ЗАДАНИЕ №1. Линейная алгебра.
Решить заданную систему: а) пользуясь формулами Крамера;
1. 2.
3. 4.
5. 6.
7. 8.
9. 10.
11. 12.
13. 14.
15. 16.
17. 18.
19. 20.
Решение типового примера.
Пусть требуется решить систему уравнений:
Решение:
а) Метод Крамера. Подсчитаем главный определитель системы, для этого воспользуемся разложением определителя системы по элементам первой строки по формуле:
=
--
+
Вычислим главный определитель системы
=1
+2
+1
=10
Так как =10, не равен нулю, система имеет единственное решение. Вычислим вспомогательные определители:
=
=1 3 2 +
+1
8 -
3 1 -8
2 - 1
=
6-2-8+3+32-1=30.
Аналогично находим
=
=0
=
=-20
Согласно формулам Крамера имеем:
X= =
=3; y=
=0; z=
=-2.
Для проверки правильности решения подставим его в каждое уравнение системы
Ответ: .
ЗАДАНИЕ №2. Векторная алгебра.
В задачах 21-40 даны координаты вершин пирамиды АВСД.
Требуется:
1. Записать координаты векторов ,
и
, найти их длины;
2. Найти угол между векторами и
;
3. Составить уравнение ребра АС;
4. Составить уравнение грани АВС.
21.А , В
, С
, Д
.
22. А , В
, С
, Д
.
23.А , В
, С
, Д
.
24. А , В
, С
, Д
.
25. А , В
, С
, Д
.
26. А , В
, С
, Д
.
27. А , В
, С
, Д
.
28. А , В
, С
, Д
.
29. А , В
, С
, Д
.
30. А , В
, С
, Д
.
31. А , В
, С
, Д
.
32. А , В
, С
, Д
.
33. А , В
, С
, Д
.
34. А , В
, С
, Д
.
35. А , В
, С
, Д
.
36. А , В
, С
, Д
.
37. А , В
, С
, Д
.
38. А , В
, С
, Д
.
39. , В
, С
, Д
.
40. А , В
, С
, Д
.
Решение типового примера.
Пусть А(0;0;1), В(2;3;5), С(6;2;3), D(3;7;2).
1. Известно, что произвольный вектор , заданный координатами точек
(
и
имеет координаты, которые определяются по формуле
.
Следовательно
,
,
,
.
Если , то длина вектора определяется формулой
=
. Тогда
=
=
;
=
=
=2
;
=
=
.
2. Известна формула =
где числитель – скалярное произведение векторов
=
. Тогда
=
=
0,7279.
По тригонометрическим таблицам определяем, что 43
.
3. Уравнение прямой, проходящей через две заданные точки (x1;y1;z1) и М2
, имеет вид:
=
=
,
Тогда уравнение ребра АС имеет вид
=
=
или
=
или АС:
.
4. Уравнение плоскости, проходящей через три заданные точки (x1;y1;z1),
М2 ,
имеет вид
=0
Подставим координаты точек А,В,С в заданную формулу и получим
=0;
Вычислим определитель третьего порядка
=0
6x+24y+4 -18
-4y-8x=0;
-2x+20y-14 =0;
-2x+20y-14z+14=0;
x-10y+7z-7=0.
ЗАДАНИЕ №3. Интегральное исчисление.
В задачах 61-80 вычислить площадь, ограниченную параболами.
61. а) y= x2-x+1, y=
x2+3x+6. б) y=2x2, y=-2x+4.
62. а) y= x2+x+6, y=-
x2-5x+7. б) y=x2, y=-x+2.
63. а) y= x2-3x+2, y=-
x2-2x+4. б) y=3x2, y=-x+4.
64. а) y=2x2+6x-3, y=-x2+x+5. б) y= x2, y=-x+3.
65. а) y=3x2-5x-1, y=-x2+2x+1 б) y= x2, y=-3x+12.
66. а) y=x2-3x-1, y=-x2-2x+5. б) y= x2, y=-3x+12.
67. а) y=2x2-6x+1, y=-x2+x-1, б) y=4x2, y=-2x+2.
68. а) y= x2-2x+4, y=-
x2-x+2, б) y=
x2, y=-
x+2.
69. а) y=x2-5x-3, y=-3x2+2x-1, б) y=4x2, y=-2x+6.
70. а) y=x2-2x-5, y=-x2-x+1, б) y=x2, y=-x+3.
71. а) y= x2-2x-5, y=-
x2-x+1, б) y=2x2, y=-3x+14.
72. а) y= x2+3x-2, y=-
x2-x+3, б) y=
x2, y=-x+6.
73. а) y=2x2-6x+3, y=-2x2+x+5, б) y=3x2, y=-2x+5.
74. а) y=x2-3x-4, y=-x2-x+8, б)y= x2, y=-2x+9.
75. а) y= x2-3x-1, y=-
x2-x+2, б) y=
x2, y=-2x+6.
76. а) y=2x2+4x-7, y=-x2-x+1, б) y=2x2, y=-x+10.
77. а) y=2x2+3x+1, y=-x2-2x+9, б) y=3x2, y=-3x+6.
78. а) y=2x2-6x-2, y=-x2+x-4, б) y=x2, y=-2x+5.
79. а) y=x2-2x-4, y=-x2-x+2, б) y= x2, y=-x+3.
80. а) y= x2-3x-2, y=-
x2-7x+3, б) y=3x2, y=-5x+8.
Решение типового примера.
Вычислить площадь, ограниченную параболами
у=2х2-х-2; у=-х2+х-1;
Решение:
В декартовой системе координат построим заданные параболы.
Найдем точки пересечения графика функции у=2х2-х-2 с осью Ох, решив уравнение 2х2-х-2=0, где а=2,в=-1,с=-2. Вычислим дискриминант
D=в2-4ас. D= 2
=17
Х= , Х1=
Х2=
Найдём координаты вершины параболы Х0= , Х0=
=0.25, У0=2
2-0.25-2=-2.4.
Найдем точки пересечения графика функции у=-х2+х-1 с осью Ох, решив уравнение -х2+х-1=0. D=12-4 =-3
0, следовательно точек пересечения параболы с осью Ох нет. Так как а=-1
0, ветви параболы направлены вниз.
Найдем координаты вершины параболы Х0= =0,5,
У0=-0,252+0,5-1=-0,75.
Строим схематически графики заданных функций.
Найдем абсциссы точек пересечения парабол, решив уравнение
2х2-х-2=-х2+х-1
3х2-2х-1=0
D=4, х1=1, х2=-- .
При х=1 у=-1; х=- у=-1
.
Вычисление площади осуществляем по формуле
S= , где
– кривые, ограничивающие фигуру
.
S= =
=
=
.
Ответ: Искомая площадь квадратных единиц.
Номер варианта | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание №4 |
Общие методические указания.
Заочная форма обучения предполагает самостоятельную работу студента над учебным материалом: работа с учебником, разбор и решение типовых задач, выполнение контрольной работы.
Если возникли затруднения при самостоятельном изучении материала, студент может обратиться к преподавателю для получения устной или письменной консультации.
Чтобы получить письменную консультацию, студент должен точно указать характер затруднений, название учебника или задачника, год издания и страницу, где находится вызвавший затруднения вопрос или задача.
Студенты, в соответствии с действующим учебным планом, изучают курс высшей математики в течение одного семестра и выполняют одну контрольную работу.
При выполнении контрольной работы студент должен руководствоваться следующими указаниями:
1.Работа выполняется в отдельной тетради в клетку, на титульном листе которой должны быть ясно написаны фамилия студента, его инициалы, домашний адрес;
2.Задачи следует располагать в порядке номеров, указанных в заданиях. Перед решением задачи надо полностью переписать её условие;
3.Ход решения каждой задачи студент должен оформлять аккуратно, в полном соответствии с порядком решения типовой задачи, приведенной в данных методических указаниях;
4.Решение задач геометрического содержания должно сопровождаться чертежами, с указанием осей координат и единиц масштаба. Пояснения к задачам должны соответствовать обозначениям, приведённых на чертежах;
5. На каждой странице тетради необходимо оставлять поля шириной 3-4см для замечаний преподавателя;
6.В случае незачёта по контрольной работе студент обязан в кратчайшие сроки исправить все отмеченные преподавателем ошибки и недочеты и предъявить работу на повторное рецензирование, приложив при этом первоначально выполненную работу;
7.Студент выполняет тот вариант контрольной работы, который совпадает с номером по учебному журналу в соответствии с таблицей