Классификация потребностей.




Авторы предлагают следующий вариант классификации потребностей, в основе которой лежит их происхождение.

Биологические потребности, происхождение которых связано с сохранением жизни индивида и вида. При таком определении в эту группу можно включить следующие потребности.

1. Потребность гомеостазиса, т. е. поддержания постоянства внутренней среды, нарушение которого ведет к возникновению специфических ощущений, что побуждает организм к удовлетворению этой потребности. Например, при недостатке воды в организме или высоком осмотическом давлении возникает жажда, которая побуждает организм к поиску воды и потреблению ее, что устраняет жажду и удовлетворяет эту потребность. При недостатке питательных веществ возникает ощущение голода, что формирует пищевое поведение - поиск, добывание и потребление пищи, потребности испражнения, мочевыведения.

2. Потребность сохранения – самосохранения и сохранения вида.

3. Родительские потребности – воспроизведение и охрана потомства.

4. Половая потребность.

5. Потребность труда и отдыха, в том числе и сна. Движение человеку так же необходимо, как и отдых.

Бытовые потребности – одежда, жилье, санитария и т.п. Санитарный инстинкт у человека утратился и перешел в разряд бытовых потребностей, так же как и потребность человека в территории (у животных – инстинкт территориального поведения).

Социальные потребности, происхождение которых связано со средой обитания, так же характерны для животных и человека, как и биологические потребности.

Перечислим основные социальные потребности человека.

1. Стремление принадлежать к определенной социальной среде и иметь желаемую профессию.

2. Соблюдение норм поведения в рамках критериев нравственности общества.

3. Стремление к успеху (лидерство, творчество, спортивные и производственные достижения, успехи в учебе на различных ступеньках образовательной лестницы, компетентность, профессионализм и т.п.).

Именно социальная среда формирует все эти и подобные им потребности. У Маугли тоже формируется потребность в успехе, но она имеет иное происхождение и значение, нежели потребность в успехе человека в его социальной среде.

Поэтому так называемые идеальные потребности, например потребность творчества, имеют социальное происхождение, и они должны включаться в группу социальных потребностей, как и некоторые другие. Именно социальная среда определяет характер этих потребностей.

Потребности свободы и исследования (ориентировочно-исследовательской деятельности, неизвестной, загадочной среды, обстановки, стремление преодолевать трудности и т.п.). Эти потребности не связаны друг с другом своим происхождением, но они очевидны. Эти потребности особенно ярко выражены у диких животных, несомненно, они присущи и человеку, играя исключительно важную роль в его жизнедеятельности. Так, потребность к свободе находит свое отражение в таких понятиях, как свобода слова, собраний, выбора профессии, свобода и независимость своей Родины и т. п. Стремление к исследованию «неизвестности» приводит к открытиям.

Значение потребностей заключается в том, что они формируют мотивации, стимулирующие деятельность организма для сохранения жизни индивида и вида, добиваться высоких показателей в производственной и научной деятельности, в спорте, совершать открытия и т.п., а также играют воспитательную роль. В частности, стремление к успеху обязывает человека лучше учиться, работать, выполнять свой долг перед Родиной, родителями и т.п.

В формировании потребностей важную роль играют критические периоды. Понятие критического периода введено по аналогии с периодом наилучшего проявления импринтинга. Особенности влияния внешней среды, состояние организма в критический период оставляют неизгладимый след на всей дальнейшей судьбе индивида. Например, в результате сенсорной депривации, недостаточности питания и изменений гормонального баланса во время критического периода развиваются дефекты, которые не компенсируются. Имеется несколько критических периодов в жизни ребенка – обычно выделяют 1-й месяц жизни, 3 года, 7 лет и 12 – 16 лет.

В опытах на животных показано, что после проведения во время критического периода монокулярной или контурной зрительной депривации, которая достигалась содержанием животных в помещениях, где возможно было воспринимать только вертикальные или горизонтальные линии, у них страдала точность ориентировки в пространстве (преодоление препятствий, прыжки, хождение по краю и т.п.), различение фигур через ранее депривированный глаз, а также тонкое различение контуров. Полного восстановления утраченных функций не происходило и у взрослого животного. Сенсорная депривация в раннем возрасте ведет также к нарушению интегративных функций мозга, к ухудшению обучения взрослых особей.

Если в критический период животное подвергается не депривации, а, наоборот, усиленным воздействиям, так называемому содержанию в информационно насыщенной среде, то это обстоятельство также накладывает неизгладимый отпечаток. Одно из наиболее ярких проявлений эффекта «насыщенной среды» в раннем онтогенезе – это возрастание стрессоустойчивости. Животное, систематически подвергающееся стрессовым воздействиям, которые, однако, не выходят за пределы его адаптивных возможностей, приобретает способность в последующем противостоять не только отрицательному влиянию воздействующего раздражителя, но и многим другим стрессорам.

Избыточное питание в детском возрасте ведет к повышенной потребности в пище в зрелом периоде, у детей в возрасте от 5 до 12 мес характерно нарастание страха перед незнакомцами. По-видимому, у человека период первичной социализации завершается к 5 мес жизни.

Потребности формируют мотивации, которые в свою очередь обеспечивают не только сохранение жизни, но и достижение успехов в различных сферах деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: