Путь к духовному прозрению




Жизнь, наверное, самая сложная штука на свете: никто не знает, как она появилась, зачем и благодаря кому, сколько длится и подчиняется ли вообще каким-либо закономерностям. Многие философы пытались найти ответы на вечные вопросы человечества, но их попытки оказались напрасными: учёные смогли лишь выстроить иллюзии вокруг себя и других людей, оградив их хрупкими стенами знаний,которые разрушаются, стоит лишь их коснуться. Зачем это надо человеку, спросите вы. Все предельно просто: целью является ощущение ложного комфорта и безопасности, потому что ничто не пугает так, как неизвестность. Знания обеспечивают человека чувством контроля ситуации, позволяют испытать власть. Однако это неправильно, ибо на самом деле мы не имеем точного представления о многих вещах. К ним, например, относятся жизнь и смерть, любовь и ненависть, счастье и боль, одиночество, Бог, вселенная, и то, о чем, собственно, это сочинение: духовность и прозрение. По этому поводу Ремарк говорил: ««почему» – это вопрос, о который до сих пор разбивалась вся логика, вся философия, вся наука». Люди не вправе давать точные определения этим понятиям, инструкции по правильному поведению в каких-либо ситуациях, характеристики и прогнозы. Очень многое неподвластно человеку, стоит выше его понимания, и это надо просто принять, не загоняя в определённые рамки права или морали.
Не так давно я работала над рассказом о пути достижения гармонии, которая, на мой взгляд, очень тесно связана с духовным прозрением. Вот, что я написала по этому поводу в сочинении: «Мы бьемся в отчаянных попытках ответить на вопросы, ответов на которые в нашей земной жизни нет. Но, вероятно, их поиск и составляет душевную гармонию».

Сложность и многогранность сущностей как гармонии, так и духовного прозрения состоит именно в том, что они видоизменяются под каждого индивида в отдельности, принимая для него то особенное значение, которое подходит только этому человеку.

Л.Н.Толстой писал своей двоюродной тёте: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».
Пожалуй, главной отличительной чертой писателя является мотив постоянного поиска себя в его произведениях, выяснение правды. Результат обманчив. Каждая истина – это всего лишь очередное заблуждение. Нужно найти гармонию между своим " я" и огромным миром.
Рассмотрим пути к духовному прозрению двух героев романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир": Андрея Болконского и Пьера Безухова.
Молодой князь всю жизнь лелеял мечты о славе, восхищаясь Наполеоном, когда французские войска вот-вот готовы были напасть на Россию. В то же время мы понимаем, что маленький император жил и в самом Андрее. Болконский считал целью всей своей жизни обретение славы и признание её окружающими, именно поэтому он пошёл на войну и во время Аустерлицкого сражения кинулся со знаменем вперёд. Все его мироощущение строилось на жажде популярности, стремлении быть похожим на французского императора.

После этого события князь меняется, уже не ищет славы, но считает, что жить надо для себя, правда, его " я" включает и близких персонажа тоже. Спустя некоторое время духовный поиск героя описывает своего рода спираль, возвращаясь в исходную точку, в которой к нему опять приходят внутренний Наполеон и жажда славы, но уже на другом уровне. Это проявляется в желании Андрея находиться рядом со Сперанским и его восхищении этим деятелем.
Но вот снова случается переломный момент для князя: он встречает Наташу Ростову, которая становится для него некой мерой истины, у персонажа наступает обновление жизни, в которой главную роль играет любовь.
И в самом конце, когда Болконский, раненый, умирает, он достигает духовного прозрения: осознаёт, что такое божественная любовь. Да, погибает князь в расцвете лет, однако он, растворяясь в мире, остается в памяти близких и воплощается в его сыне Николеньке. Духовный путь Андрея – это путь разума, мечт о славе, испытания огромного количества разочарований, преодолеть часть которых ему помогла любовь. И это чувство в конце концов осталось с ним, хоть и на новом, доселе неизвестном уровне, – любовь ко всем и вся, любовь божественная.
Пьер Безухов шел по пути к духовному прозрению на поводу у сердца и юношеского легкомыслия. Он вступил в секту в надежде примкнуть к силе, делающей добро, видел свое предназначение в помощи нуждающимся. Молодой граф постоянно колебался в выборе и так же, как Андрей Болконский, сделал виток в духовном развитии: спустя какое-то время опять начал пить, гулять, искать коротких встреч с женщинами. Однако он понимал, что это были не та жизнь и цель, которые он хотел бы иметь. Поэтому Безухов пытался найти себя и своё место в мире, приобщившись к жизни простого народа, находясь на поле боевых действий во время Бородинского сражения. В конце книги персонаж обрел то, что давно искал: для него духовное прозрение наступило с обретением семьи, так как именно к этому и стремился герой все время.
Духовный путь Пьера Безухова несколько отличается от пути князя Андрея, но тем не менее каждый из двух молодых людей прежде всего ищет себя, своё место в мире, смысл жизни и способы его достижения.
Современная российская певица и актриса Сати Казанова удивила всех своих поклонников и СМИ тем, что отказалась от мяса и начала заниматься йогой, которая, как считает сама девушка, в настоящее время является одним из самих лучших способов духовного развития. Звезда говорит: " Я желаю людям искать и находить смысл жизни, многие несчастны, потому что не понимают, зачем им жить в таком жестоком мире. Общество не дает им ответы на вопросы; образование и родители тоже не способны дать им этого. Но всегда можно услышать сердце, всегда можно найти свое, найти себя. И я желаю людям этого. Конечно, будут испытания. Чем выше поднимаешься, тем больнее падать, но этот полет, этот подъем стоят того»

Сущность духовного прозрения заключается в его неповторимости и индивидуальности. Путь к нему – путь к принятию собственного «я», к нахождению смысла жизни. И, наверное, гармония наступает вместе с ним. Л.Н. Толстой в «Войне и мире» показывает множество способов по обретению духовного прозрения, ведь герои романа-эпопеи имели довольно разные взгляды на мир, хотя и были друзьями. Совершенно другие средства для его достижения предлагает и Сати Казанова, российская певица и актриса, к которой оно пришло через йогу. Именно поэтому невозможно точно сказать, как нужно поступать, чтобы его достичь. Только сам человек решает, какие действия выбрать, с какими людьми идти по этому пути, а насколько это будет сложно, неизвестно никому. Нельзя предугадать, чем закончится эта дорога и как она будет выглядеть, дать какие-либо точные инструкции и способы. Однако, конечно же, всегда есть возможность тыкнуть пальцем в небо, что и делают многие «мудрецы» в наше время да и раньше тоже любили. Более того, я уверена, будут продолжать так поступать и спустя пятьдесят, сто лет, независимо от того, что ждет человечество в будущем, потому что некоторые вещи в жизни никогда не меняются.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: