Результаты и анализ полученных данных




Результаты, полученные по методике ОПГ представлены в Таблицах №№ 1,2

 

Таблица №1. Результаты ОПГ по ДШИ

№ п/п Ф.И.О. Предпочтение
  Фасхутдинова Л.Ш. Ч 42
  Якимова Е.Ю. З25
  Ибрагимова Л.Р. Ч 28
  Макарова Е.Д. Ч 47
  Макарова И.Р. Ч 30
  Хуснуллина А.Х. Х 40
  Тимохина Д.И. Ч 51
  Селиванова Н.А. Ч 58
  Салахова Г.Х. Ч 52
  Шайхутдинов И.Р. Ч 28
  Хайбуллина Д.Ш. Ч 59
  Алавердян А.А. Ч 27
  Портнова Н.Г. Х 40
  Хайруллов И.Р. П 34
  Кудряшова С.А. Ч 46
  Гарифуллина Л.М. Ч 52
  Федоровская А.А. Ч 46
  Шарифуллин Л.К. Ч 45
  Зайнуллин А.М. Ч 30
  Гизатуллина А.Г. Ч 28
  Гайсина Л.Т. Ч 52
  Степанова В.И. Ч 57
  Мингулова Р.Г. Ч 42
  Гизатулина Л.Ю. Х 32
  Сабирова А.Н. Ч 42
  Байрамалыев М.М. Ч 30
  Булычева Ю.А. Ч 27
  Махов А.А. Ч 20
  Зуфаров А.М. Ч 24
  Манирова Р.М. Ч 30
  Минубаева Р.А. Ч 48
  Гатина А.А. Ч 52
  Гиниятуллина Д.Т. Ч 40
  Гиниятуллина Р.А. Ч 40
  Наширванова М.Н. Ч 44
  Шайхутдинова З.Б. Ч 40
  Хуснуллина Л.Х. Ч 20
  Сальманов И.М. Ч 18
  Баляева О.В. Ч 30
  Чупахина Т.А. Ч 52
  Савельева Н.Ю. Ч 47
  Зинурова А.Г. Ч 40
  Мухаметзянова Р.Р. Ч 29
  Зайцева Г.В. Ч 16
  Воробьев Р.В. Ч 39
  Гиниятуллин Р.Х. Т 50
  Ибятова Г.М. Ч 48
  Иванова М.А. Ч 50
  Мухаметшин Р.Н. Ч 22
  Якина Е.Д. Ч 24
  Кузина М.Н. Ч 51
  Галимова А.Н. Ч 37
  Борзова А.В. Ч 47
  Шайхутдинова З.Ф. Ч 53
  Сотникова О.А. Ч 34
  Пестова О.А. Ч 52
  Оськина Ю.И. Ч 48
  Бадрутдинова Л.И. Ч 41
  Иванова Е.Н. Ч 51
  Вагапова А.Р. Ч 46

 

Из таблицы № 1 мы видим, что 18 человек из 60 сделали выбор «Человек- художественный образ», что составляет 30% от общего количества; 25 учащихся выбрали «Человек-человек», что составляет 42%; 28% детей предпочли профессии типа «Человек- техника»- 4%, «Человек- знаковая система»- 10%, «Человек- природа»-14%. Из этого можно сделать вывод, что дети, обучающиеся в ДШИ чаще выбирают профессии типа «Человек- художественный образ» и «Человек-человек», т.е. профессии, связанные с искусством или с общением с другими людьми. Выбор их сужен, они более готовы к самостоятельному профессиональному выбору.

 


Таблица №2. Результаты ОПГ по ЧСШ № 1

№ п/п Ф.И.О. Предпочтение
  Галимова Л.Г. Ч 32
  Гайнутдинов И.А. Ч 41
  Умиров Л.Р. Ч 33
  Занкович В.Л. Ч 29
  Фассахов И.И. Ч 18
  Захаров Е.В. Ч 15
  Маркелова Т.Н. Ч 20
  Сальманова Л.М. Х 20
  Сарбакова А.Д. Ч 34
  Таджиева Г.Т. Ч 17
  Егизбаева Р.С. Х 19
  Исхаков И.М. Ч 30
  Долгополова Л.В. Ч 41
  Рафикова В.В. Ч 30
  Минхаеров Р.А. Ч 21
  Харисова А.Р. Ч 24
  Гатауллина А.Г. Ч 27
  Салихова А.Ф. Т 24
  Беляев Д.И. Т 21
  Байрамалыев А.М. Т 18
  Мишарина Е.А. Ч 40
  Котина С.Н. Ч 40
  Жаров М.Ю. Ч 8
  Мусин Р.А. Ч 20
  Котина Н.Н. П 38
  Улеева Р.П. Ч 24
  Чукашова Н.М. Ч 16
  Гайфутдинова Р.Р. Ч 27
  Зайцева М.А. Ч 30
  Кирилова Н.П. П 30
  Маркелов Т.О. Т 17
  Кирилов Д.О. Ч 21
  Мусин М.Р. Т 40
  Маркелова М.А. Ч 48
  Хусаинова Э.М. Ч 41
  Семкичева М.Ю. Ч 47
  Борисова Н.А. Ч 47
  Миронова С.В. Ч 41
  Шангараева Г.Р. Ч 37
  Шайхутдинов А.Ф. Ч 21
  Туктарова Г.И. Х 30
  Галимов И.Б. Ч 32
  Ильдияров А.В. Ч 50
  Башарина А.С. Ч 37
  Фролова Н.А. Ч 32
  Долгополов Н.А. Ч 8
  Митрюхин А.С. Ч 40
  Козлова В.А. Ч 39
  Шайхутдинова Р.З. Ч 37
  Митрофанова Н.И. П 30
  Трофимов М.А. Ч 30
  Волков А.В. Т 41
  Селезнева Н.С. Ч 20
  Гордеев А.Н. П 26
  Ибниев И.М. Ч 37
  Газизова Д.И. Ч 38
  Селиванова Д.А. Т 37
  Годиева Р.Б. Ч 53
  Гафиатуллина Л.И. Ч 50
  Маслахов М.К. Т 40

 

Из таблицы №2 мы видим, что 7 человек из 60 выбрали «Человек- художественный образ», что составляет 12% от общего количества; 22 ребёнка выбрали «Человек-человек», что составляет 40%; 9 человек предпочли профессию типа «Человек- техника»- 16%, «Человек- знаковая система»- 18%, «Человек- природа»-14%. Из этого можно сделать вывод, что у детей, обучающихся в общеобразовательной школе круг интересов более разбросан, неустойчив. Большинство детей не готовы к самостоятельному профессиональному выбору. Чаще их выбор происходит либо «по моде», либо «за компанию».

Результаты полученные по методике карта интересов представлены в таблице №№ 3,4

 


Таблица №3. Результаты карты интересов по ДШИ

№ п/п Ф.И.О. Предпочтение
  Фасхутдинова Л.Ш. 14 8
  Якимова Е.Ю. 10 6
  Ибрагимова Л.Р. 14 6
  Макарова Е.Д. 15 6
  Макарова И.Р. 10 4
  Хуснуллина А.Х. 15 8
  Тимохина Д.И. 9 7
  Селиванова Н.А. 11 6
  Салахова Г.Х. 14 7
  Шайхутдинов И.Р. 15 6
  Хайбуллина Д.Ш. 14 8
  Алавердян А.А. 13 6
  Портнова Н.Г. 15 8
  Хайруллов И.Р. 13 8
  Кудряшова С.А. 15 6
  Гарифуллина Л.М. 11 4
  Федоровская А.А. 11 8
  Шарифуллин Л.К. 13 6
  Зайнуллин А.М. 6 4
  Гизатуллина А.Г. 14 6
  Гайсина Л.Т. 15 8
  Степанова В.И.  
  Мингулова Р.Г. 12 4
  Гизатулина Л.Ю. 7 8
  Сабирова А.Н. 14 7
  Байрамалыев М.М. 13 5
  Булычева Ю.А. 6 7
  Махов А.А. 15 6
  Зуфаров А.М. 11 5
  Манирова Р.М. 14 8
  Минубаева Р.А. 15 5
  Гатина А.А. 15 6
  Гиниятуллина Д.Т. 14 7
  Гиниятуллина Р.А. 15 6
  Наширванова М.Н. 10 5
  Шайхутдинова З.Б. 14 8
  Хуснуллина Л.Х. 15 8
  Сальманов И.М.  
  Баляева О.В. 15 6
  Чупахина Т.А. 14 5
  Савельева Н.Ю. 11 4
  Зинурова А.Г. 15 8
  Мухаметзянова Р.Р. 9 6
  Зайцева Г.В. 5 4
  Воробьев Р.В. 15 4
  Гиниятуллин Р.Х. 6 8
  Ибятова Г.М.  
  Иванова М.А. 10 8
  Мухаметшин Р.Н. 14 5
  Якина Е.Д. 15 8
  Кузина М.Н. 9 5
  Галимова А.Н. 14 8
  Борзова А.В. 10 8
  Шайхутдинова З.Ф. 4 5
  Сотникова О.А. 9 8
  Пестова О.А. 10 8
  Оськина Ю.И. 11 8
  Бадрутдинова Л.И. 10 6
  Иванова Е.Н. 6 5
  Вагапова А.Р. 10 7

 

Из таблицы №3 мы видим, что 12 детей из 60 (20%) выбрали профессию музыкант, 14 человек - профессию художник (25%), 6 человек- профессия врач(10%), 8 человек- профессия учитель (14 %); остальные 30 % выбрали разнообразные профессии, не связанные с профессиями типа «Человек- художественный образ», «Человек-человек». Таким образом, у большинства детей из ДШИ круг интересов более направлен и сужен.

 

Таблица №4Результаты карты интересов по ЧСШ № 1

№ п/п Ф.И.О. Предпочтение
  Галимова Л.Г. 14-7
  Гайнутдинов И.А. 6-5
  Умиров Л.Р. 14-6
  Занкович В.Л. 15-8
  Фассахов И.И. 10-7
  Захаров Е.В. 1-1
  Маркелова Т.Н. 10-3
  Сальманова Л.М. 13-8
  Сарбакова А.Д. 5-2
  Таджиева Г.Т. 4-5
  Егизбаева Р.С. 14-2
  Исхаков И.М. 11-4
  Долгополова Л.В. 15-4
  Рафикова В.В. 11-5
  Минхаеров Р.А. 2-7
  Харисова А.Р. 13-6
  Гатауллина А.Г. 9-5
  Салихова А.Ф. 3-6
  Беляев Д.И. 13-2
  Байрамалыев А.М. 13-8
  Мишарина Е.А. 11-4
  Котина С.Н. 8-3
  Жаров М.Ю. 5-6
  Мусин Р.А. 12-4
  Котина Н.Н. 13-4
  Улеева Р.П. 11-5
  Чукашова Н.М. 8-5
  Гайфутдинова Р.Р. 12-5
  Зайцева М.А. 4-6
  Кирилова Н.П. 6-2
  Маркелов Т.О. 9-6
  Кирилов Д.О. 13-2
  Мусин М.Р. 14-7
  Маркелова М.А. 6-5
  Хусаинова Э.М. 9-6
  Семкичева М.Ю 6-5
  Борисова Н.А. 14-6
  Миронова С.В. 15-8
  Шангараева Г.Р. 10-7
  Шайхутдинова А.Ф. 1-4
  Туктарова Г.И. 10-3
  Галимов И.Б. 13-8
  Ильдияров А.В. 13-2
  Башарина А.Е. 4-5
  Фролова Н.А. 14-2
  Долгополов М.И. 11-3
  Митрюхина А.С. 11-4
  Козлова В.А. 15-4
  Шайхутдинова Р.З. 11-5
  Митрофанова М.И. 2-6
  Волков А.В. 13-6
  Селезнева Н.С. 9-5
  Гордеев А.М. 3-6
  Ибниев И.М. 13-4
  Газизов Д.И. 13-8
  Селиванова Н.А. 12-4
  Годеева Р.В. 9-4
  Гафиятуллина Л.И. 3-5
  Маслахов М.К 13-5
  Трофимов М.А. 15-4

 

Из таблицы № 4 мы видим, что 6 детей из 60 (10%) выбрали профессию музыкант, 5 человек- профессию художник (9%), 4 человека- профессия учитель (7%), 4 человека- профессия учитель (7 %); 12 человек выбрали профессию военное дело (20%); 7 человек- врач (12%); остальные выбрали разнообразные профессии, что говорит о более разобщенном, не устоявшимся круге интересов. Детям интересно то, что их более привлекает в настоящий момент.

Результаты, полученные по методике «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности» представлены в Таблицах №№5,6.(Приложение №5).

На следующем этапе исследования, для доказательства гипотезы на статистическом уровне, нами был применен математический метод обработки результатов. Был применен U - критерий Манна-Уитни, который предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака.

Проранжируем значения по методики «Карта интересов» (Табл.№).

Общая сумма рангов соответствует расчетной сумме, т.е. равенство реальной и расчетной сумм соблюдено.

Так как большая ранговая сумма приходится на выборку учащихся, посещающих ДШИ, сформулируем следующие гипотезы:

Н0: группа детей из ДШИ не превосходит группу детей из средней общеобразовательной школы по интересам к профессиям.

Н1: группа детей из ДШИ превосходит группу детей из средней общеобразовательной школы по интересам к профессиям.

60 (60+1)

Uэмп. = (60х60)+ - 4079 = 1351

Uэмп. = 1351

Uкр. =

Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1, т.е., группа детей из ДШИ превосходит группу детей из средней общеобразовательной школы по интересам к профессиям.

Проранжируем значения по методики «ОПГ» (Табл.№).

Общая сумма рангов соответствует расчетной сумме, т.е. равенство реальной и расчетной сумм соблюдено.

Так как большая ранговая сумма приходится на выборку учащихся, посещающих ДШИ, сформулируем следующие гипотезы:

Н0: выбор профессиональной сферы у детей из ДШИ не превосходит выбор профессиональной сферы у детей из средней общеобразовательной школы.

Н1: выбор профессиональной сферы у детей из ДШИ превосходит выбор профессиональной сферы у детей из средней общеобразовательной школы.

60 (60+1)

Uэмп. = (60х60)+ - 4413 = 1017

Uэмп. = 1017

Uкр. =

Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1, т.е., выбор профессиональной сферы у детей из ДШИ превосходит выбор профессиональной сферы у детей из средней общеобразовательной школы.

Проранжируем значения по методики «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности» (В.М.Русалова) (Табл.№).

Проранжируем каждую шкалу отдельно (Приложения №№)

Общая сумма рангов соответствует расчетной сумме, т.е. равенство реальной и расчетной сумм соблюдено.

Так как большая ранговая сумма приходится на выборку учащихся, посещающих ДШИ по всем шкалам, сформулируем следующие гипотезы:

Н0: формально-динамические свойства индивидуальности у детей из ДШИ не превосходят формально-динамические свойства индивидуальности у детей из средней общеобразовательной школы (ЧСШ).

Н1: формально-динамические свойства индивидуальности у детей из ДШИ превосходят формально-динамические свойства индивидуальности у детей из средней общеобразовательной школы (ЧСШ).

Найдем критические значения для данной выборки по Таблице

Uкр. =

Рассчитаем эмпирическое значение для каждой шкалы.

Шкала «Эргичность психомоторная» (ЭРМ):

60 (60+1)

Uэмп. = (60х60)+ - 4792,5 = 637,5

Uэмп. = 637,5

Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1, т.е, психомоторная эргичность у детей из ДШИ превосходит психомоторную эргичность у детей из средней общеобразовательной школы.

Шкала «Эргичность интеллектуальная» (ЭРИ):

60 (60+1)

Uэмп. = (60х60)+ - 4841,5 = 558,5 2

Uэмп. =558,5

Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1, т.е., интеллектуальная эргичность у детей из ДШИ превосходит интеллектуальную эргичность у детей из средней общеобразовательной школы.

Шкала «Эргичность коммуникативная» (ЭРК):

60 (60+1)

Uэмп. = (60х60)+ -4894,5 = 535,5

Uэмп. = 535,5

Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1, т.е, коммуникативная эргичность у детей из ДШИ превосходит коммуникативную эргичность у детей из средней общеобразовательной школы.

Шкала «Пластичность пситхомоторная» (ПМ):

60 (60+1)

Uэмп. = (60х60)+ - 4898,5 = 531,5

Uэмп. =531,5

Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1, т.е, психомоторная пластичность у детей из ДШИ превосходит психомоторную пластичность у детей из средней общеобразовательной школы.

Шкала «Пластичность интеллектуальная» (ПИ):

60 (60+1)

Uэмп. = (60х60)+ -5246 = 184

Uэмп. = 184

Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1, т.е, пластичность интеллектуальная у детей из ДШИ превосходит пластичность интеллектуальную у детей из средней общеобразовательной школы.

Шкала «Пластичность коммуникативная» (ПК):

60 (60+1)

Uэмп. = (60х60)+ -4839 = 591

Uэмп. = 591

Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1, т.е., пластичность коммуникативная у детей из ДШИ превосходит пластичность коммуникативную у детей из средней общеобразовательной школы.

Шкала «Скорость психомоторная» (СМ):

60 (60+1)

Uэмп. = (60х60)+ -4892,5 = 537,5

Uэмп. = 537,5

Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1, т.е., психомоторная скорость у детей из ДШИ превосходит психомоторную скорость у детей из средней общеобразовательной школы.

Шкала «Скорость интеллектуальна» (СИ):

60 (60+1)

Uэмп. = (60х60)+ -4697 = 733

Uэмп. = 733 Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1, т.е., интеллектуальная скорость у детей из ДШИ превосходит интеллектуальную скорость у детей из средней общеобразовательной школы.

Шкала «Скорость коммуникативная» (СК):

60 (60+1)

Uэмп. = (60х60)+ - 4967,5 = 462,5

Uэмп. =462,5

Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1, т.е., коммуникативная скорость у детей из ДШИ превосходит коммуникативную скорость у детей из средней общеобразовательной школы.

Шкала «Эмоциональность психомоторная» (ЭМ):

60 (60+1)

Uэмп. = (60х60)+ -4815,5 =614,5

Uэмп. = 614,5

Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1, т.е., психомоторная эмоциональность у детей из ДШИ превосходит психомоторную эмоциональность у детей из средней общеобразовательной школы.

Шкала «Эмоциональность интеллектуальная» (ЭИ):

60 (60+1)

Uэмп. = (60х60)+ - 4978,5 = 451,5

Uэмп. = 451,5

Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1, т.е., эмоциональность интеллектуальная у детей из ДШИ превосходит эмоциональность интеллектуальную у детей из средней общеобразовательной школы.

Шкала «Эмоциональность коммуникативная» (ЭК):

60 (60+1)

Uэмп. = (60х60)+ -4786 = 644

Uэмп. = 644

Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1, т.е., эмоциональность коммуникативная у детей из ДШИ превосходит эмоциональность коммуникативную у детей из средней общеобразовательной школы.

На основе результатов математической статистики можно сделать вывод, что профессиональное самоопределение детей посещающих школу искусств имеет свою специфику, так у них более сужен круг интересов видов деятельности (по методике «Карта интересов»), интересы более направлены в определенную область. Ярче выражены предпочтения и интересы в рассматриваемых профессиональных сферах (по методике «Опросник профессиональной готовности»). Также они имеют свою специфику формально-динамических свойств индивидуальности: более высокую сферу психомоторной активности, гибкость при переключении одних форм двигательной активности на другие, высокий темп психомоторного поведения, высокую чувствительность по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом. Интеллектуальная сфера детей посещающих школу искусств отличается более высоким уровнем интеллектуальных возможностей, высоким уровнем способностей к обучению, высокой гибкостью мышления, более высокой скоростью умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности. Коммуникативная сфера отличается более значительной потребностью в общении, легкостью вступления в новые социальные контакты. Их речь легкая и плавная, быстрая вербализация, высокая речевая активность, чувствительность в случае неудач в общении.

Таким образом, дети, посещающие школу искусств, имеют отличие в интеллектуальном, психомоторной и коммуникативной сфере, что показывает более высокий уровень развития, чем дети посещающие общеобразовательную школу.

Вывод: во 2 главе мы выявили различия профессионального самоопределения детей посещающих школу искусств и обучающихся в общеобразовательной школе.

Нами были подобраны методике, которые позволили выявить интересы и предпочтения детей, а также формально-динамические свойства личности каждого учащегося.

На основе результатов математической статистики можно сделать вывод, что профессиональное самоопределение детей посещающих ДШИ имеет свою специфику. Так у них более сужен круг интересов, ярче выражены предпочтения в рассматриваемых профессиональных сферах, имеются отличия в интеллектуальной, психомоторной и коммуникативных сферах.

профессиональный самоопределение учащийся психолог


Çàêëþ÷åíèå

 

В результате проведенного исследования нами были решены следующие задачи:

1. Анализ источников литературы показал, что заявленная нами проблема на сегодняшний день является актуальной. Разработки многих ведущих психологов показывают прямую зависимость профессионального самоопределения в ранней юности от способностей, индивидуально-психологических особенностей и социально-психологической зрелости. Выбор профессии происходит в результате анализа внутренних ресурсов и желаний, которые зависят и от внешних условий, и от индивидуальных особенностей учащихся. Профессиональное самоопределение каждого человека зависит от общей направленности на добросовестный творческий труд, духовной зрелости и готовности к профессии, в которой он сможет реализовать свои знания, умения и возможностей. Обучение в ДШИ может стимулировать появление интереса к определенным профессиям.

. В связи с поставленной гипотезой нами были подобраны методики, которые позволили выявить профессиональные интересы и предпочтения детей, а также формально-динамические свойства личности каждого учащегося.

. Проведя сравнительный анализ, мы выявили различия между спецификой профессионального самоопределения детей посещающих школу искусств и обучающихся в общеобразовательной школе.

Следовательно, из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что дети, обучающиеся в ДШИ имеют особенности в профессиональном самоопределении. У них более сужен круг интересов, чем у учащихся, посещающих среднюю общеобразовательную школу, т.е. наша гипотеза подтвердилась.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Айзенк.Г. Проверьте свои способности.-М.:Знание,1972.г.

. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л. 1968г.

.Асмолов.А.Г. Психология личности: Учебник.-М.1990.г.

.Аргайл М. Психология счастья.-М.: Прогресс 1990г.

.Асмолов А.Г. Нестандартное образование в изменяющемся мире.-Новгород: А О Новгород. 1993г.

. Берн Э. Психология человеческой судьбы -М.: Прогресс 1988г.

. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитания. -М.: Прогресс 1986г.

. Большая советская энциклопедия. 1975г.

. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов на Дону: РГУ. 1983г.

. Васильев И.А. Мотивация и контроль за действием.-М.: МГУ 1991г.

. Вершинин С.И. Как оценивать эффективность профориентации школьников. Школа и производство. 1990г.№6.

. Выгодский. Психология развития.-М. 1976г.

. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологического исследования.-М. МГУ 1978г.

. Гисберс Н.К. Психология -М. 1987г.

. Гриншпун С.С. Теория и практика профессиональной консультации.-М. 1993г.

. Драгунова Т.В. Подросток-М. Знание 1988г.

. Дубровина И.В. Модель развития психологической службы. Детский практический психолог. 1994г.№ 1.

. Зинченко В.П. Образование, культура сознания.-М.: Тривола 1994г.

. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности.-М.: МГУ 1987г.

. Климов Е.А. Психолого педагогические проблемы профессиональной консультаций. -М. Знание 1986г.

. Климов Е.А. Как выбирать профессию.-М.: Просвещение 1990г.

. Климов Е.А. Введение в психологию труда.-М.: МГУ 1988г.

. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий.-Обнинск: Принтер 1993г.

. Коган Л.Н. Человек и его судьба.-М.: Мысль 1988г.

. Кон И.С. Психология старшеклассника.-М.: Просвещение 1993г.

. Кроник А.А. Психологические основания типологии индивидуальных стилей жизни. М.1982г.

. Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии.СПб.: Питер 2002г.

. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.-М.: МГУ 1981г.

. Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии, 1985 №1.

. Лучшие психологические тесты для профотбора - Петрозаводск «Петроком».1992г.

. Мамардашвили М.К. Проблемы человека в философии.-М.: Политиздат 1991г.

. Маслоу А.Н. Персональные мотивации.-М.: Просвещение 2001г.

. Мухина В.С. Возрастная психология.-М.: Академия 1997г.

. Майерс Д. Социальная психология.-С-Пб.:Питер 1999г.

. Немировский В.Г. Профессиональная ориентация и формирование у молодежи представлений о смысле жизни.- Красноярск 1985г.

. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.-М.: Просвещение 1987г

. Пряжников Н.С. Профессиональное личностное самоопределение.-М.-Воронеж: 1996г

. Пряжников Н.С. Профконсультация как взаимодействие консультанта и оптанта.-М.: МГУ 1989г.

. Пряжников Н.С. Профконсультация:виды и условия проведения.-М.: МГУ 1989г.

. Пряжников Н.С. Профориентационные игра: проблемные ситуации, задачи. карточные методики.-М.: МГУ 1991г.

.Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодёжи/ Под ред.Ословского В.Л.- Киев.:Наукова Думк 1978г.

. Реан А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессии// Вопросы психологии, 1988 №1.

. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии.-М.: Педагогика 1989г.

.Столин В.В. Самосознание личности.-М.: МГУ 1991г.

. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология.Р-н-Д.:Феникс 2000г.

. Сундалова В.А. Профессиональное самоопределение.:Уфа.:ВЭГУ 2004г.

. Толстых А.В. Возраст и жизнь-М.:Молодая гвардия 1988г.

. Франкл В. Человек в поисках смысла-М.: Прогресс 1990г.

. Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности «от внешнего и внутреннего»// психологический журнал 1995г.№2

. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности.-М.: Педагогика 1981г.

. Шибутани Т. Социальная психология.-М. Р-н-Д.:Феникс 1999г.

.Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований.-М.: Касталь 1992г.

. Эльконин Д.Б. Психология игры.-М.: Педагогика 1978г.

. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности.-М.: Наука 1978г.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Результаты, полученные по методике ОФДСИ В.М.Русалова представлены в таблицах №№ 5,6

Таблица №5 Результаты ОФДСИ по ДШИ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: