Результаты, полученные по методике ОПГ представлены в Таблицах №№ 1,2
Таблица №1. Результаты ОПГ по ДШИ
№ п/п | Ф.И.О. | Предпочтение |
Фасхутдинова Л.Ш. | Ч 42 | |
Якимова Е.Ю. | З25 | |
Ибрагимова Л.Р. | Ч 28 | |
Макарова Е.Д. | Ч 47 | |
Макарова И.Р. | Ч 30 | |
Хуснуллина А.Х. | Х 40 | |
Тимохина Д.И. | Ч 51 | |
Селиванова Н.А. | Ч 58 | |
Салахова Г.Х. | Ч 52 | |
Шайхутдинов И.Р. | Ч 28 | |
Хайбуллина Д.Ш. | Ч 59 | |
Алавердян А.А. | Ч 27 | |
Портнова Н.Г. | Х 40 | |
Хайруллов И.Р. | П 34 | |
Кудряшова С.А. | Ч 46 | |
Гарифуллина Л.М. | Ч 52 | |
Федоровская А.А. | Ч 46 | |
Шарифуллин Л.К. | Ч 45 | |
Зайнуллин А.М. | Ч 30 | |
Гизатуллина А.Г. | Ч 28 | |
Гайсина Л.Т. | Ч 52 | |
Степанова В.И. | Ч 57 | |
Мингулова Р.Г. | Ч 42 | |
Гизатулина Л.Ю. | Х 32 | |
Сабирова А.Н. | Ч 42 | |
Байрамалыев М.М. | Ч 30 | |
Булычева Ю.А. | Ч 27 | |
Махов А.А. | Ч 20 | |
Зуфаров А.М. | Ч 24 | |
Манирова Р.М. | Ч 30 | |
Минубаева Р.А. | Ч 48 | |
Гатина А.А. | Ч 52 | |
Гиниятуллина Д.Т. | Ч 40 | |
Гиниятуллина Р.А. | Ч 40 | |
Наширванова М.Н. | Ч 44 | |
Шайхутдинова З.Б. | Ч 40 | |
Хуснуллина Л.Х. | Ч 20 | |
Сальманов И.М. | Ч 18 | |
Баляева О.В. | Ч 30 | |
Чупахина Т.А. | Ч 52 | |
Савельева Н.Ю. | Ч 47 | |
Зинурова А.Г. | Ч 40 | |
Мухаметзянова Р.Р. | Ч 29 | |
Зайцева Г.В. | Ч 16 | |
Воробьев Р.В. | Ч 39 | |
Гиниятуллин Р.Х. | Т 50 | |
Ибятова Г.М. | Ч 48 | |
Иванова М.А. | Ч 50 | |
Мухаметшин Р.Н. | Ч 22 | |
Якина Е.Д. | Ч 24 | |
Кузина М.Н. | Ч 51 | |
Галимова А.Н. | Ч 37 | |
Борзова А.В. | Ч 47 | |
Шайхутдинова З.Ф. | Ч 53 | |
Сотникова О.А. | Ч 34 | |
Пестова О.А. | Ч 52 | |
Оськина Ю.И. | Ч 48 | |
Бадрутдинова Л.И. | Ч 41 | |
Иванова Е.Н. | Ч 51 | |
Вагапова А.Р. | Ч 46 |
|
Из таблицы № 1 мы видим, что 18 человек из 60 сделали выбор «Человек- художественный образ», что составляет 30% от общего количества; 25 учащихся выбрали «Человек-человек», что составляет 42%; 28% детей предпочли профессии типа «Человек- техника»- 4%, «Человек- знаковая система»- 10%, «Человек- природа»-14%. Из этого можно сделать вывод, что дети, обучающиеся в ДШИ чаще выбирают профессии типа «Человек- художественный образ» и «Человек-человек», т.е. профессии, связанные с искусством или с общением с другими людьми. Выбор их сужен, они более готовы к самостоятельному профессиональному выбору.
Таблица №2. Результаты ОПГ по ЧСШ № 1
№ п/п | Ф.И.О. | Предпочтение |
Галимова Л.Г. | Ч 32 | |
Гайнутдинов И.А. | Ч 41 | |
Умиров Л.Р. | Ч 33 | |
Занкович В.Л. | Ч 29 | |
Фассахов И.И. | Ч 18 | |
Захаров Е.В. | Ч 15 | |
Маркелова Т.Н. | Ч 20 | |
Сальманова Л.М. | Х 20 | |
Сарбакова А.Д. | Ч 34 | |
Таджиева Г.Т. | Ч 17 | |
Егизбаева Р.С. | Х 19 | |
Исхаков И.М. | Ч 30 | |
Долгополова Л.В. | Ч 41 | |
Рафикова В.В. | Ч 30 | |
Минхаеров Р.А. | Ч 21 | |
Харисова А.Р. | Ч 24 | |
Гатауллина А.Г. | Ч 27 | |
Салихова А.Ф. | Т 24 | |
Беляев Д.И. | Т 21 | |
Байрамалыев А.М. | Т 18 | |
Мишарина Е.А. | Ч 40 | |
Котина С.Н. | Ч 40 | |
Жаров М.Ю. | Ч 8 | |
Мусин Р.А. | Ч 20 | |
Котина Н.Н. | П 38 | |
Улеева Р.П. | Ч 24 | |
Чукашова Н.М. | Ч 16 | |
Гайфутдинова Р.Р. | Ч 27 | |
Зайцева М.А. | Ч 30 | |
Кирилова Н.П. | П 30 | |
Маркелов Т.О. | Т 17 | |
Кирилов Д.О. | Ч 21 | |
Мусин М.Р. | Т 40 | |
Маркелова М.А. | Ч 48 | |
Хусаинова Э.М. | Ч 41 | |
Семкичева М.Ю. | Ч 47 | |
Борисова Н.А. | Ч 47 | |
Миронова С.В. | Ч 41 | |
Шангараева Г.Р. | Ч 37 | |
Шайхутдинов А.Ф. | Ч 21 | |
Туктарова Г.И. | Х 30 | |
Галимов И.Б. | Ч 32 | |
Ильдияров А.В. | Ч 50 | |
Башарина А.С. | Ч 37 | |
Фролова Н.А. | Ч 32 | |
Долгополов Н.А. | Ч 8 | |
Митрюхин А.С. | Ч 40 | |
Козлова В.А. | Ч 39 | |
Шайхутдинова Р.З. | Ч 37 | |
Митрофанова Н.И. | П 30 | |
Трофимов М.А. | Ч 30 | |
Волков А.В. | Т 41 | |
Селезнева Н.С. | Ч 20 | |
Гордеев А.Н. | П 26 | |
Ибниев И.М. | Ч 37 | |
Газизова Д.И. | Ч 38 | |
Селиванова Д.А. | Т 37 | |
Годиева Р.Б. | Ч 53 | |
Гафиатуллина Л.И. | Ч 50 | |
Маслахов М.К. | Т 40 |
|
Из таблицы №2 мы видим, что 7 человек из 60 выбрали «Человек- художественный образ», что составляет 12% от общего количества; 22 ребёнка выбрали «Человек-человек», что составляет 40%; 9 человек предпочли профессию типа «Человек- техника»- 16%, «Человек- знаковая система»- 18%, «Человек- природа»-14%. Из этого можно сделать вывод, что у детей, обучающихся в общеобразовательной школе круг интересов более разбросан, неустойчив. Большинство детей не готовы к самостоятельному профессиональному выбору. Чаще их выбор происходит либо «по моде», либо «за компанию».
Результаты полученные по методике карта интересов представлены в таблице №№ 3,4
Таблица №3. Результаты карты интересов по ДШИ
№ п/п | Ф.И.О. | Предпочтение |
Фасхутдинова Л.Ш. | 14 8 | |
Якимова Е.Ю. | 10 6 | |
Ибрагимова Л.Р. | 14 6 | |
Макарова Е.Д. | 15 6 | |
Макарова И.Р. | 10 4 | |
Хуснуллина А.Х. | 15 8 | |
Тимохина Д.И. | 9 7 | |
Селиванова Н.А. | 11 6 | |
Салахова Г.Х. | 14 7 | |
Шайхутдинов И.Р. | 15 6 | |
Хайбуллина Д.Ш. | 14 8 | |
Алавердян А.А. | 13 6 | |
Портнова Н.Г. | 15 8 | |
Хайруллов И.Р. | 13 8 | |
Кудряшова С.А. | 15 6 | |
Гарифуллина Л.М. | 11 4 | |
Федоровская А.А. | 11 8 | |
Шарифуллин Л.К. | 13 6 | |
Зайнуллин А.М. | 6 4 | |
Гизатуллина А.Г. | 14 6 | |
Гайсина Л.Т. | 15 8 | |
Степанова В.И. | ||
Мингулова Р.Г. | 12 4 | |
Гизатулина Л.Ю. | 7 8 | |
Сабирова А.Н. | 14 7 | |
Байрамалыев М.М. | 13 5 | |
Булычева Ю.А. | 6 7 | |
Махов А.А. | 15 6 | |
Зуфаров А.М. | 11 5 | |
Манирова Р.М. | 14 8 | |
Минубаева Р.А. | 15 5 | |
Гатина А.А. | 15 6 | |
Гиниятуллина Д.Т. | 14 7 | |
Гиниятуллина Р.А. | 15 6 | |
Наширванова М.Н. | 10 5 | |
Шайхутдинова З.Б. | 14 8 | |
Хуснуллина Л.Х. | 15 8 | |
Сальманов И.М. | ||
Баляева О.В. | 15 6 | |
Чупахина Т.А. | 14 5 | |
Савельева Н.Ю. | 11 4 | |
Зинурова А.Г. | 15 8 | |
Мухаметзянова Р.Р. | 9 6 | |
Зайцева Г.В. | 5 4 | |
Воробьев Р.В. | 15 4 | |
Гиниятуллин Р.Х. | 6 8 | |
Ибятова Г.М. | ||
Иванова М.А. | 10 8 | |
Мухаметшин Р.Н. | 14 5 | |
Якина Е.Д. | 15 8 | |
Кузина М.Н. | 9 5 | |
Галимова А.Н. | 14 8 | |
Борзова А.В. | 10 8 | |
Шайхутдинова З.Ф. | 4 5 | |
Сотникова О.А. | 9 8 | |
Пестова О.А. | 10 8 | |
Оськина Ю.И. | 11 8 | |
Бадрутдинова Л.И. | 10 6 | |
Иванова Е.Н. | 6 5 | |
Вагапова А.Р. | 10 7 |
|
Из таблицы №3 мы видим, что 12 детей из 60 (20%) выбрали профессию музыкант, 14 человек - профессию художник (25%), 6 человек- профессия врач(10%), 8 человек- профессия учитель (14 %); остальные 30 % выбрали разнообразные профессии, не связанные с профессиями типа «Человек- художественный образ», «Человек-человек». Таким образом, у большинства детей из ДШИ круг интересов более направлен и сужен.
Таблица №4Результаты карты интересов по ЧСШ № 1
№ п/п | Ф.И.О. | Предпочтение |
Галимова Л.Г. | 14-7 | |
Гайнутдинов И.А. | 6-5 | |
Умиров Л.Р. | 14-6 | |
Занкович В.Л. | 15-8 | |
Фассахов И.И. | 10-7 | |
Захаров Е.В. | 1-1 | |
Маркелова Т.Н. | 10-3 | |
Сальманова Л.М. | 13-8 | |
Сарбакова А.Д. | 5-2 | |
Таджиева Г.Т. | 4-5 | |
Егизбаева Р.С. | 14-2 | |
Исхаков И.М. | 11-4 | |
Долгополова Л.В. | 15-4 | |
Рафикова В.В. | 11-5 | |
Минхаеров Р.А. | 2-7 | |
Харисова А.Р. | 13-6 | |
Гатауллина А.Г. | 9-5 | |
Салихова А.Ф. | 3-6 | |
Беляев Д.И. | 13-2 | |
Байрамалыев А.М. | 13-8 | |
Мишарина Е.А. | 11-4 | |
Котина С.Н. | 8-3 | |
Жаров М.Ю. | 5-6 | |
Мусин Р.А. | 12-4 | |
Котина Н.Н. | 13-4 | |
Улеева Р.П. | 11-5 | |
Чукашова Н.М. | 8-5 | |
Гайфутдинова Р.Р. | 12-5 | |
Зайцева М.А. | 4-6 | |
Кирилова Н.П. | 6-2 | |
Маркелов Т.О. | 9-6 | |
Кирилов Д.О. | 13-2 | |
Мусин М.Р. | 14-7 | |
Маркелова М.А. | 6-5 | |
Хусаинова Э.М. | 9-6 | |
Семкичева М.Ю | 6-5 | |
Борисова Н.А. | 14-6 | |
Миронова С.В. | 15-8 | |
Шангараева Г.Р. | 10-7 | |
Шайхутдинова А.Ф. | 1-4 | |
Туктарова Г.И. | 10-3 | |
Галимов И.Б. | 13-8 | |
Ильдияров А.В. | 13-2 | |
Башарина А.Е. | 4-5 | |
Фролова Н.А. | 14-2 | |
Долгополов М.И. | 11-3 | |
Митрюхина А.С. | 11-4 | |
Козлова В.А. | 15-4 | |
Шайхутдинова Р.З. | 11-5 | |
Митрофанова М.И. | 2-6 | |
Волков А.В. | 13-6 | |
Селезнева Н.С. | 9-5 | |
Гордеев А.М. | 3-6 | |
Ибниев И.М. | 13-4 | |
Газизов Д.И. | 13-8 | |
Селиванова Н.А. | 12-4 | |
Годеева Р.В. | 9-4 | |
Гафиятуллина Л.И. | 3-5 | |
Маслахов М.К | 13-5 | |
Трофимов М.А. | 15-4 |
Из таблицы № 4 мы видим, что 6 детей из 60 (10%) выбрали профессию музыкант, 5 человек- профессию художник (9%), 4 человека- профессия учитель (7%), 4 человека- профессия учитель (7 %); 12 человек выбрали профессию военное дело (20%); 7 человек- врач (12%); остальные выбрали разнообразные профессии, что говорит о более разобщенном, не устоявшимся круге интересов. Детям интересно то, что их более привлекает в настоящий момент.
Результаты, полученные по методике «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности» представлены в Таблицах №№5,6.(Приложение №5).
На следующем этапе исследования, для доказательства гипотезы на статистическом уровне, нами был применен математический метод обработки результатов. Был применен U - критерий Манна-Уитни, который предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака.
Проранжируем значения по методики «Карта интересов» (Табл.№).
Общая сумма рангов соответствует расчетной сумме, т.е. равенство реальной и расчетной сумм соблюдено.
Так как большая ранговая сумма приходится на выборку учащихся, посещающих ДШИ, сформулируем следующие гипотезы:
Н0: группа детей из ДШИ не превосходит группу детей из средней общеобразовательной школы по интересам к профессиям.
Н1: группа детей из ДШИ превосходит группу детей из средней общеобразовательной школы по интересам к профессиям.
60 (60+1)
Uэмп. = (60х60)+ - 4079 = 1351
Uэмп. = 1351
Uкр. =
Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1, т.е., группа детей из ДШИ превосходит группу детей из средней общеобразовательной школы по интересам к профессиям.
Проранжируем значения по методики «ОПГ» (Табл.№).
Общая сумма рангов соответствует расчетной сумме, т.е. равенство реальной и расчетной сумм соблюдено.
Так как большая ранговая сумма приходится на выборку учащихся, посещающих ДШИ, сформулируем следующие гипотезы:
Н0: выбор профессиональной сферы у детей из ДШИ не превосходит выбор профессиональной сферы у детей из средней общеобразовательной школы.
Н1: выбор профессиональной сферы у детей из ДШИ превосходит выбор профессиональной сферы у детей из средней общеобразовательной школы.
60 (60+1)
Uэмп. = (60х60)+ - 4413 = 1017
Uэмп. = 1017
Uкр. =
Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1, т.е., выбор профессиональной сферы у детей из ДШИ превосходит выбор профессиональной сферы у детей из средней общеобразовательной школы.
Проранжируем значения по методики «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности» (В.М.Русалова) (Табл.№).
Проранжируем каждую шкалу отдельно (Приложения №№)
Общая сумма рангов соответствует расчетной сумме, т.е. равенство реальной и расчетной сумм соблюдено.
Так как большая ранговая сумма приходится на выборку учащихся, посещающих ДШИ по всем шкалам, сформулируем следующие гипотезы:
Н0: формально-динамические свойства индивидуальности у детей из ДШИ не превосходят формально-динамические свойства индивидуальности у детей из средней общеобразовательной школы (ЧСШ).
Н1: формально-динамические свойства индивидуальности у детей из ДШИ превосходят формально-динамические свойства индивидуальности у детей из средней общеобразовательной школы (ЧСШ).
Найдем критические значения для данной выборки по Таблице
Uкр. =
Рассчитаем эмпирическое значение для каждой шкалы.
Шкала «Эргичность психомоторная» (ЭРМ):
60 (60+1)
Uэмп. = (60х60)+ - 4792,5 = 637,5
Uэмп. = 637,5
Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1, т.е, психомоторная эргичность у детей из ДШИ превосходит психомоторную эргичность у детей из средней общеобразовательной школы.
Шкала «Эргичность интеллектуальная» (ЭРИ):
60 (60+1)
Uэмп. = (60х60)+ - 4841,5 = 558,5 2
Uэмп. =558,5
Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1, т.е., интеллектуальная эргичность у детей из ДШИ превосходит интеллектуальную эргичность у детей из средней общеобразовательной школы.
Шкала «Эргичность коммуникативная» (ЭРК):
60 (60+1)
Uэмп. = (60х60)+ -4894,5 = 535,5
Uэмп. = 535,5
Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1, т.е, коммуникативная эргичность у детей из ДШИ превосходит коммуникативную эргичность у детей из средней общеобразовательной школы.
Шкала «Пластичность пситхомоторная» (ПМ):
60 (60+1)
Uэмп. = (60х60)+ - 4898,5 = 531,5
Uэмп. =531,5
Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1, т.е, психомоторная пластичность у детей из ДШИ превосходит психомоторную пластичность у детей из средней общеобразовательной школы.
Шкала «Пластичность интеллектуальная» (ПИ):
60 (60+1)
Uэмп. = (60х60)+ -5246 = 184
Uэмп. = 184
Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1, т.е, пластичность интеллектуальная у детей из ДШИ превосходит пластичность интеллектуальную у детей из средней общеобразовательной школы.
Шкала «Пластичность коммуникативная» (ПК):
60 (60+1)
Uэмп. = (60х60)+ -4839 = 591
Uэмп. = 591
Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1, т.е., пластичность коммуникативная у детей из ДШИ превосходит пластичность коммуникативную у детей из средней общеобразовательной школы.
Шкала «Скорость психомоторная» (СМ):
60 (60+1)
Uэмп. = (60х60)+ -4892,5 = 537,5
Uэмп. = 537,5
Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1, т.е., психомоторная скорость у детей из ДШИ превосходит психомоторную скорость у детей из средней общеобразовательной школы.
Шкала «Скорость интеллектуальна» (СИ):
60 (60+1)
Uэмп. = (60х60)+ -4697 = 733
Uэмп. = 733 Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1, т.е., интеллектуальная скорость у детей из ДШИ превосходит интеллектуальную скорость у детей из средней общеобразовательной школы.
Шкала «Скорость коммуникативная» (СК):
60 (60+1)
Uэмп. = (60х60)+ - 4967,5 = 462,5
Uэмп. =462,5
Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1, т.е., коммуникативная скорость у детей из ДШИ превосходит коммуникативную скорость у детей из средней общеобразовательной школы.
Шкала «Эмоциональность психомоторная» (ЭМ):
60 (60+1)
Uэмп. = (60х60)+ -4815,5 =614,5
Uэмп. = 614,5
Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1, т.е., психомоторная эмоциональность у детей из ДШИ превосходит психомоторную эмоциональность у детей из средней общеобразовательной школы.
Шкала «Эмоциональность интеллектуальная» (ЭИ):
60 (60+1)
Uэмп. = (60х60)+ - 4978,5 = 451,5
Uэмп. = 451,5
Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1, т.е., эмоциональность интеллектуальная у детей из ДШИ превосходит эмоциональность интеллектуальную у детей из средней общеобразовательной школы.
Шкала «Эмоциональность коммуникативная» (ЭК):
60 (60+1)
Uэмп. = (60х60)+ -4786 = 644
Uэмп. = 644
Uэмп.< Uкр., таким образом принимается Н1, т.е., эмоциональность коммуникативная у детей из ДШИ превосходит эмоциональность коммуникативную у детей из средней общеобразовательной школы.
На основе результатов математической статистики можно сделать вывод, что профессиональное самоопределение детей посещающих школу искусств имеет свою специфику, так у них более сужен круг интересов видов деятельности (по методике «Карта интересов»), интересы более направлены в определенную область. Ярче выражены предпочтения и интересы в рассматриваемых профессиональных сферах (по методике «Опросник профессиональной готовности»). Также они имеют свою специфику формально-динамических свойств индивидуальности: более высокую сферу психомоторной активности, гибкость при переключении одних форм двигательной активности на другие, высокий темп психомоторного поведения, высокую чувствительность по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом. Интеллектуальная сфера детей посещающих школу искусств отличается более высоким уровнем интеллектуальных возможностей, высоким уровнем способностей к обучению, высокой гибкостью мышления, более высокой скоростью умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности. Коммуникативная сфера отличается более значительной потребностью в общении, легкостью вступления в новые социальные контакты. Их речь легкая и плавная, быстрая вербализация, высокая речевая активность, чувствительность в случае неудач в общении.
Таким образом, дети, посещающие школу искусств, имеют отличие в интеллектуальном, психомоторной и коммуникативной сфере, что показывает более высокий уровень развития, чем дети посещающие общеобразовательную школу.
Вывод: во 2 главе мы выявили различия профессионального самоопределения детей посещающих школу искусств и обучающихся в общеобразовательной школе.
Нами были подобраны методике, которые позволили выявить интересы и предпочтения детей, а также формально-динамические свойства личности каждого учащегося.
На основе результатов математической статистики можно сделать вывод, что профессиональное самоопределение детей посещающих ДШИ имеет свою специфику. Так у них более сужен круг интересов, ярче выражены предпочтения в рассматриваемых профессиональных сферах, имеются отличия в интеллектуальной, психомоторной и коммуникативных сферах.
профессиональный самоопределение учащийся психолог
Çàêëþ÷åíèå
В результате проведенного исследования нами были решены следующие задачи:
1. Анализ источников литературы показал, что заявленная нами проблема на сегодняшний день является актуальной. Разработки многих ведущих психологов показывают прямую зависимость профессионального самоопределения в ранней юности от способностей, индивидуально-психологических особенностей и социально-психологической зрелости. Выбор профессии происходит в результате анализа внутренних ресурсов и желаний, которые зависят и от внешних условий, и от индивидуальных особенностей учащихся. Профессиональное самоопределение каждого человека зависит от общей направленности на добросовестный творческий труд, духовной зрелости и готовности к профессии, в которой он сможет реализовать свои знания, умения и возможностей. Обучение в ДШИ может стимулировать появление интереса к определенным профессиям.
. В связи с поставленной гипотезой нами были подобраны методики, которые позволили выявить профессиональные интересы и предпочтения детей, а также формально-динамические свойства личности каждого учащегося.
. Проведя сравнительный анализ, мы выявили различия между спецификой профессионального самоопределения детей посещающих школу искусств и обучающихся в общеобразовательной школе.
Следовательно, из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что дети, обучающиеся в ДШИ имеют особенности в профессиональном самоопределении. У них более сужен круг интересов, чем у учащихся, посещающих среднюю общеобразовательную школу, т.е. наша гипотеза подтвердилась.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Айзенк.Г. Проверьте свои способности.-М.:Знание,1972.г.
. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л. 1968г.
.Асмолов.А.Г. Психология личности: Учебник.-М.1990.г.
.Аргайл М. Психология счастья.-М.: Прогресс 1990г.
.Асмолов А.Г. Нестандартное образование в изменяющемся мире.-Новгород: А О Новгород. 1993г.
. Берн Э. Психология человеческой судьбы -М.: Прогресс 1988г.
. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитания. -М.: Прогресс 1986г.
. Большая советская энциклопедия. 1975г.
. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов на Дону: РГУ. 1983г.
. Васильев И.А. Мотивация и контроль за действием.-М.: МГУ 1991г.
. Вершинин С.И. Как оценивать эффективность профориентации школьников. Школа и производство. 1990г.№6.
. Выгодский. Психология развития.-М. 1976г.
. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологического исследования.-М. МГУ 1978г.
. Гисберс Н.К. Психология -М. 1987г.
. Гриншпун С.С. Теория и практика профессиональной консультации.-М. 1993г.
. Драгунова Т.В. Подросток-М. Знание 1988г.
. Дубровина И.В. Модель развития психологической службы. Детский практический психолог. 1994г.№ 1.
. Зинченко В.П. Образование, культура сознания.-М.: Тривола 1994г.
. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности.-М.: МГУ 1987г.
. Климов Е.А. Психолого педагогические проблемы профессиональной консультаций. -М. Знание 1986г.
. Климов Е.А. Как выбирать профессию.-М.: Просвещение 1990г.
. Климов Е.А. Введение в психологию труда.-М.: МГУ 1988г.
. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий.-Обнинск: Принтер 1993г.
. Коган Л.Н. Человек и его судьба.-М.: Мысль 1988г.
. Кон И.С. Психология старшеклассника.-М.: Просвещение 1993г.
. Кроник А.А. Психологические основания типологии индивидуальных стилей жизни. М.1982г.
. Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии.СПб.: Питер 2002г.
. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.-М.: МГУ 1981г.
. Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии, 1985 №1.
. Лучшие психологические тесты для профотбора - Петрозаводск «Петроком».1992г.
. Мамардашвили М.К. Проблемы человека в философии.-М.: Политиздат 1991г.
. Маслоу А.Н. Персональные мотивации.-М.: Просвещение 2001г.
. Мухина В.С. Возрастная психология.-М.: Академия 1997г.
. Майерс Д. Социальная психология.-С-Пб.:Питер 1999г.
. Немировский В.Г. Профессиональная ориентация и формирование у молодежи представлений о смысле жизни.- Красноярск 1985г.
. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.-М.: Просвещение 1987г
. Пряжников Н.С. Профессиональное личностное самоопределение.-М.-Воронеж: 1996г
. Пряжников Н.С. Профконсультация как взаимодействие консультанта и оптанта.-М.: МГУ 1989г.
. Пряжников Н.С. Профконсультация:виды и условия проведения.-М.: МГУ 1989г.
. Пряжников Н.С. Профориентационные игра: проблемные ситуации, задачи. карточные методики.-М.: МГУ 1991г.
.Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодёжи/ Под ред.Ословского В.Л.- Киев.:Наукова Думк 1978г.
. Реан А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессии// Вопросы психологии, 1988 №1.
. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии.-М.: Педагогика 1989г.
.Столин В.В. Самосознание личности.-М.: МГУ 1991г.
. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология.Р-н-Д.:Феникс 2000г.
. Сундалова В.А. Профессиональное самоопределение.:Уфа.:ВЭГУ 2004г.
. Толстых А.В. Возраст и жизнь-М.:Молодая гвардия 1988г.
. Франкл В. Человек в поисках смысла-М.: Прогресс 1990г.
. Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности «от внешнего и внутреннего»// психологический журнал 1995г.№2
. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности.-М.: Педагогика 1981г.
. Шибутани Т. Социальная психология.-М. Р-н-Д.:Феникс 1999г.
.Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований.-М.: Касталь 1992г.
. Эльконин Д.Б. Психология игры.-М.: Педагогика 1978г.
. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности.-М.: Наука 1978г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Результаты, полученные по методике ОФДСИ В.М.Русалова представлены в таблицах №№ 5,6
Таблица №5 Результаты ОФДСИ по ДШИ