Определение Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2004 г. № 322-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Францына Валерия Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пункта 4 статьи 32 и пункта 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»// СПС «Гарант»; «Консультант плюс»*
Определение Конституционного Суда РФ от 9 ноября 2004 г. №320-О «По ходатайству Федеральной таможенной службы об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»// СПС «Гарант»; «Консультант плюс»*
Постановление Конституционного Суда РФ от 17 мая 2011г. №8-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих», статьи 5 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.П. Кузьменко и А.В. Орлова и запросом Избербашского городского суда Республики Дагестан» // Российская газета, 2011, 27 мая.
|
Основная
Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н.Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2009г.*
Россинский Б.В. Административное право: Учебник/ Россинский Б.В., Старилов Ю.Н., 4-ое издание, пересм. и доп. М.: Норма Инфра, 2010.*
Конин Н.М. Административное право: Учебник, 2-ое издание. М.: Проспект, 2009г.*
Дополнительная
Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы. М., 2003.*
Бахрах Д. Н., Казанов С. Д. Государственная администрация: ее органы и служащие. Екатеринбург, 1998.
Волкова В.В., Сапфирова А.А. Государственная служба: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление» и «Юриспруденция». М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.
Горикова Н.А. Правовое регулирование государственной службы в РФ.//Бюллетень Министерства юстиции, 2005, №8, С.40.
Гришковец А. А. Право государственного служащего на продвижение по службе // Государство и право, 1998, № 10, С. 32.
Гукова Ж.А. Совершенствование административно-правового статуса государственных гражданских служащих // Административное право и процесс, №5, 2011.
Гусев А. В. Правоотношения на государственной службе // Российский юридический журнал, 2000, № 3.
Давыдов К.В. Должностные регламенты государственных гражданских служащих как элемент реформы государственной службы Российской Федерации: основные правовые проблемы // Административное право и процесс, №4, 2011.
|
Демин А.А. Проблема правомерности действий государственного служащего при получении незаконного приказа руководителя // Административное право и процесс, №4, 2010.
Добробаба М.Б. Проблема понимания дисциплинарного проступка в служебном праве // Административное право и процесс, №5, 2011.
Демин А. А. Государственная служба. М., 2002.
Еремееева Е. Участие государственных служащих в управлении коммерческими организациями.//Юристъ, 2006,№4,С.16.
Еремян В.В. Взаимосвязь государственной гражданской службы и муниципальной службы как двух видов публичной службы и профессиональной деятельности.//Право и политика, 2006, №5, С.62-71*.
Ершова Е.А. Изменение трудовых правоотношений гражданских служащих.//Трудовое право, 2006, №4,С.66-75.*
Иванов В.П. О государственной гражданской службе.//Закон и право,2005, №12, С.53-54.
Козбаненко В. А. Правовое обеспечение статуса государственных гражданских служащих (теоретико-административные аспекты). М, 2002.
Кудашкин А. В. Военная служба как особый вид государственной службы Российской Федерации// Государство и право, 2000, № 3, С. 12.
Куракин А. Реформирование государственной службы России должно иметь антикоррупционную направленность // Российская юстиция, 2002, № 7.
Нарожная Е.В. О совершенствовании законодательства субъектов Федерации в сфере государственной службы.// Бюллетень Министерства юстиции, 2006, №2.
Ноздрачев А.Ф. Преобразования в системе государственной службы в контексте административной реформы.// Законодательство и экономика, 2006, №2, С.24.
Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации. М., 2003.
|
Родионова М Право государственного служащего на присвоение квалификационного разряда // Российская юстиция, 2001, № 2.
Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. М., 2005.*
Тема 8. Формы и методы административно-правового регулирования
(семинар в диалоговом режиме)
Вопросы для обсуждения
1. Понятие и виды административно-правовых методов управления.
2. Понятие, элементы и виды административного убеждения.
3. Понятие и виды форм управления.
4. Правовые акты управления, их понятие, юридическое значение, виды.
5. Становление и развитие указа как источника права.
6. Роль указов Президента РФ в регулировании отдельных видов общественных отношений.
7. Подготовка и принятие нормативных актов Правительства РФ.
8. Подготовка и принятие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти РФ.
9. Правовые акты управления субъектов РФ.
10. Правовые акты управления муниципальных органов власти.
11. Локальные правовые акты управления.
12. Административные договоры.
Правовые формы управления являются основными, так как направлены на возникновение определенных юридических последствий. Они влекут за собой возможность наступления того или иного вида юридической ответственности: уголовной, административной или дисциплинарной.
В правовых формах управления наиболее отчетливо выражаются принадлежащие органам исполнительной власти государственно-властные полномочия. Основными правовыми формами являются: издание нормативных и индивидуальных правовых актов управления; заключение административно-правовых договоров (соглашений) и совершение иных юридически значимых действий. Правовые формы государственного управления основываются на компетенции органа государственного управления.
Неправовые формы управления являются вспомогательными, обеспечивающими и связаны с совершением действий, не требующих возникновения юридических последствий. К неправовым формам относят осуществление организационных (организационно-технических) действий и выполнение материально-технических операций. Чаще всего встречаются такие организационные действия, как проведение различных совещаний (в том числе руководящего состава, с последующей публикацией итоговых материалов), проверок, распространение передового опыта, разработка программ, прогнозов, рекомендаций. Неправовые формы управления осуществляются в рамках действующего законодательства, однако действия в неправовых формах непосредственно юридических последствий не влекут.
Реализация исполнительной власти возможна только в правовых формах, а государственно-управленческая деятельность может быть выражена в обеих формах.
В процессе работы над рассматриваемой темой следует изучить классификацию правовых актов органов исполнительной власти по следующим критериям: по юридической форме; юридическим свойствам; органам, их издающим; по кругу адресатов; по порядку издания (принятия) и характеру регулируемых вопросов.
При дальнейшем изучении темы студентам следует усвоить требования, предъявляемые к правовым актам: подзаконность, соблюдение установленного порядка издания правовых актов, обязательность определенных реквизитов и другие, а также научиться составлять некоторые правовые акты управления.
Задание 1. Какому суду подсудны гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, если такое требование заявляется прокурором в интересах Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований?
Задание 2. Укажите, какие органы и должностные лица исполнительной власти имеют право издавать нормативные акты в следующих формах: закон, указ, кодекс, положение, постановление, распоряжение, приказ, инструкция, правила, договор.
Задание 3. Укажите, какие из перечисленных форм управленческой деятельности являются формами деятельности исполнительной власти, какие из них носят правовой и неправовой характер:
- издание инструкции по делопроизводству управления делами Президента РФ;
- наложение административного штрафа;
- выдача охотничьего билета;
- выдача медицинской справки;
- осуществление проверки Департамента Министерства финансов РФ Счетной палатой;
- принятие федерального закона;
- опубликование постановления Правительства РФ в «Российской газете»;
- объявление выговора инспектору ГИБДД;
- совещание начальников УВД;
- регистрация ООО в налоговой инспекции;
- изъятие водительского удостоверения.
Задание 4. Составить приказ: а) о наложении дисциплинарного взыскания; б) о распределении обязанностей; в) об изменении фамилии; г) об отстранении от должности; д) о продлении срока пребывания в командировке; ж) о приеме на работу; з) о переводе на другую работу; и) о поощрении; к) о стажировке; л) о продлении срока пребывания в командировке.
Задача 1. Начальник УВД Краснодарского края Иванов в течение рабочего дня совершил следующие действия:
- провел совещание начальников ОВД края;
- объявил выговор начальнику ОВД Павловского района;
- проверил работу четырех постов ГИБДД в г. Краснодаре;
- издал приказ о поощрении сотрудников ГИБДД;
- принял посетителей по жалобам;
- на личном автомобиле совершил наезд на другой автомобиль при развороте;
- беседовал с директором школы по факту нарушения школьной дисциплины сыном;
- присутствовал на совещании у главы администрации края;
- отдал указание о проведении операции «Каскад».
Дайте юридическую квалификацию и характеристику действий, совершенных начальником УВД Краснодарского края.
Задача 2. Гражданин Титов обратился в суд с жалобой на действия работников таможни, конфисковавших у него ряд материальных предметов (книги, посуду и т.д.) в качестве контрабанды. Суд не принял жалобу к рассмотрению, сославшись на то, что в соответствии с действующим законодательством Иванов должен вначале обратиться в вышестоящий орган управления таможней.
Правомерны ли действия таможни и суда?
Задача 3. Строительная компания выкупила земельный участок и начала его застройку. При рытье котлована было обнаружено месторождение торфа, констатированное геологом. Руководство компании решило осуществлять добычу торфа, мотивируя это правом собственности на земельный участок.
Правомерны ли действия руководства компании?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА