Особенности выбора профессии старшеклассников




 

«Восемь углов выбора профессии»

По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации [20 c.79].

Позиция старших членов семьи

Конечно, забота старших о будущей профессии своего чада понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь.

Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. У детей же, в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии…».

Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям [20, c.189].

О бесконфликтности выхода из таких обстоятельств можно лишь предполагать.

. Позиция товарищей, подруг (сверстников)

Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.

. Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя

Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося».

Учитель знает множество той информации, которая неизвестна ученику.

. Личные профессиональные планы

В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию. И то, какие они, зависит от человека [20, c.199].

. Способности

Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и во всех других видах общественно ценной активности. Так как именно будущая профессиональная пригодность включает в себя способности.

. Уровень притязаний на общественное признание

Реалистичность притязаний старшеклассника - первая ступень профессиональной подготовки.

. Информированность

Важная, неискаженная информация - важный фактор выбора профессии.

. Склонности проявляются и формируются в Деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как допрофессиональные увлечения - путь к будущему профессиональному выбору [20, c.208].

Управление выбором профессии

В целях правильного выбора профессии необходимо управление данным процессом, которое осуществляется учителем.

Управление выбором профессии необходимо управление данным процессом, которое осуществляется учителем.

Управление выбором профессии - одна из составных частей проблемы научного управления обществом. В более узком плане применительно к проблеме выбора профессии учащимися учителю крайне важно знать объективные и субъективные факторы, составляющие содержание управления.

К объективным факторам относятся:

система объективно действующих закономерностей, условия жизни субъекта, среда, воспитание, экономическое окружение и другие.

К субъектным факторам относятся:

возможности субъекта, склонности, интересы, его способности, намерения, мотивы, характер, темперамент, задатки и другие стороны личности.

Чтобы управление выбором профессии было действительно эффективным, крайне важно разобраться в сущности указанных выше двух слагаемых сторон предмета управления. Управление выбором профессии немыслимо без знания личности, ее структуры [27, c.49].

Человеческая личность чрезвычайно сложна. Она обладает как приобретенными при жизни качествами, так и биологическими свойствами, характеризующимися относительным постоянством (задатки, тип нервной системы и т.д.).

Особое внимание нужно обращать на динамику интересов учащихся, на их склонности в процессе учебы. При этом крайне важно проектировать возможности развития способностей в процессе обучения. Разглядеть индивидуальность, помочь раскрыться способностям и склонностям ученика под силу учителю, классному руководителю, школьному психологу [27, c.98]. Изучение учащихся - одно из необходимых условий выявления индивидуально психологических особенностей в целях правильного профессионального самоопределения.

Роль самооценки в профессиональном самоопределении.

В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания. Самопознание - это осознание человеком самого себя, своего «Я». Осознать самого себя - значит дать отчет себе относительно своих сил, возможностей, личных качеств, уровня их развития, то есть оценить их в должной мере [16 c.278].

Само слово «самооценка» помогает нам понять его значение. В профессиональном самоопределении личности самооценка - оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или несоответствующим специфике профессии.

Еще К.Маркс в работе «Размышления юноши при выборе профессии» обращал внимание молодежи на умение дать оценку собственным способностям: «заблуждение относительно наших способностей к определенной профессии…. - это ошибка, которая мстит за себя и …. причиняет нам страшные муки…» [15 c.86].

Самооценка, как любое психическое образование, формируется прижизненно, и рассматривать ее нужно в возрастном аспекте [20 c.267].

Исследования показывают, что старшеклассники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. Поскольку зачастую понимание собственных возможностей у школьников неадекватно показателям, то на пути выбора их ожидают неудачи.

Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, другие наоборот. Поэтому не правы те, кто считает, что старшеклассники только переоценивают себя, а также те, кто полагает, что они себя недооценивают. Им свойственно и первое, и второе.

Старшеклассники в отличие от подростков ощущают потребность в самооценке, хотя объективно к ней не готовы. Внутренняя потребность в самооценке - залог успешного ее формирования при соответствующих условиях.

У старшеклассников самооценка служит двум целям:

· самовоспитанию;

· прогнозированию будущей профессии.[16 c.95].

Выбирая профессию, старшие школьники в большинстве случаев ориентируются на уровень выраженности у себя в первую очередь нравственно-волевых, затем интеллектуальных и только потом организаторских качеств.

Для выпускников выбор профессии - серьезный шаг. Но проблема в том, что они слабо ориентируются в научных основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических. Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских, бытовых суждений. Все это дает право утверждать, что психологическое образование как условие формирования объективной самооценки, как условие правильного выбора профессии очень нужно нашим старшеклассникам[26, c.85].

Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности.

Можно выделить 3 уровня адекватности самооценки[16, c.93]:

· Высокий уровень присущ тем учащимся, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью совпадает с оценкой учителей и родителей. Это подтверждается деятельностью с достигнутыми успехами ученика в различных видах занятий.

· Средний уровень наблюдается в том случае, когда учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности.

· Низкий уровень имеет место тогда, когда заметна резкая переоценка или недооценка своих интересов, способностей, личных качеств по сравнению с оценкой учителей, родителей. По существу, выбор профессии на данном уровне самооценки совершается необоснованно.

Самооценка как феномен самопознания не дается человеку от природы. Она формируется в процессе развития личности и имеет разную степень объективности и полноты и адекватности - одна из задач профессиональной ориентации.

В 9-11 классах предметом внимания учащихся должны быть профессионально значимые качества. Необходимо практиковать в школе активные формы и методы работы, которые повысили бы уровень знаний и представлений учащихся о психологии личности, о том, что такое способности, интересы, потребности, темперамент, черты характера[15, c.243]

Вооружение учащихся необходимым объемом профориентационных знаний, активизация интереса к изучению и пониманию человека как субъекта труда, самопознанию и проверке своих возможностей - все это будет способствовать формированию объективной самооценки.

Раннюю юность - считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью. В это время вырастающий ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни [13, c.66].

/или 14-16/ лет - переходный период между подростковым и юношеским возрастом. Это время приходится на 9-й класс (если иметь ввиду 11-летгнюю общеобразовательную школу), по окончанию которого юноша стоит перед выбором - продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать? По сути старшеклассник - подросток находится на этапе первоначального профессионального самоопределения, хотя ситуация осложняется и тем, что он уже должен иметь представление о собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области. Эта проблема еще более усложняется в нынешних общественно-экономических условиях. Дети тревожны и боятся любого выбора, по этой причине чаще всего они склонны продолжить обучение в школе. На это оказывают влияние привязанность к своей школе, дружеские отношения с одноклассниками, привычные отношения со своими учителями. Определенная часть девятиклассников, неудовлетворенных своей невысокой успеваемостью и положением в классе, напротив, стремится скорее окончить школу. Они также не вполне уверенны, что их ждет впереди, ясно представляют себе это, и это неопределенное будущее вызывает у них опасения. На этом, весьма опасном неоднозначном будущем усиливается значимость собственных ценностей (хотя дети еще во многом подвержены внешним влиянием). В связи с развитием самосознания усложняется отношение к себе. Если раньше подростки судили о самих себе достаточно категорично и прямолинейно, то теперь уже более тонко [50,c.177].

В 9 классе возрастает тревожность, связанная, в основном самооценкой.

Дети чаще воспринимают относительно нейтральные ситуации как содержащие угрозу их представлениям о себе, из-за чего переживают страх, сильное волнение. Повышение уровня такого рода тревожности по сравнению с 8 классом вызвано, главным образом, особым положением выпускного класса, предстоящими экзаменами, конкурсным отбором в 10 класс и, возможно, началом нового жизненного пути. Тревожность в равной степени высока и у девочек и у мальчиков [56,c.89].

В переходный период притупляется острота восприятия сверстников друг друга. Большой интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью.

«Взрослая» жизнь интересует девятиклассников в первую очередь с точки зрения профессиональной. Они достаточно четко излагают свои представления о системе общественных отношений, о том, как вписывается в нее человек [56,c.227].

Девятиклассники, поглощенные вопросами профессионального самоопределения, нейтрально, без особого интереса упоминают семейные роли: «хороший семьянин», «любящая жена и мать». Это сторона жизни отступает у них на второй план. Данные исследования, проведенные в конце 90-х годов под руководством С.В.Кривцовой, дают возможность судить об ориентации современных девятиклассников на «работу» позволяющую зарабатывать на жизнь. При этом они проявляют неуверенность в своих возможностях достичь высокой материальной обеспеченности. Именно эта неуверенность приводит к тому, что многие ученики, не стремящиеся к высшему образованию, остаются в школе еще на два года[19,c.154]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: