Тенденции возникновения и разрешения экономических кризисов




РЕФЕРАТ

По курсу «Антикризисное управление»

По теме: «Кризисы: виды, тенденции возникновения и разрешения»


Кризисы в социально-экономическом развитии

Слово «кризис» происходит от греческого слова «crisis», которое означает «приговор, решение по какому-либо вопросу, или в сомнительной ситуации».

Также может означать «выход, решение конфликта (к примеру, военного)». Но современное значение слова наиболее частое применение находит у Гиппократа и врачей: и кризис означает решающую фазу развития болезни.

Экономический кризис можно определить как «экономическое негативное явление, при котором массово возникает опасность для экономической жизни, действительности».

В микроэкономике используется понятие «кризис предприятия». В широком смысле это означает процесс, который ставит под угрозу существование предприятия.

Кризисы возникают при наличии, по крайней мере, двух условий: во-первых, факторы, вызывающие организационный кризис, должны воздействовать на всю организацию как целостную систему; во-вторых, доминирующее в организации мировоззрение оказывается не способным правильно отразить причинно-следственные отношения, порождающие угрозу кризиса, или создает защитных механизм, препятствующий осознанию истинных причин кризиса.

Можно выделить общие признаки кризиса:

· Неопределенность причин и последствий.

· Угрожает целостности и существованию организации.

· Ограниченное время на сбор информации и локализацию последствий кризиса.

· Модификация или даже парализация работы команды топ-менеджеров.

· Необходимость быстрого принятия управленческих решений, имеющих важные последствия для организации.

· их последствия носят тяжелый характер для будущего задействованных в нем участников.

· они состоят из событий, которые создают новые условия для достижения успеха.

· они снижают контроль над событиями и их влиянием.

· они меняют отношения между участниками.

Возможно использовать следующую классификацию:

1. Стратегическое развитие предприятия. Здесь может идти речь о кризисе роста, стагнации или упадка.

2. Стадии жизненного цикла предприятия. В этом смысле возможно разделение на кризис основания, роста и старости.

3. Причины кризисов. Здесь возможно грубое разделение причин на экзогенные и эндогенные.

4. Агрегированное состояние. Различают латентный и острый кризисы.

5. Угроза целям предприятия. Обязательными предпосылками нормального состояния предприятия является:

а) поддержание платежеспособности;

б) исключение обременения предприятия долгами, т.е. превышения пассивов над активами.

С учетом системных целей возможно определение видов кризисов как кризисы стратегии, достижений (результатов) и ликвидности.

 

Тенденции возникновения и разрешения экономических кризисов

История показывает, что макроэкономические кризисы (застои, спады экономик) проявляются периодически. Каждые 7-11 лет возникают кризисы средних циклов.

Каждые 3,5 года – малые циклы, большие циклы – каждые 50 лет.

Один из основоположников теории циклов Н.Д. Кондратьев доказал, фаза большого цикла отражается на ходе средних циклов.

При понижательной тенденции большого цикла все повышательные тенденции среднего цикла будут ослабляться, а понижательные – усиливаться. И наоборот.

Развитие теории кризисов постепенно превратилось в теорию конъюнктуры и ее колебаний, т.к. понятие кризиса связано с циклами развития.

Кризис – лишь одна из фаз цикла, и его понимание возможно только при изучении всех фаз: подъем – депрессия (стагнация) – кризис – подъем.

Кризис может проходить разные стадии:

· Латентную (скрытая) – когда система выглядит еще здоровой.

· Период кризиса – противоречия вырываются наружу.

· Период стагнации.

· Период подъема.

По Финку, любой кризис может состоять только из четырех различных и совершенно определенных фаз.

Названия этих фаз похожи на медицинские термины, потому что и сам кризис может быть рассмотрен как болезнь, но болезнь не человека, а его бизнеса. Фазы кризиса:

· Продромальная (предварительная фаза).

Продромальная (предварительная) фаза кризиса– это своего рода предупреждение. В большинстве случаев, это своего рода критическая точка.

· Фаза острого кризиса.

В большинстве случаев в этой фазе ситуацию уже нельзя развернуть обратно.

После того, как предупреждения закончились, и кризис из фазы продромальной перешел в острую фазу, почти никогда не удается вернуть потерянные позиции.

· Фаза хронического кризиса.

Именно в течение этой фазы результаты кризиса становятся наиболее очевидными. Иногда, при неблагоприятном исходе кризиса, эта стадия также может стать и «посмертной» для бизнеса. Однако в то же время хроническая фаза кризиса – это также нередко период выздоровления и самоанализа.

· Фаза разрешения кризиса.

Именно эта четвертая и окончательная фаза должна быть целью регулирования кризиса в течение предшествующих трех стадий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: