Создание системы профессиональной подготовки кадров




В органах налоговой полиции Дальнего Востока остро обозначилась потребность в профессиональной подготовке кадров.

Учитывая отдаленность территорий и высокие командировочные расходы, связанные с обучением личного состава в учебных заведениях налоговой полиции в центральных областях России, еще на своем первом заседании Совет предложил Управлению по Хабаровскому краю проработать предложение о создании регионального учебного центра по подготовке сотрудников налоговой полиции.

Во исполнение этого решения через администрацию края и командование ДВО был решен вопрос о передаче на баланс ДНИ территории и капитальных строений бывшего 53-го военного городка в г. Хабаровске. Позже в июне 1994 года Совет принял решение о долевом участии в финансировании реконструкции этого здания под учебный центр. И хотя в силу ограниченных финансовых возможностей не все территориальные органы налоговой полиции внесли полноценный вклад в реконструкцию, тем не менее, благодаря прежде всего усилиям управлений по Республике Саха (Якутия), Приморскому и Хабаровскому краям, а также посильной помощи управлений по Амурской, Сахалинской, Камчатской, Еврейской автономной областям, Чукотскому автономному округу, при финансовой поддержке администраций ряда территорий Дальнего Востока региональный учебный центр был создан.

Директор ДНП России генерал-лейтенант налоговой полиции Сергеи Николаевич Алмазов утвердил решение регионального Совета, положившего начало работам по реконструкции здания.

7 апреля 1995 года стало фактической датой рождения еще одного подразделения Департамента налоговой полиции России — Центра подготовки сотрудников налоговой полиции ДНИ России в г. Хабаровске. Начальником Центра подготовки был назначен А.С. Кезин.

И несмотря на незавершенность работ по реконструкции и созданию материально-технической базы, уже осенью преподаватели приступили к профессиональной подготовке оперативного состава и методическому сопровождению практической деятельности органов налоговой полиции региона. В дальнейшем к вопросу об учебном центре Совет возвращался практически на каждое заседании. Опыт работы регионального Совета свидетельствует о том, что в тех условиях данный институт в системе федеральных органов налоговой полиции имел важное значение и был способен решать в рамках Дальнего Востока задачи по обеспечению взаимодействия федеральных органов налоговой полиции региона в ходе организации оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений, координации мероприятий по информационному, оперативно-техническому и материальному обеспечению оперативно-служебной деятельности, укреплению социальной защиты, реализации прав сотрудников налоговой полиции.

В 1995 году федеральные органы налоговой полиции Дальнего Востока основные усилия сосредоточили на целенаправленном проведении мероприятий по реализации Федеральной программы усиления борьбы с преступностью, принятии эффективных мер по выявлении: предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений на наиболее криминогенных объектах хозяйственной деятельности, развертывании полномасштабной оперативно-служебной деятельности, укреплении взаимодействия между федеральными органами налоговой полиции Дальнего Востока, органами ГНС, ГТК, ФСБ, МВД, прокуратуры, а также усилении роли предупредительно - профилактической работы по воспитанию законопослушного налогоплательщика.

Итоги работы налоговой полиции в 1995 году позволили сделать вывод о том, что в большинстве органов продолжилось заметное повышение активности в проведении оперативно служебной деятельности. Органами налоговой полиции Дальневосточного региона самостоятельно, во взаимодействии с ГНИ и другими контролирующими органами проведено 1163 документальных проверки налогового законодательства и 47 проверок валютного законодательства. В том числе самостоятельно проведено 486 проверок, по выявленным нарушениям налогового законодательства доначислено 132,9 миллиарда неденоминированных рублей. Совместно с органами ГНИ проведено 677 проверок, доначислено в бюджет — 188,7 миллиарда рублей. Выявлено 1134 нарушения налогового законодательства, из них 708 — в крупных и особо крупных размерах (62,4%). По выявленным нарушениям налогового законодательства доначислено в бюджет около 323 миллиардов неденоминированных рублей, из них СКВ в рублевом эквиваленте - более 73 миллиардов неденоминированных рублей.

С начала года наложено 498 административных ареста на имущество налогоплательщиков на общую сумму 186,4 миллиарда рублей. От реализации арестованного имущества недоимщиков перечислено в бюджет 35,98 миллиарда рублей.

Средняя сумма доначислений, приходящихся на одну результативную проверку налогового законодательства, составила 284,7 миллиона рублей, в том числе на самостоятельную проверку — 273,59 миллиона рублей, на совместную — 278,7 миллиона рублей.

Подразделениями расследований органов налоговой полиции Дальневосточного региона по признакам налоговых преступлений возбуждено 283 уголовных дела, в том числе самостоятельно — 261, другими правоохранительными органами по материалам налоговой полиции - 22. Осуждено 6 человек.

ФСНП России

На этапе формирования правовой базы новой структуры рассматривался вопрос о наделении федеральных органов налоговой полиции правом предварительного расследования в полном объеме по делам о налоговых преступлениях. Однако только в конце 1995 года Федеральное Собрание приняло необходимые законодательные изменения, в соответствии с которыми налоговая полиция получила право производства предварительного следствия в полном объеме. Кроме того, ей было предоставлено право самостоятельно расследовать ряд других составов преступлений в экономической сфере, таких, как незаконное предпринимательство в сфере торговли, нарушение правил о валютных операциях и т. д., а также право проведения экономических и криминалистических экспертиз, связанных с исследованием документов, что для деятельности налоговой полиции очень важно. Но главное — была восстановлена процессуальная цепочка: возбуждение уголовного дела — его расследование — направление в суд. Только с этого момента можно считать, что налоговая полиция России получила логическое завершение своего построения как полноправного правоохранительного органа. Для налоговой полиции 1996 год был поворотным.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 года Департамент налоговой полиции Российской Федерации с 27 декабря 1995 года переименован в Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации, а все территориальные органы соответственно в управления ФСНП России по субъектам Федерации.

Установлено, что ФСНП России и подчиненные ей органы являются правопреемниками Департамента налоговой полиции РФ и его органов.

Социально-экономическая ситуация в Дальневосточном регионе существенных изменений не претерпела. Напряженность в социально-экономической сфере, развитие рыночных отношений, обострение криминогенной обстановки при серьезном отставании правового регулирования процессов, происходящих в обществе, не способствовали повышению жизненного уровня большей части населения.

Снизилась покупательская способность населения из-за повсеместного увеличения тарифов на транспорт, электроэнергию, жилищно-коммунальные услуги. Среднемесячные статистические доходы почти половины населения региона не достигали прожиточного минимума. Денежные доходы населения использовались, главным образом, на покупку продовольственных товаров и оплату услуг.

Оставалась острой проблема собираемости налогов и иных обязательных платежей. Основными факторами неудовлетворительного исполнения доходов бюджетов разных уровней являлись завышенные показатели бюджетных назначений, резкое сокращение объемов производства, энергетический кризис, сложнейшее финансовое положение крупнейших предприятий, неплатежеспособность хозяйствующих субъектов, введение валютного коридора, низкая финансовая дисциплина налогоплательщиков, умышленное уклонение от уплаты налогов, влияние налоговых льгот.

В ФСНП и ее территориальных органах в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» в начале 1996 года были образованы следственные подразделения, которые как составная часть сил обеспечения экономической безопасности страны были призваны выявлять, предупреждать и пресекать налоговые и связанные с ними преступления.

В сложной структуре налоговой полиции следственные подразделения занимают особое место. Именно следователи распутывают многочисленные клубки налоговых преступлений и направляют дела в суд. Но на начальном этапе налоговая полиция не располагала собственным следственным аппаратом. Расследование по возбужденным делам осуществлялось лишь в форме дознания. Предполагалось, что дознаватели будут возбуждать уголовные дела, производить первоначальные следственные действия, а затем передавать наработанный материал прокурору для определения подследственности. Однако время показало, что этих полномочий недостаточно. В результате реорганизаций подразделения дознания превратились в подразделения расследований. Структурно эти подразделения входили в оперативные отделы. Создавали их Е.Н. Яковенко (Республика Саха (Якутия), Л.И. Фисунова (Приморский край), К.И. Воронкин (Хабаровский край), В.В. Кучер (Камчатская область), Б.И. Чобитько (Магаданская область), С.Н. Абанин (Сахалинская область) и другие.

В обстановке обострения криминогенной ситуации, использования преступным элементом все более изощренных методов нарушения налогового законодательства основными задачами следственных подразделений являлись: обеспечение во взаимодействии с другими пол разделениями управлений и другими правоохранительными органами защиты экономической безопасности государства путем быстрого и полного раскрытия налоговых преступлений, привлечения лиц, их совершивших, к ответственности, возмещения государству материального ущерба, причиненного преступлением, принятия мер профилактического характера; расследование уголовных дел, отнесенных законом к ведению органов налоговой полиции.

Подразделения комплектовались сотрудниками, имеющими высшее юридическое образование и опыт следственной работы. Во главе этих подразделений встали: Л.И. Фисунова (Приморский край), А.Н. Каргин (Хабаровский край), А.Ю. Голоскоков (Камчатская область) И.А. Черных (Еврейская автономная область) и другие.

Федеральные органы налоговой полиции Дальнего Востока развернули полномасштабную оперативно-служебную деятельность на основе организации эффективного предварительного следствия, укрепления взаимодействия с органами государственной налоговой инспекции, прокуратуры, внутренних дел и таможни, усиления роли предупредительно-профилактической работы по воспитанию законопослушного налогоплательщика, повышения кадрового потенциала и профессионального уровня сотрудников, укрепления материально-технической базы.

В 1996 году произошло дальнейшее значительное осложнение обстановки по линии налогообложения. Обозначились наиболее криминогенные зоны по налоговому законодательству - это нефтепереработка и нефтебизнес, лесная и деревообрабатывающая промышленность, добыча драгметаллов, внешнеэкономическая деятельность, кредитно-банковская сфера.

Наделение налоговой полиции как правоохранительного органа следственными полномочиями отразилось на росте показателей.

Управлениями ФСНП Дальневосточного региона была проведена 1021 документальна) проверка соблюдения налогового законодательства, из них 298 самостоятельных и 723 совместных с налоговыми органами. В процессе их проведения выявлено 911 нарушений налогового законодательства, из них 633 — в крупных и особо крупных размерах, или 69,4% от общего числа нарушений. Это свидетельствовало о перенесении акцента деятельности органов налоговой полиции региона на выявление и пресечение преступлений в крупных и особо крупных размерах. В бюджеты всех уровней было доначислено свыше 960 миллиардов рублей, из них штрафные санкции составляли свыше 550 миллиардов рублей. Средняя сумма доначислений, приходящаяся на одну результативную проверку, равнялась 940 миллионам рублей. Перечисленная в бюджет сумма с учетом финансовых и штрафных санкций по документально-проверочной деятельности составила более 100 миллиардов рублей (около 12% от суммы, доначисленной в бюджет). Потребность следствия и суда в судебно-экономических экспертизах возникла в результате того, что в процессе расследования налоговых преступлений следователю, осуществляющему расследование, необходимо проверять содержащиеся в бухгалтерских документах факты, множество финансово-хозяйственных операций и различных экономических показателей. Как правило, при установлении обстоятельств совершения налоговых преступлений возникает необходимость проведения сложных расчетов, позволяющих сделать вывод о сокрытии объектов налогообложения, что, несомненно, требует глубоких экономических знаний.

Одной из причин недостаточной эффективности налоговых расследований являлось то, что у следователей возникали определенные трудности относительно того, какого вида экономическую экспертизу назначить, кому поручить производство экспертизы, какие вопросы поставить на разрешение эксперта. Ранее проведение экономических экспертиз поручалось сотрудникам налоговых служб, специалистам в области экономики, финансов, права из различных государственных органов и высших учебных заведений.

В связи с тем, что органам налоговой полиции было предоставлено право самостоятельного проведения судебно-экономических экспертиз, в 1996 году также создавались и подразделения судебно-экономических экспертиз. На должности экспертов назначались лица, имеющие высшее экономическое образование и опыт работы по экономическим специальностям.

Основными задачами подразделений судебно-экономических экспертиз являются: производство судебно-экономических экспертиз по определению суда, постановлению следователя, дознавателя и прокурора, а также выявление в процессе производства судебно-экономических экспертиз по уголовным делам обстоятельств, способствующих совершению преступлений и правонарушений.

Для более широкого информирования руководства и сотрудников органов налоговой полиции Дальнего Востока, распространения положительного опыта, доведения учебных, методических и других материалов с согласия руководства ФСНП России под эгидой регионального Совета на базе региональной информационно-аналитической службы с 1996 года ежеквартально стал издаваться «Информационный бюллетень». С целью выработки единых позиций, определения направлений развития информационной политики, обмена опытом на базе РИАС, под руководством ИАУ ФСНП России, был проведен региональный семинар руководителей и сотрудников информационно-аналитических подразделений федеральных органов налоговой полиции.

Продолжение следует...

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: