионах и по отраслям экономики.

Целевыми ориентирами политики доходов населения в прогно­зируемом периоде, обеспечивающими достижение этой цели, бу­дут:

- рост реальных денежных доходов населения — на 149—156 %;

- повышение уровня реальной заработной платы как основного источника формирования доходов населения и важного стимула трудовой активности работников — на 152—158 %;

- поэтапное повышение уровня минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета, размеров со­циальных пособий — до величины бюджета прожиточного мини­мума;

- предотвращение необоснованной дифференциации населения по уровню доходов (не более 1:6);

- социальная поддержка малообеспеченных категорий населения, дальнейшее совершенствование государственной адресной социаль­ной помощи;

- совершенствование системы пенсионного обеспечения (повыше­ние реального значения пенсии по возрасту в 1,52 раза);

-обеспечение в 2011—2015 годах сокращения уровня малообеспеченности в два раза;

- дальнейшее совершенствование системы поддержки семей в свя­зи с рождением и воспитанием детей [25, с.27-29].

Повышение реальных денежных доходов населения будет осу­ществляться путем поддержки экономически актив­ных групп населения, создания условий для усиления трудовой мотивации работников, содействия развитию малого предпринима­тельства. Важным направлением будет обеспечение существенного роста доходов сельского населения на основе повышения размеров оплаты их труда.

Предотвращению необоснованной дифференциации населения по уровню доходов будет способствовать дальнейшее совершенствова­ние государственного регулирования оплаты труда по сферам и от­раслям экономики.

Важнейшим направлением политики доходов является снижение уровня малообеспеченности на основе роста среднедушевых дохо­дов, повышения всех видов гарантированных минимальных дохо­дов. Выполнение прогнозных параметров роста денежных доходов населения при более быстрых темпах роста доходов малообеспечен­ных групп позволит в 2011—2015 годах обеспечить сокращение уровня малообеспеченности населения в два раза к предыдущему периоду. Для этой категории населения будут предусмотрены соци­альные гарантии.

Реализация намеченных мер по росту ВВП и реальным возмож­ностям его использования позволит обеспечить в прогнозируемом периоде прирост реальных денежных доходов населения на 49— 56 %. Существенное повышение уровня денежных доходов будет способствовать расширению платежеспособного спроса, росту сбережений населения и их инвестированию в экономику, разви­тию сферы услуг [20, с.135].

Основной целью государственной политики в области оплаты труда является превращение заработной платы в надежный источ­ник доходов и повышение ее роли как стимула трудовой активно­сти работников.

Важнейшей функцией государства остается обеспечение государ­ственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда и регулирование заработной платы работников бюджетной сферы.

Для этого необходимо обеспечить:

- создание экономических предпосылок для роста заработной пла­ты, легализации всех трудовых доходов;

- опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы;

- поэтапное повышение размера минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета;

- предотвращение необоснованной дифференциации по уровню заработной платы в разных сферах деятельности и на региональном уровне";

- развитие рыночных и коллективно-договорных механизмов ре­гулирования заработной платы.

В бюджетном секторе необходимо сохранить государственное ре­гулирование оплаты труда. В реальном секторе экономики политика государства по повы­шению заработной платы должна реализовываться путем повыше­ния государственных минимальных гарантий оплаты труда, совер­шенствования налоговой системы, повышения эффективности со­циального партнерства.Планируется повышение реальной за­работной платы в 1,52—1,58 раза.

Таким образом, предотвращение бедности остается важнейшей задачей государственной социальной политики в Республике Беларусь на долгосрочную перспективу. Перспективы социальной политики направлены на повышение уровня жизни человека за счет стимулирования экономической активности населения. Изучение проблемы повышения уровня жизни человека и его благосостояния в формирующейся рыночной системе связанно с развитием рыночной модели социальной политики. Для решения данной проблемы нужно изучить методологические и теоретические основы всей системы социально-экономических и общественных отношений, которые показывают динамику развития благосостояния человека и всей социальной системы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уровень и качество жизни населения являются одними из центральных критериев оценки эффективности социально-экономической политики каждого государства и жизни общества в целом. Однако понятия «качество жизни» и «уровень жизни» нетождественны друг другу. Мировая практика показывает, что все больше жителей развитых стран осознают негативные последствия развития экономики, постепенно приходит понимание того, что уровень и качество жизни населения не могут определяться только количеством потребленных благ. Чтобы обоснованно говорить об относительном качестве и уровне жизни в разных странах, надо дополнительно привлекать к анализу большой ряд статистических показателей, отображающих степень равномерности распределения доходов в обществе, уровень развития образования, здоровье и долголетие людей, состояние окружающей среды, социальных отношений, обобщающие показатели уровня развития и многое другое.

• Уровень жизни населения – это только лишь степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными, социальными и духовными благами, совокупность условий жизнедеятельности людей и всевозможные экономические показатели дохода, тогда как качество жизни – это уровень благосостояния людей, трудно поддающийся количественному измерению, так как в дополнение к уровню жизни (показателю материального потребления) эта категория включает в себя также потребление людьми таких непосредственно неоплачиваемых ими благ, как чистая окружающая среда, личная и национальная безопасность, политические и экономические свободы и многие другие условия человеческого благополучия.

• Основными показателями уровня жизни являются ИРЧП, коэффициент суммарной рождаемости, показатели материнской и детской смертности, соотношение пенсии и прожиточного минимума и др.

• Основными факторами роста уровня жизни являются развитие сферы образования и здравоохранения, гарантия минимальных социальных стандартов, увеличение заработной платы и пенсии, а также развитие сельского хозяйства и промышленности.

• В Республике Беларусь проводится последовательное реформирование социальной сферы для обеспечения повышения уровня и качества жизни населения.

Качество жизни является ключевой функцией современных сверхиндустриальных промышленных систем. Что касается Республики Беларусь, то вопрос уровня и качества жизни населения является очень важным. В нашем государстве динамично развивается экономика, модернизируется производство, увеличивается выпуск конкурентоспособной продукции. Основа политики нашего государства – успехи в экономике. Цель нашей страны на сегодняшний день – построение социального государства, что означает создание благоприятных условий, которые смогли бы обеспечить достойное существование каждого из нас. Особое внимание на сегодняшний день уделяется развитию здравоохранения, образования, безопасности, социальных отношений и природной среды. Интересно то, что для стран с переходной экономикой наращивание производства продукции сельского хозяйства и промышленности необходимо для перехода к рыночной экономике, так как увеличение доли сферы услуг в экономике не может быть создано искусственно, без должного уровня экономического развития. Именно поэтому в нашей республике колоссальное внимание уделяется развитию агропромышленного комплекса и социальной инфраструктуры села, повышению уровня и качества жизни сельского населения на основе создания условий для роста доходов, расширению сферы занятости в сельской местности, обеспечению доступа сельских жителей в равной мере с городским населением к социальным услугам, строительству жилья и объектам социально-культурной сферы.

Развитие производства и сокращение числа убыточных предприятий, укрепление финансовой системы, рост доходов населения, повышение качества и уровня жизни, экономический рост – все это дает реальную возможность уверенного перехода к рыночной экономике, стабильного развития страны, увеличения благосостояния граждан и уверенный взгляд в будущее.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: