Нормативные правовые акты. Дополнительная. Тема 4. Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации




Кодекс РФ об административных правонарушениях. М., 2012г.

Трудовой кодекс РФ. М., 2011.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ. М., 2011.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ. М., 2011.

Федеральный закон от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (ред. от 6.12.2011г.) //СЗ РФ, 2004, №31, Ст. 3215.

Конституции республик, входящих в состав РФ.

Уставы областей и краев, городов федерального значения - субъектов РФ.

Основная

Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2009г.*

Россинский Б.В.Административное право: Учебник/ Россинский Б.В., Старилов Ю.Н., 4-ое издание, пересм. и доп. М.: Норма Инфра, 2010.*

Конин Н.М. Административное право: Учебник, 2-ое издание. М.: Проспект, 2009г.*

Дополнительная

Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. Учебник. М., 2003*

Иванов В.В. Перспективы внутрифедеральных договоров как источников регулирования федеративных отношений //Правоведение, 2000, №6,С.40.

Козлов Ю. М. Административные правоотношения. М., 1976.

Коваль Л. В. Административно-деликтное отношение. Киев, 1979.

Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. М., 1978.

Масленников М.Я. Административно-процессуальные нормы – содержательная база формирования Российского административно-процессуального кодекса // Административное право и процесс, №1, 2011.

Петров Г. И. Советские административно-правовые отношения. Л., 1972.

Сорокин В. Д. Административно-процессуальное отношение. Л., 1968.

Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. Т. 1.: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. М.: Норма, 2002.

Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. Т. 2.: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. М.: Норма, 2002.

Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. М., 2005.*

Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.

Юсупов В. А. Теория административного права. М., 1985.

 

Тема 4. Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации

(семинар в диалоговом режиме)

Вопросы для обсуждения

1. Граждане РФ как субъекты административного права.

2. Административ­ная правоспособность и дееспособность.

3. Права и свободы граждан по административному праву, их гарантии.

4. Обязанности граждан во взаимоотношениях с исполнительной властью.

5. Специальные административно-правовые статусы граждан: понятие, особенности, виды.

6. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

7. Способы защиты прав граждан (право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления; право на административную жалобу; право на судебное обжалование незаконных действий (бездействия) органов публичного управления и их должностных лиц). Уполномоченный по правам человека РФ.

Рассматривая данную тему, необходимо обратить внимание, что административно-правовой статус граждан РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», другими федеральными законами, иными правовыми актами. Граждане Российской Федерации являются наиболее многочисленной категорией субъектов административного права. Их административно-правовой статус (совокупность прав, обязанностей и установленный объем ответственности в сфере государственного управления и реализации исполнительной власти) является производным от их конституционного статуса и конкретизирован в многочисленных нормативно-правовых актах различной юридической силы. Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Более детально права и свободы человека и гражданина регламентирует глава 2 Конституции Российской Федерации.

Следует также обратить внимание на особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ.

Задание 1. Отличие административно-правового статуса граждан от конституционно-правового статуса гражданина. Может ли быть ограничен административно-правовой статус граждан? Приведите примеры со ссылкой на нормативные правовые акты.

Задание 2. Проанализируйте содержание терминов административная правоспособность и дееспособность. Когда возникает административная правоспособность и дееспособность граждан? В чем заключаются особенности административной правоспособности и дееспособно­сти, по сравнению с гражданской право- и дееспособностью, трудовой правосубъектностью?

Задание 3. Перечислите основания для отказа в регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания. Имеются ли особенности регистрации граждан в Краснодарском крае?

Задача 1. В семье юрисконсульта Иванова сыну Николаю исполнилось 18 лет. У дочери Иванова родился сын, которого назвали Никитой. Супруга Иванова по конкурсу была принята на работу в Министерство здравоохранения РФ. Через 5 дней пришло письмо, умер дедушка Николая.

Дайте характеристику вышеприведенным юридическим фактам и возникающим на их основе административно-правовым отношениям.

Задача 2. Сотрудники полиции попросили гражданина Иванова показать документ, удостоверяющий личность. Поскольку паспорта у него не оказалось, он был подвергнут административному задержанию до выяснения личности. Иванов обжаловал действия сотрудников полиции начальнику управления внутренних дел. В своем ответе начальник управления сообщил, что в соответствии с ФЗ «О полиции» она имеет право проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления (как объяснили Иванову, он внешне был похож на разыскиваемого преступника); имеет право осуществлять административное задержание. Ответ начальника управления внутренних дел не удовлетворил Иванова. По его мнению, требование постоянно носить при себе документ, удостоверяющий личность, является ограничением прав и свобод человека. Согласно ст.55 Конституции РФ, такое ограничение возможно только федеральным законом, а ни в одном федеральном законе нет нормы, обязывающей граждан в обычных условиях носить при себе документы, удостоверяющие личность.

С чьей позицией Вы согласны? Ответ обоснуйте.

Задача 3. 16-летний Иван Дураченко обратился в отдел ЗАГС с заявлением, в котором просил переменить ему фамилию и имя, пояснив, что не желает больше иметь в школе кличку, унижающую его достоинство, а имя является слишком распространенным и не оригинальным. Начальник отдела сказал, что необходимо согласие родителей, без чего он не может удовлетворить его просьбу. Иван пояснил, что родители не считаются с его желанием, рассматривают его как несерьезное. Начальник посоветовал ему подождать еще один год щи обратиться в суд, который вправе удовлетворить его просьбу, районный суд в принятии заявления отказал. Разрешите казус на основе действующего законодательства.

Задача 4. Гражданин Муромов, принудительно доставленный в вендис­пансер для прохождения курса лечения от вензаболевания, скрыл сведения об источнике собственного заражения, а также о круге лиц, которые имели с ним контакты, создающие опасность забо­левания.

Есть ли в совершенном деянии состав административного правонарушения? Можно ли привлечь Муромова к административной ответственности? Ответ аргументируйте со ссылкой на статью КоАП РФ.

Задача 5. Прокуратурой Центрального района г. Краснодара была проведена проверка по жалобе жителей многоквартирного дома о нарушении темпе­ратурного режима. В ходе проверки было установлено, что обес­печение теплоснабжения в данном многоквартирном доме произ­водит компания «ТЭС». Руководитель компании заявил, что ввиду отсутствия мазута и денежных средств на его закупку, ком­пания допускает понижение температуры в доме до 12-13 граду­сов. На основании Постановления Правительства РФ от 23.05.06 г. температура в жилых помещениях не должна опускаться ниже 18 градусов и отклонение от этой нормы не допускается.

Возможно ли в данном случае привлечение к административ­ной ответственности?

Деловая игра. Студенты разыгрывают ситуацию трудоустройства иностранного гражданина. Соответственно выбираются 4 человека из числа студентов (иностранный гражданин, российский работодатель, представитель органа внутренних дел, представитель органа занятости населения).

Особо обращается внимание на порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ, на документы, которые представляются для получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, и на квоту привлекаемых для работы в РФ иностранных граждан.

Деловая игра.

Трое студентов первого курса – Васильченко, Петров и Кисаров распивали ночью водку на скамейке возле общежития. Двое из них – Васильченко и Петров, были совершеннолетними, а третьему – Кисарову, в этот день исполнилось 18 лет. Данный факт был замечен проходившими сотрудниками органами внутренних дел, которые попросили студентов прекратить противоправное поведение. Однако правонарушители игнорировали замечания работников полиции, а также выражались в их адрес нецензурной бранью и оказывали сопротивление попыткам их задержать и доставить в отделение. После небольшой потасовки сотрудники полиции все-таки смогли задержать нарушителей и доставить их в отделение.

Как выяснилось, в результате удара, нанесенного Кисаровым, у одного из сотрудников полиции образовалась гематома. Задержанных продержали в отделении до утра, а к 10 часам доставили в суд на рассмотрение дела.

Участники процесса:

Участник процесса Кол-во ФИО

Суд

Васильченко

Петров

Кисаров

Законные представители

Свидетели

1-й работник полиции

2-й работник полиции

Защитники

Эксперт

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

административная дееспособность – способность лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, а также нести ответственность за нарушение административно-правовых правил (право на судебную защиту от действий и решений административных органов, право на поступление на государственную службу, право на пользование услугами адвоката в производстве по делу об административном правонарушении).

административная правоспособность – способность иметь установленные в административно-правовых нормах права и обязанности (право на имя, право на благоприятную окружающую среду, право на медицинскую помощь и т. д.);

Виды специальных административно-правовых статусов граждан:

- государственные и муниципальные служащие;

- жители территорий с особыми административно-правовыми режимами (ЧП, военное положение, контртеррористическая операция, ЗАТО). Наличия такого режима является основанием ограничения прав;

- ИП (индивидуальные предприниматели);

- лица, совершившие административное правонарушение.

- субъекты административной опеки (сироты, безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, жертвы политических репрессий);

- субъекты разрешительной системы (водители, которым предоставлено специальное право, лица, допущенные к гос. тайне, лица, которым предоставлено право на оружие);

- члены административных коллективов (лица, задержанные в административном порядке, содержащиеся в местах лишения свободы, студенты);

должностное лицо – служащий государственного аппарата, наделенный государственно-властными полномочиями для исполнения организационно-управленческой деятельности по осуществлению функций органов аппарата и их подразделений.

жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц по поводу нарушенного действиями (бездействием), решениями юридических или физических лиц (должностными лицами, государственными или муниципальными служащими и т. д.) права или законного интереса.

заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика дея­тельности указанных органов и должностных лиц.

иностранный гражданин – лица, которые находятся на территории государства, гражданами или подданными которого они не являются;

лицо без гражданства – те иностранцы, которые не имеют доказательств своей принадлежности к гражданству (подданству) какого-либо государства;

обязанности – есть установленное законом должное, общественно необходимое поведение, обеспечивающее право другой стороны и гарантированное государством. В отличие от прав граждан, реализуемых свободно и по своему усмотрению, обязанность как предусмотренная Конституцией РФ и российским законодательством в целом форма регулирования общественных отношений, опирается на властное начало, предполагающее в случае необходимости государственное принуждение.

правовой режим иностранцев – совокупность прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства, установленных национальным законодательством и международными договорами страны пребывания.

предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иной сфер деятельности государства и общества.

специальный административно-правовой статус – это обособленная совокупность прав и обязанностей, нехарактерная для большинства физических лиц (не являющаяся общей для всех физических лиц).

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации – назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное рассматривать жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих. Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации 1993 г. (пунктом «е» ч.1 ст. 103), которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: